Генплан узла запорной арматуры

Ниже представлены ответы на самые распространенные вопросы по маркировке трубопроводов промышленных и гражданских объектов.

В какой цвет необходимо окрашивать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

Согласно ГОСТ 14202 маркировка трубопроводов не зависит от объекта, а зависит от вещества в трубопроводе.

Трубопроводы с транспортируемым веществом ВОДА окрашиваются в зеленый цвет, ПАР — красный, ВОЗДУХ — синий, ГАЗ — желтый, КИСЛОТЫ — оранжевый, ЩЕЛОЧЬ — фиолетовый, ЖИДКОСТИ — коричневый, ПРОЧИЕ — серый.

Как маркировать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

В трубопроводах ЦТП/ИТП/котельных наиболее распространенные вещества — вода, пар, газ.

Трубопровод с водой следует окрасить в зеленый цвет, с паром — в красный цвет, с газом — в желтый цвет. Опознавательную окраску допускается наносить участками.

Также необходимо указать наименование и направление движения вещества с помощью или . Их цвет должен быть такой же, как и цвет опознавательной окраски. Места расположения щитков регламентированы нормативной документацией.

Каким цветом окрашивать трубопроводы горячей/холодной воды/теплоносителя?

Все трубопроводы, транспортирующие вещества, основным компонентом которых является вода, окрашиваются в зеленый цвет в соответствии с .

Как согласно нормативной документации отличать цветом подающий трубопровод от обратного в ЦТП, ИТП, котельной?

Если маркировать трубопроводы в соответствии с , то подающий и обратный трубопровод окрашиваются в зеленый цвет (если теплоносителем является вода).

Для идентификации подающего и обратного трубопровода следует применять соответствующие обозначения с направлением движения и надписью, например “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ПОДАЧА”

Правильно ли маркировать трубопроводы подачи/обратки теплоносителя желтым и коричневым кольцами на зеленом фоне?

Требование маркировать подающий трубопровод тепловой сети желтым кольцом на зеленом фоне, а обратный — коричневым кольцом на зеленом фоне, позаимствовано из недействующей сейчас «Типовой инструкции по эксплуатации, ремонту и контролю стационарных трубопроводов сетевой воды РД 34.39.501, ТИ 34-70-042-85» и было действительно лишь для трубопроводов сетевой воды, находящихся на балансе электростанций.

Действующая на сегодняшний день нормативная документация по маркировке трубопроводов с теплоносителем ссылается исключительно на требования ГОСТ 14202.

Генплан узла запорной арматуры

Как правильно маркировать газопроводы?

  • Трубопроводы, транспортирующие любые газы, окрашиваются в желтый цвет в соответствии с .
  • Следует указать наименование газа и направление движения посредством или .
  • Также необходимо в зависимости от параметров газа нанести предупреждающие кольца красного или желтого цвета (таблица 3, ), а если газ имеет опасное свойство (легковоспламеняемость, ядовитость, окислитель), то необходимо нанести соответствующий знак опасности.

Как маркировать трубопроводы пара?

Трубопроводы с паром необходимо окрасить в красный цвет и нанести красный щиток с наименованием и направлением его движения .

Если давление в трубопроводе пара более 1 кгс/см² и температура св. 120С, то необходимо нанести желтое предупреждающее кольцо поверх окраски. При увеличении параметров пара увеличивается количество наносимых колец (см. табл.3

ГОСТ 14202-69 имеет статус действующего документа.

Какие материалы необходимо применять при маркировке трубопроводов по ГОСТ 14202-69?

Также нет документов запрещающих маркировку при помощи самоклеющихся лент и маркеров на основе ПВХ.

Более того использования самоклеющихся материалов целесообразнее (общепринято во всем мире) — удобнее, быстрее, аккуратнее, позволяет точнее соблюсти важные требования ГОСТ к цвету, размеру, шрифту и форме.

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Итак, поехали…

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки.

При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания.

Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса.

При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией.

В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Генплан узла запорной арматуры

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

Генплан узла запорной арматуры 2. Знак Госстандарта. 3. Последние цифры года (здесь 2002). 4. Индивидуальный знак поверителя.

5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Генплан узла запорной арматуры

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

Генплан узла запорной арматуры

Узел запорной арматуры на линейной части трубопроводов

Узел запорной арматуры обеспечивает действия со средой, циркулирующей по трубам.

Узел запорной арматуры (УЗА) обеспечивает:

  • отключение участка линейной части трубопровода или связанных с ним трубопроводов и устройств от потока транспортируемой по ним среды, обеспечивая безопасность работ , регулировку,
  • распределение, смешивание и сброс циркулирующей по трубам среды.

Узел запорной арматуры на линейной части магистральных трубопроводов состоит из:

  • задвижки на фундаменте;
  • площадки обслуживания;
  • узла отбора давления в колодце до и после задвижки;
  • ограждения узла запорной арматуры;
  • защитного обвалования;
  • освещения;
  • охранной сигнализации;
  • обозначения узла запорной арматуры.

Запорная арматура предназначена для перекрытия потока рабочей среды с определенной герметичностью. Задвижка — тип арматуры, характеризующийся перпендикулярным к оси потока рабочей среды направлением перемещения запирающего или регулирующего элемента.

Конструкция запорной, регулирующей и предохранительной арматуры должна обеспечивать герметичность согласно ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения.

Фундамент выполняется из монолитного или сборного железобетона. Площадки обслуживания устанавливаются при расположении обслуживаемого элемента на высоте более 1,5 м от поверхности земли. Площадка обслуживания выполняется из металла и конструктивно должна защищать крышку корпуса задвижки от прямого солнечного излучения.

Узел отбора давления располагают до и после задвижки на расстоянии не менее 2,0 м от задвижки в колодцах, выполненных из стальных труб диаметром не менее 1,2 м или железобетонных колец диаметром 1,5 м, высотой над уровнем земли не менее 0,35 м. Расположение манометров должно позволять осуществлять контроль показаний вне колодца.

В одном колодце с манометром могут размещаться сигнализатор прохождения СОД и вантуз. Заглубленную часть колодца покрывают битумом, наружную поверхность колодца и крышку огрунтовывают эмалью. Узлы отбора давления в обводненном грунте размещают в стальных герметичных колодцах диаметром не менее Ø1,5 м.

Колодец оборудуется лестницей для обслуживающего персонала, крышкой с козырьком, предотвращающим попадание атмосферных осадков в колодец. Основание ограждения выполняется из труб Ø 300 — 500 мм, выполняющим функции противоподкопного устройства, со сварной петлей для возможного демонтажа всей конструкции или по частям при ремонтных работах.

Основание и ограждение грунтуется, незаглубленные поверхности основания окрашиваются эмалью, засыпаемая часть основания покрывается битумом. Высота ограждения принимается не менее 2,0 м. Предусматривается засыпка площадки узла запорной арматуры мелким щебнем, гравием с толщиной слоя не менее 100 мм.

Стойки для крепления секций ограждения из труб Ø 100 мм (или швеллера №11-12) высотой не менее 2,5 м, привариваются к основанию с шагом 2,5 м и заглушаются сверху для исключения попадания влаги. Сетка ограждения выполняется из проволоки Ø 3-5 мм с квадратными ячейками 40÷50 мм, секции ограждения в обрамлении из уголка 50*5.

Сетка должна быть сварной или плетеной с цинковым покрытием, иметь качественное натяжение по всей длине пролета ограждения в вертикальном и горизонтальном направлении. Расстояние между стойкой и секцией ограждения не должно превышать 500 мм. Калитка должна быть прочной с размерами 1,0 м * 2,0 м с надежным запорным устройством.

Размеры ограждения должны обеспечивать свободный проход обслуживающего персонала по периметру внутри ограждения, расстояние между ограждением и размещенным внутри ограждения задвижкой, площадкой обслуживания, колодцами должно быть не менее 1,0 м.

Обвалование для береговой арматуры выполняется высотой 0,7 м с укреплением откосов противофильтрационным экраном, отвод воды с площадки осуществляется уклоном в сторону дренажной трубы со сбросом воды по уклону за территорию площадки, через обвалование устраиваются переходные мостики. Для освещения используются светильники во взрывозащищенном исполнении, располагаемые по периметру площадки. Ограждения узлов задвижек должны быть оборудованы системой охранной сигнализации, которая выводит на пульт оператора НПС (ЛПДС) информацию о несанкционированном доступе на охраняемую территорию.

Читайте также:  Пресс фитинги в стену

Тревожные сигналы с технических средств охраны должны передаваться по проводным линиям связи.

Источник

Узел запорной арматуры на линейной части магистральных трубопроводов

Узел запорной арматуры на линейной части магистральных трубопроводов состоит из:

Генплан узла запорной арматуры

Конструкция запорной, регулирующей и предохранительной арматуры должна обеспечивать герметичность, соответствующую I классу по ГОСТ 9544 — 93.

Фундамент запорной арматуры выполняется из монолитного или сборного железобетона.

Площадки обслуживания устанавливаются при расположении обслуживаемого элемента на высоте более 1,5 м от поверхности земли. Площадка обслуживания выполняется из металла и конструктивно должна защищать крышку корпуса задвижки от прямого солнечного излучения.

Узел отбора давления располагают до и после задвижки на расстоянии не менее 2,0 м от задвижки в колодцах, выполненных из стальных труб диаметром не менее 1,2 м или железобетонных колец диаметром 1,5 м, высотой над уровнем земли не менее 0,35 м. Расположение манометров должно позволять осуществлять контроль показаний вне колодца.

В одном колодце с манометром могут размещаться сигнализатор прохождения СОД и вантуз. Заглубленную часть колодца покрывают битумом, наружную поверхность колодца и крышку огрунтовывают серой эмалью. Узлы отбора давления в обводненном грунте размещают в стальных герметичных колодцах диаметром не менее 1,5 м.

Колодец оборудуется лестницей для обслуживающего персонала, крышкой с козырьком, предотвращающим попадание атмосферных осадков в колодец.

  • Основание ограждения выполняется из труб диаметром 300 — 500 мм, выполняющим функции противоподкопного устройства, со сварной петлей для возможного демонтажа всей конструкции или по частям при ремонтных работах.
  • Основание и ограждение грунтуется, незаглубленные поверхности основания окрашиваются светло-серой эмалью, засыпаемая часть основания покрывается битумом.
  • Высота ограждения принимается не менее 2,0 м.
  • Предусматривается засыпка площадки узла запорной арматуры мелким щебнем, гравием с толщиной слоя не менее 100 мм.
  • Стойки для крепления секций ограждения из труб диаметром 100 мм (или швеллера №11-12) высотой не менее 2,5 м, привариваются к основанию с шагом 2,5 м и заглушаются сверху для исключения попадания влаги.

Сетка ограждения выполняется из проволоки диаметром 3÷5 мм с квадратными ячейками 40÷50 мм, секции ограждения в обрамлении из уголка 50×5. Сетка должна быть сварной или плетеной с цинковым покрытием, иметь качественное натяжение по всей длине пролета ограждения в вертикальном и горизонтальном направлении.

  1. Расстояние между стойкой и секцией ограждения не должно превышать 500 мм.
  2. Калитка должна быть прочной с размерами 1,0 м х 2,0 м с надежным запорным устройством.
  3. Размеры ограждения должны обеспечивать свободный проход обслуживающего персонала по периметру внутри ограждения, расстояние между ограждением и размещенным внутри ограждения задвижкой, площадкой обслуживания, колодцами должно быть не менее 1,0 м.
  4. Обвалование для береговой арматуры выполняется высотой 0,7 м с укреплением откосов противофильтрационным экраном, отвод воды с площадки осуществляется уклоном в сторону дренажной трубы со сбросом воды по уклону за территорию площадки, через обвалование устраиваются переходные мостики.
  5. Для освещения используются светильники во взрывозащищенном исполнении, располагаемые по периметру площадки.

Ограждения узлов задвижек должны быть оборудованы системой охранной сигнализации, которая выводит на пульт оператора НПС (ЛПДС) информацию о несанкционированном доступе на охраняемую территорию. Тревожные сигналы с технических средств охраны должны передаваться по проводным линиям связи.

Источник

При проектировании электроприводной запорной арматуры на линейной части промыслового трубопровода возник вопрос о необходимости организации подъездной дороги к комплектной трансформаторной подстанции, предназначенной для электроснабжения вышеуказанной запорной арматуры.

В электронной версии ПУЭ (6 издание) 2000 г, размещенного в системе NormaCS, в п.4.2.69 указано: «Вдоль всех трансформаторов следует предусматривать проезд шириной не менее 3 м или пожарный подъезд к каждому из них». В имеющемся у нас официальном печатном издании ПУЭ (6 издание) 2013 вся глава 4.2 отсутствует.

В связи с этим, просим уточнить необходимость выполнения п.4.2.69.

Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242 в рамках седьмого

Требования к узлу запорной арматуры линейной части МН

  • Узел запорной арматуры состоит из:
  • — задвижки на фундаменте;
  • — площадки обслуживания (по необходимости);
  • — узла отбора давления в колодце до и после задвижки;
  • — ограждения узла запорной арматуры;
  • — защитного обвалования (для запорной арматуры ППМН);
  • — освещения (для запорной арматуры ППМН);
  • — охранная сигнализация (радиоволновые, вибрационные средства обнаружения, а при необходимости – системы видео-наблюдения);
  • — обозначения узла запорной арматуры.
  • Фундамент запорной арматуры выполняется из монолитного или сборного железобетона.

Площадки обслуживания устанавливаются при расположении обслуживаемого элемента на высоте более 1,5 м от поверхности земли с соблюдением требований «Правил техники безопасности при эксплуатации МН». Площадка обслуживания выполняется из металла и конструктивно должна защищать крышку корпуса задвижки от прямого воздействия солнечного излучения.

Узел отбора давления располагать до и после задвижки на расстояние не менее 2,0м от задвижки в колодцах, выполненных из стальных труб диаметром не менее 1,2м или железобетонных колец диаметром 1,5м, высотой над уровнем земли не менее 0,35м.

Расположение манометров должно позволять осуществлять контроль показаний вне колодца. В одном колодце с манометром могут размещаться сигнализатор прохождения СОД и вантуз. Для сухих грунтов применять колодцы, установленные на железобетонные подкладки с прокладками из синтетического материала (резиновое полотно).

Заглубленную часть колодца покрыть битумом, наружную поверхность колодца и крышку огрунтовать, покрыть серой эмалью. Узлы отбора давления в обводненном грунте разместить в стальных герметичных колодцах, диаметр принять не менее 1,5м. Колодец оборудовать лестницей для обслуживающего персонала.

Предусмотреть крышку колодца с козырьком, предотвращающим попадание атмосферных осадков в колодец.

  1. Для объектов с периметром до 100 метров применять конструкцию ограждения:
  2. — основание ограждения выполнить из труб ДУ 300-500мм, выполняющим функции противоподкопного устройства, предусмотреть петли для возможного демонтажа всей конструкции или по частям (при ремонтных работах);
  3. — основание и ограждение грунтовать, незаглубленные поверхности основания окрасить светло-серой эмалью, засыпаемую часть основания покрыть битумом, ограждение окрасить в соответствии с корпоративной символикой ;
  4. — заглубление основания выполнить до половины образующей снаружи ограждения, до верхней образующей внутри ограждения
  5. — высота ограждения не менее 2,5м;
  6. — предусмотреть засыпку площадки узла запорной арматуры мелким щебнем, гравием с толщиной слоя не менее 100мм ;
  7. — стойки для крепления секций ограждения из труб Ø 100 мм (или швеллера № 10-12) высотой не менее 2,5 м, приварены к основанию с шагом 2,5м, заглушены сверху для исключения попадания влаги;

— сетка ограждения из проволоки 5 мм с квадратными ячейками 50-50 мм, секции ограждения в обрамлении из уголка 50х5. Сетка должна быть сварной с цинковым покрытием, иметь качественное натяжение по всей длине пролета ограждения в вертикальном и горизонтальном направлении.

— расстояние между стойкой и секцией ограждения не должно превышать 50мм. По верху ограждения установить козырек из ленты типа АСКЛ с диаметром петли 500 мм, установленной на V-образные стойки;

— калитка должна быть прочной с размерами (1,0м х 2,0м), исключать возможность проникновения на объект путем изгиба ее каркаса и иметь надежные запорные устройства;

  • — размеры ограждения должны обеспечивать свободный проход обслуживающего персонала по периметру внутри ограждения, расстояние между ограждением и размещенными внутри ограждения задвижкой, площадкой обслуживания, колодцами должно быть не менее 1м.
  • Для объектов с периметром площадки магистральных задвижек более 100 метров ограждение должно быть выполнено по проекту из металлической сетки ОЦ с ячейками 250/50/2,8 мм.
  • Геометрические размеры, величина заглубления ограждения в грунт, прочностные характеристики и возможность наращивания ограждения за счет других устройств задержки определяется в техническом задании.
  • Обвалование для береговой арматуры выполняется высотой 0,7 с укреплением откосов противофильтрационным экраном, отвод воды с площадки осуществляется уклоном в сторону дренажной трубы со сбросом воды по уклону за территорию площадки, через обвалование устраиваются переходные мостики.
  • Для освещения используются светильники во взрывозащищенном исполнении.

Ограждения узлов задвижек с периметром более 100 метров должны быть оборудованы системой охранной сигнализации, которая выводит на пульт технических средств охраны ближайшей НПС (ЛПДС) информацию о несанкционированном доступе на охраняемую территорию.

Тревожные сигналы с технических средств охраны должны передаваться по проводным линиям связи (шлейфам) на ближайший ПКУ.

Для сбора и обработки информации с датчиков обнаружения, передачи тревожных сообщений на соответствующий базовый объект, в ПКУ должна устанавливаться периферийная приемно-контрольная аппаратура системы сбора и обработки информации, позволяющая обеспечить дистанционный «необслуживаемый» режим управления работой системы охранной сигнализации. Периметр ограждения должен быть выполнен в форме прямоугольника без «излома» сторон.

Щиты-указатели и аншлаги крепятся по верхней части ограждения с четырех сторон. Для обозначения колодцев вантузов и отборов давления рядом с ними должны быть установлены указатели и вешки высотой не менее 2,5 м от поверхности земли. Щиты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. — размеры щита-указателя 500х300мм;
  2. — цвета: внешняя рамка — черный; основные предупредительные и запретительные
  3. — надписи — красный; фирменный знак «Транснефть», внутренняя рамка,
  4. — информационные надписи — темно-синий; фон — белый.
Читайте также:  Какие фитинги для полипропилена лучше

Генплан узла запорной арматуры

Рис 12.17. Щит- указатель задвижки (устанавливается со стороны калитки и противоположной)

Приводы арматуры

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 2704; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Узнать еще:

Размещение запорно-регулирующей арматуры

Ручная запорно-регулирующая арматура систем центрального отопления подразделяется на муфтовую и фланцевую. Муфтовая арматура (с внутренней резьбой на концах для соединения с трубами) устанавливается на трубах с условным диаметром прохода не более 40, иногда 50 мм; фланцевая арматура (с фланцами на концах) — при условном диаметре 50 мм и более.

Еще раз отметим, что на подводках к приборам систем низкотемпературного водяного отопления устанавливают: при двухтрубных стояках — краны, обладающие повышенным гидравлическим сопротивлением; при однотрубных стояках — пониженным сопротивлением.

В первом случае повышение сопротивления крана способствует равномерности распределения воды по отопительным приборам, во втором — понижение сопротивления обеспечивает затекание в приборы большей части воды от общего расхода ее в стояках, что увеличивает плотность теплового потока приборов.

Распространенные в настоящее время краны двойной регулировки с полой пробкой для двухтрубных систем низкотемпературного водяного отопления обладают существенными недостатками: сравнительно малым сопротивлением и нерациональной (круто изогнутой) «кривой дросселирования» Повышенное сопротивление протеканию воды эти краны оказывают лишь при почти полном их закрытии (на 90-95%). Малая «глубина» дросселирования пробковыми кранами не позволяет осуществлять эффективное регулирование распределения воды по отопительным приборам.

У кранов двойной регулировки типа «Термис» устранены эти недостатки — возрастание величины дросселирования у них пропорционально степени закрытия отверстия для протекания воды, но вследствие усложненной конструкции возможно быстрое их засорение, если не обеспечивается достаточная чистота (отсутствие примесей) циркулирующей воды.

Пробковые краны двойной регулировки можно использовать в малоэтажных зданиях, где слабо проявляется влияние естественного циркуляционного давления на распределение воды по приборам.

В много этажных зданиях при двухтрубных системах водяного отопления применяют краны повышенного гидравлического сопротивления типа «Термис» или КРД (по ГОСТ 10944-64).

Это позволяет создавать достаточное противодействие нарушению расчетного распределения воды по приборам под увеличенным и вместе с тем переменным влиянием естественного циркуляционного давления.

Кран регулирующий дроссельный (КРД) представляет собой сочетание дросселирующей диафрагмы с клапаном вентильного типа (как и кран «Термис»), но клапан на конце снабжен иглой для прочистки диафрагмы.

Калиброванная конусная диафрагма (диаметром 2-6 мм), расположенная в седле корпуса вентиля dу=15 мм, обеспечивает необходимое сопротивление протеканию воды, аналогично создаваемому при первой (монтажной) регулировке крана «Термис».

Зависимость потери давления Δp, Па, в кране КРД от расхода воды G, кг/ч, выражается формулой:

Δp=S*G2,

где S — характеристика сопротивления крана, зависящая от диаметра диафрагмы, Па/(кг/ч)2.

  • Кран повышенного гидравлического сопротивления
  • 1 — калиброванная конусная диафрагма; 2 — запорно-регулирующий клапан.
  • Игольчатый клапан, кроме прочистки диафрагмы, обеспечивает вторую (эксплуатационную) регулировку теплопередачи отопительного прибора и может плотно закрывать кран.
  1. Схемы действия трехходового крана в однотрубном стояке
  2. а — вода из стояка 1 полностью протекает в отопительный прибор через подводку 3 (пробка 4 крана перекрывает обходной участок 2): б — вода частично затекает в отопительный прибор, в — вода обходит отопительный прибор (пробка 4 закрывает подводку 3) и протекает в обходной участок 2.
  3. Характеристика сопротивления крана КРД, выполненного с использованием корпуса стандартного вентиля, приведена в таблице.

На подводках к отопительным приборам при однотрубных стояках с замыкающими участками размещают проходные или шиберные краны. Особенностью их конструкции является пониженное гидравлическое сопротивление.

Гидравлическая характеристика крана КРД dy=l5 мм

Номер крана Характеристика сопротивления S, Па/(кг/ч)2 Расход воды G, кг/ч, при потере давления Δp=»3923 Па (400 кгс/м2)
1 4,36 30
2 2,45 40
3 1,09 60
4 0,613 80
5 0,392 100
6 0,232 130

Трехходовой (встречается также четырехходовой) кран располагают как известно, в узле соединения подводки с однотрубным стояком. Пробка крана может занимать различное положение в корпусе и регулировать количество воды, протекающей через отопительный прибор.

Если пробка 4 закрывает отверстие в кране, обращенное к обходному участку 2, то вода из стояка 1 целиком протекает в подводку 3 к отопительному прибору.

Это положение пробки соответствует расчетному условию для каждого отопительного прибора в проточно-регулируемом однотрубном стояке: расход воды в приборе равен расходу воды в стояке (при одностороннем присоединении приборов к стояку).

Итак, на рисунке «а» изображено расчетное (оно же и монтажное), на рисунке «б» — промежуточное положение пробки в корпусе трехходового крана при эксплуатационном потребительском регулировании теплопередачи и, наконец, на рисунке «в» — положение пробки при выключении отопительного прибора в случае перегревания помещения.

На рисунке представлена схема действия правого трехходового крана при движении воды по стояку сверху — вниз; очевидно, что этот же рисунок в перевернутом положении будет изображать схему действия левого крана при движении воды по стояку снизу — вверх.

На подводках к отопительным приборам систем высокотемпературного водяного и парового отопления из-за «прикипания» пробки краны заменяют вентилями, хотя гидравлическое сопротивление их во много раз превышает сопротивление кранов и такое увеличение сопротивления не всегда желательно. Вентили в системах парового отопления высокого давления устанавливают и перед (на паровой подводке) и после (на конденсатной трубе) отопительных приборов для полного их отключения при необходимости охладить или отремонтировать приборы.

На конденсатных подводках к приборам размещают также конденсатоотводчики, пропускающие конденсат и воздух и задерживающие пар.

Арматуру можно располагать также непосредственно на отопительных приборах. Известны конструкции запорно-регулирующих кранов, устанавливаемых между секциями радиаторов; при нижней прокладке обеих магистралей системы водяного отопления часто на отопительных приборах устанавливают воздушные краны.

Арматура на стояках предназначена для количественного регулирования и полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона.

Вряд ли целесообразно устанавливать арматуру на стояках малоэтажных (один-три этажа) зданий. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания).

В многоэтажных зданиях, имеющих четыре и более этажей, на стояках систем отопления (на расстоянии от магистралей не более 120 мм) устанавливают проходные краны (их также называют пробочными) и вентили.

Проходные краны используют при низкотемпературной воде и ограниченном гидростатическом давлении в системе.

В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа (6 кгс/см2) в нижней части стояков, проходные краны заменяют более дорогостоящими, но более прочными и надежными в работе вентилями.

  • Вентили ставят на стояках, так же как и на подводках к приборам, при теплоносителях — высокотемпературной воде и паре.
  • Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем (косых вентилей), имеющих меньшее гидравлическое сопротивление по сравнению с вентилями, шпиндель которых перпендикулярен оси трубы (прямые вентили) и в которых поток теплоносителя должен дважды изменять направление своего движения под прямым углом.
  • При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с отключающими кранами (или вентилями) устанавливают муфты с резьбовыми пробками (или спускные вентили).

При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривается установка спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.

На стояках можно размещать регулирующие диафрагмы (шайбы), хотя их установка сама по себе свидетельствует о невозможности применения трубы стояка меньшего диаметра, к чему всегда следует стремиться.

Арматура на магистралях необходима для количественного регулирования и отключения отдельных частей системы отопления. Для этого используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра dy≥50 мм.

Задвижка при полностью открытом затворе оказывает наименьшее сопротивление движению воды через нее по сравнению с арматурой других видов, в чем заключается преимущество этого громоздкого прибора.В пониженных местах на магистралях устанавливают спускные краны, в повышенных местах водяных магистралей — воздушные краны или воздухосборники.

Паровые магистрали снабжаются гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.

На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней прокладкой магистралей устанавливают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда на самих стояках предусматриваются запорные краны. Горизонтальная воздухоудаляющая линия дополняется запорным краном, если она не выводится к расширительному баку.

  1. На спускных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей систем водяного отопления устанавливают общий запорный кран у бачка для перепуска воды в канализационную сеть.
  2. Арматура в тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.
  3. Задвижки размещают на главных подающих и обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.
Читайте также:  Технология прокладки морских трубопроводов

Если кроме рабочего насоса предусматривается резервный насос, то после каждого из них, кроме задвижек, устанавливают обратные клапаны. Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса.

На конденсатных трубах перед баком для сбора конденсата размещают конденсатоотводчики. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в необходимых местах.

3.2. Генплан и технологические схемы грс

Для
снабжения газом населенных пунктов,
промышленных и сельскохозяйственных
предприятий от магистрального газопровода
сооружаются отводы, по которым газ
поступает на газораспределительные
станции (ГРС).

Последние размещаются на
огражденной площадке вне черты
перспективной застройки города,
населенного пункта или предприятия в
соответствии с «Временными указаниями
по определению минимальных расстояний
от населенных мест, промышленных
предприятий и отдельных зданий и
сооружений до КС и ГРС магистральных
газопроводов».[14]

Независимо
от пропускной способности, числа
потребителей, давления на входе и выходе,
характера изменения нагрузки (расхода
газа) технологическая
схема ГРС состоит из следующих основных
узлов
:
переключения;
очистки газа; предотвращения
гидратообразований; редуцирования
высокого давления газа; измерения
расхода газа; одоризации газа.

На рис. 3.5 дана технологическая схема
ГРС.

ГРС
как самостоятельный и обособленно
стоящий объект кроме основных
технологических узлов имеет следующие
вспомогательные сооружения:

  • здания или шкафные блоки и огражденную территорию;
  • сантехнические устройства – вентиляцию, отопление, водоснабжение и канализацию;
  • электротехнические устройства – электрооборудование, электроосвещение, молниезащиту и защиту от разрядов статического электричества;
  • устройства связи с диспетчером линейного производственного управления (ЛПУ) и потребителем газа;
  • устройства электрохимической защиты.

Рис. 3.5. Технологическая
схема ГРС для одного потребителя:

I,
Iа, Iб — узел переключения ГРС; II — узел
очистки газа; III — узел подогрева газа
для предотвращения гидратообразований;
IV — узел редуцирования газа; V- узел замера
газа; VI — узел одоризации газа

Подключение
ГРС к газопроводу-отводу высокого
давления осуществляется через узел
переключения, состоящий из входного и
выходного (выходных) газопроводов,
обводных (байпасных) линий, соединяющих
входные и выходные газопроводы и
оснащенных запорной арматурой (кранами,
задвижками), предохранительных клапанов
с переключающими трехходовыми кранами
на каждом выходном газопроводе,
изолирующих фланцев, свечей для
стравливания газа на газопроводе
высокого давления.

Схема
узла переключения представлена на рис.
3.6, согласно которой обводная линия
оснащается двумя последовательно
расположенными запорными устройствами
(первое по ходу газа – отключающее,
второе – для ручного регулирования). В
условиях нормальной эксплуатации ГРС
запорные органы байпасной линии должны
быть закрыты.

Обводная линия
оснащается двумя последовательно
расположенными запорными устройствами
(первое по ходу газа – отключающее,
второе – для ручного регулирования). В
условиях нормальной эксплуатации ГРС
запорные органы байпасной линии должны
быть закрыты.

Узел очистки газа
на ГРС предусмотрен для предотвращения
попадания механических примесей (пыли,
песка, продуктов коррозии внутренней
поверхности труб и т.п.) и жидкостей
(газового конденсата, компрессорного
масла, капельной влаги и т.п.) в
технологическое и газорегуляторное
оборудование и в средства контроля и
автоматики ГРС в целом.

Рис.
3.6. Схема узла переключения ГРС

Узел
регулирования давления газа в зависимости
от пропускной способности ГРС состоит
из двух, трех, четырех и более линий
редуцирования, часть которых является
резервной.

Каждая линия регулирования рассчитана на одну и ту же пропускную способность и оснащается регулирующими
дроссельными органами и отключающими
запорными устройствами.

Узел редуцирования
должен обеспечивать автоматическое
регулирование давления газа регуляторами
давления прямого действия или с пилотным
управлением, а также регулирующими
клапанами, работающими в комплекте с
пневматическими регуляторами.

Узел
измерения расхода газа, предназначенный
для учета отпускаемого газа потребителям
из магистрального газопровода, оснащается
самопишущими расходомерами в комплекте
с сужающими устройствами.

Предусматривается
установка манометров и термометров
(показывающих или регистрирующих) для
измерения давления и температуры газа.
Число замерных линий, оснащенных
диафрагмами и расходомерами, определяется
исходя из режимов работы (изменений
расхода газа) в процессе проектирования
ГРС.

Участки газопроводов, которые могут
быть отключены запорными устройствами,
должны иметь продувочные штуцеры с
вентилями. Продувочные линии объединяются
коллектором с выводом его в свечу,
расположенную вне помещения ГРС на 2 м
выше конька крыши здания и надежно
закрепленную.

Сбор отработанного газа
из регуляторов, устройств защитной
автоматики и управления режимов станции
должен также осуществляться централизованно
в свечу.

Наиболее
широко в настоящее время применяют
автоматизированные ГРС в блочно-комплектном
исполнении пропускной способностью
10150
тыс. м3/ч
и более при входных
давлениях
осушенного газа 0,86,4
МПа. Для неосушенного газа на входе  по этому проекту можно сооружать ГРС
при давлениях газа на входе до 2 МПа.

При
давлениях на входе свыше 2 МПа и с
пропускной способностью более 50 тыс.м3/ч
такие ГРС можно применять только с
дополнительным подогревом регулирующих
клапанов.

По типовому проекту ТР-934 можно
строить большое число ГРС как с одним,
так и с двумя потребителями и с различной
компоновкой технологического оборудования.

Технологическая
схема автоматизированной ГРС представлена
на рис. 3.7. Газ из блока подключения
поступает в установку очистки, затем
на редуцирование и после этого – в
газораспределительные нитки.

Газ одорируется и далее поступает
в газопровод потребителя. При возможном обмерзании отключающих
и регулирующих устройств на входе
предусмотрен подогрев газа.

Регулирование
давления газа и автоматическое его
поддержание при изменении потребления
газа в широком диапазоне обеспечивается
системами КИП и автоматики.

Принятые
в проекте батарейные циклонные
пылеуловители обеспечивают высокую
степень очистки газа. Редуцирование
газа осуществляется регуляторами
прямого действия типа РД. Расход газа
учитывается камерными диафрагмами типа
ДНК-25, работающими в комплекте с
дифманометрами типа ДСС.

Для автоматического
предотвращения недопустимых отклонений регулируемого давления газа (на входе
ГРС) в сторону увеличения или уменьшения
на каждой линии редуцирования установлены
пневмоприводные краны, которые срабатывают
по заданной программе от блоков
автоматического управления БАУ-64-2М или
от системы «Защита-2».

Рис.
3.7. Технологическая схема автоматизированной
ГРС в блочно-комплектном исполнении
для двух потребителей

1
— блок отключающих устройств в комплекте
с расходомерной ниткой и свечой;2 — блок
очистки в комплекте с входной ниткой;
3 — блок редуцирования первого потребления;
4 — блок редуцирования второго потребителя; 5 — строительный блок; 6 — одоризационная
установка; 7 — обводная линия; 8 — свеча;
9 — предохранительные сбросные клапаны;
10 — устройство замера расхода газа

При
редуцировании газа по одной нитке
предусматривают вторую резервную нитку.
При редуцировании газа по двум ниткам
газопровода предусматривают третью
резервную нитку. При редуцировании газа
регулирующими клапанами по нескольким
ниткам газопровода резервные нитки не
предусматриваются.

Максимальная
пропускная способность одной нитки
газопровода должна быть не более 90%
минимального потребления газа. При
редуцировании газа в две ступени
расстояние между клапанами принимается
не менее 10 диаметров большого клапана.
Диаметр трубопровода между клапанами
выбирают из условия, что линейная
скорость газа не должна превышать 30
м/с при максимальном его расходе.

На
входе и выходе регулирующих ниток
газопровода устанавливают запорную
арматуру.

При
установке очистных устройств вне
помещения площадку ГРС ограждают
забором. Вытяжную свечу устанавливают
вне площадки на расстоянии 10 м от блока
отключающих устройств. Условный диаметр
свечи должен быть не менее 20 см.

Расстояния
между трубопроводами на ГРС должны быть
не менее 500 мм между выступающими частями
для трубопроводов диаметром более 400
мм и не менее 400 мм для трубопроводов
диаметром менее 400 мм. Блок отключающих
устройств должен быть расположен на
расстоянии не менее 10 м от здания ГРС
или от установки масляной очистки.

Установку масляной очистки располагают
на расстоянии не менее 10 м от здания ГРС
и от блока отключающих устройств. В
помещении ГРС следует предусматривать
основной проход шириной не менее 1 м.

Расстояние между аппаратами, наполненными
маслом, принимается равным их наружным
диаметрам, но не менее 2 м, для сухих
аппаратов – не менее 1 м. Температура в
отапливаемых помещениях ГРС, работающих
без обслуживающего персонала,
поддерживается не ниже 5°С.

При
среднем потреблении газа применяют автоматизированные ГРС в блочно-комплектном
исполнении на 100150 тыс. м3/ч.
Разработан ряд автоматических блочных
ГРС пропускной способностью 1, 3, 5, 10 и 50 тыс. м3/ч.

Научно-исследовательский
и проектный институт природного газа
и газовых технологий ТюменНИИГИПРОгаз
(г. Тюмень) в сотрудничестве с энергосистемой
г. Нова Пазова, Югославия, предложил
параметрический ряд ГРС от 5 тыс. до 50
тыс. нм3/ч.

Параметрический
ряд изготовляется по Международным
стандартам и рекомендуется для применения в России и странах ближнего
зарубежья.

ГРС
предназначены для редуцирования и
поддержания давления газа на выходе
при заданном уровне и обеспечивают
измерение расхода, очистку и одоризацию
газа.

ГРС
изготовляется в блочном и комплектно-блочном
исполнении. Блочное исполнение
предназначается для размещения ГРС на
открытой площадке или в капитальном
здании.

Комплектно-блочное
исполнение представляет собой блок-бокс
(блок-контейнер) (см. рис. 3.8) со всеми
системами инженерного обеспечения
(отопление, освещение, вентиляция и
т.д.) и предназначается для применения
в труднодоступных районах или сельской
местности.

Таблица 3.1

Размеры блок-боксов

Тип ГРС Длина, мм Ширина, мм Высота, мм
ГРС-5 3000 2990 2375
ГРС-10 6000 2990 2375
ГРС-22 6000 2990 2375
ГРС-33 6000 2990 2375
ГРС-50 9000 2990 2900
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector