Технология обратной засыпки водопропускных труб

В данной статье будут рассмотрены водопропускные трубы, их основные особенности, строительство котлована и фундамента, а также конструкции, используемые для строительства водопропускных труб.

Трубы водопропускные для автомобильных дорог – это искусственные сооружения, пропускающие под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки.

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Пример трубы

  • В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов.
  • В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост.
  • Труба водопропускная является предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:
  • Водопропускная труба не вызывает нарушения непрерывности как земляного полотна, так и верхнего строения данного пути;
  • Эксплуатация и ремонт водопропускных труб обходятся дешевле, чем в случае малого моста;
  • В случае, когда засыпка над трубой имеет высоту, превышающую 2 м, снижается влияние временных нагрузок на сооружение и практически исчезает с увеличением данной высоты.

Особенности водопропускных труб

Пример трубы

В зависимости от материала тела трубы различают следующие типы труб:

  • Водопропускные трубы железобетонные;
  • Полимерные;
  • Бетонные;
  • Металлические.

Кроме того, трубы водопропускные железобетонные и другие различаются по следующим параметрам:

  • Форма поперечного сечения: прямоугольные, круглые и овоидальные;
  • Количество очков в сечении: одно-, двух- и многоочковые;
  • Работа поперечного сечения: напорные, работающие по всей длине полным сечением, и полунапорные, работающие полным сечением около входного оголовка и неполным – на остальном протяжении трубы.

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Трубы водопропускные

Железобетонные водопропускные трубы также имеют следующие значения диаметров отверстий:

  • В случае, если длина водопропускной (редко канализационной) трубы не превышает 30 м, диаметр отверстия должен составлять как минимум 1 метр;
  • При длине до 15 м – минимум 50 см в случае устройства в пределах быстроточной трубы;
  • Устройство водопропускных труб для внутрихозяйственных дорог допускает диаметр отверстия в 50 см при длине трубы, не превышающей 10 метров.

Важно: засыпка над плитами или звеньями труб до нижнего уровня одежды дороги должна иметь толщину не менее 50 сантиметров.

Трубы железобетонные водопропускные и автодорожные мосты (средние и малые) могут располагаться на участках автодорог, профиль и план которых принят для дорог данной категории. Трубы обычно оборудуются в безнапорном режиме, исключением могут быть напорный или полунапорный режим с целью пропускать расчетный расход воды.

Кроме того, запрещается строить трубы водопропускные в случае наличия ледохода или наледей, а при устройстве на ручьях и реках, где имеются нерестилища рыб, обустройство труб требует разрешения рыбнадзорной инспекции.

О строительстве водопропускных труб

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Процесс строительства

Расчет водопропускных труб при строительстве включает в себя также следующие нюансы:

  • Бровка земляного полотна в местах подхода к трубе должна возвышаться относительно расчетного уровня воды как минимум на 50 сантиметров, а в случае работающих в полунапорном и полунапорном режиме труб – как минимум на 1 метр;
  • Оголовки водопропускных труб должны включать в себя портальную стенку и два откосных крыла, которые заглубляют в грунт на 25 сантиметров ниже глубины его промерзания и устанавливают на основание из щебенки, толщина которого составляет 10 сантиметров.

Важно: естественный грунт, расположенный ниже глубины замерзания, заменяют на песчано-гравийную смесь.

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Пример трубы

В соответствии с несущей способностью труб их классифицируют на три группы:

  1. Первая группа – расчетная высота засыпки грунтом составляет 2 метра;
  2. Вторая – 4 метра;
  3. Третья – 6 метров.

Важно: в зависимости от условий конкретного строительства при переходе через водоток или другие препятствие допустимо применение труб, имеющих другую расчетную высоту засыпания грунтом.

Котлованы для водопропускных труб

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Строительство трубы

При разработке котлованов под фундаменты для водопропускных труб чаще всего не предусматривают крепление. Устойчивость стенок такого котлована невозможно обеспечить только в условиях водонасыщенного грунта со значительным притоком воды – в таком случае осуществляют разработку грунта, защищая его креплением.

Кроме того, крепление котлована предусмотрено в случае строительства трубы, расположенной на небольшом расстоянии от эксплуатируемых сооружений – в таком случае крепление обеспечивает устойчивость этих сооружений.

Различные характеристики котлована зависят от целого ряда факторов:

  • Технологию разработки и очертание котлована проектируют в соответствии с конструкцией и фундаментом трубы, а также – видом и состоянием грунтов основания;
  • При назначении крутизны откосов учитывают глубину котлована и характеристики разрабатываемого грунта;
  • В случае нанесения гидроизоляционного слоя на конструкцию трубы или выполнения других работ, предусматривающих пребывание в котловане людей, расстояние вертикальная стенка котлована должна находиться на расстоянии минимум в 70 см от боковой поверхности фундамента;

Важно: если подобные работы не планируются, данную величину можно уменьшить до 10 см.

  • Технология обратной засыпки водопропускных трубЖелезобетонные трубы водопропускные
    В случае безопалочного бетонирования фундамента размеры котлована принимаются равными размерам самого фундамента;
  • В случае разработки котлована с откосами расстояние от подошвы откоса до фундамента не должно составлять менее 30 см.

В любом случае размеры котлована должны быть увязаны с возможностями используемого землеройного оборудования. Кроме того, при строительстве котлована следует предотвратить его заполнение грунтовыми и поверхностными водами, для чего по периметру котлована отсыпаются грунтовые валики.

В случае сооружения трубы на месте постоянного водотока производят строительство запруд либо при помощи канав русло отводят в сторону.

Удаление воды, проникающей в котлован, может осуществляться двумя способами:

  1. В низовой части котлована устраивают выпуск в канаву для отведения воды, что чаще всего применяется в случае строительства косогорных труб.
  2. Обеспечивают водоотлив механизированный. Для этого низовую часть котлована оборудуют ограждаемым приямком, вода из которого откачивается с помощью насоса.

Важно: приямок должен быть расположен вне контура фундамента, чтобы обеспечивать водоотведение на протяжении всех фундаментных работ, включая засыпку пазух.

По мере того, как котлован углубляются, ограждения приямка также опускают.

Фундамент

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Пример трубы

Осуществляя строительство водопропускных труб, монтаж фундамента из сборных элементов для водопропускной трубы выполняют следующим образом:

  1. Производят укладку блоков фундаментов оголовков, доводя до подошвы фундамента самой трубы.
  2. Производят засыпание пазух фундаментов оголовков до равного уровня.
  3. Выполняют засыпку пазух оголовочных фундаментов грунтом местным.
  4. Места сопряжений фундаментов с разной глубиной заложения засыпают смесью песка и гравия или песка и щебня.
  5. Смесь уплотняют послойно и заливают раствором цемента.
  6. Производят одновременную укладку фундаментов оголовков и посекционный монтаж фундамента трубы.

Важно: монтаж выполняют последовательно с места, где находится выходной оголовок водопропускной трубы, двигаясь в направлении входного оголовка. При многорядной кладке выполняют перевязку швов.

Процесс обустройства монолитного фундамента включает в себя следующие операции:

  • Изготовление и установка опалубки;
  • Приготовление или доставка в готовом виде бетонной смеси;
  • Укладка бетонной смеси;
  • Уход за уложенным бетоном;
  • Демонтаж опалубки;
  • Засыпка пазух.

Полезно: фундамент имеет несложные очертания, поэтому для изготовления опалубки можно применять обычные инвентарные щиты.

В случае обустройство сборно-монолитного фундамента подготавливают подушку или основание, куда затем в межсекционные швы устанавливается опалубка.

Промежутки между находящейся в швах опалубкой и сборными элементами заполняют смесью бетона. В регионах со слабым грунтом используются также свайные фундаменты.

После того, как устройство фундамента и засыпка пазух завершены, начинают монтаж сборных оголовков и непосредственно тела трубы.

Для монтажа сборных труб используют самоходные краны, определяя их грузоподъемность в соответствии с массой блоков оголовков, тела трубы и фундамента, учитывая возможный вылет стрелы крана. Порядок монтажа зависит от условий местности и того, какая конструкция выбрана для оголовочного участка трубы.

Читайте также:  Технология пайки металлопластиковых труб

Конструкции водопропускных труб

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Труба водопропускная

Как уже было сказано, водопропускными называют гидротехнические сооружения водопропускного типа в виде искусственной структуры гражданского или промышленного назначения.

Подобные конструкции обычно сооружают непосредственно на естественном или искусственном водоеме, либо на небольшом отдалении от него. Чаще всего водопропускные сооружения выполняются в виде водопропускной трубы, расположенной над автомобильной дорогой.

Кроме того, водопропускные железобетонные трубы могут использоваться для корректировки или изменения русел малых речек.

Строительство таких сооружений чаще всего сегодня выполняется с использованием металлических гофрированных конструкций (МГК), применяемых для следующих объектов:

  • Трубы водопропускные в полотне железных и автомобильных дорог в качестве альтернативы для труб из бетонных колец;
  • Сооружения водопропускные, укрепляющие и изменяющие русла рек;
  • Альтернатива мостам с одним пролетом в виде арочных сооружений;
  • Мосты многопролетные, пролет которых достигает 18 м, в качестве альтернативы мостам из бетона или металла.

Сборные гофрированные металлические конструкции

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Сборная ГМК

Металлические гофрированные сборные конструкции (СМГК) имеют более низкую стоимость при строительстве водопропускных сооружений по сравнению с железобетоном, а также имеют целый ряд преимуществ перед конструкциями других типов:

  • Адаптивность, позволяющая благодаря различным поперечным сечениям труб подобрать для условий конкретного строительства наиболее подходящий вариант;
  • Низкий вес облегчает транспортировку листов СМГК, а их упаковка в паллеты существенно уменьшает занимаемое листами пространство;
  • Простота монтажа, позволяющая выполнять строительство трубы при помощи листов СМГК без специальных навыков и квалификации;
  • Высокая прочность и гибкость конструкции, обеспечиваемые при использовании совместно с засыпным грунтом. Кроме того, это обеспечивает большую, чем у конструкций из бетона, сейсмостойкость;
  • Длительный срок службы, достигающий 80-100 лет, как показывает многолетняя практика применения таких конструкций;
  • Низкая стоимость, позволяющая снизить затраты при использовании СМГК на 30-50% по сравнению с применением других материалов;
  • Возможность строительства водопропускных труб СМГК в условиях любого климата.

Габионные конструкции водопропускных труб

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Габионная конструкция

  1. Широкой популярностью при строительстве водоотводных и водопропускных труб и сооружений, а также —  при строительстве стабилизирующих и удерживающих сооружений, подпорных стен и локальных очистных дорожно-мостовых сооружений, пользуется также применение габионных конструкций.
  2. В готовом виде такое сооружение представляет собой укрепленную габионами водопропускную трубу необходимого диаметра.
  3. Габионы получили столь широкое распространение благодаря целому ряду положительных характеристик:
  • Гибкость, прочность и сопротивление нагрузкам;
  • Стойкость к негативным воздействиям влаги и атмосферных осадков;
  • Способность дренирования, не требующая дополнительно затрат на монтаж обратного фильтра и дренажной системы;
  • Возможность использования с сооружениями других типов;
  • Простота монтажа и эксплуатации конструкции;
  • Низкие временные строительные и эксплуатационные расходы;
  • Экологическая безопасность и эстетичный внешний вид;
  • Надежность и долговечность эксплуатации.

Вот и все, что хотелось рассказать о том, что собой представляют водопропускные трубы для автомобильных дорог.

Следует дополнительно заметить, что строительство данных сооружений (как и монтаж канализационных труб или установке металлопластиковых труб своими руками) требует особой тщательности и соблюдения требований и норм строительства и безопасности, поскольку их нарушение может вызвать не только повреждение или разрушение самой трубы, но и дороги, под которой данная труба пролегает.

Безопасность работ при возведении водопропускных труб

Для пропуска под автомобильными дорогами паводковых и дождевых вод устанавливают водопропускные трубы.

Кроме давления грунта на водопропускную трубу действуют нагрузки, приложенные на поверхности земли, особенно большие во время засыпки трубы от дорожно-строительных и транспортных машин при производстве работ может превысить несущую способность трубы и в результате этого произойти ее разрушение.

В дорожном строительстве водопропускные трубы приходится возводить методами подземной проходки. При этом очень важно обеспечить безопасность работ – предотвратить обрушение выработки.

Давление грунта, находящегося под сооружением в упругом состоянии, зависит от многих факторов, которые не всегда возможно определить. В пластичных породах напряжение в массиве при проходке может превысить предел упругости и образуются области пластических деформаций и разрушения. Это приводит к обеднению всей толщи, находящейся над сооружением, и может возникнуть аварийная ситуация.

В песчаных грунтах при проходке над сооружением образуется естественный разгружающий свод, имеющий форму параболы, и область нарушения грунта при определенной глубине может не достигнуть поверхности земли. На водопропускную трубу будет давить только осевший грунт, по объему равный области внутри разгружающего свода.

Значение расчетного пролета нарушенной области породы принимается для крепких пород равным наибольшей ширине выработки плюс 0,3 м на прибор профиля. Для слабых пород значение В берется:

В случае прямоугольной выработки

Технология обратной засыпки водопропускных труб

В случае круглой выработки

Технология обратной засыпки водопропускных труб

h – высота прямоугольной выработки, м;

D – диаметр круглой выработки, м.

Несущая способность разгружающего свода может быть проверена исходя из предположения, что кривая давления проходит через крайние точки ядра сечения свода,

Технология обратной засыпки водопропускных труб

  • L – расстояние между точками приложения распора у пят разгружающего свода (расчетный пролет свода), м;
  • f ­– значение расчетной стрелы подъема разгружающего свода, м;
  • b – полоса грунтовой массы, м, принятая для расчета (обычно вырезается из грунта полоса шириной 1 м – b = 1);

При превышении значения наибольшего напряжения в замке свода расчетного сопротивления грунта (породы) на сжатие на подземное сооружение будет действовать вся масса налегающей толщи грунта. Поэтому подземное сооружение следует проверить расчетом на воздействие всей массы вышележащего грунта с коэффициентом перегрузки, равным 1.

Сооружения, имеющие криволинейные очертания, проверяются расчетом на вертикальное давление, равномерно распределенное с интенсивностью, равной значению в верхней точке выработки.

При проверочных расчетах следует учитывать также воздействие бокового горного давления. В сыпучих породах интенсивность давления на глубине z от верха нарушенной области:

Технология обратной засыпки водопропускных труб

И в сплошных упругих породах

Технология обратной засыпки водопропускных труб

где – коэффициент Пуассона для данной породы.

Для сложных грунтов, имеющих пласты различной плотности и обладающие различными механическими свойствами, при расчетах учитывается воздействие на подземное сооружение каждого пласта. Если подземное сооружение рассчитывается на полную массу налегающей толщи грунта, то за расчетное значение z берется расстояние от поверхности земли.

В некоторых случаях, например при строительстве подземного сооружения, в слабых грунтах следует производить поверочный расчет на давление со стороны подошвы выработки, возникающее вследствие выпирания грунта под давлением боковых стен выработки.

Наибольшая опасность повреждения уложенных водопропускных труб существует при их засыпке грунтом. При этом может произойти не только обрушение конструкции трубы, но возникнуть опасность травмирования рабочих. Для последующей безопасной эксплуатации дороги в месте прокладки трубы большее значение имеет качество уплотнения грунта.

Укладывать трубы на фундаменты следует начинать после того, как будут засыпаны пазухи фундаментов. Трубы, пропускаемые через насыпь, укладываются до начала отсыпки насыпи.

При отсыпке насыпи в месте прокладки труб для обеспечения устойчивости труб в проектном положении применяются деревянные неудаляемые клинья.

Стальные гофрированные трубы укладываются в спрофилированное шаблоном ложе, охватывающее снизу не менее трети поперечного сечения трубы или же на хорошо спланированную горизонтальную площадку с подбивкой не менее чем на одну треть поперечного сечения хорошо уплотненным песчаным грунтом.

Для предотвращения опасных напряжений в трубах и их засыпку следует производить участками шириной не менее 4 м в каждую сторону от трубы и на высоту не менее 2 м над трубой слоями толщиной не более 20 см.

Грунт уплотняется одновременно с обоих сторон на одинаковую высоту, причем для уплотнения грунта в непосредственной близости от трубы применяется ручной механизированный или легкий навесной инструмент.

Читайте также:  Как получают и применяют водород для сварки

Применение тяжелых трамбовочных машин ударного действия на расстоянии от боковых стенок трубы менее 3 м и при высоте засыпки над трубой не менее 2 м может привести к обрушению конструкции трубы или сдвига ее с проектного положения.

Особое внимание следует уделять в процессе обратной засыпки гофрированным трубам, вести контроль над их поперечными деформациями. В необходимых случаях следует устанавливать внутри гофрированных труб в процессе их засыпки временные горизонтальные распорки.

Минимальная толщина слоя засыпки грунта над трубой, позволяющая безопасно пропускать строительные машины, определяется по вышеприведенным формулам.

Подготовка защищаемых металлических поверхностей труб производится для обеспечения сцепления защитного покрытия с поверхностями.

Чаще всего при очистке поверхностей водопропускных труб применяются пескоструйные установки.

Очистка производится сухим кварцевым песком с зернами размером 0,5 – 2,5 мм, подаваемым сжатым воздухом под давление не менее 400 кПа.

Опасность существует в возможности травмирования людей струей песка, разорвавшимися или разуплотнившимися в стыках шлангами. Кроме того, существует опасность профессиональных заболеваний силикозами.

Пескоструйный аппарат до начала работы должен быть проверен методами гидравлических испытаний на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее. Обслуживать пескоструйную установку имеет право специально назначенный рабочий, прошедший соответствующее обучение и инструктаж.

Для предотвращения попадания в органы дыхания пыли и песка дорожный рабочий должен снабжен герметическим шлемом, закрывающим голову, лицо и шею. Под шлем должен подаваться чистый сжатый воздух под давлением 125 кПа. При работе пескоструйной установки за обслуживающим рабочим м исправностью средств защиты должно вестись постоянное наблюдение.

Все остальные рабочие должны быть выведены за пределы зоны действия пескоструйного аппарата не менее чем на 10 м.

При очистке поверхностей механическими щетками и скребками рабочие снабжаются рукавицами и защитными очками; при применении электрощеток – диэлектрическими галошами и рукавицами.

Для обезжиривания очищенных поверхностей применяются растворители. Растворители применяются также и для приготовления антикоррозионных составов на основе природных и синтетических смол.

Пары растворителей относятся к производственным вредностям – они оказывают вредное воздействие на организм человека.

Кроме того, при перемешивании паров растворителей с воздухом могут образоваться взрывоопасные паровоздушные смеси, которые при воздействии импульса воспламенения могут воспламениться.

Поэтому при работе с растворителями необходимо выполнять все мероприятия по защите людей от воздействия вредных веществ. Для предотвращения возникновения взрывов и загораний необходимо соблюдать меры предосторожности, предупреждающие возможность образования открытого огня, искр в зоне радиусом 25 м от места ведения работ, а также по всей вертикали в данной зоне.

При выполнении антикоррозионных работ внутри водопропускных труб необходимо применить принудительную вентиляцию.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях

Как показывает анализ многочисленных практик, обеспечение надёжности, долговечности и бесперебойности эксплуатации автодорог, а также безопасности движения по ним транспорта должно обеспечиваться, главным образом, в процессе монтажа водопропускных трубопроводов, как элементов водопропускных сооружений, располагаемых в насыпях, из любых труб, в том числе и из полиолефинов со структурированной стенкой.

Такие трубы изготовляются в России, как правило, по нормативам предприятий-производителей и ранжируются по номинальными диаметрам наружным и/или внутренним (DN/OD и/или DN/ ID), применительно к рассматриваемой проблеме, с внутренними/наружными (D / Dн) диаметрами от 500 до 2500 мм и кольцевыми жёсткостями SN от 2 до 16 кПа двух видов — с замкнутыми (ТПССЗП) и незамкнутыми (ТПССНП) полостями в стенках.

Технологии траншейной прокладки из ТПССЗП или из ТПССНП ВПТ в дорожных насыпях автодорог, как и любые другие строительные технологии, должны в полной мере соответствовать проектам ВПС, производства работ (ППР) и организации строительства (ПОС), в которых должны быть, естественно, отражена их специфика.

В общих же случаях в технологиях траншейных прокладок ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях целесообразно использовать укрупнённые типовые технологические процессы (ТТП) (табл. 1), из которых для каждого конкретного случая составлять свои технологические схемы (ТС) производства работ с учётом местных условий.

Технология обратной засыпки водопропускных труб

Местные условия целесообразно учитывать в ТС траншейной прокладки ВПТ в насыпи автодороги, как правило, при выборе расположения ТПСС:

  • непосредственно на дне траншеи сразу же в проектном положении (место стыка должно располагаться над приямком) и с закреплением присыпкой грунтом;
  • над траншеей «на весу» с поочерёдной сборкой раструбных соединений вдоль всего участка траншеи, на котором ведутся укладочные работы, и последующим опусканием собранной части ВПТ в проектное положение и закрепление её присыпкой грунтом;
  • над траншеей на лежнях, располагаемых поперёк траншеи на длине всего участка, на котором ведутся укладочные работы, c последующим опусканием собранной части ВПТ в проектное положение с последующим закреплением её подсыпкой и подбивкой грунтом, при этом лежни постепенно удаляются из-под ТПСС;
  • на бровке траншеи (в отдалении от траншеи), с опусканием сваренной части ВПТ по стенке на дно траншеи и размещением её в проектном положении с последующим соединением отдельных частей между собой монтажными стыками и закреплением их подсыпкой и подбивкой грунтом.

После выполнения в обычном порядке [6] трассировки для дальнейшей траншейной прокладки ВПТ из ТПСС в насыпи автодороги производят разработку траншей, которая связана с земляными работами, являющимися при строительстве ВПС основными и во многом определяющими их долговечность и надёжность при эксплуатации. После разбивки трассы ВПТ из ТПСС, определения границ разработки траншеи рекомендуется подобрать экономичный (для конкретных условий) и высокопроизводительный комплекс машин и механизмов и обеспечить условия для обязательного соблюдения работниками правил техники безопасности и экологии.

Технология обратной засыпки водопропускных труб

* При глубине заложения фундамента до 0,7 м пазухи следует засыпать грунтом на полную высоту и уплотнять машиной виброударного действия для стесненных условий не менее двух проходов по одному следу со скоростью 500 м/ч.

Таблица 28 (Измененная редакция, Изм. N 1 ).

Укрепительные работы

12.14 Надводные периодически подтопляемые откосы конусов, подходных насыпей, защитных и регуляционных сооружений должны быть предварительно спланированы, как правило, срезкой грунта. Подсыпка допускается при условии доведения ее плотности до проектной.

Подводные, постоянно затопленные откосы всех сооружений, склоны берегов и дно рек должны быть очищены от крупных предметов (остатков строительных конструкций, карчей, топляка и т.п.

) и спланированы срезкой или подсыпкой в соответствии с требованиями проекта без последующего уплотнения.

12.15 Подготовку из набросного материала или геотекстиля в зимний период необходимо выполнять по грунту, очищенному от снега и наледи. Полотна геотекстиля следует расстилать с опережением относительно укладки плит не более 1 сут.

12.17 Технические требования по укрепительным работам, а также методы и способы контроля приведены в таблице 29.

Технические требования Контроль Метод или способ контроля
1 Отклонение поверхности грунта откоса от проектной ±5 см 2 замера на поперечнике с шагом, указанным в проекте Измерительный (измерение откосным шаблоном и линейкой)
2 Характеристика подготовки из щебня, гравия, песчано-гравийных смесей — по СП 34.13330 , ГОСТ 8267 , ГОСТ 8736 , ГОСТ 3344 1 раз на партию материала Проверка по ГОСТ 3344 , ГОСТ 8269.0 , ГОСТ 8735 , ГОСТ 25607
3 Минимальная толщина слоев подготовки, см: 10 — при ручной укладке, 15 — при укладке механизмами 1 замер на 200 м откоса Измерительный (измерение линейкой)
4 Отклонение поверхности подготовки (ровность) +3 см на базе 5 м То же Измерительный (измерение шаблоном и линейкой)
5 Характеристика геотекстиля (подготовки): коэффициент фильтрации 0,02 см/с, поверхностная плотность не менее 30 кг на полосу шириной 5 см На заводе-изготовителе по действующим нормативно-техническим документам Проверка по действующим нормативно-техническим документам на геотекстиль
6 Исключен
7 Превышение граней смежных бетонных и железобетонных плит не более 10 мм, ширина раскрытия швов в конструкциях без омоноличивания не более 10 мм; при большем раскрытии швы омоноличиваются 1 замер на 100 м поверхности откоса То же
Читайте также:  Georg fischer фитинги чугунные

Таблица 28 (Измененная редакция, Изм. N 1 ).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 472 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Технологическая карта На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
  • На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков
  • Еще много различны Технологических карт, например на монтаж металлоконструкций на сайте https://russkiy-portal.ru/
  • Содержание
  • Монтаж водопропускных труб и водоотводных лотков следует выполнять, соблюдая нормы и требования действующих нормативных документов: глав «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» и «Земляные сооружения» соответственно II и III частей СНиП, «Технических указаний по изысканиям, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты» (ВСН 61-61); «Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» (ВСН 449-72) с учетом свойств грунтов слоя сезонного промерзания (оттаивания) и вечномерзлых грунтов при оттаивании и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
  • В состав работ по строительству водоотводных устройств входят:
  • – подготовка строительной площадки;
  • – разработка котлована, траншеи;
  • – водоотводные работы на период производства работ;
  • – прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;
  • – устройство основания из ПГС (тело трубы) и цементно-грунтовой подушки (концы труб) или бетонной подушки (для лотков);
  • – устройство обмазочной гидроизоляции грунтом ЭКГ;
  • – засыпка трубы грунтом;
  • – укрепление русла, откоса насыпи щебнем или геотехнической решеткой с засыпкой с ячеек щебнем;
  • Земляные работы производятся в соответствии со следующими нормативными документами:

– СП 49.13330.2012 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования»;

Технология уплотнения грунта при обратной засыпке котлованов и траншей

Завершающий этап работы по прокладке трубопроводов и сооружении фундаментов – обратная засыпка грунта. От качества уплотнения зависит сохранность самих труб, устойчивость фундамента, нормальная работа дренажа и возможность использования земли для ландшафтных работ и садоводства.

Что используют в качестве наполнителя

Вариантов для засыпки немного. Обычно речь идет о следующих наполнителях:

  • грунт, который изъяли до этого в месте прокладки коммуникаций;
  • песок;
  • глина;
  • суглинок.

Чаще всего используют песок. Благодаря хорошей водопроницаемости он сводит к минимуму негативное воздействие морозного пучения, особенно при небольшом добавлении гравия. Однако чрезмерное накопление влаги отрицательно влияет на долговечность труб.

Глина, в свою очередь, не пропускает воду, ее слой создает практически непроницаемый барьер для нее, но при этом материал плохо переносит морозы. Преимущество грунта, который ранее изъяли из траншей или котлованов, только в том, что он уже есть на месте. То есть его не требуется вывозить, а потом закупать другой материал для наполнения.

Деформация фундамента из-за морозного пучения

Использовать плодородный слой почвы для засыпки не рекомендуется. В нем всегда большой удельный вес органики, которая начинает разлагаться. Через некоторое время это заканчивается ненужной и даже опасной усадкой грунта.

Когда проводить работы

На заключительном этапе работ многие допускают ошибки из-за желания сдать проект поскорее. Однако сразу приступать к засыпке не стоит, необходимо дождаться полного окончания технологических процессов. Например, для траншей с трубами водоснабжения и канализации сначала проводят тестовый запуск систем.

Если же засыпать требуется котлован под фундамент, сначала дожидаются полноценного застывания цементного раствора. На это в солнечную погоду уходит от недели до двадцати дней. Иначе боковая нагрузка грунта может оказаться чрезмерной и привести к деформации конструкции.

Для проведения работ зимой верхний слой рекомендуют размораживать при помощи горячего песка. Толщина слоя должна быть 10–15 сантиметров.

Порядок проведения работ

В идеальных условиях в проектных документах отражаются все требования к обратной засыпке, но с такой въедливостью сегодня сталкиваются редко. Существует общий порядок проведения засыпки грунта.

  • Очистка траншеи или котлована от посторонних предметов и строительного мусора. Без этого обратную засыпку начинать нельзя.
  • Оценка влажности грунта. Лучшие показатели для тяжелых почв – 20 % влажности, для пучинистых – в пределах 12–15 %. Грунт не должен быть слишком сухим или грязеподобным. При необходимости его доводят до нужного состояния.
  • Укладка слоя песка. Его толщина должна составлять от тридцати сантиметров до полуметра.
  • Непосредственно обратная засыпка. Производят ее постепенно слоями, при этом постоянно трамбуя каждый из них.

О технологии уплотнения стоит рассказать подробнее.

Технология уплотнения при засыпке котлованов

Все технологические процессы подробно описаны в технических рекомендациях ТР 73–98, которые были изданы Правительством Москвы. В документе описаны требования, касающиеся уплотнения грунта при осуществлении работ по засыпке котлованов и траншей.

Для засыпки котлована нужно использовать специальную технику и оборудование. Необходимого коэффициента плотности грунта (0,98) добиться без помощи механизмов нельзя.

Засыпка осуществляется слоями. Согласно рекомендациям, в зависимости от материала толщина слоя не должна превышать:

  • для песка – 70 см;
  • для суглинка – 60 см;
  • для глины – 50 см.

Если же использование техники по какой-то причине невозможно, толщину слоя придется снизить до 30 см и меньше.

Описание процесса засыпки котлована, показанное с помощью схемы.

На представленной схеме, где а) сборный и б) свайный фундаменты, показан примерный план обратной засыпки. Другие обозначения:

  • Сборный фундамент с колонной.
  • Зона, в которой уплотняют небольшими ручными электротрамбовками.
  • Зона, в которой необходима механическая трамбовка.
  • Стена.
  • Железобетонный ростверк.
  • Свая.

После засыпки каждого слоя по нему необходимо пройтись трамбовкой. На каждой точке необходимо задержаться минимум на 20 секунд. При этом начинают от конструкций здания и постепенно продвигаются к откосам. Рядом с конструкциями и проведенными по земле коммуникациями используют ручные электротрамбовки.

Технология уплотнения при засыпке траншей

Процесс засыпки траншей почти не отличается от работ по засыпке котлованов. Главная особенность в том, что трубы и другие коммуникации изначально укладывают на подушку, которая состоит из 10–15 см щебня и 10–20 см песка. Дальше засыпка проходит по следующей схеме:

Схема засыпки траншеи

  • 4 зону засыпают и уплотняют при помощи лопат.
  • 2 и 3 зоны засыпают при помощи лопат. После грунт уплотняют ручными механизмами, кроме участка непосредственно над трубой, на схеме 1, где трамбовать егo нельзя.
  • 5 зону засыпают при помощи экскаватора. Уплотняют грунт механическими трамбовками.

Если траншея сделана под уклоном 20° и больше, необходимо позаботиться о том, чтобы грунт не сползал и не вымывался.

Точное следование техническим рекомендациям по обратной засыпке и уплотнению грунта и правильный выбор методов и инструментов засыпки поможет максимально продлить срок эксплуатации различных сооружений и коммуникаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector