Технология ремонта газопровода труба в трубе

  1. Несквозные поверхностные отдельно расположенные единичные или групповые дефекты* коррозионного (местная коррозия), механического происхождения (риски, задиры, царапины) на основном металле труб, а также примыкающие или расположенные на

    • В настоящем разделе, за исключением особых случаев, вместо терминов “единичные дефекты” и “групповые дефекты” употребляется термин “дефектные участки”. заводских или кольцевых сварных швах участков газопроводов категорий II–IV из труб диаметром от 426 до 1420 мм включ. с толщиной стенки от 7,0 до 32,0 мм допускается ремонтировать методом сварки (наплавки).
  2. Подготовительные работы, предварительный и сопутствующий подогрев, сварка и контроль качества приведены в 11.4.

  3. До начала ремонтных работ с целью уточнения границ дефектов, толщины стенки, выявления возможных расслоений металла трубы, поверхностных и внутренних дефектов на расстоянии не менее 100 мм от контура предполагаемой выборки должен быть проведен визуальный, измерительный, ультразвуковой контроль основного металла трубы, а в случаях пересечения (наложения) контура предполагаемой выборки с продольным или кольцевым сварным швом дополнительно должен быть проведен радиографический или ультразвуковой контроль продольного или кольцевого сварного шва в границах дефектного участка, включая зоны примыкания по 100 мм в каждую сторону. Допускается при необходимости применение дополнительных физических методов неразрушающего контроля (магнитный, капиллярный).

  4. При наличии в контролируемых зонах примыкания поверхностных дефектов или толщины стенки трубы, выходящей за пределы минусового допуска толщины стенки, границы предполагаемой выборки по поверхности должны быть увеличены до максимально допустимых.

  5. Ремонт несквозных поверхностных единичных дефектов с остаточной толщиной стенки менее 3,0 мм, групповых дефектов с остаточной толщиной стенки менее 5,0 мм, в местах пересечений кольцевого шва с продольным сварным швом на расстоянии радиусом менее 200 мм, а также на участках газопровода с недопустимыми дефектами труб и сварных швов, вмятинами, расслоениями, гофрами труб рекомендуется выполнять с применением других методов ремонта, регламентированных настоящим стандартом.

    • Для нанесения границ выборки поверхностных дефектов и выбора методов ремонта сваркой (наплавкой) целесообразно применять набор гибких шаблонов круглой, овальной или прямолинейной формы.
    • Овальная форма выборки – выборка, имеющая на наружной поверхности трубы овальную форму с прямолинейными и криволинейными границами, при этом большая ось и прямолинейные границы выборки должны быть расположены вдоль оси трубы.
    • Прямолинейная форма выборки – выборка вдоль оси трубы, имеющая на наружной поверхности трубы прямолинейную форму с параллельными границами и округленными углами.
  6. Несквозные поверхностные единичные дефекты – это отдельно расположенные одиночные дефекты, расстояние между которыми не менее 300 мм при максимальном

    размере дефекта до 50 мм включ., не менее 500 мм при максимальном размере дефекта свыше 50 до 80 мм.

  7. Количество единичных дефектов должно быть не более двух на один погонный метр ремонтируемого участка газопровода.

  8. Максимальные размеры выборок единичных дефектов (круглой или овальной формы) не должны превышать значений, приведенных в таблице 11.8, остаточная толщина не менее 3,0 мм.

    Выборка (вышлифовка) единичного дефекта должна обеспечивать полное удаление дефекта, при этом глубина выборки не должна превышать глубину дефекта более чем на 1,0 мм.

    Допускается выполнять ремонт сваркой (наплавкой) отдельных питтингов глубиной до 50 % толщины стенки трубы, расположенных в поле общей коррозии глубиной до 15 % толщины стенки трубы, подлежащей ремонту шлифовкой или пескоструйной обработкой.

    1. Таблица 11.8 – Параметры выборки единичных дефектов
    2. Технология ремонта газопровода труба в трубе
    3. Технология ремонта газопровода труба в трубе
    4. Технология ремонта газопровода труба в трубе
    5. Технология ремонта газопровода труба в трубе
    6. а) одиночный дефект металла труб с толщиной стенки S; б) близкорасположенные дефекты
    7. Рисунок 11.22 – Схематизация дефектов основного металла труб газопроводов
  9. Параметры дефектов коррозионного (питтинг, коррозия пятнами), механического происхождения (риски, задиры, царапины и их сочетания) на основном металле труб, в т.ч.

    примыкающие или расположенные на заводских или кольцевых сварных швах газопроводов (глубина – h, мм; длина – l, мм; ширина – b, мм), при толщине стенки ремонтируемого участка газопровода S, мм (рисунок 11.

    22), принимаются равными соответствующим наибольшим размерам дефекта.

  10. Два или несколько дефектов основного металла труб газопроводов могут быть рассмотрены как групповой дефект, если:

      • расстояние между соседними дефектами не превышает половины длины наибольшего дефекта, при длине наибольшего дефекта меньше пяти толщин стенки трубы;
      • расстояние между соседними дефектами не превышает половины пяти толщин стенки трубы, при длине наибольшего дефекта больше пяти толщин стенки трубы, при условии:
    • е < 0,5 · max(A, B, 5S), (11.1)
    • где е – расстояние между дефектами, мм;
    • А – наименьшее из значений длины (l1,) или ширины (b1) одного дефекта, мм: A = min(l1, b1);
    • В – наименьшее из значений длины (l2) или ширины (b2) другого дефекта, мм: B = min(l2, b2);
    • S – толщина стенки трубы, мм;
    • max (А, В, 5S) – максимальное значение из величин А или В, или 5S, мм.
  11. Глубина h, мм, объединенного дефекта принимается равной наибольшей из величин h1 и h2, т.е. h = min(h1, h2).

  12. Несколько близкорасположенных дефектов для возможности их объединения в один рассматриваются аналогично, последовательно парами.

  13. Максимальная площадь выборки (круглой, овальной или прямолинейной формы) либо суммарная площадь выборок групповых дефектов не должна превышать значений, приведенных в таблице 11.9.

    Таблица 11.9 – Параметры выборки групповых дефектов

    Наружный диаметр трубы, мм Максимальная площадь выборки (по поверхности), мм2 Форма выборки Параметры выборки (рекомендуемые)
    длина, мм при ширине, мм
    1420 35 000 Круглая Диаметр до 210
    Овальная До 500 От 70
    Прямолинейная До 650 От 20 до 70

    Окончание таблицы 11.9

    Наружный диаметр трубы, мм Максимальная площадь выборки (по поверхности), мм2 Форма выборки Параметры выборки (рекомендуемые)
    длина, мм при ширине, мм
    1220 27 950 Круглая Диаметр до 190
    Овальная До 430 От 65
    Прямолинейная До 560 От 20 до 65
    1020 21 600 Круглая Диаметр до 165
    Овальная До 360 От 60
    Прямолинейная До 470 От 20 до 60
    720 16 500 Круглая Диаметр до 145
    Овальная До 300 От 55
    Прямолинейная До 300 От 20 до 55
    530 10 650 Круглая Диаметр до 190
    Овальная До 215 От 50
    Прямолинейная До 215 От 20 до 50
    426 7 000 Круглая Диаметр до 95
    Овальная До 155 От 45
    Прямолинейная До 155 От 20 до 45
  14. Количество групповых дефектов с максимальной площадью выборки для соответствующего диаметра трубы должно быть не более одного на два погонных метра ремонтируемого участка газопровода.

  15. Максимальная глубина выборки групповых дефектов должна быть не более 60 % толщины стенки трубы или сварного шва, остаточная толщина – не менее 5,0 мм. Выборка (вышлифовка) групповых дефектов должна обеспечивать полное удаление дефектов, при этом глубина выборки не должна превышать глубину поверхностных дефектов более чем на 1,0 мм.

  16. До начала выборки дефектного участка независимо от температуры окружающего воздуха должна быть проведена просушка газопламенными нагревательными устройствами до температуры в интервале от 50 до 70 °С.

  17. Выборку участка газопровода с поверхностными дефектами труб и сварных швов следует выполнять механическим способом для получения необходимой формы и параметров выборки.

  18. Параметры выборки круглой, овальной и прямолинейной формы приведены на рисунках 11.23, 11.24.

    1. Технология ремонта газопровода труба в трубе Технология ремонта газопровода труба в трубе
    2. Технология ремонта газопровода труба в трубе Технология ремонта газопровода труба в трубе
    3. Технология ремонта газопровода труба в трубе Технология ремонта газопровода труба в трубе
    4. а) разметка коррозионного дефекта; б) границы выборки в продольном сечении (А–А); в) выборка в продольном сечении (А–А); г) выборка в поперечном сечении (Б–Б); д) сварка (наплавка) дефектного участка; е) геометрические параметры наплавки дефектного участка; ж) геометрические параметры наплавки дефектного участка после зачистки облицовочного слоя; з) направление сварки нечетных заполняющих слоев; и) направление сварки четных заполняющих слоев
    5. Рисунок 11.23 – Ремонт сваркой (наплавкой) дефектного участка с выборкой круглой, овальной формы
    6. Примечание – Остаточная толщина выборки дефектного участка не должна превышать 3,0 мм при ремонте сваркой (наплавкой) отдельно расположенных единичных дефектов и 5,0 мм при ремонте сваркой (наплавкой) групповых дефектов.
    7. а) разметка коррозионного дефекта; б) границы выборки в продольном сечении (А–А); в) геометрические параметры выборки в продольном сечении (А–А); г) геометрические параметры выборки в поперечном сечении (Б–Б); д) геометрические параметры наплавки дефектного участка; е) геометрические параметры наплавки дефектного участка после зачистки облицовочного слоя; ж) направление сварки слоев шва
    8. Рисунок 11.24 – Ремонт сваркой (наплавкой) групповых дефектов с выборкой прямоугольной формы
    9. Параметры выборки круглой, овальной и прямолинейной формы должны иметь:
    • в продольном сечении – чашеобразную форму с плавным выходом на наружную поверхность, при этом длина выборки должна превышать фактическую длину дефектного участка не менее чем на 30 мм в каждую сторону;
    • в поперечном сечении – U-образную форму с симметричной или несимметричной разделкой, при этом при расположении дефектов в верхней и нижней четвертях трубы рекомендуется симметричная разделка кромок в поперечном сечении с углами скоса от 25° до 30°, при расположении дефектов на боковых четвертях – несимметричная с углами скоса кромок от 30° до 40° (верхняя) и от 10° до 15° (нижняя);
    • наружные поверхности кромок, прилегающие к границам выборки, должны быть зачищены до металлического блеска на ширину от 10 до 15 мм.
  19. Остаточная толщина стенки труб и сварных соединений дефектного участка газопровода после механической обработки под сварку (наплавку) должна быть не менее 3,0 мм при ремонте сваркой (наплавкой) отдельно расположенных единичных дефектов и 5,0 мм при ремонте сваркой (наплавкой) групповых дефектов.

  20. Ремонт поверхностных дефектов в сварных швах следует выполнять по технологии ремонта дефектов кольцевых и продольных сварных швов согласно требованиям 11.8.3.

  21. Ремонт газопроводов под давлением

    Технология ремонта газопровода труба в трубе

    Д.С. Никитин (ООО «Сервисная Компания ИНТРА»).

    Опубликовано в журнале Химическая техника №4/2018

    • При невозможности остановки технологического оборудования или трубопровода на ремонт врезка и перекрытие трубопровода под давлением без остановки подачи продукта является зачастую единственным оправданным методом обеспечения выполнения необходимых работ.
    • «Сервисная компания ИНТРА» выполнила более 500 работ по врезке и перекрытию трубопроводов на 70 предприятиях России и СНГ в таких отраслях, как добыча нефти и газа, газораспределительные сети, нефтепереработка, химия и нефтехимия.
    • «Сервисная компания ИНТРА» – лидирующая российская компания в области безостановочных ремонтов и первая отечественная компания, запустившая производство оборудования для реализации данных технологий в России.

    Российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Общая протяженность магистральных газопроводов России составляет 179,3 тыс. км. – российский газопровод может обогнуть Землю 4,5 раза.

    1. В условиях интенсивного старения основных фондов газотранспортных систем для обеспечения безопасной и полноценной эксплуатации активно развиваются технологии текущего, аварийного и капитального ремонта магистральных газопроводов.
    2. Технология врезки и перекрытия трубопровода относится к безостановочным методам ремонта и позволяет осуществить временную изоляцию секции газопровода для производства ремонтных работ без остановки потока продукта и сброса давления природного газа.
    3. Применение данного метода безостановочных ремонтов позволяет оперативно изолировать участок трубопровода, сохраняя в остальной его части рабочие параметры среды для осуществления следующих операций:
    • байпасирование дефектного участка для ремонта;
    • замена изношенного участка;
    • замена запорной арматуры;
    • установка измерительных и контрольных приборов (расходомеры, датчики скребков, оборудование для диагностики, точки отбора проб);
    • отключение трубопровода с целью демонтажа и установки заглушки;
    • ввод дополнительных ниток магистрали для подачи продукта на новые или дополнительные участки производства.

    Технология ремонта газопровода труба в трубеТехнология врезки и перекрытия

    Предлагаемая технология врезки и перекрытия позволяет производить работы при давлении до 10,0 МПа и температуре до 370°С на трубопроводах, изготовленных практически из любого материала: углеродистой и коррозионно-стойкой сталей, чугуна, полиэтилена, асбоцемента, железобетона. Диапазон диаметров для врезки – от 12,5 до 1800 мм, диапазон диаметров трубопроводов для перекрытия – от 89 до 1420 мм.

    Технология

    Технология врезки в трубопровод под давлением состоит из приварки разрезных тройников с установкой соответствующей полнопроходной задвижки и сверлильной установки для осуществления врезки в стенку трубы и извлечения купона через задвижку. Наиболее распространенные задачи по ремонту газопровода – это выполнение работ по стандартной врезке – вертикальной или горизонтальной под углом 90°, однако технология позволяет врезаться в газопровод под любым углом по окружности трубы.

    Технология ремонта газопровода труба в трубеГоризонтальная врезка

    Перекрытие трубопровода осуществляется через установленную задвижку. В трубопровод вводится головка перекрывающей заглушки, уплотняющий элемент головки приводится в действие под давлением, обеспечивая изоляцию и перенаправляя поток через байпасную линию. По окончании работ перекрывающая головка удаляется, на тройник устанавливается заглушка с глухим фланцем.

    Технология ремонта газопровода труба в трубеВрезка под углом

    Традиционно работы по ремонту газопроводов выполняются газораспределительными организациями с прекращением транспортировки природного газа.

    Технология врезки и перекрытия позволяет осуществлять производство работ без остановки эксплуатации, следовательно, исключаются потери производительности, в то время как при работе традиционными методами с разрядкой трубопроводов происходит потеря продукта, сокращение перекачки и реализации, возникают неудобства для потребителя.

    При этом временные и финансовые затраты на отключение потребителей, снижение и восстановление давления газа, продувку газопроводов и повторный пуск потребителей значительно превышают сроки производства ремонтных работ. Технология врезки и перекрытия под давлением имеет ряд неоспоримых преимуществ:

    Технология ремонта газопровода труба в трубеВертикальная врезка

    1. Бесперебойное газоснабжение. Во время проведения работ врезкой сотни абонентов – детские сады, школы, больницы, коммунально-бытовые объекты – имеют полноценный доступ к газообеспечению. Нет необходимости останавливать промышленные предприятия и объекты;
    2. Экологичность. Технологии абсолютно безвредны для окружающей среды, так как отсутствуют выбросы природного газа в атмосферу, возникающие при традиционном ремонте в связи с продувкой газопровода и влекущие невосполнимые потери для экологии;
    3. Безопасность проведения работ и контроль качества. Газоопасные работы сводятся к минимуму в связи с отсутствием таких технологических циклов, как отключение, продувка и пуск газопровода. При этом при осуществлении контроля качества проведения сварочных работ на отсеченном участке без подключения действующего газопровода достаточно сбросить давление с ремонтируемого участка и провести повторные работ по сварке;
    4. Уменьшение времени производства работ и экономия трудозатрат. Ремонт может быть выполнен одной бригадой, при этом не требуется осуществлять подготовительные работы по отключению газообеспечения и соблюдать временные нормативы по оповещению потребителей о прекращении подачи газа.
    • Таким образом, весь комплекс работ по проведению безостановочного ремонта с применением технологии врезки и перекрытия трубопроводов под давлением является более безопасным способом выполнения работ и обладает широким спектром социальных, экологических и технических преимуществ.
    • Технология универсальна и может использоваться при ремонте трубопроводов распределения газа, НПЗ, нефтехимических объектов, электростанций, добычи полезных ископаемых, целлюлозно-бумажных производств, систем водоснабжения и канализации.
    • «Сервисная компания «ИНТРА» осуществила более 500 работ по врезке и перекрытию на трубопроводах, транспортирующих различные среды: нефть и нефтепродукты, природный и сжиженный газ, газовый конденсат, аммиак, азот, вода и др.

    Компания «ИНТРА» имеет все необходимые допуски и разрешения, в том числе аттестованную технологии производства работ на газопроводах врезкой под давлением СТО Газпром 2-2.3-116–2016, свидетельство НАКС о готовности организации к использованию технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615–03.

    Работы осуществляют специалисты сварочного производства, прошедшие аттестацию сварки НАКС, имеющие колоссальный опыт работ строительства и ремонта трубопроводов, включая диагностические работы, толщинометрию, подготовку поверхности трубопровода для проведения сварочных работ, приварку фитингов, строительство, монтаж и обвязку байпасных линий, при высокой обводненности грунтов монтаж и сварку кессонов. «Сервисная компания ИНТРА» способна выполнить любые задачи, связанные с ремонтом, обслуживанием и строительством объектов нефтяной и газовой промышленности.

    Для повышения качества работ и уменьшения сроков выполнения проектов, а также с целью сокращения зависимости от иностранных поставщиков и предоставления конкурентоспособных цен «Сервисная компания ИНТРА» стала первой российской инжиниринговой компанией, локализовавшей производство приварных фитингов и оборудования для врезки в России. Продукция производится под торговой маркой ИНТРАФИТ и характеризуется высоким уровнем качества и долговечности. Стабильность высокого качества продукции – основная задача, для этого контролируются все стадии производства: от входного контроля сырья до проведения тестовых испытаний готовой продукции. Роботизированный визуальный контроль, бронекамера рентгенконтроля и гидравлических испытаний длиной 18 м, машины механических испытаний усилием до 50 000 т, высококачественные химанализаторы.

    Система менеджмента качества сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015 ведущим мировым аудитором TÜV Thüringen, а также системой «Газпромсерт».

    Продукция завода соответствует установленным национальным и международным стандартам качества и безопасности, в том числе стандарту Американского общества инженеров-механиков ASME, а также отраслевым стандартам ведущих нефтегазовых компаний, таких как Shell, Emco Wheaton, ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром Нефть».

    ООО «Сервисная Компания ИНТРА»

    195027, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, 17.

    1. Тел.: (812) 313-5092
    2. Факс: (812) 313-5093
    3. intra@intratool.ru
    4. sc-intra.ru
    5. intratool.com

    Бестраншейный ремонт трубопроводов труба в трубе

    Технология предусматривает восстановление самотечных канализационных коллекторов с помощью модулей спиральновитых труб, при сборке которых образуется новый полиэтиленовый трубопровод внутри существующего.

    Работы проводятся без остановки потока, что существенно снижает стоимость работ, поскольку исключаются затраты на перекачку стоков. Требуется минимальный объем земляных работ.

    Для восстановления участка длиной 150 м требуется один стартовый котлован и один приемный, в качестве которого может использоваться существующая смотровая камера.

    Скорость монтажа достигает 60-90 погонных метров в день при условии круглосуточного режима работы. Прочность и герметичность восстановленного участка обуславливается не только надежным резьбовым соединением модулей спиральновитых труб, но и бетонной оболочкой, образующейся при заполнении пространства между стенками старой и новой трубы тампонажным раствором.

    Несмотря на снижение живого сечения, пропускная способность коллектора меняется незначительно, поскольку поверхность новой полиэтиленовой трубы обладает низкой шероховатостью, не подвержена обрастаниям в процессе эксплуатации.

    Описание метода

    Разработка стартового котлована размером 9х4 м методом шахтной проходки с креплением стенок металлическими рамами.

    Устройство бетонной площадки с бортами в стартовом котловане, вырезка рабочего окна на существующем трубопроводе.

    Демонтаж плит перекрытия камер и установка блочной системы для протяжки троса в приемной камере и стартовом котловане.

    Далее производится протяжка рабочего троса внутри трубопровода от стартового котлована до приемной камеры.

    Прочистка коллектора с помощью скребковых снарядов. При необходимости промывка каналопромывочной машиной. Восстанавливается проходное сечение.

    Монтаж спиральновитой трубы за счет последовательного скручивания и протаскивания по длине участка полиэтиленовых модулей спиральновитых труб.

    Технология ремонта газопровода труба в трубе Технология ремонта газопровода труба в трубе

    После протяжки производится устройство тампонажных заглушек на концах восстанавливаемого трубопровода.

    Через нагнетательные трубы заглушек при помощи бетононасоса в межтрубное пространство закачивается тампонажный раствор.

    В конце производится восстановление рабочих камер, засыпка котлованов и трубопровод сдается в работу.

    Технология ремонта газопровода труба в трубе Метод позволяет восстановить трубопроводы диаметрами от 400 до 3000 мм.

    Инстpукция «Временная инструкция по технологиям ремонта сваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов»

    Открытое акционерное общество «Газпром» Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Природных газов и газовых технологий — ВНИИГАЗ»
    УТВЕРЖДАЮ Начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» ________________ Б.В. Будзуляк «____» ___________ 2005г.
    Временная инструкция по технологиям ремонта cваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов
    Начальник Управления по транспортировке газа и газового конденсата ОАО «Газпром» ___________ И.И. Губанок «_____» ___________ 2005г. Генеральный директор ООО «ВНИИГАЗ» ___________ Р.О. Самсонов «____» ____________ 2005г.
    • 2005
    • Предисловие
    • Настоящий документ ОАО «Газпром» — «Временная инструкция по технологиям ремонта сваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов» разработан с целью установления требований к производству работ при ремонте дефектов труб и сварных соединений газопроводов, конденсатопроводов и их отводов структурными подразделениями дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром».
    • Сведения о документе

    1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий» (ООО «ВНИИГАЗ») (В.И. Беспалов, С.А. Курланов, Т.В. Артеменко, Т.Л. Лучина) с участием Управления по транспортировке газа и газового конденсата Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» (В.В.

    Салюков, Е.М. Вышемирский), Открытого акционерного общества «Инжиниринговая нефтегазовая компания — Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК» (ОАО «ВНИИСТ») (В.С. Головин, А.П. Ладыжанский), Общества с ограниченной ответственностью «Газнадзор» (ООО «Газнадзор») (Ф.Г. Тухбатуллин, А.Е. Хайретдинов, В.Д.

    Шапиро).

    ВНЕСЕН Управлением по транспортировке газа и газового конденсата Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром».

    2 утвержден и введен в действие Департаментом по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром».

    3 введен взамен разделов 4.1.»Требования к квалификации сварщиков», 4.2.»Применение сварочных материалов» и в развитие разделов 3.2.»Ремонт труб сваркой», 6.

    «Устранение трещин в стыках газопроводов» «Руководящего документа по технологии сварки труб при производстве ремонтно-восстановительных работ на газопроводах» (РД 558-97).

    Срок действия — до введения в действие Стандарта ОАО «Газпром» «Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте газопроводов», не позднее 31.12.2006 г.

    Содержание

    1 Область применения

    1.

    1 Настоящий документ «Временная инструкция по технологиям ремонта сваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов» (далее по тексту документ) распространяется на ремонт линейной части магистральных газопроводов и конденсатопроводов (и их отводов) II-IV категорий ОАО «Газпром» (далее по тексту трубопроводов) из газопроводных труб диаметром от 426 мм вкл. до 1420 мм вкл. с толщиной стенки от 7,0 мм вкл. и более, транспортирующих природный газ, стабильный, нестабильный конденсат с избыточным давлением продукта до 7,4 МПа (75 кгс/см2) включительно.

    1. 1.2 Документ не распространяется на ремонт:
    2. — трубопроводов, транспортирующих сероводородсодержащие среды;
    3. — трубопроводов, изготовленных из спиральношовных труб, а также труб, изготовленных из сталей: 19Г, 14 ГН, 16 ГН, 15Г2С,16Г2САФ, 14Г2САФ, 17Г2СФ, 17Г2САФ, 17Г2АФ, 18Г2САФ, 14ХГС, «Ц» (Чешское производство);
    4. — участков трубопроводов в границах пересечений с автомобильными и железными дорогами всех категорий и примыкающие к ним участки длиной не менее 500 м в обе стороны;
    5. — участков трубопроводов в границах узлов линейной запорной арматуры и примыкающие к ним участки длиной не менее 500 м в обе стороны.

    1.

    3 Документ предназначен к обязательному применению только дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром» и их структурными подразделениями, выполняющими работы по проектированию, эксплуатации и ремонту трубопроводов.

    1.

    4 Документ регламентирует порядок проведения работ, технологии ремонта ручной дуговой сваркой дефектов труб и сварных соединений, контроль качества сварных соединений на участках трубопроводов, временно выведенных из эксплуатации в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов», «Типовой инструкции по безопасному проведению огневых работ на газовых объектах ОАО «Газпром».

    Ремонту ручной дуговой сваркой подлежат наружные и внутренние, несквозные и сквозные дефекты труб и сварных соединений трубопроводов, за исключением дефектов КРН (коррозионного растрескивания под напряжением).

    1.

    5 Решение о временном выводе участка трубопровода из эксплуатации для производства работ по ремонту сваркой дефектов труб и сварных соединений участка трубопровода принимается руководством дочернего общества ОАО «Газпром», эксплуатирующего участок трубопровода, исходя из технических, экономических или иных причин (например, по условиям безопасности и др.).

    1.

    6 Отступления от требований настоящего документа должны быть согласованы с ОАО «Газпром».

    1.

    7 При применении настоящего документа в других нормативных и производственно-технологических документах ссылки на документ обязательны.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий.
    ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности.
    ГОСТ 6996-66* Методы определения механических свойств. Сварные соединения.
    ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия.

    В настоящем документе учтены требования нормативных документов:

    СНиП 2.05.06-85* Строительные нормы и правила. Магистральные трубопроводы.
    СНиП III-42-80* Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. Магистральные трубопроводы.
    РД 558-97 Руководящий документ по технологии сварки труб при производстве ремонтно-восстановительных работ на газопроводах.
    Типовая инструкция по безопасному проведению огневых работ на газовых объектах ОАО «Газпром» 2005г.
    ВРД 39-1.10-006-2000* Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов
    РД 51-31323949-39-98 Инструкция по аттестации сварочных материалов, технологии сварки, сварочного оборудования, предназначенных для сооружения и ремонта газопроводов.
    РД 51-31323949-58-2000 Инструкция по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности.
    ВРД 39-1.11-014-2000 Методические указания по освидетельствованию и идентификации стальных труб для газонефтепроводов.
    ТУ 1469-0018-00153229-2004 Детали для ремонта магистральных трубопроводов.
    РД 03-606-03 Инструкция по визуальному и измерительному контролю.

    Метод ремонта газопроводов с использованием труб, бывших в эксплуатации

    УДК 69.059.25

    В. В. Аладинский, к.т.н., директор Центра «Надежность и ресурс объектов ЕСГ», А.Г. Малков, начальник лаборатории методов ремонта, А.В. Ушаков, младший научный сотрудник, e-mail: vniigaz@vniigaz.gazprom.ru, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

    метод ремонта газопроводов с использованием труб, бывших в эксплуатации

    Капитальный ремонт газопроводов осуществляется в ОАО «Газпром» с начала 70-х годов прошлого столетия. На основании результатов внутритрубной дефектоскопии и приборного обследования в шурфах ремонт выполнялся в основном с заменой 60-70% труб и использованием технических средств и материалов, предназначенных для строительства газопроводов.

    Объем капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов с 1998 по 2008 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом принят дифференцированный подход к оценке дефектов и выбраковке участков газопроводов. Однако проблема обеспечения эксплуатационной надежности ЕСГ России остается острой [1].

    Повторное использование труб, бывших в эксплуатации, может быть после восстановления как в трассовых, так и в заводских условиях.

    Но традиционные методы и технологии капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов в трассовых условиях имеют ограничения технологического и организационного характера, как по замене изоляции, так и по восстановлению стенки трубы.

    Поэтому назрела необходимость в разработке новых методов и технологий ремонта с использованием труб, бывших в эксплуатации, восстановленных в заводских условиях, где качество ремонта стенки трубы и нанесения покрытий газопроводов значительно выше выполненных в трассовых условиях.

    Не стоит забывать и о сокращении сроков и стоимости производства работ в процессе капитального ремонта с обеспечением необходимой степени надежности по сравнению с использованием новых труб.

    Согласно действующей нормативной документации в ОАО «Газпром» при капитальном ремонте линейной части

    магистральных газопроводов производится отбраковка труб, часть из которых предназначается для ремонта в заводских условиях. Повышение эффективности повторного использования труб и совершенствование технологии организации восстановления труб в заводских условиях является одной из приоритетных задач.

    По результатам комплексной оценки технического состояния магистрального газопровода принимается решение о выводе его в ремонт. После подтверждения данных комплексной оценки осуществляется капитальный ремонт. Оценка качества труб при производстве капитального ремонта состоит из двух этапов.

    На первом этапе трубы разделяют на оставляемые в траншеи и извлекаемые из траншеи, подлежащие демонтажу. Трубы, оставляемые в газопроводе для дальнейшей эксплуатации, в том числе ремонтируемые без вырезки из газопровода, относятся к категории А 1 (рис. 1).

    На втором этапе происходит разделение извлеченных из траншеи труб на:

    • отремонтированные и смонтированные в пределах ремонтируемого участка — категория А 2;

    • подлежащие освидетельствованию для повторного применения — категория А 3;

    • не пригодные для повторного применения — категория Б. Остановимся подробнее на категории А 3. Повторное применение труб, быв-

    ших в эксплуатации, отремонтированных в заводских условиях, связано с решением определенных задач, таких как обеспечение ремонтопригодности труб во время процесса демонтажа до поступления на завод и проработка организации процессов обследования, восстановления и освидетельствования непосредственно на заводе, а также получении необходимого и достаточного объема информации о трубе, бывшей в эксплуатации, для её повторного применения.

    Особое внимание при проведении работ в трассовых условиях следует уделить процессу демонтажа труб, как элементу технологического процесса, предусматривающего замену дефектных труб на новые.

    В зависимости от условий его проведения возможны два варианта: на берме траншеи, включающий в себя демонтаж отдельных труб на конце протяженного участка, и демонтаж отдельных труб с конца участка ограниченной протяженности, в том числе на конечной стадии протяженного участка; и второй вариант в траншее, включающий в себя выполнение первичного реза, удаленного от конца нитки, демонтаж отдельных труб и плетей с конца протяженного участка с обеспечением условий монтажа новых труб взамен демонтированных и демонтаж протяженных участков с подъемом на берму траншеи. Все варианты демонтажа взаимосвязаны (рис. 2).

    • \ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \
    • № 8 \ август 2009
    • Трассовые условия

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    1. Оценка качества труб (1 этап)
    2. Оценка качества труб (2 этап)
    3. трубы категории А 1
    4. трубы категории А 2
    5. трубы категории АЗ
    6. трубы категории Б
    7. Демонтаж труб
    8. ремонт
    9. без вырезки в
    10. траншее
    11. (при необходимости)
    12. ремонт с извлечением из траншеи в
    13. границах ремонтир уемого участка
    14. трубы категории АЗ
    15. Заводские условия

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    • 1 этап обследования труб (предварительное)
    • Идентификация труб (определение норматива)
    • 2 этап обследования труб (комплексное)
    • централизованный оператор по применению оборудования и труб, демонтированных при капитальном ремонте и реконструкции линейной части газопроводов
    • Монтаж газопровода
    • Приемка газопровода
    • Ремонт труб и контроль качества ремонта
    • 1
    • Формирование партии труб
    • 1 Г
    • Гидроиспытания
    • Нанесение наружного защитного покрытия
    • Оформление документов качества

    Рис. 1. Схема перемещения труб при проведении капитального ремонта газопроводов с использованием труб, бывших в эксплуатации

    Технологические параметры приведенных вариантов демонтажа в трассовых условиях не регламентированы, что вынуждает проводить работы, опираясь только на опыт исполнителей. В результате исследований, проводимых ООО «Газпром ВНИИГАЗ», должны быть определены условия для создания минимальных напряжений в сечении реза, что позволит уменьшить напряжения

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    от сил упругости и исключит пластические деформации концов труб. При этом устраняется опасность повреждения оборудования и обеспечивается безопасность персонала. После процесса демонтажа трубы категории А 3 направляются на завод для их всестороннего обследования, восстановления, освидетельствования с последующей реализацией для по-

    вторного применения (рис. 1). Работы, проводимые с трубами, бывшими в эксплуатации, состоят в следующем: 1) 1 этап обследования труб, включающий в себя:

    1. • предварительную очистку труб; осмотр труб;
    2. • маркировку труб на внутренней поверхности;
    3. • предварительное обследование труб;
    4. J ~_—Щяя
    5. ЩШС^рГ*11- J»
    6. . ■ — ___ г
    7. ■ Тмй « с J/
    8. ' Обеспечение объектов газоснабжения соединительными деталями, цокольными вводами,запорной арматурой
    9. ■ Оказание услуг по антикоррозионной изоляции стальных труб двух- и трехслойным полиэтиленовым покрытием

    140054, Московская обл., г. Котельники, Дзержинское шоссе, д. 4 e-mail: sinitsin.ppK@ariel.ru neily.ppK@ariel.ru www.arieipolimer.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector