- План урока:
- Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
- Восклицательные, невосклицательные предложения
Предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
Тебе, конечно, трудно представить свою жизнь без общения. Ты разговариваешь с родителями, родными, одноклассниками, школьными учителями, соседями. Делишься с ними своими планами, переживаниями, чувствами, рассказываешь о чем-нибудь, спрашиваешь, советуешь, о чем-либо просишь.
Твоими помощниками в общении являются предложения. Только благодаря им мы понимаем друг друга, делимся информацией, спрашиваем.
«Что такое синтаксис?» – спросишь ты. Напомню тебе, что это раздел языкознания, в котором изучаются правила связи слов в словосочетания и предложения, а также структура словосочетаний, формы и типы предложений. Синтаксис – наука, а предложение является ее единицей, предметом изучения.
Предложение состоит из одного или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Давай с тобой разберемся, что это значит.
Подумай, все ли верно в предложениях.
Мы с сестрой взялись за руки и побежали в разные стороны. Форточка была закрыта нараспашку. На ветке сидели снегири, как яблоки на березе.
Все ли слова в предложении связаны друг с другом по смыслу? Конечно, нет.
Они не отражают реальных отношений между предметами и явлениями: взяться за руки и побежать в разные стороны невозможно, нараспашку форточка может быть открыта, а не закрыта, и яблоки не растут на березах.
В этом и заключается смысловая связь, то есть не любые слова можно объединить в предложение, а только те, которые подходят по смыслу.
Теперь давай рассмотрим, что значит грамматическая связь.
Прочитай слова. Подумай, можно ли из них составить предложение? Запиши его.
- В, луч, утренний, солнце, разгораться, капля, роса.
- Какое предложение у тебя получилось?
- В лучах утреннего солнца разгораются капли росы.
Ты употребил слова не в той форме, в какой они даны, а изменил их. Почему? Чтобы из слов составить предложение, нужно слова грамматически связать друг с другом. (Что?) капли (что делают?) разгораются, разгораются (где? в чем?) в лучах, в лучах (чего?) солнца, солнца (какого?) утреннего. Средством связи слов в словосочетании и предложении являются падежные окончания и предлоги.
Предложение характеризуют смысловая и интонационная завершенность.
Например: Я изучаю новую тему. Предложение законченное и по смыслу, и грамматически. Все, что хотел сказать автор, сказал.
Потренируемся. Определи, какие записи не являются предложениями.
- Родились и выросли снежинки высоко над землей. 2. Книга помочь в труд, выручить в беда. 3. В ту осень погода была сказочно прекрасной. 4. Семечко у клен с ветка сорваться и на крепкий крылья быстро понеслось. 5. Наука окрыляет и жизни смысл дает.
Проверь себя. Не являются предложениями записи под номерами 2 и 4, так как слова в них не связаны грамматически.
В процессе общения мы передаем информацию, выражаем свои мысли и чувства, о чем-то спрашиваем или просим, советуем, приказываем, то есть побуждаем к действию. В зависимости от назначения, цели высказывания, бывают предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Цели повествовательного предложения – сообщить, рассказать о факте или событии, передать информацию. Например: Книги рассказывают о далеком прошлом, объясняют настоящее, увлекают в будущее. Из ближнего ельника отчетливо слышатся переливы певчего дрозда.
Обрати внимание, что повествовательное предложение произносится с постепенным повышением голоса, а в конце, на последнем слове, понижением. Конец повествовательного предложения отмечается точкой, реже – восклицательным знаком и многоточием.
Вопросительные предложения выражают вопрос. Они произносятся с вопросительной интонацией: голос повышается на том слове, которое содержит вопрос. Например: С чего, по-вашему, начинается дружба? Чем товарищи отличаются от друзей?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Вопрос в предложении может быть выражен по-разному. Давай сравним три предложения. 1. Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? 2. Разве ты не читал сказки А.С.Пушкина? 3. Ты поедешь на летние каникулы в лагерь?
В чем разница между этими предложениями? Обрати внимание, в первом предложении есть вопросительное слово. Во втором – вопросительная частица.
(Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные смысловые значения в предложение. Вопросительные частицы вносят в предложение вопросительное значение). А в третьем предложении – вопросительная интонация.
Таким образом, вопрос в предложении может быть выражен:
- Вопросительными словами (кто, что, сколько, когда и т.д.)
- Вопросительными частицами (разве, неужели, ли и т.д.)
- Вопросительной интонацией.
Побудительное предложение – это предложение, которое выражает совет, просьбу, приказ, требование или призыв.
Цель побудительного предложения – побудить собеседника к действию. Во время работы за компьютером не размещайте на рабочем столе посторонних предметов. Соблюдайте правила поведения за столом.
Побудительные предложения произносятся по-разному. Если они содержат просьбу или совет, то произносятся более низким тоном: Помоги, пожалуйста, Лизе доделать проект.
Если предложение выражает приказ или требование, то произносится более высоким тоном: Немедленно прекратите шуметь!
Давай потренируемся. Даны предложения, определи их вид по цели высказывания.
- Бабушка, постой немножко. 2. Ты любишь читать? 3. Слушай больше, а говори меньше. 4. Где вы купили эту книгу? 5. Мы сегодня едем в лагерь к солнцу, лесу и реке. 6. Лето – мое самое любимое время года.
Проверь себя. Повествовательные предложения – 5,6; вопросительные – 2, 4; побудительные – 1,3.
Восклицательные, невосклицательные предложения
Наша речь может выражать самые разные чувства, душевные переживания и волнения (радость, восторг, восхищение, гнев, страх, презрение, печаль и т.д.), иначе говоря, эмоции.
Восклицательное предложение – это предложение, которое выражает сильные чувства, произносится высоким, напряженным тоном голоса. Например: Как прекрасен май в саду! Какой интересный сегодня праздник!
В устной речи мы передаем эти чувства словами, мимикой, жестами и особой интонацией. В письменной речи восклицательную интонацию отмечаем восклицательным знаком в конце предложения.
Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения.
Невосклицательное предложение – предложение, произнесенное спокойным тоном.
Например: Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.
Теперь поработаем. Прочитай предложения. Укажи, какие предложения восклицательные, а какие – невосклицательные. (Знаки препинания не расставлены).
- Какое прекрасное утро 2. Птицы радостно встречают приход весны 3. Как же мне хочется поехать на море 4. Ура Наши выиграли 5. Я нашел удивительную полянку.
Проверь себя. Восклицательные предложения – 1,3,4; невосклицательные – 2,5
Молодец! А теперь проверь, все ли ты усвоил.
Урок 16. восклицательные предложения — Русский язык — 5 класс — Российская электронная школа
Урок Конспект Дополнительные материалы
Определите, какой ответ является неправильным? Зачеркните его.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- 1) невосклицательные;
- 2) побудительные;
- 3) восклицательные.
Прочитайте отрывки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Распределите предложения по группам.
Отчего же Всё кругом, Завертелось, Закружилось, И помчалось колесом? Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Боже, боже, Что случилось?
Определите вид предложения по эмоциональной окраске.
Ах, сколько на свете детей!
Как звёзд на небесном челе…
Как назвать котёнка?
Тигром иль Мышонком?
Вставьте в пустые ячейки предложения из произведения Н. Носова.
Уходи отсюда со своей противной трубой! Так в поле ведь некому слушать. Вот привыкнешь, и уши не станут болеть. Это потому что ты к моей музыке еще не привык. От твоей музыки уши болят. Иди в поле да там и играй!
Восстановите текст, используя характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Вопросительное, невосклицательное.
3. Повествовательное, невосклицательное.
4. Повествовательное, восклицательное.
Янтарём и рубинами загорелись листья.
Сгруппируйте предложения по эмоциональной окраске.
Вам не видать таких сражений! Каких только тут нет рецептов! Дед с матерью шли впереди всех. Знает ли вас кто-нибудь в доме Троекурова? Кто при звездах и при луне поздно едет на коне?
Зачеркните неправильные ответы.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин)
- Это предложение:
- 1) повествовательное, восклицательное; односоставное.
- 2) повествовательное, восклицательное; двусоставное.
- 3) побудительное, невосклицательное, двусоставное.
Вставьте пропущенные слова в анализ предложения. Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.
В предложении солнце – это , выражено . Гуляло и забежало – , выражены . Так как в предложении сообщается факт, то по цели высказывания это предложение. По эмоциональной окраске оно , так как никаких эмоций не передаёт.
Прочитайте стихотворение Я. К. Грота «Зимнее веселье». Выделите восклицательные предложения красным цветом.
- Братцы! Мороз на дворе,
- Русский, трескучий мороз!
- Ели блестят в серебре;
- Эй, берегите свой нос!
- Снова над глубью реки
- Пол нам готов ледяной.
- Братцы! Подвяжем коньки –
Кто молодец, тот за мной!..
- Ты что ворчишь там в углу?
- Сидя за печкой, прозяб?
- Ляг же ты греться в золу:
- Старых не надо нам баб.
- В руки по палке, друзья!
- Мячик возьмём – и за ним,
- По льду, как вьюга, скользя,
- Взапуски все побежим!
- Или по зеркалу льда
- Вензели станем писать…
- Нуте ж, скорей, господа!
- Долго ль ещё мне вас ждать?
- (1845)
Восстановите текст. Обратите внимание, что восклицательные предложения начинают и завершают текст.
Хорошие, добрые, нежные слова!
Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама.
Сколько замечательных слов в русском языке!
Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, радостные и светлые, гордые и богатые.
Прочитайте предложения, определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске
- Хорошо в осеннем лесу!
- Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
- А вы любите осенний лес?
(повествовательное, восклицательное) (вопросительное, невосклицательное) (побудительное, восклицательное)
Проанализируйте предложения, выделите жёлтым цветом предложение, отвечающее следующим характеристикам: повествовательное, восклицательное.
- Вам нравится в лесу?
- Дятел стучит по дереву.
- Тихо шепчут молодые осины.
- Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Невосклицательные предложения. Примеры
Невосклицательные предложения отличаются спокойным тоном произношения, без ярко выраженных эмоций.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Чтобы понимать смысл предложения, правильно ставить завершающие знаки препинания, важно учитывать, имеет ли простое предложение выраженный эмоциональный фон, как оно произносится. С этой точки зрения по эмоциональной окраске все простые предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Чтобы понять, что такое невосклицательные предложения, сравним их с восклицательными предложениями.
Что такое невосклицательные предложения?
Простые предложения содержат в себе или какое-то сообщение, или прямой вопрос, или побуждение к действию. В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на следующие виды:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Каждый вид предложения произносится с характерной для него интонацией:
- повествовательное — спокойным размеренным тоном, понижающимся в конце предложения.
Над цветущей яблоней вьется, кажется, целый рой пчел.
- Вопросительное предложение имеет особую вопросительную интонацию с логическим ударением на важном для его смысла слове.
Куда ведет эта лесная тропинка?
Сколько километров до конечного пункта нашего похода?
Разве ты не знаешь этого художника?
- Побудительное предложение, выражающее просьбу, пожелание, предложение и пр., произносится довольно спокойным тоном.
Постели постель. Присядь-ка со мной на крылечко.
Как видим, у этих предложений, разных по цели высказывания, отсутствует сопутствующий эмоциональный фон. По эмоциональной окраске они являются вполне нейтральными. С точки зрения выраженного в них чувства такие предложения являются невосклицательными.
В конце невосклицательных повествовательных и побудительных предложений ставится точка, а в вопросительном — вопросительный знак.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Восклицательные предложения
И, напротив, в любом предложении может присутствовать особая экспрессия высказывания, дополнительно высказанное чувство радости, восторга, горечи, гнева и пр. Такие предложения произносятся взволнованным, более высоким и напряженным голосом, причем выделяется слово, особо важное в передаче чувства.
Какая стоит замечательная золотая осень! (Повествовательное восклицательное)
И зачем ты сюда только пришел?! (Вопросительное восклицательное)
Идем скорее отсюда! (Побудительное восклицательное)
Эта дополнительно выраженное чувство передается не только интонацией, но и завершающим восклицательным знаком в повествовательных и побудительных предложениях. В вопросительных предложениях ставится два знака: сначала — вопросительный, затем — восклицательный.
И куда ты несешься сломя голову?!
Примеры невосклицательных предложений
Невосклицательными могут быть все виды предложений, отличающихся по цели высказывания.
Невосклицательные повествовательные предложения
Начинается летняя гроза. Раздаются оглушительные раскаты грома.
Все чаще сверкают молнии на потемневшем небе. С реки потянуло сыростью.
Налетел резкий порывистый ветер и пригнул головки цветов к земле.
Невосклицательные вопросительные предложения
Ты успеешь к поезду?
Кто там стучится так поздно?
Откуда пахнет свежестью?
Что со мной происходит?
Невосклицательные побудительные предложения
Прочитай эту книгу обязательно, ты не пожалеешь.
Унесите-ка этот поднос.
Покажите мне этот интересный рисунок.
Отправьте письмо сейчас.
Расскажи нам, пожалуйста, о твоем выступлении на концерте.
Видеоурок
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений? Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Морфологический разбор
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
- ГВставьте
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Глагол в личной форме
- Начальная форма: ВСТАВИТЬ
- Все характеристики
- Стекст
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ТЕКСТ
- Все характеристики
- ПРЕДЛв
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Предлог
- Начальная форма: В
- Споле
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ПОЛ
- Все характеристики
- Нвыше,
- Разбор слова
- Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
- Вариант 1:
- Часть речи: Наречие
- Начальная форма: ВЫШЕ
- Вариант 2:
- Часть речи: Предлог
- Начальная форма: ВЫШЕ
- Вариант 3:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: ВЫША
- Все характеристики
- Вариант 4:
- Часть речи: Прилагательное
- Начальная форма: ВЫСОКИЙ
- Все характеристики
- СОЮЗчтобы
- Разбор слова
- Слово может быть разобрано в 2-х вариантах
- Вариант 1:
- Часть речи: Союз
- Начальная форма: ЧТОБЫ
- Вариант 2:
- Часть речи: Частица
- Начальная форма: ЧТОБЫ
- ИНФИНИТИВвыполнить
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Инфинитив
- Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
- Все характеристики
- Псинтаксический
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Прилагательное
- Начальная форма: синтаксический
- Все характеристики
- Сразбор.
- Разбор слова
- Вариант 1:
- Часть речи: Существительное
- Начальная форма: РАЗБОР
- Все характеристики
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Невосклицательные предложения — это… (15 примеров) — Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Невосклицательные предложения отличаются спокойным тоном произношения, без ярко выраженных эмоций.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Чтобы понимать смысл предложения, правильно ставить завершающие знаки препинания, важно учитывать, имеет ли простое предложение выраженный эмоциональный фон, как оно произносится. С этой точки зрения по эмоциональной окраске все простые предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Чтобы понять, что такое невосклицательные предложения, сравним их с восклицательными предложениями.
Что такое невосклицательные предложения?
Простые предложения содержат в себе или какое-то сообщение, или прямой вопрос, или побуждение к действию. В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на следующие виды:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Каждый вид предложения произносится с характерной для него интонацией:
- повествовательное — спокойным размеренным тоном, понижающимся в конце предложения.
Над цветущей яблоней вьется, кажется, целый рой пчел.
- Вопросительное предложение имеет особую вопросительную интонацию с логическим ударением на важном для его смысла слове.
Куда ведет эта лесная тропинка?
Сколько километров до конечного пункта нашего похода?
Разве ты не знаешь этого художника?
- Побудительное предложение, выражающее просьбу, пожелание, предложение и пр., произносится довольно спокойным тоном.
Постели постель. Присядь-ка со мной на крылечко.
Как видим, у этих предложений, разных по цели высказывания, отсутствует сопутствующий эмоциональный фон. По эмоциональной окраске они являются вполне нейтральными. С точки зрения выраженного в них чувства такие предложения являются невосклицательными.
Невосклицательные предложения — это нейтральные сообщения, не имеющие дополнительной яркой эмоциональной окраски.
В конце невосклицательных повествовательных и побудительных предложений ставится точка, а в вопросительном — вопросительный знак.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Восклицательные предложения
И, напротив, в любом предложении может присутствовать особая экспрессия высказывания, дополнительно высказанное чувство радости, восторга, горечи, гнева и пр. Такие предложения произносятся взволнованным, более высоким и напряженным голосом, причем выделяется слово, особо важное в передаче чувства.
Какая стоит замечательная золотая осень! (Повествовательное восклицательное)
И зачем ты сюда только пришел?! (Вопросительное восклицательное)
Идем скорее отсюда! (Побудительное восклицательное)
Восклицательные предложения — это высказывания, имеющие дополнительную яркую эмоциональную окраску, которая выражается повышенным тоном голоса.
Эта дополнительно выраженное чувство передается не только интонацией, но и завершающим восклицательным знаком в повествовательных и побудительных предложениях. В вопросительных предложениях ставится два знака: сначала — вопросительный, затем — восклицательный.
И куда ты несешься сломя голову?!
Примеры невосклицательных предложений
Невосклицательными могут быть все виды предложений, отличающихся по цели высказывания.
Невосклицательные повествовательные предложения
Начинается летняя гроза. Раздаются оглушительные раскаты грома.
Все чаще сверкают молнии на потемневшем небе. С реки потянуло сыростью.
Налетел резкий порывистый ветер и пригнул головки цветов к земле.
Невосклицательные вопросительные предложения
Ты успеешь к поезду?
Кто там стучится так поздно?
Откуда пахнет свежестью?
Что со мной происходит?
Невосклицательные побудительные предложения
Прочитай эту книгу обязательно, ты не пожалеешь.
Унесите-ка этот поднос.
Покажите мне этот интересный рисунок.
Отправьте письмо сейчас.
Расскажи нам, пожалуйста, о твоем выступлении на концерте.
Видеоурок
Сохранить статью
ПредыдущаяСледующая
Упражнения по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Упражнение 1.
Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.
1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский).
3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин).
6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).
Упражнение 2.
Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.
1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов).
3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин).
5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).
- Упражнение 3.
- Поставьте необходимые знаки препинания.
1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов).
5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов).
7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).
Упражнение 4.
Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.
1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты.
2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства.
4) На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.
Упражнение 5.
Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.
1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О.
Мандельштам) 3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В.
Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа.
8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С.
Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)
Упражнение 6.
Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.
1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А.
Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И.
Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение
Упражнение 7.
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.
1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест…
4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины… (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..
ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию.
9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М.
Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.
Упражнение 8.
Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.
Знаки препинания: завершения
Знаки завершения заканчивают фразу и ставятся в конце предложений. К знакам завершения относятся следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
точка | . | повествовательное |
вопросительный знак | ? | вопросительное |
восклицательный знак | ! | восклицательное |
многоточие | … | повествовательное |
Возможны случаи: а) знаки завершения могут использоваться в середине предложения, б) в предложении могут одновременно использоваться разные знаки завершения. Примеры для этих случаев приведены в статье ниже.
Точка
Точка — родоначальница пунктуации. Этот знак препинания используется для разделения предложений на письме. Читающему нужно как-то указать, что оно закончено.
Поэтому она ставится в конце повествовательного предложения как полного, так и неполного. Точку не ставят в заголовках и тех предложений, которые заканчиваются многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Кроме этого, она используется для сокращения слов.
Примеры
Николай, мы с тобой очень редко видимся. К счастью, я вышла раньше, поэтому не опоздала. На деревьях, на крышах домов, на дороге лежал первый снег. Ночь. Тихо.
Прописан на ул. Никольской в г. Москва. Во втором веке до н.э. случилось важное историческое событие.
Вопросительный знак
Вопросительный знак — это знак препинания, используемый в конце предложения, в котором заключается вопрос о чем-либо. Реже его ставят при перечислении однородных членов.
Раньше он назывался «вопросительная точка», которая берет свое начало из латинского языка, а точнее, из слова «quaestio», что означает «поиск ответа». В одно время в конце предложения ставились две буквы этого слова одна под другой: q и o.
Постепенно это обозначение переросло в завиток с точкой внизу, то есть в вопросительный знак.
Примеры
Виктор, разве ты не мог сходить в библиотеку и взять книгу? Кстати, отчего у тебя такой радостный вид? Что это за люди, что за хулиганы? Что случилось сегодня ночью?
Ну, какое тебе до этого дело?
Восклицательный знак
Восклицательный знак — это самый «радостный» знак препинания, чаще всего он обозначает восхищение, восторженное восклицание. Ставится в конце предложения. Раньше он имел другое название — «знак удивления». Считается, что он пришел к нам из латинского языка: слово «lo» обозначает большую радость, а позднее букву «l» стали писать над «o». Так и появился новый удивительно радостный знак.
Примеры
Какое счастье, Маша! Вот, по-видимому, такие чудеса бывают на свете! О, какой прекрасный, тихий, теплый вечер!
Вперед! За мной!
Многоточие
Многоточие — знак препинания, который обозначает паузу или используется в том случае, если какая-то часть предложения опущена, потому что неважная, или читатель сам должен догадаться, о чем дальше идет речь. Часто многоточие содержит скрытый смысл текста: вздох, паузу, задумчивость, чтобы читатель услышал, например, весеннюю капель, тишину или щебет птиц. Раньше многоточие называли «пресекательным» знаком.
Примеры
Людмила, посмотри, ты же без конца всё пишешь-пишешь… Бабочки, цветочки какие-то… Ничего не понятно… Взять бы все и порвать на части. Вера молчала… Внезапно, к удивлению всех, подпрыгнула, расхохоталась и бросилась в пляс.
Кажется, что-то припоминаю… Охотничий домик в лесу, огромная, пышная белая черемуха у речки…
Особые случаи
Восклицательный знак в середине предложения — Граждане! не задерживаемся, проходим! — Ты всех ненавидел: папу! маму! сестер! брата!
А нынче, ох! все растащили, ничего хорошего людям не оставили.
Три восклицательных знака Уходи отсюда и никогда больше не приходи!!!
Восклицательный знак в скобках как собственное выражение отношения к цитируемому фрагменту Я полностью согласен с нашим докладчиком: «Не случайно наши русские классики рекомендовали (!) читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, поговорки, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи.»
Вопросительный знак в середине предложения «Что тебе испечь — пирожки? булочки? ватрушки?
Вопросительный знак как выражение сомнения В кабинет зашли какие-то люди, рабочие или проверяющие (?) и начали громко разговаривать.
Одновременное использование вопросительного и восклицательного знаков А оно надо?!
Неужели можно равнодушно смотреть на это безобразие?!
Одновременное использование восклицания и многоточия И вот она вошла!… Счастье светилось на ее лице!… Никто не мог подозревать, что она недавно пережила горе.
Светает!… Лучи солнца скользят по старому пыльному комоду. Дом начинает просыпаться.
Одновременное использование вопроса и многоточия Ну, что ты за человек?… Когда ты будешь думать своей головой?…
Многоточие в середине предложения Когда я жил в деревне… нет, лучше не вспоминать… тяжелые тогда были времена… послевоенные…
Ве… Ве… Верочка, милая, прости меня, глупую!
Многоточие в начале предложения …Так прошло несколько лет с того времени. Все изменилось, и мы стали другие.
Многоточие в цитате на месте пропуска Я полностью согласен с нашим докладчиком: «Неслучайно наши русские классики рекомендовали читать … писателей, которые обладают всем богатством русской речи».
На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.
sentences.ru — синтаксис, пунктуация, составление предложений и словосочетаний со словами