Где находится запорная арматура

Запорная арматура — это разновидность трубопроводной арматуры, выполняющей функцию перекрытия хода потоку жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды).

Этот вид арматуры характеризуется широким распространением — порядка 80% от общего количества используемых деталей.

Пробно-спускная и контрольно-спускная арматура, применяемая с целью контроля уровня жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды) в резервуарах, отбора проб, изгнания воздуха из верхних полостей, дренажа и т.д. — также разновидности запорной арматуры.

Где находится запорная арматура

Набор разновидностей запорной арматуры

Материал для изготовления этих деталей

Материалом для изготовления этих деталей может быть только ковкий чугун или же нержавеющая сталь.

Это связано с тем, что внутренняя поверхность запорной арматуры постоянно контактирует с водой, паром, газом, маслами и прочими химически активными средами — однако коррозия металла в данном случае категорически недопустима в виду того, что при повреждении целостности стенки произойдет утечка среды.

Важно! Благодаря своей функциональности, запорная арматура нашла применение в самых различных направлениях производства.

В зависимости от области использования, можно провести ее разделение на два вида:

  1. Запорная арматура, которая применяется в особых условиях («узкопрофильное» использование);
  2. Запорная арматура, имеющая некое общетехническое применение;

Примерами полнооткрывающейся запорной арматуры могут быть пробковые краны, вентили, арматура с проходным каналом, который имеет строение трубки Вентури.

Важно!!! Какие виды деталей используются больше всего?

Где находится запорная арматура

Пробковый кран

Максимальных объемов достигло изготовление в промышленных масштабах следующих деталей из разряда запорной арматуры:

  1. Краны,
  2. Клапаны (вентиля),
  3. Задвижки
  4. Заслонки.

Краткая характеристика каждого вида деталей

Где находится запорная арматура

Запорная арматура может быть самого разного диаметра

Следует сразу же отметить одну отличительную особенность запорных вентилей — их габариты не превышают 300 мм в диаметре прохода. Применимы эти детали исключительно в тупиковых участках системы подачи жидкости (воды, газа или любой другой текучей среды). Кроме того, возможно их использование и для сильфонного уплотнения шпинделя.

Помимо этой разновидности деталей, получили признание среди мастеров-гидравликов так называемые шаровые краны и заслонки простой конструкции в виду своей надежности и полифункциональности.

Где находится запорная арматура

Вентели, предназначенные для использования на трубах маленького диаметра

Важным преимуществом задвижек является относительно простое строение: короткая длина, слабое гидравлическое сопротивление. Классифицируют их на два типа: параллельные двухдисковые и клиновые.

В том случае, если же давление, оказываемое жидкой или же газообразной средой, будет незначительным, то следует использовать двухдисковые задвижки, высокое давление обуславливает необходимость установки клиновых (сам клин может быть цельным, упругим или составным).

Детальная характеристика кранов. Их классификация, функциональная характеристика и область применения

Сложно даже представить, насколько широка область их применения — трубопроводы, водопроводы, паропроводы и газопроводы в обязательном порядке комплектуются этими деталями. Как правило, используются краны имеющие небольшие размеры, слабое сопротивление. Масса подобного рода детали составляет от 0,881 кг до 8,64 кг. Диаметр d в дюймах от одного до трех.

Где находится запорная арматура

Газопровод также не может функционировать без элементов запорной арматуры

По другой классификации (структурной) чаще всего применяются следующие типы кранов: пробковые и шаровые. Они, уже, в свою очередь, подразделяются на натяжные и сальниковые (основной критерий различия — это способ их герметизации). Подсоединение к трубопроводу осуществляется с помощью муфты, фланца или сварки.

Краны пробковые (газовые, муфтовые, чугунные) нашли применение на трубопроводах, по которым производится подача природного газа. Прикрепление осуществляется при использовании резьбовой муфты.

Следует отметить, что нормальное функционирование кранов этих видов возможно при следующих показателях: рабочее давление — Pp=0,1 МПа, tp< 50°С.

Другой вид кранов — сальниковые (муфтовые чугунные). Они необходимы на трубопроводах, при помощи которых производится транзит воды или нефти. Необходимая температура для благополучного функционирования составляет tp< 100°С. Особенности строения заключаются в том, что основные детали крана (корпус, пробка, сальник, заполненный пенькой или резиной) сделаны из чугуна.

В том случае, если же необходимо установить кран на трубопровод большого диаметра, следует остановить выбор на шариковом кране, обладающим малыми размерами, слабым сопротивлением и высоким качеством.

Если же будет подаваться газ или жидкость (вода, или любая другая текучая среда) в широком диапазоне температур по одному и тому же трубопроводу, необходимо применение фланцевого стального крана со смазкой или с патрубками под приварку.

Можно управлять как дистанционно, так и в ручную, при помощи маховика.

Где находится запорная арматура

Регулирующий клапан

Детальная характеристика запорных вентилей. Как их подразделяют, из чего они состоят, какова область их применения?

В данном случае, как правило, используются устройства (вентили) с дистанционным управлением или же с управлением при помощи маховика.
Выбор вентеля осуществляется исходя из того, каковой будет температура жидкости или газа, которые будут транспортироваться по трубопроводу.

  1. В том случае, если предполагается транспортировка воды (газа или любой другой текучей среды), температура которой не превышает отметки в 50°С, есть смысл устанавливать чугунные запорные муфтовые вентили.
  2. Если же температура транспортируемого будет находиться в диапазоне строго от 45 до 50 градусов по Цельсию, то есть смысл использовать запорные вентили с электромагнитным приводом, которым можно управлять вручную, так как они работают от электромагнитного привода.

Где находится запорная арматура

Клапан запорный

Основные функции и особенности строения, которыми характеризуются заслонки

Применение этих деталей оправдано только в том случае, если же диаметр трубопровода составляет около 2200 мм. Эти детали характеризуются рядом весьма выгодных преимуществ:

  1. Максимально возможная простота устройства, при которой оно, как всегда, показывает наибольшую эффективность.
  2. Они просты в управлении.
  3. Цена их вполне приемлема и вес. Как правило, управление заслонками осуществляется в ручную, однако иногда производятся укрепленные заслонки с помощью гидропривода или пневмопривода. Важный момент — дистанционное управление возможно только в случае с заслонками, обладающими диаметром 300-1600 мм на Ру = 1,0 МПа.
  4. Очень редко требуется ремонт.

Чем заслонка отличается от задвижки, которыми пользуются намного больше?

Учитывая то, что заслонки — это по определению короткие приспособления и их применение оправдано только лишь на магистралях и технологических производствах. Строение же задвижек подразумевает присутствие движимого или недвижимого шпинделя. Собственно, именно по этой причине существуют разные типы задвижек. Естественно, ремонт их также зависит от типа.

В том случае, если же шпиндель подвижный, то такие задвижки могут иметь электропривод. У клиновых задвижек шпиндель недвижимый, фланцевый, чугунный. Естественно, благодаря этому, они характеризуются дистанционным управлением.

Применение двухдисковых задвижек с недвижимым шпинделем, изготовленных из чугуна, оправдано в том случае, если же по трубопроводу транспортируется топливный газ или же вода с температурой, достигающей 100°С.

Если же происходит транспортировка горюче-смазочных материалов, то необходимо устанавливать стальные задвижки, дабы не приходилось постоянно осуществлять их ремонт.

Где находится запорная арматура

Задвижка

Какая нужна арматура при работе с агрессивными средами?

  • Вся запорная арматура, которая применима в случае транспортировки веществ, которые сами по себе являются агрессивной средой, без доведения их до температуры, подлежит точно такой же классификации, но с маленьким отличием — она подразделяется на следующие типы: на краны, вентили, задвижки.
  • Чаще всего можно будет встретить следующие запорные устройства: диафрагмовые вентили, шаровые краны, шланговые клапаны, однако самыми знаменитыми и часто применяемыми являются сильфонные запорные вентили из коррозионностойкой стали (в случае их использования почти никогда не требуется осуществление ремонта этих деталей).
  • А вот как раз задвижки, наоборот, не набрали популярности в Российской Федерации (именно при транспортировке по трубопроводу агрессивных сред), по ряду причин, одна из которых — ремонт, в котором постоянно будут нуждаться эти детали при такой эксплуатации.

Так получается, что на абсолютном большинстве металлургических предприятий, которые благополучно функционируют в нашей стране, наиболее распространенное химически агрессивное вещество — это серная кислота. Она, как раз, и подается по трубопроводу и обеспечивает беспрерывный процесс производства стали и многих других сплавов, за что и получила второе название — хлеб черной металлургии. Так вот воздействие именно этого вещества стало самой распространенной причиной необходимости ремонта установленных задвижек.

Читайте также:  Самодельные котлы длительного горения из труб

Выводы

Применение различных элементов запорной арматуры необходимо для нормального функционирования любого трубопровода, вне зависимости от того, что по нему поставляется — будь то газ, вода или же какая-то еще химически активная жидкость.

Посредством управления элементами запорной арматуры (это происходит как вручную, так и в автоматическом режиме) возможно осуществление регулирования давления в системе.

Благодаря передовым технологиям было сконструировано уже большое количество самых разнообразных элементов запорной арматуры (вентелей, кранов, задвижек, заслонок), каждый из которых идеально выполняет ту или иную функцию.

На фото, приведенных выше, есть изображения различных деталей, которые уже вмонтированы в трубопровод (или только изготовлены) и благодаря ним и обеспечивается благополучное управление всей системой подачи жидкости.

Характеристика запорной арматуры

Запорная арматура необходима для контроля различных газов и жидкостей, транспортируемых по трубопроводу. Ее можно разделить на арматуру общетехнического назначения и используемую в особых условиях.

Материалом для создания арматуры служат чугун и сталь. Такой выбор материала обусловлен тем, что внутренняя поверхность арматуры должна выдерживать взаимодействие с химически активными средами и быть устойчивой к коррозии, которая может привести к нарушению герметизации и утечке среды.

  • Без арматуры безопасное использование трубопровода невозможно.
  • Полнооткрывающаяся арматура, а именно пробковые краны, вентили, арматура с проходным каналом, имеющая строение трубки Вентури, относится к запорной.
  • Любое запорное устройство обладает следующими характеристиками:
  • диаметр трубопровода, на который оно монтируется;
  • значение избыточного давления в трубе при температуре 20 °C.

Бывает четыре вида запорной арматуры.

Краны

Краны – самый популярный вид запорных деталей. Он используется при работе с разными средами: жидкостями, газом, паром. Его размер может быть о двух с половиной сантиметров до восьми, а масса – от 0,5 кг до девяти. Присоединяют краны к трубе с помощью фланца, муфты или сварки.

Где находится запорная арматура

По структуре краны делят на пробковые и шаровые.

Пробковые краны обычно используются при транспортировке природного газа, нефти, воды, пара, смазочных масел. У устройств такого типа есть ряд существенных недостатков:

  • необходимо постоянно следить, чтобы кран не прикипел к корпусу;
  • необходимость использовать редуктор, чтоб создать большой крутящий момент;
  • они могут изнашиваться неравномерно, что может вызвать разгерметизацию трубы.

Где находится запорная арматура

Шаровые краны представляют собой деталь, состоящую из корпуса и пробки, и используются для трубопроводов с большим диаметром, если температура рабочей среды будет неизменной. Такие краны характеризуются небольшим размером. В настоящее время они используются в основном в бытовых условиях: в водопроводах и системе отопления, бытовых приборах, использующих воду и т. д.

По принципу герметизации краны классифицируют на натяжные и сальниковые. Основные детали сальниковых кранов изготовляются из чугуна. Их устанавливают на трубах, по которым осуществляется транспортировка текучих сред. Сальниковые краны эксплуатируются при температуре до 100 °C.

Вентили

Запорные вентили используются только для перекрытия потока и не позволяют влиять на давление в трубопроводе. Размер не больше 300 мм в диаметре прохода. Конструкция включает в себя золотник, установленный на опускающемся шпинделе. Когда рабочую среду перекрывают, золотник опускается на седло. Чтобы избежать гидроудара, он движется параллельно потоку.

По способу герметизации вентили бывают:

  • сальниковые;
  • сильфонные;
  • диафрагменные.

Как правило, большие вентили соединяют с трубой посредством фланцевого соединения, а для закрепления маленьких используются муфты. Для работы в условиях высокого давления используются устройства с толстыми стенками, которые подсоединяются к трубам с помощь сварки.

Управление осуществляется с помощью маховика или электропривода. Некоторыми из них можно управлять на расстоянии.

Выбирая вентиль, нужно ориентироваться на температуру вещества, которое будет транспортироваться по трубам.

Где находится запорная арматура

Кран шаровой полнопроходной

Для рабочей среды, температура которой не будет подниматься выше 50 °C, используются устройства из чугуна, соединенные с трубопроводом с помощью муфты. Уплотнительное кольцо у них сделано из кожи, а прокладки паронитовые. Сальники заполнены асбестом.

Если диапазон температур узок и находится строго в промежутке между 45 и 50 °C, можно установить устройства с электромагнитным приводом. Золотник и крышка у них стальные, а корпус выполнен из ковкого чугуна. Во время монтажа электропривод должен быть установлен в положении сверху.

Вентили устанавливаются только в тупиковых частях системы подачи жидкости, а также используются для сильфонного уплотнения шпинделя.

Заслонка

Заслонки монтируются на трубопроводах, диаметр которых около 2200 мм. Их можно использовать при условии, что давление в трубах будет невысоким. Управление осуществляется вручную, с помощью гидро- или электропривода. Привод есть только у заслонок с диаметром от 300 до 1600 мм и номинальным давлением 1,0 МПа.

Заслонки с электроприводом нужно устанавливать так, чтобы он был наверху, а приводной вал при этом располагался вертикально. У заслонок без привода ограничений в установке нет.

Где находится запорная арматура

Устройство заслонки для трубопровода

Заслонка устроена очень просто, но при этом она не уступает другим видам запорной арматуры по эффективности.

Запорным механизмом служит поворотный диск, который может двигаться вокруг своей оси, находящейся перпендикулярно или под углом к потоку. У большинства заслонок корпус изготовлен из чугуна, а поворотный диск – из стали. Благодаря тому, что чугун способен контакт с химическими веществами, заслонку можно использовать для трубопроводов, по которым транспортируются кислоты и щелочи.

Для установки применяется фланцевое соединение или сварка.

На водопровод устанавливают бесфланцевые заслонки. В канавке поворотного диска такой заслонки вставлено резиновое кольцо, уплотняющее запорный механизм. Корпус выполнен из чугуна, поворотный вал является стальным.

У этого типа запорной арматуры есть ряд достоинств:

  • низкая цена;
  • небольшой вес;
  • они просты в эксплуатации;
  • способны пропускать рабочую среду, в которой содержатся твердые частицы;
  • они практически не ломаются и редко нуждаются в ремонте.

Где находится запорная арматура

Задвижка и ее отличия от заслонки

Из-за особенностей строения использование заслонок является целесообразным только на магистралях и технологических производствах. В отличие от них, в конструкцию задвижек входит шпиндель, который в зависимости от вида может быть выдвижным или невыдвижным.

Где находится запорная арматура

Разновидности стальных параллельных задвижек

Задвижки с выдвижным шпинделем могут быть дополнительно оснащены электроприводом. Благодаря этому их контроль может осуществляться на расстоянии.

Задвижки используются в трубопроводах с неагрессивной рабочей средой. Они способны выдерживать высокие температуры и давление.

При работе с топливным газом, температура которого может достигать 100 °C, используются двухдисковые клиновые задвижки из чугуна. Шпиндель у них невыдвижной. Прокладочным материалом является паронит. На дисках и корпусе находятся чугунные кольца, которые служат для повышения плотности запорного механизма. У таких заслонок нет дистанционного управления.

Для работы с коксовым газом на трубы монтируют двухдисковые клиновые задвижки, у которых шпиндель выдвигается. Все детали, кроме стального шпинделя, создаются из ковкого чугуна. Задвижки с диаметром 1300 мм выдерживают температуру 200 °C и рабочим давлением 1,8 МПа. Устройства с диаметром 1500 мм используются в условиях рабочего давления 0,05 МП и 85 °C.

Контроль осуществляется с использованием электропривода мощностью 3 кВт.

На трубы, по которым перекачивают нефть и масло, устанавливают сварные клиновые задвижки из стали. Шпиндель у них выдвигается. Они выдерживают до 250 °C. Положение при установке может быть любым.

Где находится запорная арматура

Устройство задвижек с выдвижным шпинделем

Какая запорная арматура нужна при работе с агрессивными средами

При работе с агрессивными средами используются краны, вентили и задвижки. Чтобы правильно подобрать арматуру, нужно принять во внимание вещество, с которой она будет контактировать.

Читайте также:  Дренажные устройства с запорной арматурой

Где находится запорная арматура

Запорные клапаны – Агрессивная среда

Благодаря герметичному соединению седла и золотника и незначительному уровню трения, в таких условиях преимущественно используются вентили. Для работы в жидких средах рекомендуется применять вентили из латуни. Если работать приходится в условиях высокой температуры, устанавливаются сильфонные вентили, способные работать при нагреве до 350 °C.

Для того чтобы запорную арматуру можно было использовать при работе с агрессивными веществами, она должна обладать коррозионной стойкостью, поэтому популярными стали фланцевые вентили, изготовленные из фарфора и покрытые глазурью для защиты от коррозии. Применяются также диафрагмовые вентили, на которые нанесено покрытие из резины.

Реже всего для работы с агрессивными веществами применяются задвижки, так как их необходимо покрывать коррозионностойкой сталью, что является нерентабельным. Кроме того, если у задвижки выдвижной шпиндель, то она требует регулярного ремонта.

Видео по теме: Трубопроводная арматура

Что такое запорная арматура

Работа каждого современного предприятия сопряжена с эксплуатацией трубопроводной системы. Они упрощают транспортировку сырья, снабжают энергетическими ресурсами жилые и производственные здания. Бесперебойную работу этих систем обеспечивает арматура трубопроводная.

В статье рассказывается об истории возникновения, разновидностях арматуры и о ее основных параметрах.   

История возникновения

Трубопроводную арматуру человек начал использовать давно. По отчетам историков, в 5000 году до нашей эры люди строили простые трубопроводные системы, на которых были клапаны и краны.

Но вот доказала существование арматуры в древние времена Римская Империя. Археологи, изучающие эту культуру, на раскопках нашли пробковый кран. С помощью этого устройства римляне открывали и закрывали воду. Кран отлит из бронзы.

История создания промышленной трубопроводной арматуры началась в 19 веке. Это время первых разработок паровых машин, конструкции которых требовали устройства, которое могло перекрыть поток горячего пара по трубам.

Где находится запорная арматура

Рис 1. История

Первые заметные шаги в промышленном арматуростроении принадлежат Тимоти Хакворту и ДжосефуХопкинсону, которые разработали первую в мире клиновую задвижку.

    Для России промышленное арматуростроение стало возможно благодаря работе иностранного промышленника по фамилии Грош. Он основал литейный завод (1878г.) в С.

Петербурге, который занимался серийным выпуском арматуры. А через 10 лет предприятие купил немец. Предприятие получило название АО «Лангензипен и Ко».

В дальнейшем, под этим именем по всей России откроется еще несколько заводов, которые начнут серийное производство:

  • арматуры для котельных и пожарных частей;
  • пожарных кранов;
  • насосов;
  • манометров;
  • медных труб.

После национализации, в 1922 завод Лагензипена переименовали в Петроградский арматурный завод «Знамя труда». Именно с этого момента началась история советского арматуростроения.

Что такое арматура трубопроводная?

Устройство для управления потоком вещества в трубе называется арматурой.

Технология работы трубопровода – сложный процесс, который постоянно надо контролировать и корректировать. Особенность таких систем в:

  • наличии постоянного давления в трубе;
  • повышенных температурах вещества;
  • бесперебойности и большом объеме транспортировки.

Чтобы своевременно регулировать тот или иной технологический процесс, нужна трубопроводная арматура.

А вот какими процессами она управляет:

  1. Полностью перекрывает поток вещества в трубе.
  2. Регулирует давление и напор системы.
  3. Защищает оборудование и систему от аварийного увеличения давления (предохранительная).

  4. Распределяет или смешивает вещества из разных направлений (распределительно-смесительная).
  5. Предотвращает поворот вещества в обратную сторону.
  6. Разделяет среды, которые находятся в разных состояниях (фазоразделительная).

Конкретный тип выбирается в зависимости от технологии работы предприятия.

Типы арматуры

Трубопроводная арматура подразделяется на:

  • сантехническую;
  • промышленную;
  • лабораторную.

Промышленная бывает общего и специального назначения.

По способу перекрытия подачи рабочей среды бывают следующие устройства:

  1. Задвижка. Служит для прекращения подачи среды. Имеется три вида: клиновая, параллельная и шиберная.
  2. Запорный клапан (вентиль). Выполняет те же функции, что и задвижка, но отличается от нее устройством рабочего органа, который называется затвор.
  3. Кран. Также служит для перекрытия потока.

  4. Дисковый (поворотный) затвор.
  5. Обратный клапан. Предотвращает обратный ход вещества.

Все 5 типов перечисленной арматуры выполняют функцию полного перекрытия потока. Для этого внутри имеются две уплотнительные (герметизирующие) поверхности, образованные в корпусе и на подвижном затворе.

Главный параметр, определяющий качество работы, является степень герметичности затвора при рабочих температуре и давлении.

В качестве рабочей среды, для которой предназначаются вышеперечисленные устройства, выступает:

  • вода морская и пресная, пар;
  • нефть сырая, бензин, керосин, мазут;
  • машинные масла;
  • химические вещества (аммиак, кислоты, щелочи);
  • природный газ.

Трубопроводная арматура обеспечивает бесперебойное функционирование любой отрасли, где в процессе работы задействованы трубы.

Для каких отраслей применяется?

Устройства регулирования потока вещества  используются в:

  • водоснабжении, теплоснабжении и канализационных системах (коммунальные);
  • газоснабжении и транспортировке природного газа;
  • нефтяной промышленности;
  • энергетических предприятиях, атомных и ядерных станциях, гидроэлектростанциях;
  • химическом производстве;
  • судовом строительстве.

Габаритные размеры, масса, материалы изготовления арматуры для каждой отрасли разнятся. Это характеризуется особенностями эксплуатации трубопроводных сетей в каждой конкретной сфере. К примеру, для судового строительства арматура выпускается компактная и облегченная.

А вот для химического производства – стойкая к сильноагрессивным рабочим средам и высоким давлениям.

Арматура разделяется на две группы:

  • промышленная трубопроводная арматура общего назначения;
  • эксплуатируемая в особых условиях.

Первая изготавливается серийно большими партиями и является общеотраслевой. Вторую изготавливают по спецзаказам.

Что такое промышленная трубопроводная арматура?

Главное отличие промышленной арматуры от сантехнической – эксплуатационные характеристики трубопровода, в котором используются приборы.

 Для больших диаметров труб нужны габаритные устройства. Также, наличие высокой температуры и давления определяет конструкционные особенности.

Около 80% арматуры в промышленности приходится на запорные устройства. Это запорные клапаны, краны, задвижки, поворотные затворы.

Серийным выпуском запорных устройств занимается ООО «СибЗТА». Выпуск продукции осуществляется по техническим условиям, разработанным в строгом соответствии с госстандартами.  Ознакомится с моделями, их характеристиками, а также узнать цену и наличие товара можно на сайте завода в разделе «Каталог» (https://sibzta.su/catalog/ ).

Основные эксплуатационные характеристики

Запорная арматура классифицируется по:

  • номинальному диаметру DN;
  • номинальному давлению PN;
  • классу герметичности по ГОСТ 9544-2015г.;
  • максимальной и минимальной температуре пропускаемой среды;
  • пропускной способности;
  • стойкости к образованию коррозии.

Производители указывают эти данные в технических паспортах и руководствах по монтажу/эксплуатации запорных приборов. Ознакомиться с типовой документацией можно на сайте Сибирского завода трубопроводной арматуры в разделе «Документы» (https://sibzta.su./company/licenses/).

Задвижка

Конструкция прибора имеет 3 узла.

  1. Приводной механизм.
  2. Крышка.
  3. Корпус с затвором.

Основной рабочий орган – затвор, включает 2 элемента. Это подвижный клин с дисками, и седла, установленные в корпусе с кольцами. Затвор расположен перпендикулярно потоку рабочей среды. Устройство характеризуете малой строительной длиной, но большой строительной высотой.

Где находится запорная арматура

Рис. 2

Отключение подачи вещества происходит при опускании клина в седло корпуса и плотном прилеганииуплотнительных поверхностей друг к другу. Качество подгонки поверхностей дисков к кольцам определяет класс герметичности задвижки по ГОСТу 9544-2015г.

Задвижки используют для перекрытия потока:

  • воды и пара;
  • нефти, бензина, керосина;
  • неагрессивного газа;
  • других жидких и газообразных веществ.

Изготовители контролируют качество приборов при помощи лабораторных испытаний. Перед тем, как выставить на продажу, устройство проверяют на герметичность и присваивают класс.

После этого, задвижка может использоваться на трубопроводах по транспортировке газа или жидкости.

Порядок применения задвижек для определенных рабочих сред определен в ГОСТе 9.908-85г. По общим нормативам, скорость коррозии металла корпуса не должна превышать 0,1-0,2 мм в год.

Задвижки изготавливают из стали и чугуна. На уплотнительных поверхностях наплавляют стойкие к коррозии сплавы, богатые хромом и никелем.

Сибирский завод трубопроводной арматуры производит клиновые задвижки моделей:

  • 30ч39р;
  • 30с15нж;
  • 30с41нж и 941;
  • 30с515нж;
  • 30с527нж и 927;
  • 30с64нж и 964.

Данное обозначение разработано ЦКБА и является общепринятым для всех каталогов заводов-изготовителей.

Разберем на примере 30с41нж.

  • 30 – означает, что это задвижка;
  • с – материал корпуса сталь (если ч – чугун);
  • 41 – номер модели (конструкция);
  • нж – материал уплотнительных поверхностей нержавеющая сталь.
Читайте также:  Уфимская трубная компания дема

Если в обозначении 2 цифры, значит тип привода – ручной. В случае с моделью 30с941нж, 9 обозначает электрический привод. Для модели 30с515нж, 5 обозначает привод с понижающим редуктором.

Для указания типоразмера и номинального давления, производитель использует такую маркировку: 30с41нж Ду150 Ру16, где:

  • Ду150 – диаметр условного прохода 150мм;
  • Ру16 – номинальное давление 16 атмосфер (1,6 МПа).

Задвижки крепятся к трубе на фланцевое соединения. При эксплуатации трубопроводов большого диаметра, используется соединение «под приварку».

Модельный ряд представлен устройствами диаметром от 15 до 1600 мм.  

Запорный клапан

В этом приборе затвор движется параллельно потоку среды. Такое устройство характеризуется большим гидравлическим сопротивлением. Строительная длина большая. При диаметре прохода 200мм, длина составляет 600мм.

Где находится запорная арматура

Рис. 3

Благодаря наличию золотника в конструкции, клапаны способны нормально работать при давлении 40 атмосфер (4 МПа).

Обозначение по ЦКБА:

Маркировка 15 означает тип арматуры – клапан запорный. Остальные обозначения аналогичны маркировке задвижки.

Клапаны с такой маркировкой выпускает ООО «СибЗТА». Ознакомится с техническими и эксплуатационными характеристиками можно на сайте производителя по адресу  https://sibzta.su./catalog/ventili-klapany-zapornye/.

Запорные клапаны предназначены для прекращения подачи воды, пара, а также нефтепродуктов при условии, что коррозия металла не превышает установленных ГОСТом 9.908-85г нормативов.

Дисковый затвор

Нужен для перекрытия потока вещества. В отличии от двух предыдущих, дисковый затвор – самым компактный прибор. При максимальном диаметре 1200мм, строительная длина устройства всего 300мм.

Запирающий орган в затворе – диск, вращающийся вокруг своей оси, которая устанавливается перпендикулярно потоку вещества.

Где находится запорная арматура

Рис. 4

Благодаря небольшим габаритам, а также малому гидравлическому сопротивлению, дисковые затворы устанавливаются на трубопроводы малых и больших диаметров, по которым транспортируют жидкие, газообразные и даже абразивные среды.

Обозначение по ЦКБА:

  • 32ч1р – ручной привод;
  • 32ч501р – с понижающим редуктором.

Корпуса дисковых затворов изготавливаются из чугуна GGG40. На запорный диск наносится никелированное покрытие.

Дисковые затворы выпускаются с размерами DN от 32 до 1200мм. Устройства от 600мм и более могут комплектоваться электроприводом.

Обратный клапан

Устройство предназначено для блокировки обратного хода вещества в трубе. По конструкции запирающего органа, клапан схож с дисковым затвором. Отличие в механизме привода. Срабатывание клапана происходит при изменении направления движения рабочей среды.

Где находится запорная арматура

Рис. 5

Характеристики:

  • Обозначение по ЦКБА – 19ч21р.
  • Материал корпуса – чугун GGG40.
  • Запорный диск – чугун GGG40 с никелированным покрытием.

Модельный ряд представлен клапанами, диаметром от DN от 32мм, до 1000мм для пропуска воды только в одном направлении.

Что такое запорная арматура

Что такое запорная арматура трубопроводов? Это очень важный вопрос для огромного количества людей.

В действительности под изделием подразумевается специальная разновидность трубопроводной арматуры, предназначающейся только для перекрытия главного потока среды. Современная запорная арматура располагается непосредственно внутри самого трубопровода.

Дополнительно изделие предназначается для пуска потока в тот момент, когда это действительно нужно для организации определенного технического процесса.

Запорная арматура: это что?

Главное предназначение этих деталей заключается в обеспечении максимально герметичного перекрытия присутствующего в трубопроводе потока самой среды.

С использованием устройства невозможна регуляция размера, а также интенсивности потока. В продаже сегодня можно встретить наиболее разнообразные варианты такой арматуры.

В зависимости от такого показателя, как сфера использования, существуют такие разновидности:

  1. Судовая.
  2. Сантехническая.
  3. Специальная.
  4. Промышленная.

Отвечая на вопрос, что такое запорная арматура, стоит заметить, что эти изделия способны функционировать только в таких режимах, как “открыто” или “закрыто”. А вот в зависимости от разновидности конструкции можно выделить следующие типы:

  1. Вентили.
  2. Затворы.
  3. Краны.
  4. Задвижки.

Дополнительно существуют и другие разновидности продукции. Она отличается функциональными возможностями. Сюда стоит отнести такие виды: предохранительные, контрольные, защитные, а также распределительно-смесительные – подробнее узнать о видах и при желании запорную арматуру купить https://giacom.market/truboprovodnaya-armatura/.

Под такой разновидностью понятия первоначально подразумевается специальное устройство, которое предназначается для управления силой потока определенной разновидности среды. Зачастую такой элемент находится именно в трубопроводах. Изделие может осуществлять регуляцию потока жидкости в трубопроводе, от минимального снижения подачи и до полноценной остановки.

Сфера использования изделия – инженерные системы.

Хотя существуют и варианты, которые предназначаются для общетехнического использования или для применения при присутствии действительно особенных условий.

В ситуации, когда задвижка применяется только для полноценного перекрытия потока, арматура этого вида может не просто перекрывать поток, но и соответственно осуществлять регуляцию его интенсивности.

Все существующие сегодня виды такого устройства обладают аналогичной конструкцией. Изделие представляется под видом герметичного и полностью закрытого корпуса, где располагается узел самой специальной запорной арматуры.

Там зачастую имеется еще и два конца, с использованием которых устройство максимально плотно крепится к трубопроводной системе. Предназначение запорного узла заключается в герметичном разделении трубопровода на определенные части.

Дополнительно в составе находится запорный орган, а также специальное седло. Они постоянно прикасаются и к самой уплотнительной поверхности.

Главные особенности задвижки

Задвижка – это разновидность современной запорной арматуры.

Она представляется под видом специального устройства, которое от обычного крана отличается именно тем, что имеющийся здесь запорный элемент осуществляет не вращательное движение, а возвратно-поступательное.

Дополнительно он двигается в перпендикулярном образе по отношению к среде непосредственно внутри самой трубы. Вследствие этого осуществляется перекрытие и течения.

Сами задвижки представлены сегодня в наиболее разнообразных вариантах. Первоначально сюда стоит отнести: клиновые, параллельные, а также виды с наличием или отсутствием выдвижного штока. Применять подобную разновидность элемента можно при присутствии давления, находящегося в пределах 2-200 атмосфер. Но диаметр при этом может находиться в районе 8-2000 мм.

Где находится запорная арматура

Кран – очередной вид запорной арматуры!

Кран – это специальное устройство, которое предназначается для монтажа на трубопровод с наличием газового, парового, а также водяного носителя. Изделие характеризуется присутствием достаточно компактного размера, вес которого может находиться в пределах 1-9 кг.

Дополнительно устройству характерно и наличие не слишком большого сопротивления. Сам диаметр при этом может находиться в районе 1-3 дюймов. Самой популярной разновидностью крана принято считать, как пробковый, так и шаровой вариант.

С учетом способа герметизации можно выделить натяжные и сальниковые краны.

Соединение крана с трубопроводной системой осуществляется с использованием муфт, а также специального предназначения фланца. На газовой разновидности современного трубопровода применяются отдельные газовые краны.

В качестве главного материала для их изготовления чаще всего применяется именно чугун. А чтобы соединение оказалось максимально надежным, необходимо применение резьбовой муфты.

Газовая разновидность крана в первую очередь предназначается для работы при присутствии давления в пределах 0,1 МПа, а также температурного режима – до 50 градусов.

При присутствии значительно большей нагрузки рекомендовано применение муфтового крана. Устройство предназначается для водопроводов, главные детали, где производятся на основе качественного чугуна, а также для нефтепроводов.

Одновременно с этим чугунный сальник стоит набить пенькой или обычной резиной. Такая разновидность крана может функционировать при присутствии давления в пределах 1 МПа.

Он может выдерживать даже температурный режим в пределах 100 градусов.

Наиболее миниатюрным размером обладают именно шаровые краны. Они представляются под видом устройства, которое характеризуется присутствием высочайшего показателя качества. Именно поэтому изделие без проблем может применяться в трубопроводных системах огромного диаметра. Производится такое устройство из качественного чугуна.

При этом рабочие параметры этого вида продукции полностью соответствуют особенностям сальникового варианта муфтового крана. А вот присоединение устройства к трубе осуществляется с использованием специального предназначения фланца. Если кран обладает довольно большим диаметром, тогда должен присутствовать и червячный редуктор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector