Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Газовая арматура и оборудование предназначены для применения на трубопроводах систем транспортировки и снабжения, а также распределения голубого топлива. При помощи этих устройств и механизмов осуществляют включение и отключение подачи, изменение количества, направления или давления газового потока. Вся арматура характеризуется следующими главными параметрами:

  • номинальным (условным) давлением;
  • номинальным диаметром (условным проходом).

Под первой характеристикой понимают максимальное давление при температуре 20 °С, обеспечивающее длительную службу различных соединений арматуры (оборудования) и трубопровода. Под условным проходом (Ду или DN) понимают характеристику, используемую в трубопроводных системах, сетях в качестве параметра соединяемых частей.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

По назначению арматуру для газовых систем делят на нижеследующие виды:

  • Арматура запорная – для периодических отключений аппаратуры и приборов, а также отдельных участков газового трубопровода от других его частей. В этом качестве используют вентили, краны и задвижки.
  • Регулирующая – для изменения и поддержания давления в заданных пределах. К ней относят заслонки, шибера и тому подобное.
  • Предохранительная – используется для предупреждения повышения газового давления сверх допустимого значения. Это сбросной предохранительный клапан.
  • Отсечная и аварийная – для быстрого автоматического отключения различных газовых аппаратов, приборов, а также трубопроводов, где нарушен заданный режим их работы. Например запорно-предохранительный клапан.
  • Обратного действия – предотвращает движение газового потока в обратном направлении.
  • Конденсатоотводящая – автоматически удаляет конденсат, накапливающийся в конденсатосборниках и нижних точках трубопроводных сетей.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Производят арматуру из различных материалов. По тому из чего изготовлен корпус обозначают следующим образом:

  • из стали:
    • углеродистой – с;
    • нержавеющей – нж;
    • легированной – лс;
  • чугуна:
    • серого – ч;
    • ковкого – кч;
  • бронзы, латуни – Б;
  • пластмассы (за исключением винипласта) – п;
  • винипласта – вп.

Существуют следующие способы присоединения:

  • С помощью фланцев – применяется для арматуры, условный проход которой более 50 мм. Присоединение к емкости или трубопроводу производят с помощью фланцев. Главное преимущество – возможность многократных установок и демонтажа, а также большая прочность, надежность и применяемость для очень широкого диапазона проходов и давлений. Недостатки: большие масса и габариты, со временем не исключена возможность ослабления затяжки с последующей потерей герметичности.Виды запорной арматуры в газовой промышленности
  • Муфтовое соединение – для оборудования с проходом 65 мм и меньше. Подсоединение осуществляют с помощью муфт, имеющих внутреннюю резьбу, используют шестигранный ключ.
  • Цапковое с наружной резьбой. Аппарат (например, кран) ввинчивается с помощью резьбы непосредственно в корпус другого прибора или устройства.
  • Посредством сварки – используется редко, неразборный вид соединения. Преимущества – надежная и полная герметичность, минимум обслуживания. К недостаткам относят повышенную сложность замены и монтажа арматуры.
  • Ниппельное – присоединение к емкости или трубопроводу производят при помощи ниппеля.
  • Штуцерное – с помощью штуцера.
  • Стяжное – выходной и входной патрубки соединяют с трубопроводными фланцами посредством шпилек с гайками, расположенных вдоль корпуса оборудования или арматуры.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Запорная арматура газовая является наиболее распространенным оборудованием газовых систем, среди которого чаще всего используются задвижки.

 Они широко применяются для перекрытия газового потока в трубопроводах с диаметрами номинальных (условных) проходов 50–2000 мм, где рабочее давление составляет 0,1–20 МПа.

В задвижке перекрытие прохода производится перемещением запорного устройства в направлении, которое перпендикулярно оси газового потока. По устройству запоров эта аппаратура делится на:

  • Клиновые задвижки – с клиновым затвором, имеющем уплотнительные поверхности, находящиеся по отношению друг к другу под определенным углом. Могут быть с шарнирным затвором, который состоит из 2-х дисков, и сплошным (клином).
  • Параллельные – затвор состоит из 2-х дисков или половин, между которыми находится распорный клин.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Преимущества задвижек перед остальной запорной арматурой:

  • незначительное сопротивление потоку в полностью открытом положении;
  • отсутствие поворотов газовой среды;
  • относительно малая строительная длина;
  • простота обслуживания;
  • возможность подачи газа в любом направлении.

Краны и вентиля – арматура, служащая для быстрого подключения или отключения аппарата, прибора или трубопровода, а также регулирования расхода голубого топлива через газопровод. По форме затвора различают:

  • шаровые;
  • цилиндрические;
  • конусные.

Достоинства кранов и вентилей: многоцелевое назначение, малая высота и длина, могут обеспечивать полный проход газа.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Заслонка – эту арматуру относят к запорно-регулирующему оборудованию, с помощью которого регулируют расход газа и производят прекращение его подачи в трубопроводе.

Состоит из корпуса (как правило стального или чугунного), запорного органа, представляющего собой диск, приводного вала и уплотнительных элементов.

Применяют заслонки в обширном диапазоне температур и давлений рабочей среды (если требования к герметичности запирающего органа предъявляются невысокие). Их выпускают серийно для трубопроводов, где условный проход 50–2400 мм и больше. Достоинства заслонок:

  • простая конструкция;
  • небольшая металлоемкость и масса;
  • малая строительная длина;
  • число элементов минимально;
  • низкая стоимость.

Перечисленные преимущества очевидны тем больше, чем выше диаметр условного прохода.

При выборе арматуры для газовых систем следует учитывать химические и физические свойства материалов, использованных при ее изготовлении.

 Природный газ никак не воздействует на любые черные металлы, благодаря этому оборудование для газовых систем может быть чугунным и стальным.

У чугунной арматуры более низкие, чем у стальной, механические свойства и поэтому она может использоваться при давлениях газа, которые не превышают значение в 1,6 МПа.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

В сжиженных или природных газах в ряде случаев присутствует сероводород, который может оказывать негативное воздействие на бронзу и остальные медные сплавы.

Из-за этого не рекомендуется применять на газопроводах оборудование с уплотнительными бронзовыми кольцевыми вставками.

Вместе с тем надо учитывать, что когда уплотнительные поверхности затвора и седла арматуры изготовлены из черных металлов (то есть без использования вставных колец из цветных металлов либо из нержавеющей стали), то они корродируют и быстро изнашиваются.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

При существующих нормах предельного уровня содержания сероводорода (на 100 м3 газа – 2 г) голубое топливо практически никак не воздействует на сплавы из меди.

В связи с этим арматура, предназначенная для внутренних домовых газовых оборудования и сетей, может изготавливаться из медных сплавов.

Арматура, которая отличается особой надежностью, должна использоваться с вставными уплотнительными кольцами, изготовленными из нержавеющей стали.

Нефтегазовая промышленная арматура (НГПА) – виды и характеристики | Оборудование — затвор концевой байонетный, камеры запуска и приема

В нефтегазовой промышленности, как в любой другой отрасли народного хозяйства, используется специализированное оборудование, в том числе – арматура. С помощью промышленной арматуры отслеживается состояние, а также управление движением транспортировки газов и нефтепродуктов.

Главное отличие промышленного варианта от бытового состоит в том, что нефтегазовая арматура успешно используется в условиях высоких давлений, что немаловажно при функционировании магистральных систем.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Характеристики разных видов нефтегазовой промышленной арматуры

Нефтегазовая промышленная арматура нгпа используется в конкретных условиях с разными целями.

Учитывая этот факт, можно выделить арматуру:

  • Запорную. К такому виду относятся узлы, с помощью которых легко перекрываются движения потоков трубопроводов. Этот вид является самым распространенным среди потребителей. Вентили, краны, задвижки – частные случаи арматуры запорного предназначения. Если по-простому, то с помощью таких элементов перекрывается газ или нефтепродукты на магистральных системах. Любые трубопроводные армопояса относятся к этой категории.
  • Регулирующую. Такой вид трубопроводной арматуры – менее распространенный, но также является обязательным элементом промышленного трубопровода. Без него невозможно полноценное функционирование магистральных систем. Главное предназначение: регулировка транспортировочного процесса газов и нефтепродуктов, а также их физических параметров.
    Регулирующее оборудование включает в себя дросселя, вентили, клапаны. Иначе говоря, арматура обеспечивает регулировку скорости течения рабочей среды, внутреннего давления системы, уровня жидкости, иных физических параметров в процессе деятельности.Виды запорной арматуры в газовой промышленности
  • Предохранительную. Защищает целостность системы или ее рабочие параметры. Она может быть представлена в виде предохранительных клапанов, устройств, регулирующих направление рабочих потоков. Но главная функция предохранительной нефтегазовой промышленной арматуры– обеспечение целостности трубопроводных систем в случае возникновения аварийных или каких-либо иных непредвиденных ситуаций.
  • Контрольную. Это – самый дорогой вид арматуры, с помощью которой отслеживается состояние потоков с выводом на шкалу измерительного прибора. Такой арматурный узел вмещает измерительный механизм, с помощью которого контролируется физическое состояние газовых или нефтяных потоков. Такая интеграция является доминирующей при определении стоимости конструкции. В данном случае речь идет о манометрах, счетчиках, измеряющих соответственно давление, объем транспортируемых нефтегазовых потоков, а также иных водо- и газоуказательных приборах.
Читайте также:  Сантехник по работе с медными трубами

Кратко о камерах запуска и приема

Магистральные газопроводы оснащены камерами запуска-приема, которые являются обязательными элементами газотранспортных систем. Очистные и диагностические внутритрубные устройства, например, дефектоскопы, разделители, очистные скребки и другое поточное оснащение, запускается и принимается таким высокотехнологическим оборудованием.

Конструкцией камеры запуска и приема предвидено наличие 2-ух главных элементов:

1. Узла камеры запуска (УКЗ), который укомплектован:

  • камерой запуска;
  • устройством передней запасовки;
  • лотком;
  • консольным краном с ручным приводом, с помощью которого перемещается лоток, а также загружается поточное средство;
  • лебедкой, обеспечивающей переднюю запасовку, или лебедкой, которая извлекает салазки из камер;
  • поддоном, обеспечивающим сбор утечек;
  • багром.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

2. Узла камеры приема (УКП), комплект которого предвидит наличие:

  • камеры приема;
  • устройства извлечения салазок;
  • лотка;
  • консольного крана с ручным управлением, с помощью которого происходит выгрузка поточных средств и перемещение лотка;
  • лебедки, которая может извлечь салазки с поточным средством из камеры;
  • багра.

Чаще всего, оба блока входят в комплект, хотя могут поставляться отдельно, в зависимости от заказа.

Байонетный концевой затвор

Концевой байонетный затвор обеспечивает запирание жидкостных и газовых рабочих сред магистральных трубопроводов, аппаратов, сосудов, работающих в условиях избыточных давлений.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Без концевого затвора невозможно функционирование:

  • камер запуска и приема;
  • фильтров-грязеуловителей;
  • люков-лазов трубопроводов, а также нефтегазового транспортировочного и перерабатывающего оснащения.

Быстродействующие концевые затворы дополняют концевые и тупиковые участки магистралей, поскольку без них невозможен доступ во внутренние полости трубопроводов, чтобы на некоторое время осуществить их связь с атмосферой.

Это необходимо в тех случаях, когда нужно:

  • обеспечить целостность системы во время ремонта, профилактического осмотра;
  • оборудовать внутреннюю полость трубопровода камерой запуска очистной системы или другими приборами.

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Затвор концевой байонетный представляет собой полый корпус с откидной крышкой, которая фиксируется на рычаге откидного типа с шаровой опорой.

Благодаря байонетному соединению, можно легко поджать крышку ближе к корпусу. Повернуть ее вокруг своей оси можно ключом-шестерней, который устанавливается на специальные оси.

Заблокировать поворот крышки можно фиксатором. Канавка корпуса снабжена уплотнителем, с помощью которого обеспечивается герметичность устройства.

Высококачественное промышленное оборудование для нефтегазовой промышленности производится на московском предприятии ООО«Нефтегазовая промышленная арматура» (нгпа), производственные базы которого размещены в г. Уфа и в г. Электросталь.

К услугам потенциальных покупателей много разных изделий из металла, в том числе:

  • трубопроводные люки-лазы;
  • концевые байонетные затворы (КБЗ);
  • камеры приема и запуска и многие другие изделия для нефтегазовой отрасли.

Смотреть видео:

Вам также может понравиться

Устройство газовых задвижек и их назначение

Газовая задвижка — это разновидность трубопроводной арматуры, она служит в качестве элемента регулирующего или запирающего газопровод. Основной частью этого устройства служит деталь, перемещающаяся по отношению к оси трубопровода перпендикулярно. Их в обязательном порядке устанавливают на любых газовых магистралях.

Поток газа в них регулируют или полностью останавливают, перемещением затворного элемента вдоль уплотнений по специальным направляющим. Для трубопроводов с рабочим давлением не более 0,6 МПа, применяют чугунные газовые задвижки, а для магистралей с рабочим давлением, превышающим 0,6 МПа, разрешено устанавливать только стальные изделия.

В них могут использоваться (в зависимости от конструкции), клиновые или параллельные затворные части.

Содержание

Достоинства и недостатки Виды газовых задвижек Характеристики задвижек Металлическая клиновая задвижка

Достоинства и недостатки

  • Виды запорной арматуры в газовой промышленности
  • В газовой промышленности эти устройства используют при оснастке устья скважин, для обустройства сборных пунктов, на распределительных и магистральных трубопроводах, газопроводах распределительных и компрессорных станций.
  • Задвижки по сравнению с остальными разновидностями запорной арматуры, обладают такими положительными качествами – при открытом трубопроводе низким гидравлическим сопротивлением, простотой эксплуатации, небольшими габаритами, отсутствием поворотов газового потока, возможностью перемещения газа в любом направлении.
  • Минусы этого оборудования – невозможность работы со средой, в которой присутствуют кристаллизующиеся компоненты, невозможность работы с большой разницей давлений на затворе, медленная работа затвора, значительная высота конструкции, возможность возникновения гидроудара.

Популярность таких изделий, объясняется несколькими незаменимыми характеристиками:

  • Несложная конструкция;
  • Небольшие габариты;
  • Можно использовать в различных условиях.

Основные недостатки:

  • У устройств с выдвижным шпинделем, габариты больше;
  • Требуют много времени для перекрытия газопровода;
  • Постепенное изнашивание уплотнителя.

Все трубопроводы, оборудованы разной запорной арматурой, регулирующей перемещение газа, компенсаторами, устройствами для подключения потребляющих газ приборов.

Виды газовых задвижек

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Широко распространены газовые дисковые задвижки, которые, условно делятся на 2 разновидности.

  1. С закрытым шпинделем;
  2. С выдвигающимся шпинделем.

Задвижка, которая выполняет свои функции с помощью закрытого шпинделя, имеет особенность в том, что ее шпиндель фиксирован выступом на крышке, что не позволяет ему передвигаться в вертикальном направлении.

Он проходит сквозь прорезь в верхнем клине, перемещающегося при вращении шпинделя вдоль вертикальной оси. В нижней части корпуса находится еще один клин, в комплект которого входят запирающие диски.

При вращении шпинделя, он опускает клинья, и при достижении нижнего из них дна, продолжающий перемещаться верхний клин распирает диски.

Задвижки, у которых шпиндель выдвигается, за пределы конструкции состоит из чугунного или металлического корпуса, в котором размещается шпиндель. Его перемещение маховым колесом и гайкой с резьбой. На конце шпинделя зафиксированы 2 диска, между которым находится распорный клин.

При вращении махового колеса шпиндель перемещается вниз, в результате чего диски распираются клином, они и перекрывают трубопровод, закрывая путь газу. Вращая колесо в другую сторону, можно открыть трубопровод.

Герметичность газовой задвижки, обеспечивается с помощью специального сальника, из уплотняющего материала.

Еще одна разновидность запорной арматуры – краны, они простые по своей конструкции, и используется не только для перекрытия потока газа, но и для регулировки его подачи.

Есть несколько видов газовых кранов, которые могут отличаться:

  • Соединением с газопроводом (с помощью фланцев или муфт);
  • Материалом, из которого изготовлен корпус, это могут быть – бронза, латунь, чугун;
  • Могут использоваться разные способы обеспечения герметичности конструкции.

Чаще всего применяют – пробочные краны, в конструкции для перекрытия газа у них используется конический элемент находящийся корпусе. Герметичность обеспечивается сальником, который уплотняется с помощью специальной муфты.

В пробке (запирающей части крана) сделано отверстие, при ее повороте, ее отверстие совпадает с каналом в корпусе, и пропускает газ. Провернув пробку в другую сторону, можно перекрыть поток.

В другом виде кранов, уплотнение корпуса создается с помощью крышки с резьбой и уплотнительного кольца. При наворачивании крышки, прокладка сжимается, заполняю свободное пространство возле штока.

Характеристики задвижек

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Диаметр проходного отверстия в задвижках такое же, как и сечение трубопровода. Такие элементы именуют полнопроходными, управление ими может происходить двумя способами.

Чаще всего используют ручное управление (с помощью штурвала), кроме того для управления задвижкой могут применять специальный привод.

Производят изделия с гидро или электроприводами, изредка можно найти управление которое использует пневматический привод.

Задвижками с приводом намного проще управлять. Если устройство большого сечения с ручным управлением, то усилия необходимые для закрытия или открытия трубопровода могут быть очень велики (часто наблюдается при редком осмотре и обслуживании задвижек).

Читайте также:  Технология монтажа отопления пропиленовыми трубами

Устройство запирающего элемента может быть тоже нескольких видов:

  1. Шиберные;
  2. Шланговые;
  3. Параллельные;
  4. Клиновые.

Рассмотрим подробно клиновую запирающую часть задвижки.

Металлическая клиновая задвижка

Виды запорной арматуры в газовой промышленности

Отличаются эти изделия от подобных задвижек, устройством запорного элемента. Седла расположены в корпусе не параллельно, а под небольшим углом, затвор внешне похож на клин. Передвигаясь по направляющим, клин плотно входит между двумя седлами. Есть несколько разновидностей клинов:

  • Упругий;
  • Двухдисковый;
  • Жесткий.

Выбор определенного клина зависит от, условий эксплуатации и места использования задвижки.

Как положительное качество жесткого клина называют надежное перекрытие газопровода.

Но для качественной герметизации, нужна точная подгонка зеркал клина, так чтобы угол был такой же, как и между седлами. Конечно, у жесткого клина есть свои минусы.

Это небольшая возможность заклинивания затвора, сложность открывания при резких изменениях температуры газового потока или при коррозии уплотнителя.

Двухдисковый клин состоит из двух дисков, между собой они жестко закреплены под небольшим углом. В такой задвижке диски способны самостоятельно устанавливаются в необходимом положении к зеркалам седел.

Благодаря этому ошибки, правильного расположения зеркал седел, не влияют на качество перекрытия газопровода. Использование этих устройств, существенно снижает риск заклинивания задвижки, свойственного конструкции с жестким клином.

У них есть такие плюсы:

  • Низкий уровень износа уплотнителя;
  • Качественное перекрытие трубопровода;
  • Небольшие усилия при управлении.

Упругий клин, это трансформированный двухдисковый клин, диски в этой задвижке соединены упругим элементом, который при необходимости способен изгибаться, что позволяет плотно перекрыть газопровод.

Возможность самостоятельной установки в нем хуже, чем в двухдисковом затворе, но лучше способность возмещения деформации при изменениях температуры. К его плюсам относят несложную конструкцию, легкую подгонку дисков к корпусу. У него меньше недостатков, при сохранении всех плюсов других затворов.

В отдельных конструкциях задвижек уплотнительные поверхности (их зеркала) изготавливают во время обра­ботки корпуса.

Но это конструктивное решение нельзя использовать во всех ситуациях, так как во время работы оборудования происходит износ поверхностей, намного дешевле и легче заменить седла, чем отправлять корпус на реставрацию.

Все уплотнительные поверхности для снижения трения и уменьшения износа изготавливают из более мягких материалов, чем использованные при производстве корпуса, устанавливают их на место с помощью запрессовки в заранее подготовленные выборки, это дает возможность их заменить при необходимости.

Но не всегда задвижки способны гарантированно обеспечить герметичность перекрытия трассы, нередко ее дно и уплотнительные поверхности засоряются. При их работе с приоткрытым затвором стирается зеркало дисков, в результате чего они приходят в негодность.

Все устанавливаемые новые задвижки изделия после ремонта или капитального обслуживания (с демонтажем), обязательно нужно проверять на герметичность всех соединений и плотность прилегания зеркал.

Часто для этого используют керосин, задвижку размещают горизонтально (одним фланцем вверх) и наливают керосин на затвор, ее затвор необходимо предварительно окрасить мелом. При качественном прилегании поверхностей, на затворе не появятся следы протекания керосина.

На подземных трубопроводах устанавливают задвижки в колодцах из красного кирпича или ЖБ колец. Лаз в колодец должен быть надежно закрыт удобной крышкой.

На современном рынке есть множество различных задвижек, выбор конкретной модели зависит от стоимости трубопроводной арматуры и условий, в которых будет эксплуатироваться изделие.

Стальные и чугунные задвижки для нефтепродуктов: применение

При транспортировке нефти и нефтепродуктов часто возникает необходимость регулирования их потока, а некоторых ситуациях – и полное его перекрытие. Эту функцию в трубопроводах выполняет запорная арматура. Чаще всего применяются задвижки, общему описанию которых и посвящена эта статья.

Область применения и особенности

Несмотря на кажущуюся простоту, запорная арматура имеет достаточно сложную конструкцию, поскольку от качества её работы зависит очень многое. Прочность и долговечность задвижек являются основными критериями их качества.

Задвижки для нефтепродуктов –  очень важная деталь любого трубопровода (как магистрального, так и местного значения). Рассмотрим их более подробно.

По принципу своей работы они делятся на клиновые и параллельные.

Клиновые представляют собой запорными устройства, которые перекрывают поток с помощью сдвига затвора в плоскости,  перпендикулярной перекрываемому потоку. Уплотнительные поверхности в затворе такого типа расположены под углом  друг к другу.

Сами клинья бывают:

  • цельными упругими;
  • цельными жесткими;
  • двухдисковыми.

Вне зависимости от типа, клинья покрывают  высоколегированной сталью, что дает возможность заменять сальниковую набивку, не прерывая работы.

Отличие параллельных типов от клиновых в том, что в них уплотнительные поверхности затворов располагаются не под углом, а параллельно друг другу.

Параллельные типы этой запорной арматуры также бывают шиберные (с одним диском) и двухдисковые.

Также задвижки различаются по направлению движения их шпинделя. По этому параметру их делят на две группы: с выдвижным шпинделем и с вращающимся невыдвижным.

В конструкциях с выдвижным шпинделем при открытии или закрытии затвора шпиндель совершает  поступательное или поступательно-винтовое движение, при этом выдвигаясь из корпуса. Как правило,  такие конструкции  отличаются достаточно большими габаритными размерами.

Конструкции с невыдвижным вращаемым шпинделем – меньше по своим размерам и применяются в основном в потоках, не вызывающих коррозию. При закрытии затвора в них шпиндель из корпуса не выдвигается.

По материалу своего изготовления задвижки делятся на стальные и чугунные.

Стальные задвижки используются для перекрывания жидких и  газообразных потоков в условиях перепадов давления.

Назначение чугунных задвижек – полного перекрытие и обратный пуск потока. Они могут работать при  температуре до  225-ти градусов Цельсия. На трубопроводе, идущем в горизонтальной плоскости, они ставятся маховиком вверх, при этом шпиндель располагается вертикально. На вертикальных трубопроводах их ставят так, чтобы шпиндель находился в   горизонтальной плоскости.

Читать также: Виды запорной арматуры в газовой промышленностиКак устроен куст нефтяных скважин?

И стальные, и чугунные виды этой запорной арматуры – ремонтопригодные изделия.

Этим типом трубопроводной арматуры, вне зависимости от диаметра,  можно управлять как вручную (с помощью физической силы), так и автоматически (при помощи электропривода).

Второй способ управления чаще всего применяется на  больших диаметрах, когда перекрытие потока вручную требует слишком больших усилий. Кроме того, автоматическое управление удобнее, так как дает возможность  одним нажатием кнопки не только полностью опустить или поднять затвор, но и остановить его в любом промежуточном положении.

Автоматика также без участия человека отключает электропривод, если затвор дошел до своего крайнего положения. При наличии специального датчика положения, на пульте управления отражается степень перекрытия прохода.

В общем, задвижки обладают рядом несомненных преимуществ перед другими видами запорной арматуры:

  • они обеспечивают подачу потока в любом необходимом направлении;
  • строительная длина – невелика;
  • есть возможность перекрытия с их помощью не только жидких, но и вязких потоков.
  • малое значение гидравлического сопротивления.

Основные характеристики:

№Полезная информация
1 рабочая среда: нефть, нефтепродукты, масла, пар, вода, кислоты, щелочи и другие среды
2 максимально допустимая температура  450 градусов Цельсия
3 максимально выдерживаемое давление 25 МПа
4 широкий спектр выпускаемых диаметров: от 50-ти до 1200 миллиметров

Стальные задвижки

Их используют в основном как трубопроводную запорную арматуру, затвор которой работает крайних положениях ( «открыто»/«закрыто»).

Как регулирующая запорная арматура они используются только в незамкнутых гидравлических системах,  номинальное давление которых не превышает  1 атмосферу.

Все они  условно разделяются на типы по следующим критериям:

  • тип применяемого затвора;
  • тип ходового узла (шпинделя);
  • тип используемого привода;
  • способ присоединения к трубопроводу;
  • способ изготовления.

По типу затвора стальные задвижки делятся на параллельные и клиновые (в зависимости от взаимного расположения уплотнительных колец). В параллельных эти кольца расположены (как ясно из названия) параллельно друг к другу, а в клиновых – под углом.

Читайте также:  Устройство и сборка своими руками инфракрасной паяльной станции

Клиновые стальные задвижки бывают жесткими и составными.

Клин жесткого типа – цельнолитой, что дает хорошую герметичность. Однако, если температура среды в трубопроводе подвергается значительным температурным колебаниям, при жесткой конструкции  есть риск заклинивания, так как материал, из которого отливается затвор, подвержен термическому расширению.

Для того, чтобы избежать заклинивания пи высоких температурах, были сконструированы составные конструкции  с двухдисковыми затворами. В конструкциях  параллельного типа может быть  один диск (шиберная) или два. Во втором варианте между запорными дисками вставляется распорный элемент (клин либо пружина).

Ходовой узел (шпиндель) может быть как выдвижным, так и невыдвижным (вращательным).

Выдвижной шпиндель при перекрывании потока совершает либо   поступательное, либо поступательно-вращательное движение. Вращательный шпиндель отсекает поток посредством только вращательного движения.

Первый тип конструкции  считается более долговечным, поскольку во время работы ходовая резьба не в входит в прямой  контакт с рабочей средой в трубопроводе. Ходовая резьба конструкций с невыдвижным  шпинделем постоянно контактирует с рабочей средой.

Преимуществом второго типа  являются их значительно меньшие габариты, что дает возможность их применения в условиях ограниченного пространства.

Читать также: Виды запорной арматуры в газовой промышленностиКак используется теплообменник в нефтепереработке?

Движение затвора может обеспечиваться как вручную, так и с помощью электрического привода. Для ручной подачи затвора в конструкциях с большими диаметрами применяются редукторы с несколькими передачами, что значительно снижает степень физического усилия.

По типу присоединения к трубопроводу задвижки делятся на фланцевые и ввариваемые (сварные).

Фланцевый тип такой запорной арматуры присоединяется к основной трубе при помощи болтов, что значительно облегчает их ремонт и демонтаж в случае замены.  Ввариваемый тип – прочнее и надежнее.

Такие конструкции применяют в трубопроводах с агрессивными рабочими средами и высоким давлением потока. Кроме того, они обладают лучшей герметичностью и позволяют избежать протечек, а также обладают меньшими габаритами (по сравнению с фланцевыми).

Однако ремонт и, тем более, демонтаж в этом случае – сильно затруднены.

По способу своего изготовления стальные задвижки делятся на:

  • цельнолитые;
  • сварные;
  • штампованные.

Наиболее распространены литые виды, как наиболее надежные.

Как и любые другие трубопроводные элементы, стальные задвижки обладают как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками (по сравнению с другими видами  трубопроводной арматуры).

К основным преимуществам относятся: простота использования конструкции; низкий уровень гидравлического сопротивления;  малая строительная длина. Основные недостатки: длительное время процесса открытия/закрытия, большая строительная высота, невозможность регулирования скорости потока в трубопроводе.

Чугунные задвижки

Широко применяются на трубопроводах диаметров  от 50 до 3000 миллиметров. Основные достоинства – простота использования конструкции и низкий уровень гидравлического сопротивления, чем и вызвано их широкое применение на магистральных трубопроводах, в которых жидкая рабочая среда движется с большой скоростью.

Чугунная задвижка – это маховик (чаще всего – с ручным приводом), при помощи которого затвор сдвигается до полного перекрытия трубы.

Чугунные  задвижки бывают полнопроходными или суженными.

Полнопроходные имеют стандартный диаметр прохода, что позволяет снизить в них показатель гидравлического сопротивления. Суженные конструкции в основном применяются в трубопроводах с ограниченной скоростью движения рабочей среды.

Читать также: Виды запорной арматуры в газовой промышленностиПравила использования пробоотборника для нефтепродуктов

Также, как и у стальных, шпиндели у чугунных задвижек могут быть выдвижными и невыдвижными.

Выдвижной шпиндель облегчает ремонт и техническое обслуживание, что значительно продлевает срок  службы изделия.

В свою очередь, невыдвижной шток позволяет имеют значительно уменьшить (в полтора раза)  габариты запорной арматуры, что дает возможность использовать их в условиях ограниченного пространства. В связи с этим, выбор типа запорной арматуры зависит от предполагаемых условий её использования.

Задвижки, в отличие от кранов, перекрывают поток рабочей среды за счет возвратно-поступательного движения, вследствие чего затвор не всегда выдерживает давление потока.

В трубопроводах высокого давления задвижки постепенно вытесняются кранами, и применяются в основном в незамкнутых гидравлических системах, где регулировка движения потока только в виде «перекрыть/открыть».

  • Чтобы избежать срыва затвора, давление в  системе должно быть до 1-ой атмосферы.
  • YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Список используемой литературы:

  • Нефть — Википедия
  • ἔλαιον. Liddell, Henry George; Scott, Robert; A Greek–English Lexicon at the Perseus Project.
  • Экономидес, М. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика/ Экономидес М., Олини Р. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с.
  • Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
  • Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
  • «oil» . Oxford English Dictionary (3rd ed.). Oxford University Press. September 2005. (Subscription or UK public library membership required.)

Азбука производства. трубопроводная арматура

19 февраля 2019, 16:36

«Азбука производства» продолжает знакомить читателей с производственной терминологией и сложными технологическими процессами транспорта газа. На очереди буква «Т» с рассказом о важном элементе объектов газотранспортной системы — трубопроводной арматуре.

Эксплуатация объектов магистральных газопроводов и управление технологическим режимом работы газотранспортной системы невозможны без такого важного элемента, как трубопроводная арматура.

С помощью этого технического устройства решаются задачи по регулированию, остановке и переключению газовых потоков на магистральных газопроводах, компрессорных и газораспределительных стациях.

Кроме того, трубопроводная арматура выполняет множество вспомогательных функций на газотранспортных объектах различного назначения.

Справка:

На маховике обязательно указывают направления вращения при открывании и закрывании арматуры.

Для надежного и длительного срока эксплуатации ТПА должна обладать прочностью, устойчивостью к коррозии, герметичностью и надежностью. При строительстве и эксплуатации магистральных газопроводов арматуру выбирают с учетом физико-химических свойств и температуры перекачиваемого газа и окружающей среды.

Назначение трубопроводной арматуры в газовой промышленности определяется конкретными функциями: запорной, регулирующей, предохранительной, обратной.

Запорная арматура необходима для герметичного разобщения одной части газопровода от другой. Регулирующая ТПА предназначена для управления параметрами газа путем изменения расхода или проходного сечения.

Предохранительная арматура служит для автоматической защиты оборудования и газопроводов от разрушения при недопустимом превышении давления посредством сброса избытков газа.

Арматура обратного действия нужна для автоматического предотвращения обратного потока газа и обеспечения его движения только в одном направлении.

Также на газотранспортных объектах используют комбинированную арматуру, совмещающую различные функции, например, запорно-обратную или запорно-регулирующую.

Как это работает?

Принцип действия ТПА основан на изменении пропускного сечения трубы и последующем изменении силы потока газа. В основном арматура состоит из запорного или дроссельного устройства и управляющего органа (привода).

По способу управления ТПА классифицируют на арматуру с ручным, дистанционным или автоматическим управлением с использованием различных типов приводов: механического, пневматического, электрического, гидравлического и других.

По конструктивному принципу трубопроводную арматуру делят на задвижки, клапаны (вентили), затворы и краны.

Задвижка отличается перпендикулярным, а клапан параллельным перемещением запирающего или регулирующего элемента относительно оси движения газа в трубе.

В затворе рабочий элемент совершает вращение вокруг оси, расположенной под определенным углом к оси направления газового потока, и имеет форму диска.

В кране рабочая часть вращается вокруг своей оси, совершая поступательные перемещения. Главный элемент оборудования имеет форму тела вращения и может перемещаться под разным углом к направлению оси движения газового потока. Трубопроводная арматура кранового типа по форме рабочего элемента может быть конусной, шаровой и цилиндрической.

Одними из самых распространенных и надежных типов запирающих устройств в газовой промышленности сегодня являются шаровые краны. Они обладают большим запасом прочности и способны надежно служить десятки лет.

Как у нас?

В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на газотранспортных объектах эксплуатируется около 23 тысяч единиц трубопроводной арматуры. ТПА используется на всех основных производственных звеньях системы транспорта газа: линейной части магистральных газопроводов, компрессорных и газораспределительных станциях.

Номинальный диаметр эксплуатируемой в Обществе трубопроводной арматуры варьируется от 50 до 1400 миллиметров. В большинстве случаев используются шаровые краны с различными способами управления и типами приводов.

Ежегодно количество эксплуатируемой трубопроводной арматуры меняется — это связано с капитальным ремонтом и реконструкцией производственных объектов Общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector