Технология по обслуживанию трубопроводов

Cтраница 1

Техническое обслуживание трубопроводов Рё арматуры включает РІ себя следующие работы: наружный осмотр трубопроводов для выявления неплотностей РІ сварных стыках Рё фланцевых соединениях Рё определения состояния теплоизоляции Рё окраски; осмотр Рё мелкий ремонт трубопроводной арматуры РІ рабочем положении, ремонт или замену маховичков, перенабивку сальников; проверку состояния колодцев, РѕРїРѕСЂ трубопроводов, Р° также пожарных гидрантов. Эти работы должны быть проведены РІ следующие СЃСЂРѕРєРё: ежесменно — осмотр всех наружных газопроводов Рё арматуры СЃ целью выявления Рё устранения неисправности Рё утечки газа; ежемесячно — проверка РЅР° плотность РїСЂРё рабочем давлении всех резьбовых Рё фланцевых соединений трубопроводов Рё арматуры, находящихся РІ помещении; РїРѕ графику, утвержденному начальником ГНС ( главным инженером) — проверка загазованности колодцев, РЅРµ имеющих двойных крышек, РЅР° всех подземных коммуникациях РІ пределах территории ГНС.  [1]

Требования РїРѕ эксплуатации Рё техническому обслуживанию трубопроводов, включая пластмассовые трубопроводы, определены правилами 49 CFR.  [2]

Для решения СЂСЏРґР° задач РїРѕ техническому обслуживанию трубопроводов используются экономические показатели ремонтопригодности: удельные трудовые затраты Рё удельные затраты РЅР° материал Рё запасные части.  [3]

Таким образом, можно считать, что статистическая обработка информации Рѕ состоянии системы технического обслуживания трубопроводов осуществляется для определения законов распределения исследуемых параметров ремонтопригодности, основных характеристик распределений, оценки точности устанавливаемых РїРѕ выборочным данным параметров распределения для всей совокупности элементов изучаемого технического объекта, установления соответствия гипотетически принятых положений фактическим Рё для решения РґСЂСѓРіРёС… задач, позволяющих статистически обоснованно устанавливать количественные показатели ремонтопригодности применительно Рє трубопроводам. Статистически обработанные данные эксплуатационных исследований служат той РѕСЃРЅРѕРІРѕР№, которая необходима для разработки теоретических Рё практических РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ обеспечения ремонтопригодности трубопроводов, для проверки Рё обоснования аналитических выводов Рё практических рекомендаций.  [4]

КОНЦЕПЦР�РЇ БЕЗОПАСНОСТР� ТЕЧЬ ПЕРЕД РАЗРУШЕНР�ЕМ — система требований Рє проектно-конструкторским работам, технологии изготовления, характеристикам материала, условиям эксплуатации Рё техническому обслуживанию трубопроводов, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию трубопровода без его внезапного разрыва или внезапного образования течи определенного расхода.  [5]

Сельское хозяйство; РёР·РіРѕ — товление Рё техническое РѕР±-служивание котельного РѕР±Рѕ-рудования; химическая промышленность Рё смежные отрасли; строительство ( включая ремонт Рё техническое обслуживание зданий); изготовление промышленного оборудования; лаборатории; муниципальные услуги; строительство Рё техническое обслуживание трубопроводов ( включая РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґС‹, газопроводы, нефтепроводы Рё РїСЂ.  [6]

В то же время организация специальных исследований по натурному моделированию процесса развития повреждений представляется малоперспективной.

Р�Р· сказанного следует необходимость разработки рекомендаций РїРѕ планированию технического обслуживания трубопроводов РІ условиях неполной РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ информации, что является весьма типичной ситуацией РІ практике эксплуатации.  [7]

В то же; время организация специальных исследований по натурному моделированию процесса развития повреждений представляется малоперспективной.

Р�Р· сказанного следует необходимость разработки рекомендаций РїРѕ планированию технического обслуживания трубопроводов РІ условиях неполной РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ информации, что является весьма типичной ситуацией РІ практике-эксплуатации.  [8]

Безопасность транспортировки сжиженного газа по трубопроводам во многом зависит от технически грамотной организации обслуживания трассы.

Обслуживание магистральных трубопроводов должно осуществляться специальными службами.

Лица, допущенные Рє техническому обслуживанию трубопроводов, установленного РЅР° нем оборудования Рё РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, должны иметь необходимые теоретические Рё практические знания РїРѕ специальности Рё технике безопасности Рё сдать экзамены квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Проверка знаний осуществляется РЅРµ реже РѕРґРЅРѕРіРѕ раза РІ РіРѕРґ. Обслуживание трубопровода должно осуществляться РїРѕ специальным инструкциям, РІ которых указываются объем эксплуатации, характер ремонтных работ, методы использования средств СЃРІСЏР·Рё Рё правила РїРѕ технике безопасности. Персонал, занимающийся обслуживанием трубопроводов сжиженного газа, должен быть оснащен спецодеждой Рё инструментом РІРѕ взрывобезопас-РЅРѕРј исполнении. Переключение задвижек, подтяжка сальников должны производиться плавно, без ударов Рё рывков. РќРµ допускается использование ломов Рё РєСЂСЋРєРѕРІ для переключения запорных устройств.  [9]

Безопасность транспортировки сжиженного газа по трубопроводам во многом зависит от технически грамотной организации обслуживания трассы.

Магистральные газопроводы обслуживают специальные службы.

Лица, допущенные Рє техническому обслуживанию трубопроводов, установленного РЅР° РЅРёС… оборудования Рё РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, должны иметь необходимые теоретические Рё практические знания РїРѕ специальности Рё технике безопасности. Обслуживающий персонал сдает экзамены квалификационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Проверку знаний РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ РЅРµ реже 1 раза РІ РіРѕРґ. Обслуживание трубопровода должно осуществляться РїРѕ специальным инструкциям, РІ которых указываются объем работ РїРѕ эксплуатации, характер ремонтных работ, методы использования средств СЃРІСЏР·Рё Рё правила РїРѕ технике безопасности.  [10]

Для решения практических инженерных задач помимо функции распределения вероятностей случайной величины необходимо узнать отдельные параметры распределения.

Эти параметры определяются по соответствующим правилам из функции распределения.

Среди этих параметров наиболее важными, играющими РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ роль РІ применении Рє решению задач РїРѕ определению показателей ремонтопригодности Рё технического обслуживания трубопроводов, являются РґРІРµ числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание Рё дисперсия.  [11]

Страницы:      1

Правила безопасного обслуживания технологических трубопроводов

  • Обслуживание:
  • · Обслуживание трубопроводов следует производить в соответствии с проектом и нормативно-технической документацией по промышленной безопасности.
  • · Лица, осуществляющие обслуживание трубопроводов проходят подготовку и аттестацию в установленном порядке.
  • · По каждой установке (цеху, производству) составляется перечень трубопроводов и разрабатывается эксплуатационная документация.
  • · На все трубопроводы высокого давления [свыше 10 МПа (100 кгс/см2)] и трубопроводы низкого давления [до 10 МПа (100 кгс/см2) включительно] категорий I, II, III, а также трубопроводы всех категорий, транспортирующие вещества при скорости коррозии металла трубопровода 0,5 мм/год, составляется паспорт установленного образца.
  • · Для трубопроводов на каждой установке следует завести эксплуатационный журнал.
  • · Для трубопроводов высокого давления следует вести книгу учета периодических испытаний.
  • Эксплуатация:

· В период эксплуатации трубопроводов следует осуществлять постоянный контроль за состоянием трубопроводов и их элементов (сварных швов, фланцевых соединений, арматуры), антикоррозионной защиты и изоляции, дренажных устройств, компенсаторов, опорных конструкций и т.д. с записями результатов в эксплуатационном журнале.

· При периодическом контроле следует проверять:

· техническое состояние трубопроводов наружным осмотром и, при необходимости, неразрушающим контролем в местах повышенного коррозионного и эрозионного износа, нагруженных сечений и т.п.;

· устранение замечаний по предыдущему обследованию и выполнение мер по безопасной эксплуатации трубопроводов;

· полноту и порядок ведения технической документации по обслуживанию, эксплуатации и ремонту трубопроводов.

· Трубопроводы, подверженные вибрации, а также фундаменты под опорами и эстакадами для этих трубопроводов в период эксплуатации должны тщательно осматриваться с применением приборного контроля за амплитудой и частотой вибрации. Максимально допустимая амплитуда вибрации технологических трубопроводов составляет 0,2 мм при частоте вибрации не более 40 Гц.

· Выявленные при этом дефекты подлежат устранению.

· Сроки осмотров в зависимости от конкретных условий и состояния трубопроводов устанавливаются в документации, но не реже одного раза в 3 месяца.

· Наружный осмотр трубопроводов, проложенных открытым способом, при периодических обследованиях допускается производить без снятия изоляции. В необходимых случаях проводится частичное или полное удаление изоляции.

· Наружный осмотр трубопроводов, уложенных в непроходимых каналах или в земле, производится путем вскрытия отдельных участков длиной не менее 2 м. Число участков устанавливается в зависимости от условий эксплуатации.

· Основным методом контроля за надежной и безопасной эксплуатацией технологических трубопроводов является периодическая ревизия, которая проводится в установленном порядке.Результаты ревизии служат основанием для оценки состояния трубопровода и возможности его дальнейшей эксплуатации.

  1. Как необходимо провести осмотр места происшествия при несчастном случае.
  2. Сведения, содержащиеся в материалах расследования несчастного случая, должны позволить комиссии установить следующие имеющие существенное значение факты:
  3. · наличие и характер трудовых отношений между пострадавшим и работодателем, на производстве у которого произошел несчастный случай;
  • · причины несчастного случая;
  • · обстоятельства произошедшего несчастного случая;
  • · были ли действия пострадавшего связаны с выполнением трудовых обязанностей в момент повреждения им здоровья;
  • · лиц, виновных в допущении нарушений охраны труда и техники безопасности;
  • В ходе осмотра места происшествия устанавливают и описывают:
  • · обстановку и состояние места происшествия несчастного случая на
  • момент осмотра; (изменилась или нет по свидетельству пострадавшего или очевидцев несчастного случая, краткое изложение существа изменений);
  • · рабочее место (агрегата, машины, станка, транспортного средства и другого оборудования), где произошел несчастный случай (точное указание рабочего места, тип (марка), инвентарный хозяйственный номер агрегата, машины, станка, транспортного средства и другого оборудования);
  • ·  части оборудования (постройки, сооружения), материала, инструмента, приспособления и других предметов, которыми была нанесена травма (указать конкретно их наличие и состояние);

· наличие и состояние защитных ограждений и других средств безопасности (блокировок, средств сигнализации, защитных экранов, кожухов, заземлений (занулений), изоляции проводов и т.д.);

  1. · наличие и состояние средств индивидуальной защиты, которыми пользовался пострадавший (наличие сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствие нормативным требованиям);
  2. · наличие общеобменной и местной вентиляции и ее состояние;
  3. · состояние освещенности и температуры (наличие приборов освещения и обогрева помещений и их состояние);

В ходе осмотра места происшествия проводят фотосъемку, видеозапись и т.п.).

Указывают предметы, изъятые с места происшествия (дается перечень и индивидуальные характеристики изъятых предметов).

Билет №2.

ПОИСК

    Устройство трубопроводов сжатого воздуха должно обеспечивать полную безопасность для обслуживающего персонала и соответствовать правилам изготовления, монтажа, содержания и обслуживания трубопроводов, находящихся под давлением. [c.

244]

    Различают внутрицеховые и межцеховые коммуникации. К внутрицеховым относятся трубопроводы, соединяющие отдельные аппараты, машины и агрегаты, расположенные на территории данного цеха — внутри зданий или на открытых площадках.

К межцеховым относятся трубопроводы, соединяющие установки (отделения), аппараты, емкости, машины и агрегаты, находящиеся в границах разных цехов.

Б соответствии с этим межремонтное обслуживание трубопроводов выполняет персонал технологического цеха или специализированного участка. [c.399]

    Доля производственных расходов, приходящихся на текущий ремонт и обслуживание трубопроводов и арматуры, зачастую превышает 50% общей сметы цеховых расходов. [c.80]

    Обслуживание трубопроводов администрация предприятия должна поручать лицам, обученным в соответствии с программой и сдавшим испытания по рабочей инструкции. [c.72]

    Предельные нормы обслуживания трубопроводов, зданий и сооружений одним инженером службы устанавливаются по таблице  [c.77]

    Обслуживающий персонал должен знать схему расположения задвижек и их назначение, а также инструкцию по обслуживанию трубопроводов. [c.203]

    Для обслуживания трубопровода на каждом втором изгибе следует установить дренажный колодец. [c.156]

    КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЧЬ ПЕРЕД РАЗРУШЕНИЕМ — система требований к проектно-конструкторским работам, технологии изготовления, характеристикам материала, условиям эксплуатации и техническому обслуживанию трубопроводов, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию трубопровода без его внезапного разрыва или внезапного образования течи определенного расхода. [c.250]

    Центр обследования трубопроводов, основанный фирмой Бритиш Газ , предлагает систему проверки трубопроводов с высокой разрешающей способностью. Компания располагает набором средств для обслуживания трубопроводов всех диаметров, транспортирующих любые продукты, включая газ, нефть и продукты их переработки. [c.590]

    Трубопроводы располагают в проходных и непроходных лотках, на земле и над землей, на эстакадах в грунте теперь не располагают, что обусловлено затруднениями, связанными с их обслуживанием.

Трубопроводы, расположенные на поверхности земли, перекрывают переходными площадками шириной не менее I м.

Трубопроводы, проходящие под дорогами, укладывают в стальные кожухи, воспринимающие нагрузку транспорта в случае течи продукт не попадает на дорогу, а через открытые концы кожуха вытекает в сеть канализации.

В местах вынужденного совмещения материало-проводов с пешеходными тротуарами не должно быть фланцевых соединений, арматуры, взрывных мембран, предохранительных клапанов, дренажных устройств, через которые могут произойти выбросы и выделения сред, опасных для пешеходов. [c.94]

    Материальный обогреваемый трубопровод перед пуском в-него продукта тщательно прогревают паром. Продувка паром предусмотрена также при наличии в трубопроводе .

мешков , гост 14202—69 установлена опознавательная окраска трубопроводов, предупреждающие знаки и. маркировочные щитки.

Это помогает отличить один трубопровод от другого, что необходимо при обслуживании трубопроводов и обеспечении безопасности труда. [c.207]

    Ниже даются лишь общие указания по обслуживанию трубопроводов и излагаются правила личной безопасности при эксплуатации трубопроводов и их текущем ремонте. [c.85]

    Во избежание ошибок при эскплуатации и обслуживании трубопроводов правилами Котлонадзора предусматривается обязательная окраска трубопроводов. [c.96]

    Сифоны служат для засоса жидкости из резервуара через его верх в нижерасположенный аппарат. Конструкция и обслуживание сифона чрезвычайно просты.

Сифоны применяются обычно в тех случаях, когда устройство донного спуска в верхнем аппарате почему-либо нежелательно, например, из-за опасности, связанной с вытеканием агрессивной среды при поломке крана или порче прокладки, а также если обслуживание трубопровода снизу неудобно.

Сифонирование возможно лишь в том случае, если уровень жидкости в резервуаре, из которого ведут откачку, ни при каких обстоятельствах не может опуститься до уровня жидкости в приемном резервуаре. [c.12]

    Для ведения надзора за состоянием трубопроводов и безопасностью их обслуживания приказом по предприятию выделяется ответственный за их эксплуатацию работник. Обслуживание трубопроводов поручается обученным работникам, знающим схему их расположения.

На каждый трубопровод должен иметься паспорт по установленной форме. На рабочих местах вывешивается упрощенная схема расположения газопроводов с нанесением на нее обозначений всей необходимой арматуры и контрольно-измерительной аппаратуры. [c.

163]

    Проверка соответствия чертежам места прокладки трубопровода.

Началу монтажа трубопроводов должна предшествовать приемка объекта под монтаж, которая заключается в проверке правильности установки технологического и вспомогательного оборудования по осям и высоте, соответствия диаметра штуцеров и присоединительных фланцев проекту трубопроводов, соответствия размеров и допусков на выполнение общестроительных работ и монтажа строительных конструкций, на которых производится крепление трубопроводов. По монтажным чертежам при ознакомлении с местом прокладки трубопровода выясняют возможно ли проложить трубопровод в соответствии с чертежами, т. е. на принятом расстоянии от стены и колонн здания или сооружения, на заданной высоте, и не мешают ли прокладке трубопровода какие-либо препятствия (ранее смонтированная вентиляция, линии электропроводок, электроосвещение и др.) возможно ли установить в местах, указанных на чертежах, опорные конструкции, опоры и подвески, компенсаторы и фасонные детали возможно ли вообще обслуживание арматуры после ее установки размещаются ли в проектных местах дистанционные приборы управления арматурой, приборы контроля и др. можно ли уложить изоляцию на трубопроводы, какие лестницы и площадки надо установить для управления и беспрепятственного обслуживания трубопроводов. После ознакомления с местом прокладки намечают, какие временные подмости и леса потребуются при монтаже трубопровода. Леса и подмости необходимо применять инвентарные сборно-разборных конструкций с рабочим настилом из досок толщиной 40—50 мм. [c.244]

    Обслуживание трубопроводов осуществляется путем их осмотра оперативным персоналом.

При осмотре проверяют удлинение по установленным реперам, отсутствие вибраций трубопровода и опорных конструкций, состояние опор, плотность фланцевых соединений и арматуры.

Осмотр трубопроводов котельного цеха производится не реже одного раза в смену. Обо всех замеченных неисправностях вносится запись в вахтенный журнал. [c.151]

    Дополнительные конструкции для опирания трубопроводов крепятся к опорам. Высоту этих конструкций следует задавать из условия удобства обслуживания трубопровода с земли или стоя на трубопроводах, проложенных непосредственно на низких опорах, а также с учетом наибольшего диаметра трубопровода, которым определяется высота мостика для перехода через трубопроводы. [c.29]

    Действующими нормативами по проектированию и строительству магистральных трубопроводов устройство дорог для их осмотра и ремонта не требуется, так как имеются вездеходные транспортные средства для обслуживания трубопроводов и не отчуждается полоса земли. [c.230]

    Для обслуживания трубопроводов и арматуры котла необходимо предусмотреть свободный подход к нему со всех сторон. С необслуживаемой стороны котла расстояние от стены до центра котла ПК-125 должно быть не менее 900 мм. а для котла ПК-250— 1000 мм ширина проходов между котлами и между [c.146]

    В соответствии с таким делением межремонтное обслуживание трубопроводов осуществляет персонал технологического цеха или специализированного участка. [c.34]

    Условия работы и обслуживания трубопроводов АЭС требуют абсолютной чистоты, плотности и прочности трубопроводов на весь гарантийный срок их службы.

Поэтому, прежде чем приступить к изготовлению детален трубопроводов и к монтажу трубопроводов АЭС, необходимо детально изучить технические условия на изготовление и монтаж трубопроводов, а также технологию изготовления и монтажа. [c.340]

    Требования по эксплуатации и техническому обслуживанию трубопроводов, включая пластмассовые трубопроводы, определены правилами 49 FR. Минимальные требования по эксплуатации содержатся в нормах 49 FR в части М. [c.603]

    Трубопроводы, транспортирующие коксующиеся и застывающие продукты асфальт, пек, гудрон, крекинг, остатки и т. п.), должны быть разъемными для удобства их прочистки. Штуцеры и фланцы у аппаратуры должны быть легко доступны для обслуживания. Трубопроводы эти должны иметь фланцевые соединения через каждые 60—70 м. [c.195]

    ПРОЦЕСС ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АВТОМА1 ИЗАЦИИ [c.79]

    В одной траншее допускается прокладывать газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, глинопроводы, ингибиторопроводы и технологические водопроводы. Расстояния между этими трубопроводами следует принимать исходя из условий монтажа, ремонта и обслуживания трубопроводов. [c.90]

    Гетман А.Ф., Кириллов В.Б., Буряк И.В. и др. Исследование возможности и характера полного разрыва ГЦТ реакторов ВВЭР и РБМК (начало максимальной проектной аварии) и разработка рекомендаций по техническому обслуживанию трубопроводов в эксплуатации, гарантирующих требуемый уровень безопасности. М. ВНИИАЭС ОЭ-2743/89,1989. [c.241]

    В виноградно-винодельческом совхозе Алушта стеклянные трубы также применяют с 1956 г. По трубопроводам транспортируют винопродукты под давлением 2 ати.

Опыт работы стеклянного трубопровода позволил работникам совхоза отметить его большое преимущество перед резиновыми шлангами, так как трубопровод является стационарной системой, позволяет Вести наблюдения за состоянием его внутренней поверхности, гигиеничен, удобен в эксплуатации, облегчает обслуживание трубопровода и уменьшает производственные потери. [c.206]

    Всасывающие трубопроводы прокладываются на низких опорах, нагнетательные трубопроводы располагаются на специальных опорах, последовательно снизу вверх (рис. 10.6).

Такое расположение трубопроводов представляется как раз оптимальным, так ка1к увеличивается полезная площадь насосной, создаются условия для нормального обслуживания арматуры и применения подъемных механизмов, а также улучшаются условия монтажа и обслуживания трубопроводов. [c.224]

    Примечание. В коммуникационных галереях и эётакадах для укладки трубопровода с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами допускается устройство проходов только для обслуживания трубопроводов. [c.22]

    Безопасность транспортировки сжиженного газа по трубопроводам во многом зависит от технически грамотной организации обслуживания трассы. Магистральные газопроводы обслуживают специальные службы.

Лица, допущенные к техническому обслуживанию трубопроводов, установленного на них оборудования и приборов, должны иметь необходимые теоретические и практические знания по Специальности и технике безопасности. Обслуживающий персонал сдает экзамены квалификационной комиссии.

Проверку знаний проводят не реже 1 раза в год. Обслуживание трубопровода должно осуществляться по специальным инструкциям, в которых указываются объем работ по эксплуатации, характер ремонтных работ, методы использования средств связи и правила по технике безопасности.

Персонал, занимающийся обслуживанием трубопроводов сжиженного газа, должен быть оснащен спецодеж- [c.29]

    Ненадежность воздухоснабжения и другие отрпцательные явления, возникающие д при эксплуатации трубопроводов неосушенного сжатого воздуха, подтверждаются практикой.

Так, протяженность межцеховых коммуникаций, проложенных без теплоспутников и теплоизоляции на одном химическом предприятии Горьковской области, составляет 5 км.

В результате многолетней эксплуатации были определены отдельные участки трубопроводов, на которых, как правило, осенью, зимой и весной образуются заторы из льдинок или ледяные пробки, расстраивающие воздухоснабжение предприятия.

Для постоянного обеспечения потребителей воздухом параллельно этим участкам проложен резервный воздухопровод. Предприятие вынуждено держать 5 человек ремонтников для обеспечения должной работы трубопроводов, что превышает обслуживающий персонал более чем в 2 раза по сравнению с рекомендуемыми штатами обслуживания трубопроводов осушенного воздуха. [c.179]

    От свойств материалов, из которых выполнены трубы, за-1ИСЯТ особенности устройства и эксплоатации трубопрово-1,0В. Правильное обслуживание трубопроводов немыслимо >ез знания этих особенностей. Поэто[c.127]

    При техническом освидетельствовании трубопровода инже-нером-контролером (инспектором) обязательно присутствие лица, ответственного за исправное состояние трубопровода. Обслуживание трубопроводов должно поручаться лицам, обученным по программе техминимума, знающим схему трубопровода, прошедшим проверку знаний обслуживающего персонала. [c.323]

    В зависимости от места расположения межцеховые трубопроводы подразделяются на бесканальные — про-жладываемые в траншеях, засыпанных землей, в неглу-(боких (непроходных) и в полноразмерных (проходных) каналах-туннелях.

Трубопроводы, проходящие над землей, укладываются на отдельно стоящие опорные колонны, при больших расстояниях между колоннами — на пролетные мостики (непроходные эстакады) и на проходные эстакады, позволяющие вести обслуживание трубопроводов без применения временных лесов или механизированных вышек и подмостей. [c.5]

    В цехе разделения воздуха Черкасского ПО Азот установлены турбокомпрессоры К 500-61-1 ЦК 135/8 (3 шт.) КТК 7/4 (3 шт.) и поршневые компрессоры 6М16-140/200 (2 шт.) 2ГП-4/5 (2 шт.). Как показали результаты измерений, наибольшие уровни звука (до 106 дБА) создаются на площадке обслуживания трубопроводов и арматуры турбокомпрессоров. [c.55]

Технологии трубопроводов — ТЭК 360

Большинству из нас магистральный трубопровод представляется аналогом привычного квартирного газопровода или водопровода, только очень длинным и большим. Но это тот самый случай, когда размер имеет значение. Создание современных магистральных трубопроводов потребовало внедрения новейших технологий, и процесс «совершенствования трубы» происходит постоянно.

Свой вклад в развитие трубопроводного транспорта внесли и российские и советские ученые и инженеры. Как бы ни были хороши импортные технологии, их применение, особенно в условиях Севера, без доработки часто было просто невозможно. К тому же, естественно, они были достаточно дорогими.

 А в ряде случаев именно отечественные технологии открывали новые возможности для развития трубопроводного транспорта.

Как сделать трубу

Трубопровод невозможен без своего основного конструкционного элемента — собственно трубы. Известно, что эффективность трубопровода зависит от того, как быстро через него можно перекачать заданный объем. Скорость перекачки связана с давлением на подающем конце трубы, трением жидкости или газа о стенки трубы и внутренним трением самого передаваемого вещества.

В случае с перекачкой нефти эти вопросы стоят особенно остро. Нефть заметно густеет при понижении температуры. К тому же она липнет к стенкам. Чтобы «пропихнуть» нефть, надо нагреть ее и приложить давление в трубе.

 А это значит, что труба должна выдерживать очень высокое давление, сейчас нефтепроводы работают с давлением до 75 атмосфер.

 С другой стороны, прокачка продукта ускорится, если увеличить диаметр трубы, но тогда и нагрузка на стенки трубопровода в абсолютных цифрах увеличится и они могут не выдержать.

Поэтому инженеры всего мира постоянно прилагали усилия, чтобы решить вопрос изготовления прочных труб большого диаметра. Большой диаметр — это примерно полметра и более. Здесь нужно было решить две важных проблемы: изготовить нужного качества сталь и сварить трубы надлежащим способом.

Особенно важно качество стали при прокладке трубопровода в условиях Крайнего Севера, в зонах вечной мерзлоты. И когда в 50-е ⎯ 60-е годы началось освоение северных месторождений, потребовались трубы, которые могли бы выдержать давление в десятки атмосфер без угрозы разрыва. Такие трубы производили в США и Японии из легированных сталей, но они были весьма дорогими.

Разработка отечественных сталей такого качества потребовала бы много времени и средств. Решение предложил знаменитый Институт электросварки в Киеве (известный еще как Институт Патона). Именно здесь была разработана уникальная технология сварки танков в годы Великой Отечественной.

 И патоновцы нашли решение: они предложили делать трубу из обычной рулонной стали толщиной всего 4 мм, но намотанной в много слоев и сваренной по торцам.

 Сталь такой малой толщины не склонна к хрупкому разрушению, и даже в случае превышения предельного давления труба не лопается, а как бы раскручивается, что сокращает длину разрушенного участка.

Сейчас российские производители металла выпускают стальной лист требуемых прочностных свойств, а производители труб используют самые передовые технологии по производству труб из этого листа, делая всего один шов ⎯ продольный. Но труба — это не только металл, это еще и сварка металла.

В пламени

Сварка металла применяется при строительстве трубопровода дважды: при изготовлении самой трубы и при соединении отдельных труб в окончательную нитку. И если на заводе можно создать самые лучшие условия для проведения сварочного процесса, то «в поле» это сделать достаточно сложно.

В СССР вплоть до 1948 года сварка труб в нитку проводилась вручную. Затем появились первые импортные и отечественные автоматы сварки под флюсом, то есть с изоляцией от действия внешней среды. Но процесс был все еще достаточно медленным.

 К тому же при работе в зимних условиях мало того, что увеличивался расход рабочего времени, — страдало само качество швов.

 И в 1952 году при строительстве трубопроводов впервые в мире была применена очередная советская разработка — установка контактно-стыковой сварки непрерывным оплавлением, созданная трудами Института электросварки, НИИ строительства трубопроводов и конструкторского бюро «Главстроймашина».

Эта технология с успехом используется до сих пор. Если максимально упростить ее описание, то это подача электротока на сами трубы, которые с помощью специального станка особым способом совмещаются с высокой точностью.

 В момент «почти касания» концы труб начинают кипеть, и образуется качественное соединение металла.

 Эта технология отличается высокой производительностью, качеством независимо от погодных условий, высоким уровнем автоматизации процесса.

Сварочный комплекс «Север-1» Института электросварки им. Е. О. Патона, который позволяет сваривать один стык трубы диаметром 1420 мм за пять минут, стал прототипом новых эффективных систем, которые используются в наше время. Но сварка бывает не только электрической, и ее уже просят подвинуться конкуренты.

Лучевое соединение

Нобелевскую премию за изобретение квантового генератора, известного широкой публике как лазер, Николай Басов, Александр Прохоров и Чарльз Таунс получили еще в середине 50-х годов прошлого века. И очень скоро возник вопрос практического применения новой технологии.

В начале 70-х годов российский физик Евгений Велихов занялся вопросами использования физики лазерного излучения в практических целях. Начиная с 1976 года на заводе ЗИЛ и ряде авиационных заводов заработали специальные лаборатории, которые использовали газовые лазеры мощностью до 15 кВт. Основными направлениями исследований были резка и сварка металлов.

В 1988 году появились серийные промышленные лазеры. Преимущества лазерной сварки заключаются в ее скорости, глубине проплавления при малой ширине шва, что обеспечивает высокое качество соединения. Мало того, лазер может находиться на удалении от места сварки, что важно при ремонтных работах. Зеркала и волоконная оптика позволяют маневрировать лучом.

И уже в начале нового века, в 2002–2003 гг., НПО «Лазерный технологический центр» совместно с Челябинским трубопрокатным заводом разработали и испытали технологию одно- и многолучевой лазерной сварки газо- и нефтепроводных труб. Эта технология постепенно входит в арсенал как изготовителей труб, так и строителей трубопроводов.

Пока что эта технология не стала повсеместной в связи со сложностью и высокой стоимостью оборудования, тем не менее работы по ее совершенствованию в России ведутся целым рядом предприятий и можно надеяться, что скоро ее позиции укрепятся. Но кроме изготовления труб и сбора нитки трубопровода есть еще задачи — обеспечить его сохранность и качественное управление.

Как сохранить и использовать

Трубопроводы ржавеют. И борьба с воздействием внешней среды началась очень давно: их красили, покрывали битумной мастикой, затем пришла очередь многослойных ленточно-битумных покрытий, которые сменили покрытия полимерные, наносимые прямо на заводе. Надо признать, что долгое время строители предпочитали старые способы — так казалось дешевле и проще.

Но время тасует карты. Требования к надежности трубопроводов все растут.

 Поэтому технологи разрабатывают все новые защитные материалы, призванные уберечь трубу от внешних воздействий, которые могли бы повлечь разрушение внешней гидроизоляции и способствовать развитию коррозии.

 Одним из таких изобретений является покрытие, созданное в России из нетканой синтетической материи, которая пропитана формальдегидной смолой с отвердителем. Застыв, этот материал надежно защищает гидроизоляцию труб от повреждений при укладке.

Российские инженеры постоянно разрабатывают всевозможные ремонтные конструкции и аварийное технологическое оборудование. Благодаря этому срок службы трубопроводов большого диаметра растет: если полвека назад считалось, что они могут эксплуатироваться около 30 лет, то современные трубопроводы могут безаварийно отработать в полтора-два раза дольше.

Но эффективность и надежность будут обусловлены не только качеством самого трубопровода, но и качеством управления и обслуживания.

 Именно для этого российские специалисты разработали «Единую автоматизированную систему управления трубопроводом», которая должна обеспечить работу новых российских магистральных систем.

 Так трубопроводный транспорт в XXI веке становится центром притяжения высоких технологий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector