Технологическое проектирование строительства магистральных трубопроводов

Технологическое проектирование строительства магистральных трубопроводов

Подготовка к строительству любого здания начинается с проектирования.

Но не менее важным процессом становится проектирование и монтаж трубопроводов, которые станут очень важными опциями в слаженной работе всех систем здания.

К тому же, одинаково важно правильно спроектировать как внутренние системы трубопроводов, так и магистральные, сбой в которых приведет к поломке всей системы.

В чем суть проектирования трубопроводов

В настоящее время термин «проектирование трубопроводов» означает процесс разработки технической документации (иными словами – проекта), которая содержит в себе расчеты с технической и экономической стороны, макеты, чертежи и другие типы материалов, которые имеют в себе информацию о строительстве новых или ремонте функционирующих ныне объектов трубопроводного транспорта.

Современная методология, которая изучает проектирование технологических трубопроводов, предусматривает максимальную автоматизацию процесса, что позволяет строго додерживаться всех регламентированных последовательностей.

Все основные требования к проектированию трубопроводов приведены в таком документе, как Правила устройства безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Но эту инструкцию нельзя считать универсальной, так как для многих других веществ (кислород, горючие газы и другие) можно найти ряд других дополнительных нормативов.

Особенности и предназначение технологических трубопроводов

Во время строительства предприятий химической, металлургической, пищевой или нефтяной промышленности большое внимание уделяется проектированию трубопроводных систем. Не становится лишним и проектирование эстакад под технологические трубопроводы.

Технологические трубопроводы являются очень важной частью объекта производства. От того, насколько качественно выполнен монтаж их монтаж и зависит надежность и безопасность в эксплуатации огромного количества промышленного оборудования.

Условия работы технологических трубопроводов могут быть очень разнообразными. Во время их использования можно наблюдать высокие температуры, из-за которых происходит сильное давление на материал. Трубы поддаются коррозии, часто наблюдается резкий перепад температур – от горячей к холодной. Такое можно увидеть в тех случаях, когда после высокого нагрева системы, ее нужно охладить.

Мощность оборудования и систем на предприятиях из года в год постоянно растет, что обусловливает изменения и усложнения в конструкции трубопроводов.

Для увеличения их способности переносить большие нагрузки, в некоторых отраслях промышленности (особенно часто это можно наблюдать в пищевой или химической) специалисты проводят проектирование и монтаж трубопроводов из полипропилена и других полимерных материалов.

Это объясняется их способностям не поддаваться коррозии, а также их низкой массой, простотой в обработке и при монтаже, низкой теплопроводностью. А это в свою очередь экономит средства на теплоизоляцию.

Все эти аспекты требуют от тех работников, которые специализируются на монтаже знать все о технологических трубопроводах – нормы проектирования в том числе.

В процессе работы трубопроводы поддается огромным нагрузкам:

  1. На них воздействует высокое давление, смена температурных режимов, на их состояние может влиять то вещество, которое по ним транспортируется.
  2. Но помимо внешних факторов существуют и внутренние. На состояние трубы действует ее собственный вес, масса деталей, арматуры, термоизоляции и прочего.
  3. К этим факторам можно отнести еще нагрузки от вибрации, силы ветра, давление грунта на определенный участок.
  4. Отдельные участки могут придаваться дополнительным нагрузкам из-за неравномерного нагрева, трения в опорах и пр.

Чтобы облегчить нагрузки на систему трубопроводов нужно придерживаться раздела рекомендаций СНиП «Технологические трубопроводы» — проектирование тогда будет наиболее эффективным.

Для эффективного проектирования и эксплуатации трубопроводов нужно за основу брать такие параметры:

  • рассчитать нужную производительность;
  • обозначить место входа и выхода трубопровода;
  • исследовать состав, вес и вязкость окружающей среды;
  • составить карту маршрута трубопровода;
  • установить максимально допустимое для работы давление;
  • сделать гидравлический расчет;
  • определить размеры трубопровода (диаметр, толщину и пр.);
  • просчитать нужное количество насосных станций на том или ином участке.

Можно сделать вывод, что для более эффективного проектирования трубопроводных систем нужны квалифицированные работники, которые смогут додерживаться всех поставленных норм и правил.

Магистральные трубопроводы

Суть проектирования магистральных трубопроводов заключается в том, чтобы максимально точно определить нужные его размеры, рассчитать количество насосных станций (если в этом есть необходимость) и подобрать самое подходящее оборудование. Чтобы сделать этот процесс наиболее оптимальным, нужно пройти несколько стадий:

  1. технико-экономическое обоснование;
  2. сделать технический проект;
  3. разработать нужные чертежи.

Первая стадия включает в себя анализ транспортируемых ресурсов, рассчитывает количество потоков груза в расчете на 1 год, выбор направление трубопровода, производителя труб, их диаметр, материал, из которого они изготовлены, определяется количество насосных станций, просчитывается приблизительная стоимость всего строительства. Этот процесс в основном укрупнено определяет все эти факторы. Его результаты могут определить приблизительную экономическую эффективность будущего проекта, но никак не являются настоящим основанием для самого строительства.

Вторая стадия – создание технического проекта является самой важной в этом процессе. Ее цель состоит в точном и окончательном определении стоимости будущего строительства. Дополнительно в процессе составления проекта должны решаться такие вопросы:

  • уточнение количества транспортируемых веществ;
  • окончательный выбор направления и трассы для трубопровода;
  • выбор самого подходящего диметра трубы, который будет соответствовать выбранной производительности;
  • сделать расчеты, который определят режим работы, расстановку станций для перекачивания, необходимое оборудование;
  • конечное определение той суммы денежных средств, которые нужно потратить на строительство;
  • полный расчет себестоимости транспортировки ресурсов, эффективность работы системы.

Для проектирования магистральных систем рекомендовано использовать СП «проектирование и монтаж трубопроводов». Это свод правил, который регламентирует работу с трубопроводами разных типов.

Последней стадией в проектировании трубопроводов становится работа с рабочими чертежами. Это основная документация, на основании которой и ведется строительство.

Такие чертежи должны строго отвечать требованиям технической документации.

Чертежи становятся уточняющим документом, в котором проектирование приводится в такое состояние, чтобы стало возможным проводить строительные и монтажные работы.

Возможны некоторые отклонения от технического проекта. Но они должны быть направлены на усовершенствование, а не наоборот. Рабочие чертежи выполняются в установленной форме, которую регламентирует СНиП. Важно также следовать всем необходимым инструкциям, которые контролируют работу в той или иной отросли.

СП проектирования трубопроводов допускает пропуск второй и третьей стадий, если производительность системы должна быть небольшой, а насосные станции обозначены в небольшом количестве. В таком случае процесс работы становится объединенным в одну стадию – технорабочий проект.

Использование полиэтиленовых труб для трубопроводов

Проектирование и монтаж трубопроводов из полиэтилена становится все более частым явлением. Такие трубы используют в следующих случаях:

  • чтобы построить газопроводы на территории небольших городов, поселков и сельских поселений;
  • для строительства газопроводов, которые будут соединять два или несколько заселенных пунктов;
  • для ремонта или реконструкции старых изношенных стальных трубопроводов.

Очень эффективно полиэтиленовые трубы показывают себе в условиях высокой опасности появления коррозий, а также, если веществом, которое транспортируется, является сернистый газ. То же самое касается и проектирования пластмассовых трубопроводов.

Прокладывать трубопровод из полиэтилена не рекомендуется в таких местах:

  • если минимальная температура воздуха пересекает границу в -45 градусов;
  • если территория закарстована;
  • если трубопровод должен быть размещен в грунтах 2 типа просадочности, а работы должны проводиться на территории городков и сельских поселков;
  • такие трубы нельзя использовать наземно, надземно, в различных тоннелях и коллекторах, внутри зданий;
  • если на территории наблюдается сейсмичности в районе 6 баллов и выше.

Использование стальных труб на промысловых сооружениях

Промысловые трубопроводы используются между промысловыми сооружениями (скважинами, сооружениями газоперерабатывающего завода и пр.). Границей для промыслового трубопровода становится ограждение площадки.

Проектирование промысловых стальных трубопроводов должно учитывать факторы влияния на материал труб. Нельзя их использовать в среде повышенной коррозии.

Проектирование промысловых трубопроводов используется для такого назначения:

  1. в качестве трубопроводов, которые транспортирую вредные вещества;
  2. как транспортеры нестабильного конденсата 1 класса;
  3. как выкидные трубопроводы для нефтяных скважин;
  4. как трубопроводы нестабильного конденсата 4 и 5 классов.

Морские трубопроводы

Трубопроводы, которые используются на дне моря, должны быть максимально надежными, так как на них влияет масса дополнительных факторов (большая глубина, большие расстояния между насосными станциями, возможность штормов, подводных течений и много другого). Проектирование морских трубопроводов должно быть согласовано с правительством РФ и местными органами по надзору за окружающей средой.

Очень важно правильно определить маршрут трассы морского трубопровода. При этом учитывается батиметрия и морфология морского дна, сведения о среде, которая будет окружать магистраль, возможности сейсмической активности, активность рыболовства и подобные.

Читайте также:  Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Особенности трубопроводов пара и горячей воды

Для эффективного проектирования трубопроводов пара и горячей воды нужно учитывать все правила и рекомендации, которые указаны в СП и СНиП. При выполнении этого процесса нужно учитывать тот фактор, что трубопровод будет постоянно находиться в высоком температурном режиме, а это может сказаться на качестве труб.

Такие трубопроводы требуют теплоизоляции, чтобы компенсировать потери температуры при транспортировке.

Эстакады и опоры под трубопровод

Эстакада это инженерное сооружение, которое имеет обусловленное количество одинаковых опор, которые обеспечивают расположение трубопроводов над уровнем земли. Проектирование эстакад под трубопроводы проводится с целью обойти занятую под поселение (или другую цель) территорию или дорогу.

Надземные трубопроводы больше остальных поддаются влиянию факторов окружающей среды, поэтому мониторинг их состояния и общей безопасности является обязательным.

Проектирование опор под трубопроводы отличается по нескольким признакам:

  • материал (железобетон, сталь, комбинированные опоры);
  • в зависимости от конструкций опор и фундамента;
  • высотой своей верхней части (высокие или низкие);
  • по количеству ярусов, на которых расположены трубы на опорах и эстакадах.

Чтобы конструкция системы трубопроводов была качественной, безопасной и финансово эффективной при ее проектировании и монтаже стоит помнить о СП по проектированию и монтажу трубопроводов из полипропилена и других материалов.

Порядок проектирования магистральных трубопроводов

Проектирование и строительство магистральных трубопро­водов в нашей стране выполняются на основании постановлений мини­стерств и ведомств. Затем определяются организации заказчика, генерального подрядчика и проектная.

В соответствии с действующими нормативами проектирование магистральных трубопроводов выполняется в следующем порядке (по стадиям): технико-экономическое обоснование строительства — задание на проектирование — технический проект—рабочие чер­тежи линейной части. Весь процесс проектирования состоит из двух основных этапов: 1) подготовка к проектированию, 2) соб­ственно проектирование. На первом этапе выполняются технико-экономическое обоснование, задание на проектирование, изыска­тельские работы.

Собственно проектирование магистральных трубопроводов осу­ществляется в две стадии: технический проект и рабочие чертежи или в одну — технорабочий проект.

Стадийность проектирования определяет инстанция, утверж­дающая технико-экономическое обоснование (ТЭО) или задание на проектирование. Содержание, состав, порядок разработки, согла­сования и утверждения проектов и смет для сооружения объектов устанавливаются «Инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (СН 202—76).

2 ТЭО и задание на проектирование магистрального трубопровода

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства разрабатывается проектной организацией и после экспертизы мини­стерства заказчика направляется на согласование в Госплан.

ТЭО составляют, как правило, для крупных и сложных трубопроводов; оно предшествует разработке технического или технорабочего проекта и является составной частью задания на их разработку.

Основное назначение ТЭО — определение эффектив­ности капитальных вложений.

На основе проработки вариантов в ТЭО должны быть даны выводы и рекомендации, в которых отмечается целесообразность строительства объекта, оптимальный вариант прокладки, сроки и очередность строительства по этапам, а также перечень меро­приятий, требующих решения другими отраслями в связи со строительством объекта. К ТЭО должен быть приложен проект задания на разработку технического или технорабочего проекта.

В период экспертизы и утверждения ТЭО должно быть рас­смотрено и утверждено задание на проектирование.

Задание на проектирование составляет организация-заказчик при участии проектной организации, которой поручено выпол­нение проекта. Задание составляется на основе ТЭО с учетом тех­нической возможности.

Оно должно содержать следующие дан­ные, необходимые для проектирования трубопровода: характе­ристику местности и условий прохождения трассы; наименование транспортируемого продукта и данные о его качестве; указание об объемах перекачки и потребителях продукта; данные о режиме работы трубопровода; перечень материальных ресурсов для обеспечения строительства; перечень необходимых сопутству­ющих сооружений; плановые сроки на проектирование и строи­тельство объекта; характеристику и мощность строительных организаций, намеченных для сооружения трубопровода.

Вместе с заданием на проектирование заказчик обязан выдать проектной организации исходную документацию (согласно СН 202—76), необходимую для проектирования, и подтверждение на финансовое обеспечение проектирования объекта.

После утверждения министерством задание на проектирование передают проектной организации. Последняя выполняет комплекс изыскательских работ, цель которых — определить местные усло­вия для выбора оптимального направления трассы. Впоследствии изыскательские материалы в составе проекта выдаются стро­ительной организации, осуществляющей сооружение данного тру­бопровода.

Технический проект составляют на основе изысканий, в нем определяют технико-экономические показатели эксплуатации объ­екта, основные технические решения по его сооружению и смет­ную стоимость.

В состав технического проекта входят: общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план трассы трубопровода с переходами (с планами и профилями отдельных участков), проект по рекультивации земель, технологическая часть; раздел по организации труда и управлению производством при эксплуатации объекта, строительная часть, проект организации строительства, сметная часть, вопросы по жилищному и культурно-бытовому строительству. Составы технических проектов каждого магистрального трубопровода уточняются, учитывая действующие в отрасли эталоны проекта. К техническому проекту прилагают спецификации основных материалов и оборудо­вания.

Утвержденный проектной организацией технический проект передают заказчику, ко­торый на его основе оформляет заявки на поставку материалов и оборудования, затем передает его генеральному подрядчику.

Технорабочий проект, составляемый при одностадийном проек­тировании, содержит основные вопросы, которые решаются в тех­ническом проекте (но без деталировки решений, принятых в ТЭО), в части: технологии производства выбранного оборудования и взаимосвязанных с ней планировочных и строительных решений, потребности в исходном сырье и ресурсах, состава проектируемой очереди строительства, схемы генерального плана объекта на его полное развитие, технико-экономических и стоимостных пока­зателей всего строительства. Технорабочий проект обычно составляют для небольших и несложных объектов и по содержа­нию совмещают с рабочими чертежами.

Проект на строительство магистрального трубопровода

Проектирование трубопровода ведётся в две стадии:

  1. технический проект
  2. рабочие чертежи.

Технический проект трубопровода

Разработка технического проекта

На стадии технического проекта трубопровода производятся все необходимые изыскания, принимаются все технические решения по проектируемым объектам, определяются общая стоимость строительства и основные технико-экономические показатели:

  • определяются геологические запасы нефти и газа, обеспечивающие трубопровод сырьём на длительный срок эксплуатации;
  • проводятся технические и экономические взыскания по различным вариантам трассы и районам размещения площадок перекачивающих станций с выбором оптимального варианта;
  • разрабатывается технологическая часть проекта трубопровода, включающая гидравлические и тепловые расчёты;
  • выбираются наиболее выгодные параметры трубопровода (диаметр трубопровода, число и мощность перекачивающихся станций НПС, сталь для труб, фланцев, отводов и т.д.);
  • решаются вопросы снабжения НПС и КС водой, энергией, топливом, решение вопросов канализации, жилищного строительства, проводится согласование этих решений с владельцами инженерных сетей и администрациями регионов;
  • производится расчёт объёмов основных, строительных и монтажных работ по всему строительству, выбор и описание способов ведения работ;
  • разрабатывается план производства строительно-монтажных работ и определяются календарные сроки готовности отдельных основных объектов;
  • разрабатывается генеральный строительный план с указание способов ведения работ, сооружений (подсобных предприятий, складов строительных материалов, временных дорого);
  • составляются калькуляции себестоимости перекачки нефти, газа или нефтепродукта по трубопроводу;
  • определяется стоимость всех объектов и всего строительства, для чего составляются сметно-финансовые расчеты на отдельные объекты и сводная смета.

Содержание технического проекта трубопровода

Технический проект состоит из следующих частей и разделов:

  1. технико-экономическая часть
  2. технологическая часть
    • выбор диаметра магистрального трубопровода, расстановка и режим работы насосных и компрессорных станций:
    • оборудование насосных и компрессорных станций , резервуары, механические мастерские;
    • автоматика и телемеханика;
    • электроснабжение внешнее и на площадках.
  3. строительно-монтажное
    • линейные сооружения;
    • электрическая защита трубопровода от коррозии;
    • связь и АСУ ТП;
    • генеральные планы площадок, здания и сооружения;
    • водоснабжение и канализация;
    • теплоснабжение и вентиляция.
  4. организация строительства
  5. сметная документация
    • сводная смета;
    • сметно-финансовые расчеты и сметы.
  6. изыскание
    • — трасса магистрального трубопровода;
    • — площадки насосных и компрессорных станций.

Сводная смета технического проекта

Входящая в состав технического проекта сводная смета состоит из следующих глав:

  1. Подготовка территории строительства.
    • Оформление отвода земель под строительство трубопровода и перекачивающих станций, снос строений, компенсация расходы на переселение и на возмещение хзатрат по порче посевов и так далее.
    • Расчистка трассы и площадок.
    • Дорожные работы
  2. Объекты производственного назначения.
    • Линейные работы по сборке и укладке трубопровода
    • Искусственные сооружения (переходы через реки и болота, пересечение железнодорожных путей, автомобильных и шоссейных дорог, мосты и эстакады)
    • Насосные и компрессорные станции (здания, приобретение перекачивающих агрегатов, их доставка и монтаж, резервуары, пылеуловители, внутристанционные трубопроводные коммуникации)
  3. Объекты подсобного производственного и обслуживающего назначения (контора, мастерские, пожарные депо, лаборатории).
  4. Объекты энергетического хозяйства (электрогенераторы, трансформаторные подстанции, котельные, градирни, теплообменники).
  5. Объекты транспортного хозяйства и связи (гаражи, телефонная связь).
  6. Водопровод, канализация, отчестные сооружения, теплофикация, газификация.
  7. Благоустройство площадок перекачивающих станций.
  8. Временные здания и сооружения.
  9. Прочие работы и агрегаты.
  10. Содержание дирекции строящегося предприятия, включает технический надзор.
  11. Расходы на подготовку эксплуатационных кадров.
  12. Проектно-изыскательские работы.
Читайте также:  Рынок трубопроводов в россии 2020

В конце сметы указываются суммы, резервируемые на непредвиденные работы и затраты – до 10% от сметной стоимости строительства при проектирования в две стадии и до 5% в одну стадию.

Составление рабочих чертежей

После рассмотрения технического проекта и сводной сметы экспертной комиссией нефтяной компании и их утверждения проектная организация приступает к составлению рабочих чертежей.

Заказчик учреждает дирекцию строящегося предприятия, которое размещает заказы на оборудование (запорно-регулирующую арматуру, соединительные детали трубопроводов, фланцы и крепежные изделия), другие материалы, заключает договоры со строительными организациями на производство работ.

Рабочие чертежи разрабатываются в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом.

В них уточняются и детализируются принятые в техническом проекте решения в такой степени, чтобы по этим чертежам можно было выполнять соответствующие строительные и монтажные работы.

Иногда допускаются незначительные отступления от технического проекта, направленные на улучшения отдельных его решений (замена устаревшего оборудования новым, использование более эффективных методов работы).

Трубопроводы малой протяженности и пропускной способности проектируют без разработки ТЭО, а в некоторых случаях в одну стадию – технорабочий проект.

Заключение

Сказать, что проектирование магистрального трубопровода – сложная работа, – не сказать ничего. В этот многокомпонентный процесс включены кадровые ресурсы различной специализации и квалификации – от экономистов-аналитиков до разнорабочих.

Успех строительства трубопровода закладывается на стадии обоснования его экономической целесообразности. Большое значение уделяется выбору качественной трубопроводной продукции.

После отдельных этапов проектирования трубопровода необходимо согласовывать тесно взаимосвязанные экономические, технические и юридические аспекты строительства, только при такой совместной работе достигаются оптимальные соотношения различных показателей магистрали.

Список литературы

  1. Белозерова З.Л., Ращепкин К.Е., Ясин Э.М. Надёжность магистральных нефте- и продуктопроводов // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов: Обз. инф. — М.: ВНИИОНГ, 1971….
  2. Бунчук В.А.

    Транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа.. – М. : Недра, 1977. – 366 c.

  3. Галеев В.Б., Карпачев М.З, Храменко В.И. Магистральные нефтепродуктопроводы.. – М. : Недра, 1986. – 256 c.

Получив доступ к данной странице, Вы автоматически принимаете Пользовательское соглашение.

Порядок проектирования магистральных трубопроводов

ВВЕДЕНИЕ

Развитие
экономики любой страны, нормальная
производственная деятельность всех её
участников неразрывно связаны с четкой
работой транспорта по своевременной
доставке сырья и готовой продукции. Для
обеспечения этой деятельности и других
разнообразных потребностей необходимо
иметь высокоразвитую, оснащенную самой
передовой техникой систему путей
сообщения всех современных видов
транспорта.

Топливно-энергетический
комплекс – основа развития всех отраслей
экономики России. Важнейшим его элементом
является система магистральных
трубопроводов для транспорта нефти,
газа и продуктов их переработки.

Географическое расположение месторождений
нефти и газа в России и их потребителей
ставит трубопроводный транспорт на
первое место среди всех остальных видов.

Только трубопроводный транспорт способен
гарантировать бесперебойную и равномерную
поставку значительных грузопотоков
нефти, нефтепродуктов и газа, обеспечивая
при этом наименьшие экономические
затраты.

ИСТОРИЯ , СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО
ТРАНСПОРТА НЕФТИ И ГАЗА

Трубопроводный транспорт России имеет
немногим более чем вековую историю и
его появление связано с началом
промышленного освоения нефтяных
месторождений Баку и Грозного.

В 1863 году
русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев
первым предложил идею использования
трубопроводов при перекачке нефти и
нефтепродуктов, объяснил принципы
сооружения трубопроводов и представил
убедительные аргументы в пользу данного
вида транспорта.

Он считал, что только
строительство трубопроводов обеспечит
надежную основу развития нефтяной
промышленности и выведет российскую
нефть на мировой рынок.

Развитие трубопроводного транспорта
нефти, нефте­продуктов и газа в России
можно условно разделить на пять основных
этапов [10]:

  • дореволюционный период (до 1917 г.);
  • период до Великой Отечественной войны (с 1917 до 1941 гг.);
  • период Великой Отечественной войны (с 1941 до 1945 гг.);
  • период до распада СССР (с 1945 до 1991 гг.);
  • современный период (с 1991 г.)

Дореволюционный
период

Истоки создания трубопроводного
транспорта России были заложены в 1878
г. По проекту и под руководством
талантливого 25-летнего инженера В. Г.

Шухова для «Товарищества братьев Нобель»
был построен первый российский
нефтепровод, предназначенный для
перекачки 1300 т нефти в сутки с Балаханских
промыслов на нефтеперегонный завод в
Черном Городе (район Баку).

Диаметр
нефтепровода составлял 3 дюйма (76 мм),
протяженность – 9 км.

Год спустя для фирмы Лианозова был
проложен нефтепровод такого же диаметра
протяженностью 12,9 км, затем еще три
промысловых нефтепровода. Проектирование и строительство этих трубопроводов
также возглавлял В. Г. Шухов. Изданный
им впоследствии в 1881 г. классический
научный труд «Трубопроводы и их применение
в нефтяной промышленности» и в наши
дни не утратил своего значения.

Значительная произво­дительность,
непре­рывность работы, высокая степень
механизации, экономичность трубопроводного
транспорта были оценены и другими
нефтепромышленниками. Общая протяженность
нефте­про­водов дореволюционной
России составляла около 500 км. Наиболее
крупные из них: Ширванская – Екатеринодар
(110 км), Ширванская –Туапсе (103 км),
Махачкала – Грозный (165 км).

Одновременно с развитием трубопроводного
транспорта сырой нефти развивалась и
транспортировка продуктов их переработки.
На рубеже 80-х годов ХІХ в. построены
первые в мире трубопроводы для перекачки
предварительно подогретых нефтяных
остатков.

К концу 80-х годов ХІХ в. было принято
решение о строительстве трубопровода
для перекачки экспортного керосина из
Баку в Батуми производительностью 0,9
млн. т в год. По трассе керосинопровода
были расположены 16 перекачивающих
станций (ПС), оборудованных плунжерными
насосами.

Общая длина трубопровода
составляла 835 км, а диаметр – от 8 до 12˝.
Строительство керосинопровода
продолжалось в течение 10 лет с 1897 по
1906 гг. Строительно-монтажные работы
выполнялись вручную.

Трубы соединялись
с помощью резьбовых муфт и покрывались
антикоррозионной изоляцией – свинцовым
суриком на олифе и джутовой тканью.
Приводом насосов служили паровые и
дизельные двигатели. Вдоль трассы была
сооружена линия телефонной связи.

Керосинопровод Баку–Батуми был
оборудован по последнему слову техники
своего времени и являлся одним из
крупнейших мире. С 1927 г. он стал
использоваться для перекачки сырой
нефти.

Первые газопроводы появились в районе
г. Баку в 1880-1890 гг. Они предназначались
для транспортировки попутного газа,
используемого в качестве бытового
топлива и промышленных нужд.

Период
до Великой Отечественной войны

В период с 1917 до 1920 гг. все усилия были
направлены на восстановление
нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей
промышленности, разрушенной в ходе
гражданской войны. Ключевой датой в
истории развития трубопроводной системы
России считается 17 марта 1920 года.

В этот
день был подписан правительственный
указ о строительстве трубопровода от
нефтяного месторождения Эмба до Саратова.
После окончания Гражданской войны была
проведена реконструкция трубопроводов,
построены и введены в эксплуатацию
несколько небольших магистралей.

До Великой Отечественной войны наши
основные нефтяные ресурсы сосредоточивались
на Кавказе (Баку, Грозный, Майкоп). Начиная
с 1928 г. введены в эксплуатацию нефтепроводы Баку–Батуми (вторая очередь),
Грозный–Туапсе (618 км), Гурьев–Орск
(709 км).

Дальнейшие успехи в развитии
трубопроводного транспорта в России
были связаны с освоением месторождений
Башкирии, Татарии и Поволжья.

В 1936 году
был построен нефтепровод Ишимбай–Уфа,
протяженностью 168 км и диаметром 300 мм
для перекачки нефти из первых скважин
«Второго Баку» на Уфимский НПЗ.

В довоенный период общая протяженность
нефтепроводов в нашей стране достигла
3600 км, а диаметр 300 мм.

Крупный магистральный нефте­продуктопровод
(МНПП) Армавир–Трудовая построен в
1928-32 гг. Его протяженность составляла
486 км, диаметр 300 мм.

Впервые в мировой
практике для соединения стыков труб
была применена электродуговая сварка.
В 1932 г. этот трубопровод был подключен
к нефтепроводу Грозный–Туапсе, к тому
времени переведенному на перекачку
тракторного керосина.

Общая длина МНПП
Грозный–Армавир с учетом подключенного
участка составила 880 км.

В период с 1925 по 1936 гг. в районе г. Баку
для транспорта попутного нефтяного
газа с близлежащих нефтяных месторождений
было сооружено несколько коротких
газопроводов диаметром 300-400 мм.

Период Великой Отечественной войны

К 1941 г. в эксплуатации находилось
магистральные нефтепроводы и
нефтепродуктопроводы общей протяженностью
около 4100 км с суммарной пропускной
способностью 7,9 млн. т в год.

В годы Великой Отечественной войны,
несмотря на крайне тяжелое положение,
построены нефтепроводы Зольное–Сызрань
(134 км), Оха–Софийск (387 км), а также ряд
промысловых трубопроводов.

В период обороны Ленинграда большую
роль сыграл небольшой 100 мм бензинопровод,
уложенный через Ладожское озеро. Этот
бензинопровод был спроектирован и
построен в невероятно короткий срок. Его длина составила 29 км, из них 21 км по
дну озера на глубине 35 м. Ежесуточно в
осажденный Ленинград поступало около
660 т. горючего.

Для обеспечения войск горючим
использовались и сборно-разборные
полевые магистральные трубопроводы.

После разгрома войск противника под
Сталинградом в 1943 г. за 8 месяцев был
построен керосинопровод Астрахань–Саратов
диаметром 250 мм и длиной 655 км. На его
изготовление пошли трубы демонтированной
второй очереди нефтепровода Баку–Батуми.

В годы войны в 1942-1943 гг. сооружен
газопровод Похвистнево–Куйбышев
диаметром 325 мм и длиной 160 км.

В 1944 г. Государственным комитетом
обороны (ГКО) было принято решение о
строительстве газопровода Саратов–Москва
протя­женностью 843 км и диаметром 325
мм. Его строительство завершилось летом
1946 г.

Период
до распада СССР

В послевоенный период (50–60 гг.)
строительство нефте­проводов
проводилось в основном в Волго-Уральском
регионе и Закавказье. В этот период
построены крупные нефтетранспортные магистрали: Туймазы–Омск,
Туймазы–Омск–Новосибирск–Иркутск,
Ишимбай–Орск, Альметьевск–Горький,
Альметьевск–Пермь, Горький–Рязань,
Рязань–Москва и ряд других.

Развитие
новых нефтяных месторождений и рост
производства явились предпосылками
для создания принципиально новых методов
для перекачки нефти и нефтепродуктов,
а также современного оборудования.
Отличительными чертами того периода
можно считать дальнейшую механизацию
процесса сооружения трубопроводов,
применения новых систем связи.

Впервые
были применены трубы диаметром 530 и 720
мм.

В 1964 г. был пущен в эксплуатацию крупнейший
в мире трансевропейский магистральный
нефтепровод «Дружба», соединивший
месторождения нефти Татарии и Куйбышевской области с восточно-европейскими странами
(Чехословакия, Венгрия, Польша, ГДР).
Общая длина магистрали составила 5500
км, а диаметр от 720 до 1020 мм.

Изменение приоритетов в трубопроводном
строительстве произошло после открытия
крупных месторождений нефти в Западной
Сибири. В 1965-1967 гг.

введены в эксплуатацию
нефтепроводы Шаим–Тюмень (диаметр
529-720 мм, длина 410 км) и Усть-Балык–Омск
(диаметр 1020 мм, длина 964 км).

В 70-80 годы
построены трансконтинентальные
трубопроводы: Усть-Балык–Курган–Уфа–Альметьевск
(УБКУА), Александровское–Анжеро-Судженск–Красно­ярск–Иркутск,
Сургут–Полоцк и ряд других.

В 1966-1971 гг. построен трубопровод
Узень–Гурьев–Куйбы­шев для
транспортировки высоковязкой нефти
(диаметр 1020 мм, длина 1500 км).

В первой половине 50-х годов возобновилось
строительство магистральных
нефтепродуктопроводов. Введена в
эксплуатацию первая нитка МНПП Уфа–Омск
(диаметр 350 мм, длина 1147 км). В 50-60 гг.

построены крупные магистральные
нефтепродуктопроводы: Уфа–Новосибирск
(диаметр 377-530 мм, длина 1869 км), 2-я нитка Уфа–Омск (диаметр 530 мм, длина 1083 км),
Пенза–Мичуринск–Брянск (диаметр 530
мм, длина 748 км).

В 70-80 гг. продолжалось строительство
мощных систем трубопроводного транспорта
нефтепродуктов, таких как Уфа–Западное
Направление (УЗН), Грозный–Ростов,
Тобольск–Южный Балык, трубопровод ШФЛУ
и др.

С 80-х годов начался новый этап в развитии трубопроводного транспорта нефтепродуктов
– строительство разветвленной сети
нефтепродуктопроводов.

Послевоенные годы характеризуются
интенсивным строительством газопроводов.
Второй крупный магистральный газопровод
Дашава–Киев–Брянск–Москва длиной
1300 км и диаметром 530 мм введен в эксплуатацию
в 1952 г. В 50-60 гг. сооружаются крупные
газотранспортные системы: Северный
Кавказ – Центр, Бухара–Урал, Средняя
Азия–Центр.

В 70-80 гг. в связи с освоением гигантских
газовых месторождений Северных районов
Тюменской области (СРТО), Уренгоя и
полуострова Ямал сооружаются
трансконтинентальные системы газопроводов:
Надым–Урал–Центр, Уренгой–Ужгород,
Уренгой–Петровск, Уренгой–Новопсков,
Уренгой–Центр диаметром 1220-1420 мм и
общей протяженностью около 35 тыс. км.

В 1986-1990 гг. введена в эксплуатацию
шестиниточная газотранспортная система
для подачи газа Ямбургского месторождения
в центр страны и на экспорт (диаметр
1420 мм, общая длина 28,7 тыс. км).

К моменту распада СССР общая протяженность
магистральных трубопроводов составляла:
нефтепроводы – свыше 70 тыс. км,
нефтепродуктопроводы (с отводами от
них) – около 30 тыс. км, газопроводы –
209 тыс. км.

Современный
период

На современном этапе функционирование
системы нефте­проводов происходит в
принципиально новых экономических и
политических условиях.

В связи с
разделением трубопроводов по
территориальной принадлежности между
государствами – бывшими республиками
СССР – в настоящее время только Россия
обладает единой нефтепроводной системой.
По состоянию на 1999 г. в системе АК
«Транснефть» эксплуатировалось 47,3 тыс.

км магистральных нефтепроводов диаметром
от 400 до 1220 мм, 395 ПС, 867 резервуаров общей
вместимостью 12,8 млн. м3. Магистральные
нефтепроводы (МНП) диаметром 820-1220 мм
составляют большую часть общей
протяженности и обеспечивают
транспортировку 97% добываемой в России
нефти. В 1999 г.

по системе МНП АК «Транснефть»
перекачано 296 млн. т. нефти, из них на
экспорт 121 млн. т. Действующие в настоящее
время трубопроводы имеют значительный
«возраст»: до 20 лет эксплуатации – около
25%, от 20 до 30 лет – около 38%, свыше 30 лет
– около 37%.

В российской системе магис­тральных
нефтепроводов сложилась неординарная
ситуация. С одной стороны, действующая
система магистральных трубопроводов
загружена на 50 % проектной мощности, что
обуслов­лено падением добычи нефти
в традиционных районах.

С другой стороны,
дальнейшее развитие перспективных
направлений будет во многом зависеть
от освоения и разработки новых нефтяных
месторождений, расположенных в неосвоенных
регионах –на севере
евро­пейской части России (Респуб­лика
Коми, Архангельская область), в Тюменской
области и Восточной Сибири, а также от
транзита нефтей стран СНГ (Казахстана,
Азербайджана, Туркмении и др.) на экспорт
по территории России.

Перспективы развития трубопроводного
транспорта нефти в России связаны с
осуществлением нескольких проектов:

  • транзит нефти Тенгизского месторождения к Черному морю;
  • экспорт нефтей из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья в Финляндию по нефтепроводу Балтийской трубопроводной системы (БТС);
  • расширение нефтепровода Тихорецк–Новороссийск;
  • интеграция системы нефтепроводов «Дружба» и «Адрия»;
  • проект транспортировки российской нефти в Китай.

К 1999 г. протяженность системы
нефтепродуктопроводов России составляет
около 20 тыс. км, из которых около 15 тыс.
км приходится на МНПП, а 5 тыс. км – отводы
от них. Система также включает 10 наливных
пунктов, 267 нефтебаз, более 100 ПС и
резервуарные парки общей вместимостью
4,8 млн. м3. Объем транспортировки
нефтепродуктов составляет порядка 30
млн. т.

, в том числе на экспорт 8,3 млн. т. при среднем коэффициенте загрузки 35%
от проектной.

На деятельность компании
«Транснефте­продукт» оказывают
влияние спад производства и потребления
нефтепродуктов, снижение платежеспособного
спроса, жесткая конкуренция на рынке
транспортных услуг, увеличение сте­пени
распыленности грузопотоков и их
несовпадение с направле­ниями перекачки
по действующим нефтепродуктопроводам.

Протяженность газопроводов Единой
Системы газоснабжения (ЕСГ) России,
находящихся в ведении РАО «Газпром», к
1999 г. составляла 148,8 тыс. км.

Перекачку
газа осуществляют 247 компрессорных
станций (КС) суммарной мощностью 41,7
млн. кВт. Парк газоперекачивающих
агрегатов (ГПА) на 87,7% представлен
газотурбинными установками.

Более 60%
газопроводов имеют диаметр 1220-1420 мм, и
свыше 35% работают под давлением 7,5 МПа.

Одна из важных задач ОАО «Газпром» –
реконструкция и модернизация объектов
ЕСГ с целью повышения надежности и
эффективности эксплуатации существующих
газопроводов (замена отдельных участков
труб, ввод новых распределительных
газопроводов и перемычек, замена
газоперекачивающих агрегатов (ГПА)
менее энергоемкими).

Приоритетными задачами ОАО «Газпром»
являются:

  • газификация новых районов (Север Европейской части России и Юг Западной Сибири);
  • проект «Ямал-Европа». Строительство системы магистральных газопроводов «Ямал-Европа» ведется поэтапно: расширяются лимитирующие участки Единой системы газоснабжения и прокладываются новые трубопроводы, связывающие действующие мощности на территории России, Белоруссии, Польши, Германии.
  • газопровод “Голубой поток”, который пройдет из России в Турцию по дну Черного моря, откроет российскому газу прямой выход на турецкий рынок.
  • Газпром совместно с финской компанией “Несте Ой” прорабатывает возможность подачи российского газа через Балтийское море на север Германии за счет строительства нового Северо-Европейского газопровода.
  • подача газа из Западной Сибири в восточные районы Китая. Проект разрабатывается в нескольких вариантах и предусматривает поставки газа в Монголию, Южную Корею, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector