До запорной арматуры отопление ответственность

ПРОРЫВ БАТАРЕИ — НЕПРИЯТНОСТЬ, с которой жильцы квартиры сталкиваются, как правило, в осенний период. Обычно это случается из-за некорректных гидравлических испытаний теплосистемы многоэтажки накануне старта отопительного сезона (так называемого гидроудара при опрессовке). Поговорим о том, что делать, если в Вашей квартире прорвало батарею.

До запорной арматуры отопление ответственность

Прорвало батарею в квартире: куда обращаться

ИТАК, В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ ПРОРВАЛО РАДИАТОР ОТОПЛЕНИЯ. Паниковать не следует: действуйте чётко и отлажено, чтобы свести к минимуму ущерб, причиняемый Вашей собственности и собственности ниже живущих соседей, за что они будут Вам благодарны. Прочитайте нашу подробную статью на тему «Что делать при заливе» и придерживайтесь следующего алгоритма действий:

Определите, где находится протечка. Если течь находится в одной из секций радиатора, попытайтесь перекрыть регулировочные вентили на трубах отопления, подходящих к батарее (если они имеются). Отсутствие регулировочных вентилей, впрочем, может сыграть Вам на руку — такое имущество относится к разряду общедомового.

Если это сделать невозможно, либо если течь находится в другом месте, немедленно покиньте квартиру, предварительно обесточив её. Не пытайтесь устранять аварию своими силами: температура воды может достигать 100 градусов Цельсия, поэтому Вы рискуете получить опасные для жизни ожоги. Случаи, когда жильцы квартиры погибали, пытаясь остановить воду, к сожалению, не редки.

Куда звонить, если прорвало батарею в квартире? Проинформируйте о произошедшем Вашу Управляющую компанию и аварийную службу города.

Их номера, как правило, размещены на специализированных стендах в подъездах многоэтажек. Если течь достаточно сильная, Вы можете вызвать спасателей, набрав номер «112».

Предупредите нижних соседей об аварии: им также следует покинуть свою квартиру.

Дождитесь специалистов, которые должны перекрыть воду и устранить прорыв в радиаторе. Протечка устраняется путём перекрытия общедомового стояка в подвальном или чердачном помещении, доступ в которое без представителей эксплуатирующей организации, как правило, невозможен. Поэтому придётся ждать главного инженера Вашей УК или ТСЖ.

Представители Управляющей компании должны задокументировать происшествие путем составления Акта о заливе.

Перед визитом комиссии не пытайтесь устранить последствия разрыва батареи, чтобы в документе была отражена максимально полная и подробная информация.

Если от воды пострадали нижерасположенные квартиры, ознакомьте их собственников с данным Актом, а лучше — пригласите на его составление.

Оцените причинённый Вашему имуществу ущерб, пригласив независимого эксперта, который задокументирует масштаб повреждений и определит стоимость восстановительного ремонта. Помимо строительно-отделочных работ в отчёт об оценке рыночной стоимости также включается пострадавшая мебель, техника и появление грибка с плесенью.

Потребуйте возмещения вреда с виновных в произошедшем лиц (это соседи, квартиранты, УК, Фонд капремонта, строители и иные лица). Иногда споры могут решаться в досудебном порядке после вручения претензии, особенно, если в протечке виновны соседи, но чаще разрешение проблемы переходит в судебный спор.

Акт о заливе квартиры в результате прорыва батареи

КАК УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ РАНЕЕ, Управляющая компания должна документально зафиксировать факт залива жилья путём составления соответствующего Акта. Документ должен быть составлен в течение 12 (двенадцати) часов с момента обращения гражданина, но на практике эти сроки могут сдвигаться.

Рассмотрим содержание Акта:

1) Название обслуживающей организации, её официальные реквизиты, адрес, контактные данные, ФИО руководителя.

2) Номер документа, дата, время, место и точные обстоятельства его составления, включая основания (например, заявление собственника или нескольких владельцев).

3) Список лиц, принимающих участие в осмотре квартиры, их ФИО и контактные данные. Так, в состав комиссии обычно включаются представители УК, собственник жилища, несколько соседей-свидетелей.

4) Сведения о квартире, в которой прорвало батарею отопления. Эти данные включают не только номер дома и квартиры, но и этаж, квадратуру помещений, количество комнат, год постройки и иные важные сведения.

5) Данные о гражданине, в чьей квартире произошел прорыв радиатора с указанием владельца помещения и прав на пользование пострадавшим.

6) Обстоятельства произошедшего, предполагаемые причины прорыва — самый важный пункт, от которого зависит определение виновника и все перспектива спора. В идеале — если виновником является Управляющая компания.

7) Описание всех повреждений, причинённых квартире и находящемуся в ней имуществу. В Акте следует указывать характеристики испорченных предметов. Например, необходимо писать не просто «телевизор», а «телевизор Samsung UE43RU7100UXRU Ultra HD».

8) Подписи членов комиссии, с указанием их статуса в данном осмотре: «Председатель комиссии», «члены комиссии», «приглашённые лица».

  • Обратите внимание: при составлении Акта представители Управляющей компании могут идти на различные ухищрения, чтобы избежать ответственности.
  • Например, после осмотра места аварии представитель УК может заявить, что Акт будет составлен в офисе компании (главный аргумент – начальство запрещает составлять данный документ на месте происшествия).
  • Однако делается это для того, чтобы подстроить содержание Акта «под себя», указав, что в произошедшем виноват собственник квартиры либо кто то ещё.

Приведём реальный пример:

  1. Собственница квартиры Инна Козина обратилась с заявлением в УК «Жилсервис-М» о протечке батареи.
  2. Работники Управляющей компании устранили аварию, однако составлять Акт в квартире Козиной отказались, мотивируя это отсутствием у них необходимых полномочий.

  3. Документ был подготовлен заочно: в нём представители УК указали, что в случившемся виноват собственник квартиры (якобы он оставил открытыми все окна, спровоцировав тем самым размораживание батарей).
  4. Независимая экспертиза показала, что истинной причиной разрыва трубы явились шлаки, копившиеся годами в радиаторе, а также его сильный износ.

  5. Эксперт отверг версию УК: благодаря этому Козиной удалось взыскать с Управляющей компании причиненный её квартире ущерб.

Прорвало батарею в квартире – кто несёт ответственность?

КТО ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА РАЗРЫВ БАТАРЕИ? Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дома, утв.

Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, к общему имуществу многоэтажки относится система отопления, в том числе стояки, радиаторы, вентили и другие элементы.

Следовательно, за общее состояние батарей должна отвечать организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.

  • Важно!
  • Верховный Суд РФ имеет своё мнение насчёт того, относятся ли радиаторы к общему имуществу многоквартирного дома.
  • Так, в его Решении от 22 сентября 2009 года № ГКПИ09-725 сказано, что, поскольку батареи обслуживают лишь одно конкретное помещение, то и к общему имуществу их отнести нельзя.
  • По мнению ВС РФ, «зона ответственности» УК находится до запорной арматуры, а за сами радиаторы отвечает собственник.

Но есть и прочие важные нюансы, о которых следует упомянуть:

1) Если запорные вентили отсутствуют, это означает, что батарея относится к общему имуществу многоэтажки. Следовательно, отвечать за разрыв батареи должна Обслуживающая организация.

2) Состав общего имущества определяется соглашением, заключаемым УК и жильцами (п. 1 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Собственники квадратных метров и Управляющая компания могут по-своему определить зоны ответственности по границам отопительной системы.

3) Собственники квартир не вправе самовольно менять радиаторы: это следует из п. 35 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Если будет установлен факт протечки из радиатора отопления, установленного жильцами квартиры самостоятельно, ответственность за произошедшее будет возлагаться на них. Согласно ст.

1064 ГК РФ, субъект, причинивший вред, должен будет возместить его в полном объёме.

4) Поскольку в квартире располагается общее имущество многоэтажки, представители Управляющей компании имеют право заходить в жилые помещения для проведения проверки, а собственники обязаны их туда пускать.

На это неоднократно указывал Верховный Суд в своих определениях. Если собственники отказываются пускать коммунальщиков в свою квартиру, в дальнейшем вся ответственность за произошедшее может быть возложена именно на жильцов.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что место и причина прорыва играют ключевую роль при определении виновника коммунальной аварии

  1. Важно!
  2. Кто виноват в том, что прорвало батарею, а вода затопила квартиру соседей или коммерческие помещения внизу?
  3. Для определения виновника нужно руководствовать принципами, описанными выше.

  4. Однако если Вы не уверены в том, кто должен ответить за произошедшее, — указывайте в качестве ответчика в иске и Управляющую организацию, и соседей сверху одновременно — правильный ответчик будет установлен уже в ходе судебного разбирательства.

Независимая экспертиза прорыва радиатора

ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ причины прорыва радиатора «на глаз». Для выяснения этого обстоятельства может проводиться строительно-техническая экспертиза. Помимо определения причин разрыва батареи и места, где он произошёл, экспертиза помогает выяснить:

  • имеются ли запорные устройства на ответвлениях стояков до батарей;
  • какие помещения повреждены водой;
  • какое движимое имущество повреждено водой;
  • какова стоимость восстановительного ремонта квартиры;
  • какова стоимость ремонта повреждённого имущества (либо какова его полная стоимость) и т.д.
  • Итогом работы эксперта является экспертное заключение – письменный документ, содержащий вывода специалиста на поставленные перед ним вопросы.
  • Экспертное заключение является одним из основных доказательств по делу при условии, что его форма и содержание соответствуют законодательным требованиям.
  • Оспорить техническое заключение о гидроударе можно будет только проведением альтернативной судебной экспертизы, простая рецензия либо заключение «карманного» эксперта не подойдёт.

Взыскиваем ущерб, причинённый прорывом радиатора

ЕСЛИ ВЫ ВЫЯСНИЛИ, кто виноват в том, что прорвало батарею, для начала попытайтесь урегулировать вопрос мирным путем. Вполне возможно, что виновная сторона согласиться выплатить компенсацию в добровольном порядке. Для этого составьте письменное требование – претензию.

В ней следует прописать следующую информацию:

  • название, адрес обслуживающей организации (либо ФИО, адрес гражданина, виновного в произошедшем);
  • ФИО, адрес, контактные данные потерпевшего гражданина;
  • название документа (например «Претензия о взыскании ущерба от залива»);
  • сведения об инциденте (дата аварии, ее причина), информация о причинённом имуществу гражданину ущербе;
  • требования, предъявляемые к виновнику произошедшего, сроки их исполнения;
  • перечень бумаг и иных приложений, прилагаемых к претензии;
  • подпись лица, составившего документ, дата.
  1. Важно!
  2. Конечно, потерпевшее лицо может не отправлять претензию, а сразу обратиться в суд — это в большинстве случаев допускается законодательством.
  3. Однако если виновником разрыва является Управляющая компания, то подготовить претензию всё же сто`ит.
  4. В случае невыполнения требований гражданина в досудебном порядке Управляющая компания рискует получить штраф в размере 50 % от требуемой суммы уже в суде, данные денежные средства будут переданы истцу.
Читайте также:  Преимущества и недостатки ацетилено-кислородной сварки

Если требования не будут выполнены в досудебном порядке, потерпевшая сторона может обратиться в суд с иском о взыскании ущерба.

Помимо этого, истец может заявить иные требования, например, о компенсации морального вреда и возмещении расходов на оценку ущерба, юридические услуги, просушку помещений, а также съём другого жилья на время разбирательства и восстановительных работ в залитом помещении.

Иск и судебное разбирательство

ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ СПОРА, связанного с заливом Вашего имущества следует изучить имеющуюся судебную практику, советы юристов по заливам и придерживаться чёткого последовательного алгоритма действий, собирая на каждом этапе максимум необходимых доказательств.

1) Форма и содержание искового заявления определены в ст. 131 ГПК РФ. Стиль текста – официально-деловой. Не используйте просторечных и двусмысленных выражений. Помните, что документ должен быть понятен судье после первого прочтения.

2) Если ответчиком является гражданин, то иск направляется по месту его проживания, а если УК – по месту её нахождения, месту проживания истца или месту заключения договора (на усмотрение потерпевшей стороны). Если требуемая сумма не превышает 50 тысяч рублей, дело будет рассматривать мировой судья, если превышает, то районный (в случае о делах по ЗПП, мировому суду подсудны иски до 100 тысяч).

3) Иски, предъявленные к УК, госпошлиной не облагаются, если взыскиваемая сумма не превышает 1 млн рублей — так установлено Законом о защите прав потребителей и Налоговым кодексом.

4) По общему правилу, закреплённому ст. 154 ГПК РФ, срок рассмотрения иска не должен превышать 1-го месяца, если иск поступил к мировому судье, и 2-х месяцев, если к районному. Но на практике срок рассмотрения данных споров может затягиваться, например, из-за необходимости проведения экспертизы, установления дополнительных обстоятельств, замены ответчика и т.д.

Итак, сделаем краткие выводы:

1. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРОРВАЛО БАТАРЕЮ В КВАРТИРЕ? Если перед радиатором имеется запорная арматура, постарайтесь перекрыть вентиль. Однако нужно смотреть на ситуацию в целом: если напор горячей воды достаточно сильный, Вам следует немедленно покинуть помещение во избежание получения ожогов. Срочно позвоните в свою Управляющую компанию и городскую аварийную службу.

2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ УК ДОЛЖНЫ СОСТАВИТЬ АКТ О ПРОИЗОШЕДШЕМ: в документе указывается дата события, причины прорыва, приводится перечень повреждённого имущества и т.д. В состав комиссии включаются потерпевший гражданин, а также независимые свидетели.

3. ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ВИНОВНИКА ПРОРЫВА, необходимо выяснить место разрыва и причину происшествия.

Так, по общему правилу, если трещина возникла до запорной арматуры, то за произошедшее должна отвечать УК, если после – собственник квадратных метров.

Если вентиль отсутствует, то радиаторы – «зона ответственности» Управляющей компании. Однако здесь есть свои нюансы, которые лучше уточнить у специалиста.

Потерпевшая сторона может потребовать возмещения ущерба в досудебном и (или) судебном порядке.

Если виновником прорыва является УК, то направление в её адрес претензии крайне желательно, так как в случае отказа в удовлетворении требований гражданина в досудебном порядке, компания должна будет выплатить штраф в размере 50 % от взыскиваемой суммы.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Читайте также:  Сварка изделий из металлического уголка

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Радиатор отопления в квартире – общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме — КС Цитадель

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

№ 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В письме Минстроя России от 1 апреля 2016 г.

№ 9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения о таком применении п. 6 Правил и об отнесении радиаторов, расположенных внутри квартир, к общему имуществу многоквартирного дома дано, в частности, в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 года № 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме».

  • Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г.

по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Читайте также:  Технология разморозки пластиковых труб

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

  1. При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.
  3. При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.
  4. Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Решение Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725

Постановление Верховного суда РФ от 06.06.2016 г. по делу № 91-АД16-1

Границы ответственности инженерных сетей МКД. Где начинается общие и оканчивается "общественное"

Вопрос границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на сетях водо-газо-тепло-электро-телефоно-водоотведения. Периодически начинает «расчесываться до крови» у всех причастных лиц, иногда циклически (начало отопительного), иногда без видимой причины.

Что трубо-электро-водопроводы находящиеся внутри здания естественно относятся к общему имущества МКД, никто уже довольно продолжительный отрезок времени не оспаривает. Но в каком месте, они «перетекают» в имущество РСО вопрос?. И вопрос не простой, а очень даже денежный.

п.5 ПП 491:В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений .. .., коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков.. .. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей .. .. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно .. ..а, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. п.6 ПП 491 В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. п.7 ПП 491 В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты…

И каждый год, вопрос этот выпрыгивает как чёртик из табакерки. И каждый раз спорные моменты «замыливают» или предпочитая не ссорится с монополистом (РСО) » платят малое, чтобы не потерять большое».

В настоящий момент «горы» судебных практик, писем Минстроя и наконец постановления правительства говорят о том, что:

п.8 ПП 491 Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей .. … является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса .. .. является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. п.9 ПП 491 Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединенияпервого запорного устройствас внешней газораспределительной сетью

Как видите газ стоит особнячком (до запорного устройства). И стоит отдельно упомянуть, что верховным судом однозначно указано: до наиболее близко расположенного запорного устройства(крана), а не в 10км, где проходит основная газораспределительная система.

Но ревизионная комиссия ТСЖ или новый начальник в УК/УО, а бывает и формалист в ТСО. Требует привести документацию на инженерную инфраструктуру МКД, в соответствие с требованиями закона РФ. И если в том есть нужда, внести изменения в договора поставки коммунальных ресурсов.

Примеры:

Нередко встречается случай, когда теплоснабжающая организация (ТСО). Начисляет потери тепловой энергии на участке от внутренней стены здания до узла учета тепловой энергии.

И в сумме платежа за тепло и выставляет их на прямую жителям или УК/ТСЖ (которые должны ухитриться взять их у жителей самостоятельно).

Длинна обычно участка не большая и обходиться не более 1-2 Гкал в месяц, поэтому и терпят.

Но закон четко указывает, что для расчетов применяются только показания узла учета, т.е. снятые(распечатанные) с его вычислителя, без исключений и дополнений.

На моём доме, предприятие передающие тепловую энергию, пошло ещё дальше и считало потери от ближайшего колодца.

И так, лукаво указало в АКТе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (по ответному фланцу), что и ремонт задвижки на Ду 100 «повесило» на ТСЖ.

Решили быстро, просто попросили в письменной форме и они поправили, правда сначала потери вменяли, как указывал выше до узла от стены. Попросил ещё раз, сделали с узла учёта.

Получается в подавляющем большинстве случаев, выставление РСО потребителю потерь по электрической энергии и отоплению — незаконно.

  • Есть исключения, когда в состав общего имущества принимаются, сети за внешней стеной здания.
  • Это может быть только в единственном случае!
  • На основании решения общего собрания собственников.

Есть немного курьёзный пример получения этого согласия «косвенным» путём. Приведу его для понимания сути возникающих вокруг границ споров и трактовок.

Одно ТСЖ, приняло решение о капитальном ремонте участков тепловых сетей, за внешней стеной здания МКД. И провело его. А когда с началом отопительного, им стали на этих участках сетей насчитывать потери. Они не согласились платить и пошли в суд, дошли до верховного. Который, им вполне справедливо пояснил, что раз вы на них проводили капитальный ремонт,то соответственно признали их своими, на «чужих» капитальный ремонт Вы не имел и право проводить.

Иногда ТСО/РСО указывает, что мол как большую проблему технически взять их на баланс. Но это просто чистое «муроводство», ведь 190 ФЗ указывает четко на этот случай.

Когда ТСО обнаруживает сети без владельца, то сообщает об этом в администрацию МО и они признают их бесхозными.

Затем ТСО берет их на обслуживание (до оформления в законном основании) и соответственно учитывает при расчете своего тарифа.

Ниже пример как бесхозные «на ровном месте» перетекают в «хозные», точнее обслуживаемые УК. К трубопроводу который без теплоизоляции, рукой не прикоснешься (70-85 градусов цельсия в плюсе).

Граждане в трудной жизненной ситуации греют там себя, воду и питание (недалеко мусорная площадка). Бродячие кошки и собаки жмутся в холода. Такой вид государственной ночлежки.

Который видимо, призван помочь держаться гражданам в ситуациях когда нет средств..

Ясно ведь, легко могли теплоизоляцию изготовить, как коммерческая организация рядом, а нет! О людях думают!!. Хоть и из последних сил, но от чистого золотого сердца.

Есть такая «мулька» при водоотведении (канализация), при которой ссылаясь на правила холодного водоснабжения и водоотведения (в которых граница указано до первого колодца) пытаются там границу установить. Не вдаваясь в подробности, укажу кратко: — это только для нежилых зданий, а для жилых внешняя стена.

Под итожим: Граница только внешняя стена. Имущество обслуживать (передавать), иное можно только своё(общедомовое), а оно оканчивается на внешней стене.

Кроме случаев принятия иных сетей на основании общего собрания собственников.

И если кто-то просит Вас взять сети на обслуживание или передать третьему лицу, то ему необходимо пояснить, что Ваше только внутри здания, а что дальше Вы не ведаете обратитесь в администрацию МО.

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста ???? и подпиской.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector