Технология ремонта трубопровода под давлением

К сожалению, пока не придумали ни вечный двигатель, ни супернадежные конструкции, которые бы имели просто невероятный срок службы. Поэтому рано или поздно каждое сооружение преподносит владельцам неприятный сюрприз. Настоящими ЧП становятся протечки в тех системах, которые имеют трубопровод.

Причин аварии может быть несколько, но последствие всегда одно — невозможность пользоваться этим благом цивилизации. Особенно часто дефекты обнаруживаются в водопроводе, которым хозяева пользуются ежедневно и всегда интенсивно. Появление течи в таких системах не редкость, причем повреждения обнаруживаются как в металлических, так и в пластиковых трубах.

Если в доме может возникнуть такая ситуация, то хозяевам лучше заранее узнать, как делают ремонт водопроводных труб без сварки.

Трубы и способы их спасения

Протечку (свищ) может спровоцировать множество факторов — например, небрежность при эксплуатации, монтаж, проведенный не совсем корректно, сильная изношенность материала. Причем неприятности случаются и с традиционными металлическими изделиями, и с трубами из различных видов пластика.

Технология ремонта трубопровода под давлением

Методов устранения протечки есть несколько:

  1. Химический. В этом случае используют состав, который в состояние остановить воду, заклеив дефект. В роли «спасителя» выступает силиконовый герметик, или другая разновидность клея.
  2. Механический. Такой ремонт состоит в применении подручных средств. Как правило, в ход идут жгуты, саморезы, хомуты, самодельные «затычки» и т. п.
  3. Комбинированный. Этот использование обоих способов сразу, поэтому такая «массированная атака» считается более эффективной.

Любой ремонт водопроводных труб без сварки может производиться двумя способами: воду или перекрывают, или нет. Решение зависит только от размеров течи, а также от участка, которые она «осчастливила».

Если отверстие имеет диаметр не более 3 мм, то работу можно проводить, не перекрывая воду, но действовать надо шустро. Большие размеры «пробоины» не позволяют обойтись без этого этапа.

Но перед тем как начинать серьезное «исследование» масштабов «трагедии», центральный вентиль перекрыть необходимо.

Что делать, когда обнаружилась течь?

Технология ремонта трубопровода под давлением

После перекрытия подачи воды стараются минимизировать урон, который свищ способен нанести хозяевам и их соседям. Для этой цели под течь укладывают большой кусок ветоши. Однако лучшим вариантом будет емкость (таз или ведро), так как вода будет течь еще какое-то время после перекрывания вентиля.

После того как «течь перестает течь», поломку либо устраняют самостоятельно, либо вызывают сантехника, когда «фонтанов» слишком много. Если принято решение справиться с проблемой без помощи специалиста, то первым делом ждут высыхания места «аварии». Мастер в этом время должен найти причину возникновения дефекта.

Эта последовательность действий относится к водопроводу. Если протечка обнаруживается в централизованной системе отопления, то специалистов вызывают незамедлительно. Чтобы не устроить горячий потоп, под место протечки устанавливают емкость. Когда такой возможности нет, так как не позволяет место, на полу под отверстием расстилают толстое одеяло.

Механические способы ремонта трубопровода

Эти методы довольно многочисленны, так как мастера с успехом используют разные подручные материалы.

Технология ремонта трубопровода под давлением

Медицинский бинт и цемент

Это простейший вариант, если «внешность» трубы далеко не так важна, как ее герметичность. В этом случае операция состоит из несложных этапов:

  • сначала бинт разрезают на куски, потом делают не слишком густой цементный раствор;
  • полоски материала тщательно пропитывают смесью, после чего их быстро наматывают на поврежденный участок.

Получившийся кокон снова обмазывают раствором, затем оставляют сохнуть. Высыхает такое почти «бетонное сооружение» примерно за сутки. Готовую заплатку красят.

Помощь саморезов, болтов для металлических изделий

Это еще один популярный вариант, если рассматривать ремонт водопроводных труб без сварки. Он годится, если толщина металлических стенок составляет более 3 мм, а диаметр появившегося отверстия не более тех же 3 мм (максимум 4 мм). В роли «затычки» выступают обычные оцинкованные саморезы, дополненные резиновой шайбой. Операция достаточно проста:

Технология ремонта трубопровода под давлением

Технология ремонта трубопровода под давлением

Технология ремонта трубопровода под давлением

  1. Участки трубы возле отверстия очищают от ржавчины напильником либо наждачной бумагой.
  2. Потом в него вкручивают саморез. Для облегчения операции используют шуруповерт.

Лучше орудовать аккумуляторным инструментом. Крепеж надо подобрать так, чтобы часть самореза внутри водопровода была минимальной. Понятно, что такой ремонт все-таки временная мера.

Чтобы получить более надежную защиту, рекомендуют использовать болт. В этом случае порядок действий иной.

Сначала несколькими саморезами в отверстие делают резьбу, затем в него закручивают болт, также оснащенный резиновой шайбой.

Некоторые мастера считают, что не всегда целесообразно болты вкручивать, особенно если случай относится к экстренным. Когда возраст трубы позволяет, элемент можно просто вбить, но молотком надо пользоваться осторожно.

Использование прорезиненного металлического хомута

Технология ремонта трубопровода под давлением

Данный способ тоже применяют, если отверстие в трубе относительно небольшое. Металлический хомут выбирают того же диаметра, что и у поврежденного водопроводного участка. При возникновении нескольких протечек на одном участке советуют приобретать приспособление большей ширины.

Резиновая прокладка на нем — элемент обязательный, поэтому лучше сразу приобретать именно такое изделие. Однако уплотнитель можно изготовить самостоятельно из прорезиненного материала, чья толщина не менее 3 мм. Рекомендуемая ширина самодельной прокладки — на 2-4 мм больше, чем у хомута. Длина — на 10 мм меньше окружности трубопровода.

Использование временного бандажа

Такой ремонт водопроводных труб без сварки может понадобиться, если ЧП произошло в неудобное время, когда качественно работу сделать не получится. Это поможет временно устранить отверстия, которые имеют продолговатую форму. В этом случае сначала ищут подходящий материал для бандажа. Им может стать:

Технология ремонта трубопровода под давлением

  • велосипедная шина;
  • голенище сапога;
  • медицинский жгут;
  • толстая перчатка.

Главное условие — достаточно большие размеры материала: он обязан полностью перекрывать течь. Фиксируют такие «времянки» болтами и хомутами.

Магнит при маленьких протечках на металле

Этот метод довольно оригинален, но говорят, что он все же работает, если диаметр отверстия не превышает 1 мм.

  1. Прохудившийся участок обрабатывают напильником до гладкости.
  2. Затем на него крепят магнит.

Метод использует свойства магнита собирать металлические частички, присутствующие в водопроводной воде. В результате его «притягательности» около пробоины собирается металлическая пробка, которая сможет надежно закрыть собой отверстие.

Использование заглушки-чопика

Технология ремонта трубопровода под давлением

Этот «дедовский» способ похож на герметизацию труб саморезами или болтами, но здесь в роли «суперзатычки» выступает деревянный чопик. Его преимущество — возможность использования заглушки для трубопровода, который заслуживает называться «ветхим». Таким участкам металлические изделия противопоказаны.

Заглушки для труб рекомендуют делать из древесины влагостойких хвойных пород. Чтобы дополнительно защитить элементы от влияния жидкости, их обрабатывают смолой. Спустя некоторое время чопик начнет разбухать, поэтому течь он собой полностью перекроет. Этот вариант подходит только для металлических труб, для пластиковых изделий деревянные пробки не применяют.

Химические методы борьбы с протечками

Такой ремонт водопроводных труб без сварки подразумевает использование различных химических составов.

Металлополимер «Аварийный»

Технология ремонта трубопровода под давлением

Другое название данного средства — эпоксидный композит. Это профессиональная смесь-шпаклевка, которая позволяет быстро и надежно устранить любую небольшую течь. В ее составе металлическая пыль, которую смешивают с эпоксидной смолой.

Наполнители используют разные: есть металлополимеры с алюминием, бронзой, сталью, титаном. Есть составы с минералами — с карборундом или цирконом. Перед ремонтом компоненты соединяют и быстро наносят на поврежденное место. Толщина слоя составляет 10 мм. Застывает такая шпаклевка за 24 часа. Механическая обработка высохшего металлополимера разрешается.

Силикон и малярная сетка

Нередко спасителями становятся герметики. Если говорить конкретнее, то один их вид — на основе силикона. Его достоинства — повышенная износостойкость, способность без проблем выдерживать максимально высокую температуру (до 350°). Вторым обязательным элементом является малярная ткань, изготовленная из стекловолокна.

Ремонт водопроводных труб без сварки состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала поврежденную поверхность очищают, затем на участок наносят тонкий слой герметика: не более 2-3 мм.
  2. Затем на участок трубы наматывают малярную ткань, впритык. После этого снова наносят слой герметика, а затем наворачивают армирующий материал, но уже с большим заходом: напуск на витки составляет 5 мм.

Общее, рекомендованное количество слоев — как минимум 4. Ткань наматывают максимально плотно. Последним слоем всегда становится герметик. Участок трубы должен просохнуть, но срок, необходимый для сушки такой повязки, зависит от вида герметика. Одни составы высыхают за несколько часов, другим требуются сутки или более.

Суперклей и сода: для любых труб

Этот успешный «дуэт» универсален, так как его можно использовать для пластиковых и металлических водопроводов. Однако есть обязательные условия: повреждение на участке должно быть минимальным, поверхность требует качественной предварительной обработки. Сначала проблемное место зачищают напильником (болгаркой), затем удаляют грязь, пыль, обезжиривают любым растворителем.

  1. На поврежденный участок наматывают первый слой малярной ткани. На нее наносят слой пищевой соды.
  2. Затем эту операцию повторяют еще два раза, так как нужны 3 слоя ткани/соды.
  3. Последний этап — нанесение клея. Например, небольшим шпателем.
Читайте также:  Форсунки для керхер для прочистки труб

Моментальный состав мгновенно вступает в реакцию с содой, образуя при этом максимально прочную пленку, разрушить которую вода не в состоянии. Если повреждение не отверстие, а трещина, то поступают по-другому. Соду забивают в нее, а сверху наносят клей.

ФУМ, лен при аварии на резьбе

Такой ремонт водопроводных труб без сварки традиционно используется на участках, где стыкуются трубы. Течь, появившуюся на резьбовом соединении, устраняют ФУМ-лентой, либо льняной нитью, пропитанной водостойким составом. Операция эта довольно простая.

  1. Перед работой старый уплотнительный материал полностью удаляют.
  2. Участок очищают от ржавчины, обезжиривают.
  3. Плотно наматывают новую ленту.

Количество витков — от 4 до 25. На него влияет размер трубы, толщина, ширина ленты. Главная задача намотки — скрыть всю резьбу. Льна, в отличие от сантехнической ленты, нужно меньше, так как этот натуральный материал не так усядет во время эксплуатации. После намотки паклю рекомендуют смочить спиртом, затем обмазать клеем БФ-2.

Поскольку ФУМ-лента выпускается трех видов, надо знать, какую именно продукцию нужно купить. ФУМ-1 — лента, имеющая смазку: она изготовлена на вазелиновой основе (17-20% медицинского масла). Эту продукцию используют для герметизации водопроводных систем, для любых агрессивных сред.

ФУМ-2 выпускается без смазки, поэтому ее можно использовать для уплотнения тех систем, которые работают на кислороде или на других сильных окислителях (например, на газе). ФУМ-3 — изделие, изготовленное из краевых частей первых двух марок. Такие ленты способны противостоять сильнодействующим средам — как разбавленным растворам, так и концентратам кислот и щелочей.

Метод «холодная сварка»

Как ни странно это звучит, но ремонт водопроводных труб без сварки может быть произведен с помощью «холодной сварки».

Это клеевой состав, получивший свое «громкое название» из-за надежности, прочности соединения. Таким материалом заделывают свищи в любых трубах — ГВС и ХВС.

Поскольку видов холодной сварки существует несколько, необходимо купить тот, что «специализируется на мокрых делах».

Работа должна производиться в перчатках, но каких-то трудностей она не вызывает:

  • с участка с пробоиной удаляют всю ржавчину или краску на расстоянии 30-40 мм, небольшой свищ увеличивают, используя дрель;
  • с «места аварии» удаляют оставшиеся частички и пыль, потом подготовленную поверхность обезжиривают растворителем;
  • холодную сварку наносят на участок, равномерно распределяют, делая слой толщиной 2-3 мм.

Схватываться холодная сварка начинает уже в первые 10-15 минут, но лучше все-таки подождать: не включать воду 2,5-3 часа. После затвердевания состава поверхность слегка выравнивают напильником либо наждачной бумагой, снова чистят и обезжиривают, затем окрашивают.

Однако этот «сварной» метод предназначен для устранения только самых мелких отверстий. Когда труба находится под давлением, сначала в свищ рекомендуют загнать пробку подходящих размеров, а потом уже обмазывать участок холодной сваркой. Если дефект большой, то лучше как можно скорее использовать дополнительный, более надежный вариант.

Цены на холодную сварку можно узнать тут:

Заплата из аналогичной трубы

Такой логичный метод тоже имеет право на жизнь, так как он позволяет добиться того же результата — перекрыть течь на пластиковой трубе.

В этом случае отпадает необходимость использования малярной ткани, так как ее заменит обычный скотч. Заплатки рекомендуют делать на трубы, диаметр которых начинается с 50 мм.

Плюс способа — шанс закрыть отверстие большого размера: например, более трети длины окружности. Условие для работы одно — чистая, сухая поверхность.

  1. Сначала из трубы аналогичного диаметра вырезают заплатку подходящих размеров. Она обязана перекрывать появившуюся пробоину со всех сторон — как минимум на 15-20 мм.
  2. Удаляют загрязнения, потом обезжиривают обе соединяемые поверхности. На них наносят любой вид клея — эпоксидный, холодную сварку, термоклей, либо суперклей.
  3. Детали соединяют, фиксируют, затем сразу же плотно заматывают участок ремонта скотчем. После того как клеевой состав высохнет, скотч аккуратно удаляют.

Не лучший вид отремонтированного места — недостаток толстой заплаты, однако легче смириться с ней, чем с пробоиной. Такой же метод используют для металлических труб, но по понятным причинам для устранения течи водопровода используют не клей, а сварочный аппарат.

Ремонт водопроводных труб без сварки возможен разными способами, для которых чаще не нужны ни навыки, ни особенные инструменты или сложные приспособления. Поэтому, чтобы быть готовыми к неприятностям такого рода, лучше заранее приобрести хотя бы несколько хомутов, прокладок, купить подходящие армирующие материалы и клеевые составы.

Однако надо отдавать себе отчет в том, что любой из перечисленных способов все же является полумерой. Рано или поздно закрытая течь снова заявит о себе, причем возможно скорое появление новых отверстий, по соседству.

По этим причинам профессионалы не рекомендуют ожидать ухудшения ситуации. Лучше вовремя полностью заменить поврежденные участки, чем постоянно заниматься «латанием дыр». Однако решение всегда остается за хозяевами.

В следующем ролике можно увидеть, как делают ремонт водопроводных труб без сварки:

Ценные рекомендации, как устранить течь в трубе с водой под давлением

Технология ремонта трубопровода под давлением

Единственная оговорка – если протечка незначительная, и вода слегка сочится, а не хлещет нескончаемым потоком.

Когда авария серьезней, то потребуется экстренно закрутить вентиль, контролирующий подачу воды в теплоноситель, а затем вызывать ремонтную службу.

Правила выбора материала для устранения проблемы

Когда причина повреждения трубы установлена, надо искать приемлемые пути ремонта. Их существует несколько. Только большинство подходят при слабом водном давлении в контуре водопровода или системе отопления.

Самым распространенным выходом из сложной ситуации является использование промышленного хомута (стяжки). Это металлическое кольцо с толстыми стенками, прорезиненной внутренней поверхностью и скрепляющей гайкой для стяжки.

Если под рукой не оказалось такого приспособления, то подойдет любой кусок резины (например, от камеры велосипеда) и проволока либо что-то подобное.

А вот другие способы устранения течи, если дело касается систем отопления или горячего водоснабжения, вряд ли подойдут. Так, часто применяемая холодная сварка и специальные герметики не актуальны для мокрых поверхностей.

Исключаются и другие мгновенно затвердевающие композиты (эпоксидная смола, дихлорэтан), поскольку их можно использовать на сухих и отключенных водоснабжающих трассах.

Незначительную протечку в трубопроводе можно устранить собственными силами. Но это будет только временная мера. По завершению отопительного сезона рекомендуется заняться капитальным ремонтом, чтобы система больше не давала сбоя.

Горячая и холодная H2O — есть ли разница в способах заделки бреши?

Технология ремонта трубопровода под давлением

При горячем напоре мелкое повреждение может затянуться без стороннего вмешательства. Более крупные бреши легко нивелировать с помощью обычной соли и бинта.

Но при остывании воды течь возобновится. В трубе для ХВС устранить течь солью и бинтом не получится. Легче отремонтировать вышедшую из строя трубу с ГВС в летний период, когда она отключена. Тогда не приходится контролировать температурный режим в помещении во время устранения протечки.

Как на решение проблемы влияет материал трубопровода?

Завидной стойкостью и долговечностью отличаются трубы из металла. Практически единственный их недостаток – подверженность к коррозии. Именно это зачастую и становится причиной возникновения течи в контуре.

Реже, но выходят из строя и другие трубопроводы: пластиковые, полипропиленовые (в основном в местах резьбового или фитингового сопряжения).

Наиболее сложны в заделке металлические трубы, поскольку к ним не применима электросварка. После подобного воздействия коррозийные процессы только активизируются.

Пластиковую трубу достаточно обжать в проблемной зоне, причем все манипуляции можно осуществить под давлением воды. Главное, не перестараться со стяжкой, иначе пластик треснет, и тогда придется менять трубу целиком.

Полипропиленовый трубопровод легко ремонтируется с помощью пайки отдельного фрагмента, из металлопластика – нужны вставки. В последнем случае, если повреждение не масштабное, достаточно будет обмотки изолентой или обработки клеящим составом (полиуретановым, эпоксидным).

Как решить проблему?

Когда в трубах циркулирует под напором вода, то большинство капитальных ремонтных работ сделать не предоставляется возможным. Поэтому приходится действовать другими доступными путями, чтобы хотя бы временно приостановить течь и дождаться аварийную службу.

Читайте также:  Системы очистки труб для дома

При помощи самореза

Технология ремонта трубопровода под давлениемДанный вариант применим исключительно при незначительных прореха диаметром не свыше 3-4 мм.

Для закупорки отверстия нужен оцинкованный самонарезающий винт, который дополнительно снабжают пресс-шайбой.

Его просто вкручивают в дыру и закрепляют. В результате, вода перекрывается. После такого ремонта труба может продержаться до 3 лет, но лучше при первой возможности поменять лопнувший фрагмент. К тому же, саморез внутри трубопровода приводит к засорению системы.

Цементирование

Чугунные или стальные трубы подлатать легко с помощью цементирования.

Последовательность действий такая:

  1. Специальной жесткой щеткой для металла осторожно снимают слой ржавчины в районе свища. Раскрашивающийся металл также убирают, даже если это ведет к увеличению отверстия.
  2. Отрезают бинт на определенную длину и макают его в раствор цемента.
  3. Обматывают им трещину в несколько заходов, чтобы образовался некий кокон.
  4. Сверху обмазывают цементом для закрепления результата.

После завершения ремонтных работ трубе надо дать время для полного просыхания. Обычно хватает суток.

Хомут

Технология ремонта трубопровода под давлением

Такое приспособление продается в магазинах, но в экстренных ситуациях можно самому его быстро смастерить. Понадобится отрез пластичной резины, ножницы и металлический хомут, соответствующий диаметру трубы.

Дальнейшие действия:

  • зачищают область повреждения от ржавчины;
  • надевают хомут, а под него подсовывают резиновую прокладку;
  • муфту крепко обжимают.

Если труба сильно ржавая, хомут будет чуть ли не единственным способом завуалировать протечку. Это потому, что сварку здесь не применить.

Бинт и поваренная соль

Соль идеально подходит для заделки протечек на трубах ГВС под давлением. Пошаговая инструкция:

  1. Распределяют по бинту пищеварительную соль, как можно большим слоем.
  2. Обматывают им прореху, желательно поплотнее.

После намокания соль схватывается в корку, которая препятствует дальнейшему вытеканию воды. Способ не особо удобен в реализации, но подойдет, если ничего другого под рукой не оказалось.

Герметик

Технология ремонта трубопровода под давлением

Это обусловлено тем, что такие составы предназначены для работы с сухими поверхностями, а на трубах под давлением присутствует конденсат.

Но при небольшой трещине можно попытаться заклеить ее термоустойчивым герметиком. Внешне он сходен с пластилином.

Отщепляют маленький кусочек, тщательно мнут пальцами и вставляют в дырку с последующим размазыванием по сторонам. Крупные прорехи так замаскировать не выйдет, сначала потребуется вставить деревянный чоп.

Клей

Здесь понадобится стекловолокнистая ткань и клей БФ-2.

Пошаговые действия:

  • проблемный участок досконально зачищают от ржавых частиц и обезжиривают авиационным бензином (альтернативой послужит ацетон);
  • ожидают минут 15, пока поверхность высохнет;
  • отрезают от стеклоткани ленту такой ширины, чтобы она полностью перекрывала место протечки;
  • по краям наносят клеевой состав, а в центр – эпоксидную смолу;
  • прикладывают к трещине, прижимают рукой и наматывают;
  • фиксируют медной проволокой.

Заплатка будет сохнуть около суток, если батареи горячие. В летнее время, когда в помещении прохладно, на это уходит порядка пяти дней.

Провод или жгут

Способ, чем-то напоминающий тот, что с хомутом. Только вместо него берут медицинский жгут и любой металлический провод. Резиной плотно заматывают поврежденный фрагмент трубы и затягивают проводом.

Деревянный чопик

Надо из любой деревяшки быстро выстругать клинообразный колышек подходящего диаметра. Затем вколачивают его в дырку с помощью молотка.

Как остановить протечку в скрытой трубе?

Не особо порадует, когда начнет протекать труба, скрытая под строительной конструкцией. Тем более, если только недавно был сделан ремонт. Поскольку до источника не всегда удается быстро добраться, то необходимо знать, как временно приостановить течь.

Вот несколько приемов, которые подойдут для системы водоснабжения в частном доме:

  1. Технология ремонта трубопровода под давлениемВ расширительный бак подсыпают порошкообразную горчицу. Затем возобновляют циркуляцию воды.

    Буквально через пару часов горчица заклеит микротрещины изнутри трубопровода. Когда протечка будет устранена, контур следует промыть.

  2. Систему отопления временно заполняют промышленным герметиком. Он осядет на внутренних поверхностях трубопровода и тем самым остановит просачивание воды сквозь микроскопические бреши. После капитального ремонта теплоноситель меняют на новый.

Крупные отверстия таким способом заделать не выйдет. Тогда отключают систему, сбрасывают воду из стояка и приступают к рихтованию. А именно, надо будет разобрать конструкцию и заменить проблемные пролеты. В случае проживания в МКД, предупреждают о предстоящем мероприятии соседей.

На стыке труб

При протечках, появляющихся на стыках труб, чаще используют герметезирующие смеси. Они бывают трех типов:

  • нейтральные – универсальные (подходят для любых видов труб);
  • кислотные – для особо нежных конструкций;
  • силиконовые – для канализации.

Во всех предложенных случаях желательно воспользоваться «холодной сваркой». Для этого смешивают все компоненты в одинаковой пропорции и полученной смесью замазывают разрывы.

Профилактика повторного появления проблемы

Неполадки в отопительном контуре проще предотвратить, чем внезапно искать способы их устранения. Так что до начала отопительного сезона проверяют коммуникации путем тестирования, особо акцентируя внимание на опасных зонах.

Технология ремонта трубопровода под давлениемК ним причисляют:

  • ровные пролеты;
  • резьбовые соединения и сварочные швы;
  • зона состыковки секций у радиаторов;
  • места вживления отопительного оборудования;
  • около фитингов;
  • труднодоступные участки.

Сперва все проверяют на глаз, потом – с запущенным контуром.

Видео по теме статьи

Устранение течи воды доступными способами, видео-инструкция:

Заключение

Все представленные варианты борьбы с протечками в трубах применяются как экстренные, чтобы не допустить потоп. Поэтому в ближайшее время стоит заняться капитальным ремонтом. Следует отметить, что большинство проблем случается с системами отопления, установленными с нарушениями технологии и с некачественными материалами.

Ремонт газопроводов под давлением

Технология ремонта трубопровода под давлением

Д.С. Никитин (ООО «Сервисная Компания ИНТРА»).

Опубликовано в журнале Химическая техника №4/2018

  • При невозможности остановки технологического оборудования или трубопровода на ремонт врезка и перекрытие трубопровода под давлением без остановки подачи продукта является зачастую единственным оправданным методом обеспечения выполнения необходимых работ.
  • «Сервисная компания ИНТРА» выполнила более 500 работ по врезке и перекрытию трубопроводов на 70 предприятиях России и СНГ в таких отраслях, как добыча нефти и газа, газораспределительные сети, нефтепереработка, химия и нефтехимия.
  • «Сервисная компания ИНТРА» – лидирующая российская компания в области безостановочных ремонтов и первая отечественная компания, запустившая производство оборудования для реализации данных технологий в России.

Российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Общая протяженность магистральных газопроводов России составляет 179,3 тыс. км. – российский газопровод может обогнуть Землю 4,5 раза.

  1. В условиях интенсивного старения основных фондов газотранспортных систем для обеспечения безопасной и полноценной эксплуатации активно развиваются технологии текущего, аварийного и капитального ремонта магистральных газопроводов.
  2. Технология врезки и перекрытия трубопровода относится к безостановочным методам ремонта и позволяет осуществить временную изоляцию секции газопровода для производства ремонтных работ без остановки потока продукта и сброса давления природного газа.
  3. Применение данного метода безостановочных ремонтов позволяет оперативно изолировать участок трубопровода, сохраняя в остальной его части рабочие параметры среды для осуществления следующих операций:
  • байпасирование дефектного участка для ремонта;
  • замена изношенного участка;
  • замена запорной арматуры;
  • установка измерительных и контрольных приборов (расходомеры, датчики скребков, оборудование для диагностики, точки отбора проб);
  • отключение трубопровода с целью демонтажа и установки заглушки;
  • ввод дополнительных ниток магистрали для подачи продукта на новые или дополнительные участки производства.

Технология ремонта трубопровода под давлениемТехнология врезки и перекрытия

Предлагаемая технология врезки и перекрытия позволяет производить работы при давлении до 10,0 МПа и температуре до 370°С на трубопроводах, изготовленных практически из любого материала: углеродистой и коррозионно-стойкой сталей, чугуна, полиэтилена, асбоцемента, железобетона. Диапазон диаметров для врезки – от 12,5 до 1800 мм, диапазон диаметров трубопроводов для перекрытия – от 89 до 1420 мм.

Технология

Технология врезки в трубопровод под давлением состоит из приварки разрезных тройников с установкой соответствующей полнопроходной задвижки и сверлильной установки для осуществления врезки в стенку трубы и извлечения купона через задвижку. Наиболее распространенные задачи по ремонту газопровода – это выполнение работ по стандартной врезке – вертикальной или горизонтальной под углом 90°, однако технология позволяет врезаться в газопровод под любым углом по окружности трубы.

Технология ремонта трубопровода под давлениемГоризонтальная врезка

Перекрытие трубопровода осуществляется через установленную задвижку. В трубопровод вводится головка перекрывающей заглушки, уплотняющий элемент головки приводится в действие под давлением, обеспечивая изоляцию и перенаправляя поток через байпасную линию. По окончании работ перекрывающая головка удаляется, на тройник устанавливается заглушка с глухим фланцем.

Читайте также:  Как варить пропаном

Технология ремонта трубопровода под давлениемВрезка под углом

Традиционно работы по ремонту газопроводов выполняются газораспределительными организациями с прекращением транспортировки природного газа.

Технология врезки и перекрытия позволяет осуществлять производство работ без остановки эксплуатации, следовательно, исключаются потери производительности, в то время как при работе традиционными методами с разрядкой трубопроводов происходит потеря продукта, сокращение перекачки и реализации, возникают неудобства для потребителя.

При этом временные и финансовые затраты на отключение потребителей, снижение и восстановление давления газа, продувку газопроводов и повторный пуск потребителей значительно превышают сроки производства ремонтных работ. Технология врезки и перекрытия под давлением имеет ряд неоспоримых преимуществ:

Технология ремонта трубопровода под давлениемВертикальная врезка

  1. Бесперебойное газоснабжение. Во время проведения работ врезкой сотни абонентов – детские сады, школы, больницы, коммунально-бытовые объекты – имеют полноценный доступ к газообеспечению. Нет необходимости останавливать промышленные предприятия и объекты;
  2. Экологичность. Технологии абсолютно безвредны для окружающей среды, так как отсутствуют выбросы природного газа в атмосферу, возникающие при традиционном ремонте в связи с продувкой газопровода и влекущие невосполнимые потери для экологии;
  3. Безопасность проведения работ и контроль качества. Газоопасные работы сводятся к минимуму в связи с отсутствием таких технологических циклов, как отключение, продувка и пуск газопровода. При этом при осуществлении контроля качества проведения сварочных работ на отсеченном участке без подключения действующего газопровода достаточно сбросить давление с ремонтируемого участка и провести повторные работ по сварке;
  4. Уменьшение времени производства работ и экономия трудозатрат. Ремонт может быть выполнен одной бригадой, при этом не требуется осуществлять подготовительные работы по отключению газообеспечения и соблюдать временные нормативы по оповещению потребителей о прекращении подачи газа.
  • Таким образом, весь комплекс работ по проведению безостановочного ремонта с применением технологии врезки и перекрытия трубопроводов под давлением является более безопасным способом выполнения работ и обладает широким спектром социальных, экологических и технических преимуществ.
  • Технология универсальна и может использоваться при ремонте трубопроводов распределения газа, НПЗ, нефтехимических объектов, электростанций, добычи полезных ископаемых, целлюлозно-бумажных производств, систем водоснабжения и канализации.
  • «Сервисная компания «ИНТРА» осуществила более 500 работ по врезке и перекрытию на трубопроводах, транспортирующих различные среды: нефть и нефтепродукты, природный и сжиженный газ, газовый конденсат, аммиак, азот, вода и др.

Компания «ИНТРА» имеет все необходимые допуски и разрешения, в том числе аттестованную технологии производства работ на газопроводах врезкой под давлением СТО Газпром 2-2.3-116–2016, свидетельство НАКС о готовности организации к использованию технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615–03.

Работы осуществляют специалисты сварочного производства, прошедшие аттестацию сварки НАКС, имеющие колоссальный опыт работ строительства и ремонта трубопроводов, включая диагностические работы, толщинометрию, подготовку поверхности трубопровода для проведения сварочных работ, приварку фитингов, строительство, монтаж и обвязку байпасных линий, при высокой обводненности грунтов монтаж и сварку кессонов. «Сервисная компания ИНТРА» способна выполнить любые задачи, связанные с ремонтом, обслуживанием и строительством объектов нефтяной и газовой промышленности.

Для повышения качества работ и уменьшения сроков выполнения проектов, а также с целью сокращения зависимости от иностранных поставщиков и предоставления конкурентоспособных цен «Сервисная компания ИНТРА» стала первой российской инжиниринговой компанией, локализовавшей производство приварных фитингов и оборудования для врезки в России. Продукция производится под торговой маркой ИНТРАФИТ и характеризуется высоким уровнем качества и долговечности. Стабильность высокого качества продукции – основная задача, для этого контролируются все стадии производства: от входного контроля сырья до проведения тестовых испытаний готовой продукции. Роботизированный визуальный контроль, бронекамера рентгенконтроля и гидравлических испытаний длиной 18 м, машины механических испытаний усилием до 50 000 т, высококачественные химанализаторы.

Система менеджмента качества сертифицирована по стандарту ISO 9001:2015 ведущим мировым аудитором TÜV Thüringen, а также системой «Газпромсерт».

Продукция завода соответствует установленным национальным и международным стандартам качества и безопасности, в том числе стандарту Американского общества инженеров-механиков ASME, а также отраслевым стандартам ведущих нефтегазовых компаний, таких как Shell, Emco Wheaton, ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром Нефть».

ООО «Сервисная Компания ИНТРА»

195027, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, 17.

  1. Тел.: (812) 313-5092
  2. Факс: (812) 313-5093
  3. intra@intratool.ru
  4. sc-intra.ru
  5. intratool.com

Замена и ремонт участка трубопровода под давлением

Технология ремонта трубопровода под давлением

Трубопроводы служат для транспортировки от поставщика к потребителю рабочих сред в разных агрегатных состояниях – жидких, газообразных. Механические повреждения, другие явные и скрытые дефекты труб требуют срочного ремонта, в отдельных случаях необходима замена участка трубопровода. Если невозможно остановить транспортировку рабочей среды, приходиться проводить ремонтные работы на инженерном устройстве под давлением. В этом случае замена и даже небольшие восстановительные работы сопряжены с рядом трудностей, требуют особого подхода, применения специальных методов, а также оборудования.

Методы и способы ремонта и замены участков трубопроводов под давлением

Для ремонта участков труб под давлением применяют несколько способов и технологий, среди которых можно выделить основные:

  • замена поврежденных частей под давлением;
  • при помощи заплаток, хомутных устройств, прижимных элементов;
  • стальными муфтами с полным охватом;
  • бандажирование – использование намоток из композитных материалов;
  • Шлифовка, наплавка металла – для устранения незначительных дефектов на наружной поверхности трубы;
  • технология U-лайнер.

Аварийный ремонт, производимый с помощью наложения заплаток, прижимных элементов, хомутов, заглушек (чопиков), относится к экстренным методам, может применяться как временные меры.

Ремонт трубопроводов под давлением должен осуществляться в соответствии с нормативными документами – ГОСТов, СП, СНиП и т. д. Нарушение требований может привести к аварийным ситуациям, ущербу в больших масштабах.

Особенно важно тщательно соблюдать нормативы, когда выполняется ремонт участка трубопровода, транспортирующего нефть или газ.

Замена участка трубопровода под давлением без остановки перекачки рабочей среды – сложный технологический процесс. Такой ремонт требует большой подготовительной работы, высокой квалификации работников, наличие специального оборудования для диагностики, проведения ремонтных работ и последующих испытаний.

Технология ремонта трубопровода под давлением

Чтобы не останавливать транспортировку рабочей среды, производится байпасирование дефектной части – отвод потока по дополнительному пути. Для этого осуществляют врезку в трубопровод под давлением. Такие манипуляции можно проводить на трубах различных типоразмеров, материалов – чугуна, стали, полиэтилена низкого давления, асбестоцемента, цемента и т. д.

Технология врезки и байпасирования под давлением относится к безостановочным методам. Такой подход обеспечивает оперативное изолирование поврежденного участка трубы. При этом в остальных частях линейного транспортного канала сохраняются рабочие параметры.

Ремонт и замена поврежденного участка трубопровода под давлением

Технология замены или ремонта дефектной части трубопровода под давлением методом байпасирования состоит из нескольких этапов:

  • Анализируют состояние трубы, изучается техническая документация, результаты диагностического исследования.
  • Проводятся подготовительные работы – выкапывается траншея, подвозятся необходимые элементы, а также запасные части, доставляется техника и оборудование.
  • Определяют границы участка, подлежащего замене или ремонту.
  • Проводят байпасирование – для этого к трубе приваривают фитинги с двух сторон участка за пределами намеченных границ. На фитинги устанавливаются сендвич-клапана. Затем осуществляют врезку в действующий линейный транспортировочный и производится блокировка «Стоп-Системы» с двух сторон. Прокладывают байпас – параллельная линия для отвода рабочего потока. На основной трубопровод устанавливают внутренние и внешние заглушки.
  • Изымают поврежденную часть.
  • Приваривают новая часть трубы.
  • Проводят испытания.
  • Восстанавливают работа основного транспортировочного канала.

Такой способ ремонта гарантирует поставку рабочей среды потребителю в привычном режиме, при этом можно проводить работы без нанесения ущерба окружающей среде.

Технология ремонта трубопровода под давлением

Технология U-лайнер – современный бестраншейный способ восстановления поврежденного участка.

Суть технологии заключается в вводе внутрь трубы, так называемого «чулка», который выполнен из пропитанного эпоксидными композициями стекловолокна. Такая конструкция является высокопрочной и самонесущей.

Установка стекловолоконного устройства происходит через два небольших котлована, устроенных над границами поврежденного участка трубопровода.

Новые технологии позволяют проводить ремонтные работы, замену поврежденных отрезков под давлением без отключения транспортировки рабочей среды. У такого подхода есть преимущества.

Экономически целесообразно применять безостановочный метод без отключения трубопровода – у поставщика нет издержек, у потребителей нет дискомфорта. Работы проводятся быстро, так как не затрачивается время на перезапуск инженерных сетей.

Обслуживание и ремонт участка нефтепровода с помощью инновационных технологий и техники требует минимального времени, проходит без потерь производительности транспортировочного узла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector