Уход за духовой трубой

Речь пойдет только по очистке помпового механизма, т.к. вентиля вообще не рекомендуется разбирать самостоятельно, можно сбить центровку задней шайбы вентиля (не разбирать и не давать детям).

Материал адаптировал Стас Черёмушкин.

Уход за духовой трубой

Помповая туба 

Перед тем как использовать этот драгоценный инструмент по назначению, следует ознакомиться с инструкцией по правильному уходу за помповой тубой.

Для того чтобы достигнуть хороших исполнительских результатов, хорошего звучания, интонаций и удовлетворительной работы клапанов инструмент должен иметь хороший внешний вид и, следовательно, должен содержаться в большой чистоте и быть, как следует смазанным. Промывать тубу желательно не реже двух раз в год мягкой мыльной водой, а затем прополаскивать холодной водой, т.к. в трубках скапливается большое количество закуски и других отходов жизнедеятельности.

Клапаны являются продуктом точного изделия, способными не пропускать малейших доз воздуха!

Хотите чтобы туба служила Вам долго, а главное надёжно?

Уход за духовой трубой

  1. сохраняйте помпу и стаканчик (клапанный футляр) в чистоте
  2. берегите от внутренней коррозии
  3. не допускайте скопления старого масла и сухой слюны (заниматься надо чаще)
  4. не пренебрегайте частым смазыванием механизма тубы

Для промывания инструмента нельзя пользоваться горячей водой, т.к. это может разрушить лак и политуру!

Предварительно постелив в ванну мягкий коврик, тубу следует до краев наполнить теплой водой, через эску при помощи шланга от душа (эска — это трубка, в которую вставляется мундштук).

Большая ошибка, когда заливают ванну водой и кладут туда инструмент — прощай лак! Туба заполняется долго и по мере заполнения водой становится тяжелой (логично), короче — держать крепко! Можно во время подачи воды понажимать клапаны, что бы вода прошла во все трубочки и смыла внутренний налёт.

Потом вытащить все подстроечные кроны (они уже помылись) и дать воде пройти все внутренние части трубок, при этом можно понажимать — это даже забавно посмотреть на примере воды, как ваша струя воздуха гуляет по трубкам во время нажатия на клапан. Только будьте аккуратней, струя воды может неожиданно обрызгать.

Когда все шлаки и паразиты смоются, нужно очень аккуратно вылить воду из тубы. Крутить инструмент желательно в просторном помещении, что бы ни задеть стены в помещении. Выпустив воду, следует абсолютно чисто вытереть помпы и стаканчик чистым платком, который свободен от ворсинок.

Уход за духовой трубойДлинные трубки, тщательно прочистить металлическим прутом с ушком, куда продеть чистый платок или х/б тряпочку. Есть ещё специальный набор по уходу за тубой, там есть протяжка с губчатым набалдашником, очень полезная вещь, пара ёршиков и поршни для чистки стаканчиков — рекомендую. Нельзя для протирания пользоваться грязными и масляными тряпками. После чистки не трогать помпу пальцами, чтобы не оставлять следы пота или грязи. Перед тем, как вставлять помпу в стаканчик с неё следует сдуть попавшие во время чистки пылинки. Каждую помпу нужно смазать жидким маслом (благо этого добра сейчас полно, и можно купить в любом музыкальном магазине), вставив на место и повернув несколько раз, чтобы масло распространилось равномерно по стаканчику.

Не плюйте на клапаны, т.к. слюна содержит кислоту

Ваша слюна будет разъедать помпу и способствовать преждевременному изнашиванию внутренней части стаканчика. Слюна не годится как смазка для какого-нибудь механического приспособления.

Существует два типа масла для смазывания: масло ROTOR OIL (для вентилей) и VALVE OIL (для помпы), и никакой солярки (это дизельное топливо, оно убьет помпу).

Так как два музыканта-исполнителя не имеют одинаковой слюны, советую попробовать различные сорта масла для вентилей или помпы.

Никогда не пользуйтесь клапанами без смазки! Тяжелые накопления слюны или другой грязи могут быть причиной бедного звучания, плохой интонации, тяжелого отклика механики и мешать работе клапанов. Ежедневные занятия на инструменте помогут продлить срок службы вентилей или помпы, механизм должен быть в движении.

Уход за духовой трубой

Для чистки стаканчика применяйте очистительный прут, предварительно обернув его тряпкой, которая не может поцарапать клапанный футляр. Не пользуйтесь очистительным прутом для чистки отверстий в помпе, т.к. им можно её повредить. Эти отверстия следует прочищать протягиванием тряпки и мягкой щеточкой.

Уход за духовой трубой

Если после чистки действие клапанов все еще будет замедленным, уверьтесь еще в том, что отверстие внутри клапанного футляра, в которое вставляется звезда, является абсолютно чистым, и, если это необходимо, устраните загрязнение деревянной зубочисткой.

Если вырезы загрязнены, то звезда не ляжет прямо, а будет в наклонной позиции скользить в пазах пружинного футляра и тормозить движение клапана. Пружины должны находиться прямо. Не заменяйте оригинальные пружины пружинами другого сорта потому, что они могут толкать клапанную звезду в наклонной позиции.

Не сжимайте пружины, надеясь, что клапанное действие сделается легким.

Чаще смазывайте подстроечные кроны

Кроны для подстройки обязательно протереть от влаги и обильно (тщательно) смазать специальным кремом. Не жалейте этот вазелин, намного страшней, когда пригорает какой ни будь крон – вот тогда и начинается истерика.

Уход за духовой трубой

Обязательно протрите эску внутри специальной протяжкой, если таковой нет, возьмите длинный шнурок, привяжите к концу чистую тряпочку и проденьте её через первый клапан. Увидите, сколько нефтепродуктов на ней осядет. После этой процедуры можно капнуть пару капель масла в эску, что бы она изнутри не гнила.

Последний штрих — это навести внешний блеск

Из духовых инструментов туба самая фактурная, и печально, когда хозяин не следит за внешностью своего инструмента.

Например, лакированную тубу можно протереть от пыли и налёта специальными средствами по уходу (для мытья посуды средства не подойдут), я пользуюсь простыми салфетками для оргтехники, дешево и сердито.

Никель — можно протирать ими тоже, но здесь нечего выпендриваться — Фери для посуды пойдёт. А вот «лысые» тубы нужно начищать.

Но только не пастой «ГОИ» с бензином — это уже прошлый век, есть волшебный спрей Dunlop Cymbal 65 Cleaner, специально для медных тарелок, его используют для очистки следов от рук барабанщики. И быстро, и без запаха, а главное без лишних усилий. Сам пользовался таким спреем, когда была «лысая» туба, чистил раз в неделю прямо в жилой комнате, никакого запаха, и главное без пыли.

Уход за духовой трубой

Так, красоту навели, теперь можно и подуть немножко… Что? Булькает?Это вода внутри ещё осталась, надо прокрутить инструмент и водичка сама через раструб выйдет. Кстати после промывки, могут быть разные неожиданности по ощущениям, например, инструмент стал хуже звучать или не строить. Всё в порядке, через несколько дней в тубе родится новая флора и фауна и будет счастье.

И ещё один маленький секрет, а точнее совет: инструмент должен храниться в том же положении в каком эксплуатируется — то есть НЕ ставьте на раструб, это вредит тубе!

Собственно вот и весь уход за любимым инструментом. Удачи.

продолжение следует…

Статьи по теме 

Инструкция по уходу за инструментом

Видео инструкция «Как ухаживать за тубой»

  • Как помыть тубу
  • Как заполировать тубу
  • Как смазывать тубу
  • теги: смазка, туба, помповая, инструкция, уход за инструментом, вентильная

Михаил Котляр: Многие даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать | Музыкальная жизнь

ЕР Если окинуть взглядом вашу мастерскую, может сложиться впечатление, что здесь ремонтируют не музыкальные инструменты, а автомобили. Неужели для ремонта духовых нужно такое сложноустроенное и громоздкое оборудование?

МК В моей мастерской много специальных приспособлений именно для ремонта медных духовых музыкальных инструментов. Однако далеко не все необходимые для ремонта инструменты можно купить, что-то приходится делать самому.

ЕР Что за инструменты вы делаете сами?

МК Есть фирменные инструменты – специальные ролики, но у них, как правило, стандартный размер, который меня не всегда устраивает. Поэтому я начинаю подгонять инструменты под себя, вытачивать их, гнуть, добиваясь нужного мне формата.

В моей работе крайне важен инструментарий, его должно быть много, и он должен быть хорошим. Даже для того, чтобы выточить простую деталь, нужно множество разных приспособлений плюс непосредственно материал для ремонта. У нас это купить невозможно, поэтому приходится либо заказывать и долго ждать доставку, либо делать самому.

ЕР А если заказываете, то где?

МК Преимущественно за границей, хотя и там не так много специализированных фирм, как хотелось бы: пара в Америке, несколько в Германии и еще буквально три-четыре в других странах. Нужно понимать, что необходимые для работы инструменты достаточно дорогостоящие и их не делают на фабриках в больших объемах. Производство преимущественно в индивидуальном порядке, штучное.

ЕР Для чего вам станок с ЧПУ (числовым программным управлением)?

Читайте также:  Ручная лебедка с из труб

МК Например, для того чтобы вытачивать разные детали. Сначала я моделирую их на 3D‑принтере, а затем уже вырезаю из металла как раз с помощью этого станка. С помощью моделирования на 3D‑принтере я могу посмотреть, как эти детали будут выглядеть «вживую», как будут садиться, совпадут ли размеры. Но это, опять же, индивидуальный подход, не стандартная работа.

Но есть и стандартные гайки, которые также вытачиваются на станке с ЧПУ. Вот они как раз влияют на звук, поэтому на заказ их можно сделать отличающимися от стандартных по весу, из разных материалов и так далее.

ЕР А все эти многочисленные трубочки вы тоже сами делаете?

МК Нет, их изготавливают на заводах по специальной технологии: самая простая из них – это трубка, которая заливается свинцом, а затем загибается и подгоняется под нужный размер.

Под воздействием температуры трубка «морщится», и ее уже вручную выправляют молоточком. Раньше весь цикл производства делали вручную, детали спаивались из цельного листа металла.

Но с появлением фабрик этот процесс сильно упростился и ускорился.

ЕР Эти фабрики также находятся за границей?

МК Да. С развалом Советского Союза у нас инструменты выпускать перестали. Хотя советские духовые по качеству были так себе, но долгое время не выпускали даже таких.

Сейчас у нас пытаются делать новые инструменты, но пока это тяжело дается. Для какого-то не штучного производства и помещения соответствующие нужны, и станки серьезные. Требуется много материальных вложений. Поэтому в основном для начала стараются брать какие-то запчасти и хотя бы что-то собирать.

ЕР То, что невозможно быстро достать необходимые детали и материалы, сильно затрудняет работу?

МК Это, скорее, увеличивает время ремонта, поскольку нужно ждать доставку, и делает его значительно дороже опять же из-за цены доставки. Конечно, за рубежом с этим намного проще: там зашел в специализированный магазин и заказал все, что тебе нужно, – через три дня привезли.

ЕР Несмотря на низкое качество советских инструментов вы сейчас с ними работаете?

МК Приходится – им замены нет. Потому что китайские совсем низкого качества, а на фирменные инструменты цена растет очень сильно. Ученики, как правило, не могут позволить себе дорогой инструмент. А профессионалы пытаются ремонтировать, переделывать по возможности свои дорогостоящие инструменты.

ЕР И, несмотря на свой возраст, такой инструмент еще долго проживет?

МК Конечно. Суперкачества какого-то там не достичь, но на нем, по крайней мере, можно будет играть не мучаясь.

ЕР Какие поломки чаще всего встречаются у духовых?

МК Самые основные – это появление вмятин и распаивание спаек. Также со временем на трубах появляются всякие люфты, все гремит, стучит, вентили плохо ходят, что, естественно, отражается на звучании. Некоторые инструменты просят переделать на современный манер, как-то восстановить их, чтобы они были более качественными.

ЕР Что означает «на современный манер»?

МК Например, раньше делали заклепанные шпильки. Из-за этого со временем получалась такая громыхающая штука. А сейчас ставятся такие подшипники, тяги, которые и проще, и тише работают. В итоге, с одной стороны, «переделка» такого рода стоит относительно недорого, а с другой – инструмент сразу выигрывает в качестве.

ЕР Иногда вам приносят «дырявый» инструмент. Откуда на столь прочном материале дыры?

МК Корпус трубы, например, может до дыр протереться от рук. Со стороны она, конечно, кажется массивной и прочной, а на самом деле металл довольно тонкий.

Чтобы устранить такое повреждение, дырка ровно обрезается, в нее вставляется новый кусок, и края запаиваются. Но это уже больше к реставрации относится. Это очень кропотливая и долгая работа, поэтому такое не часто бывает.

В основном дыры заделываются заплатами, которые просто сверху ставятся.

Кроме того, нужно понимать, что большинство инструментов, детали которых протираются, уже нет смысла реставрировать – их стоимость не настолько высокая, проще купить новый.

На Западе, например, вообще не заморачиваются с реставрацией – там просто берут и сразу ставят новые запчасти. Это качественно и быстро.

У нас же не всегда есть возможность купить новые детали, поэтому приходится что-то выдумывать.

ЕР При ремонте нужно учитывать, как, например, заплатка скажется на звучании, или это не влияет?

МК Заплатка на звучание не влияет, но ее наличие все равно не есть хорошо. В любом случае нужно производить ремонт так, чтобы объем инструмента не менялся.

ЕР Заплаты очевидно портят внешний вид инструмента. Я правильно понимаю, что в случае с духовыми музыканты не гонятся за визуальной составляющей?

МК Так сказать нельзя. На духовых с заплатками и дырами могут играть детишки, если нет возможности купить новый инструмент.

На старом все еще можно играть, но он себя уже изжил, нет смысла в него вкладываться, только сделать его пригодным к работе. Другое дело профессиональные инструменты – там все должно быть аккуратно.

Музыканты очень любят, когда их инструменты хорошо выглядят, блестят.

ЕР За духовыми нужен какой-то особый уход?

МК Их нужно обязательно чистить. Многие, кстати, этого не делают, поскольку даже не знают, что за духовыми нужно ухаживать, мыть их.

ЕР А как их мыть? Ведь не все трубы можно просто под кран засунуть.

МК Ну почему же? Если под кран инструмент не помещается, то можно положить его в ванну. Но мыть его нужно в любом случае.

ЕР Духовые музыкальные инструменты, с которыми работаете вы, мы по привычке называем медными, хотя их уже давно полностью из этого материала не делают. Из какого металла сейчас преимущественно их изготавливают?

МК Действительно, полностью медных инструментов уже не делают. В наше время этот материал заменили на латунь. Также встречаются инструменты из мельхиора (это сплав меди и никеля) и даже частично из серебра (из этого материала может быть выполнен, например, раструб). И каждый материал, из которого сделан инструмент, сказывается на его звучании.

ЕР И на слух можно определить, из какого материала сделан звучащий инструмент?

МК Да, музыкант выбирает для себя состав инструмента в зависимости от того, какой звук ему нужен – поярче или, наоборот, потише. Для оркестра, например, нужна такая труба, которая не будет выбиваться из общего звучания.

Уход за духовой трубойДля работы с духовыми необходимо иметь обширные знания, вплоть до ювелирного дела, если приходится ремонтировать серебряные детали инструмента

ЕР А разве звучание инструмента не от настройки зависит?

МК Медные духовые изначально звучат определенным образом. Они не настраиваются, а подстраиваются, это делают сами музыканты. На заводе невозможно сделать абсолютно стройный инструмент, поэтому для его подстройки есть различные трубочки, которые выдвигаются. Благодаря этому объем инструмента становится больше или меньше, и меняется звучание.

ЕР А вмятины влияют на звучание?

МК Если вмятины небольшие на относительно большом инструменте, то нет, не отражаются. Но в любом случае их нужно выправлять, поскольку, во‑первых, это неэстетично выглядит, а, во‑вторых, в этих местах инструмент больше подвержен коррозии. Кроме того, воздух должен проходить свободно, поэтому по возможности все вмятины нужно убирать.

ЕР У духовых есть срок жизни?

МК Многое зависит от ухода. Некоторые инструменты через 10 лет как новые выглядят, а некоторые за год «убиваются». Но вообще они служат достаточно долго даже при минимальном уходе. Есть валторны, которым 20–30 лет.

Но профессиональные инструменты рекомендуется менять каждые пять лет (раньше советовали делать это раз в десять лет). Но эти цифры очень условные.

И рекомендации эти связаны прежде всего с тем, что инструменты чисто механически изнашиваются, машинка начинает пропускать воздух, расшатываются вентили, появляются зазоры, коррозия опять же и так далее. На таком инструменте становится сложнее играть.

ЕР Все мы знаем знаменитых мастеров, делавших скрипки. Если говорить о медных духовых, то ни одно имя в памяти не всплывает…

МК Духовые инструменты имеют богатую историю, им несколько веков. Но, действительно, нет известных мастеров, инструменты которых стали бы легендарными. На Западе есть мастера, которые делают инструменты полностью вручную, но стоят они баснословных денег.

Хотя, например, машинки уже практически никто сам не изготавливает: в условиях частной мастерской эту деталь как на специализированной фабрике не сделаешь, да и экономически это не выгодно. Поэтому более распространенный вариант, когда мастер покупает машинку на заводе, а все остальное делает сам.

И такой инструмент также считается сделанным вручную.

ЕР А вы инструменты делаете?

МК Нет, но очень хочется. Пока возможности моей мастерской не позволяют весь цикл производства организовать. Плюс очень много текущего ремонта, времени на эксперименты просто не остается.

ЕР Для вас сделать инструмент с нуля – определенный вызов?

МК Мне интересно пробовать что-то новое, искать нестандартные решения. Для меня ремонт духовых – это не работа, а образ жизни.

Я постоянно об этом думаю, постоянно что-то читаю и смотрю на эту тему.

Здесь не получается отложить инструменты, закрыть дверь и уйти домой – ты все время обдумываешь, как сделать то или иное приспособление, как наилучшим образом решить сложную задачу и так далее.

ЕР У кого вы постигали азы мастерства?

МК Я, наверное, лет с десяти крутился в мастерской у отчима, Арнольда Дедова, но, несмотря на это, ремонтом духовых заниматься не собирался. Изначально я планировал стать хирургом, получил медицинское образование.

Но с этим не сложилось, и я постепенно, уже осознанно начал вливаться в работу в мастерской. Предполагалось, что я буду делать флейты, кларнеты. Какое-то время я даже занимался на флейте, чтобы понимать, что делаю.

Но они меня так не увлекли, как медные инструменты.

Все обучение – это всегда только практика. Да, какие-то основы мне показали, я, конечно, не сам все придумал, но окончательное понимание приходит только после того, как руками попробуешь что-то сделать.

Сейчас же новую информацию удается почерпнуть в основном на зарубежных сайтах, из англоязычных видео на YouTube.

Причем и там не найти какие-то разложенные по полочкам данные – в каждом источнике ты просто ищешь нужную для себя информацию буквально по крупицам.

Читайте также:  Соединение американки с фитингом

Уход за духовой трубойМногие инструменты для ремонта духовых мастер делает своими руками

ЕР Какими качествами должен обладать мастер медных духовых?

МК Желанием и усидчивостью, как и в любой другой кропотливой работе руками.

Как я уже говорил, для меня это не столько работа, сколько хобби. Есть, конечно, и рутинные задачи, но если попадается что-то интересное, то включается азарт, и ты забываешь обо всем.

Например, приносят инструмент с вмятиной в таком месте, к которому сложно подобраться. И ты смотришь, обдумываешь, как это исправить. Есть много вариантов решения одной и той же задачи, но самое интересное – выбрать оптимальный.

И чем правильнее решение ты выберешь, тем быстрее и качественнее получится результат.

ЕР А можно ли испортить инструмент в результате некорректного ремонта?

МК По незнанию – конечно. У меня когда-то давно были ошибки. Но, впрочем, не настолько серьезные, чтобы их невозможно было исправить.

ЕР Для ремонта духовых нужно иметь слух, уметь играть на инструменте?

МК Желательно, но не обязательно. Потому что каждый музыкант все равно будет подстраивать инструмент под себя. Для себя могу попробовать поиграть, чтобы проверить, как звучит, но не более того.

Вообще, для ремонта духовых нужно иметь большой объем знаний. Здесь нужно знать и токарное дело, и даже ювелирное, если работаешь с серебром, саму технологию изготовления инструментов и много всего другого.

Уход за медными духовыми инструментами

Для того чтобы Ваш духовой инструмент работал исправно, необходимо постоянно следить за его состоянием и выполнять несложные процедуры ухода.

Если ухаживать за инструментом правильно, оберегать его от экстремальных условий хранения, поддерживать механизмы в рабочем состоянии, следить за смазкой и регулярно чистить инструмент, он прослужит 100 лет и даже больше.

Приведенные ниже советы полезны для всех духовиков, не зависимо от того играете ли вы на трубе или валторне, тубе, тромбоне, корнете или сузафоне. Они подойдут для любого духового медного инструмента с вентильным механизмом.

Прежде всего, Вы должны найти мастера, к которому сможете обратиться, когда инструменту понадобится ремонт, глубокая очистка.  Есть золотое правило: « Если Вы хотите, чтобы инструмент служил долго и исправно, за ним нужно ухаживать так много, сколько ему необходимо, но только у одного мастера, который знает, что важно и имеет необходимые инструменты.

Простые, но важные регламентные процедуры по уходу должен выполнять сам музыкант. Обязательно после каждой игры на инструменте сливать скопившуюся жидкость из ствола и продувать инструмент, работая в это время клапанами. Обязательно помещать инструмент в футляр в сухом виде.

Человеческая слюна очень богата кальцием. С каждым разом после использования, кальций скапливается внутри ствола, а также попадает на механические части вентильных механизмов. Скопившийся кальций на внутренних стенках ствола и трубок может влиять на интонацию и тембр инструмента. При попадании на части механики вентилей, недостаточно смазанные маслом, скопившийся кальций становится в 90 случаях из ста причиной ходовых проблем.

В первую очередь возьмите за правило проверять юстирование вентилей у мастера каждые 3-4 месяца. Сами проводите регулярную смазку вентилей. Вентилям требуется заливка масла не реже одного раза в 4 недели.

Используйте вентильное масло средней вязкости. Прокапайте по полкапли на ось вентиля сверху и снизу, на шарниры и ось крепления клапанов.

Не допускайте попадания масла на силиконовые пробки!

Если в вентилях скопился кальций и из-за этого ухудшился ход, удалите кальций, вращая вентиль и протирая его простой тканью. Ни в коем случае не используйте кислоту! Ход вращения может замедлиться в результате заливки слишком густого масла. В этом случае следует разобрать вентиль, поршни и бочонки очистить тканью или прокапать жидкое масло через кроны в вентиль, не убирая при этом накопившийся жир из крон. Это наиболее простой метод, если периодически повторять эту процедуру, разовьется опыт правильной дозировке, и Вы защитите инструмент от скапливания кальция на внутренних стенках.

Мундрор следует чистить специальным ершиком примерно раз в полгода. Мундштук чистится ершиком и специальным скребком. Мундштук можно держать под струей воды и чистить ершиком и щеткой. Раз в году под струей воды следует чистить весь корпус инструмента, для этого механизмы следует сначала удалить.

Даже если Вы не играете на инструменте, не следует его держать постоянно в закрытом пространстве футляра. Необходимо периодически подвергать его вентиляции и тщательно насухо протирать. Если механика работает слишком шумно, и Вы не можете устранить шумы заливкой масла, обратитесь как можно быстрее к мастеру. Для починки важно обжать шейку вентиля по всей длине. Для этого у мастера должен быть специальное приспособление с обжимным механизмом. Обычные конусы не  смогут обжать шейку полностью. Возможный продольный люфт можно удалить, откорректировав размер края плашки бочонка. Чтобы удалить отложения кальция необходимо вращать вентиль в бочонке, перемалывая кальций с вентильным маслом.  Остатки смеси надо удалить сухой тканью. Оставшийся тонкий слой кальция и темного цвета окисел можно оставить. Не используйте кислоту и не полируйте уплотнительные поверхности.

Иногда под лаком могут образоваться черные пятна, в этом месте скопилась жидкость между металлом и лаком. Если на Вашем инструменте образовалось такое пятно, поскоблите лак тонкой иглой до металла, пятно не будет развиваться дальше. Чтобы не испортить поверхность лака не оставляйте инструмент на открытом солнце и в близи отопительных приборов.

Правила ухода за трубой

Духовые инструменты требуют качественного и системного внимания для хорошего звучания и для того, чтобы показатели звука не снижались. Игра на подобных инструментах сопровождается постоянным вдуванием воздуха в изгибы устройств.

Вместе с мельчайшим мусором в самых мелких деталях могут образовываться отложения, со временем приводящие к помехам. Так происходит из-за сужения проходов, устройство трубы таким образом изменяется, это влияет на точность звучания.

Поэтому регулярный уход за трубой необходим, если вы хотите взаимодействовать с трубой долго и результативно. 

Каждую неделю доставайте все клапаны и протирайте их. Для того, чтобы достать клапан достаточно отвинтить крышку сверху, и достать клапан. Трубу при этом нужно бережно расположить на ровной, покрытой мягкой тканью поверхности стола.

Салфеткой, которая не содержит в своем составе ни абразивов, ни ворса, нужно хорошенько протереть каждый, убирая пыль и оставшееся старое масло. Масло тонко распределяют на поверхности пистона и вставляют клапан обратно.

После этого нужно проверить, что клапан корректно расположен в отношении всех плоскостей. 

С ученическими моделями такая процедура проходит намного проще. На студенческих трубах клапаны пронумерованы. Внимание. Цифра, указывающая на номер детали, правильно должна быть повернута к мундштуку. Расширенная часть, таким образом, будет наоборот повернута к раструбу.

При опускании клапана в предназначенную ему ячейку, вы услышите щелчок, который таким образом информирует вас о том, что тот поставлен верно. После того, как крышка закрыта, подуйте и проверьте правильность установки. Если звук идет без препятствий, значит все в порядке.

Если устройство не продувается, значит, установку нужно подкорректировать. Таким образом клапаны следует прорабатывать каждую неделю. 

Точно также еженедельно обрабатываются и кроны. Застарелое количество смазки, оставшееся с прошлого раза и сор устраняется мягкой неабразивной тканью. После этого можно заново нанести новый слой и равномерно рассредоточить его на поверхности.  

Ежемесячно устраивается грандиозная чистка. Труба разбирается. Без усилий аккуратно раскручиваются все вентили и кулисы.

Разложите их в определенном порядке:

  • корпус трубы;
  • нижние крышки клапанной системы;
  • клапаны;
  • кроны.

После этого в чуть теплой воде смягченной любым моющим, замачиваются составляющие. После того, как промывание окончено процедуры детали ополаскиваются.

Потертые детали раскладываются на ткани для полного просушивания, смазываются смазкой или маслом и собираются снова в том же порядке. При демонтировании укладывайте мелкие детали на салфетки из мягких материалов, как микрофибра, во избежание повреждений и царапин на поверхности.

В воде замачиваются все детали за исключением клапанов. Температура воды важна, она ни в коем случае не должна быть горячей.

При чистке трубы все действия должны быть аккуратными и бережными. Щеткой поверхности трубы внутри также чистятся без применения усилий. Такие манипуляции с полной разборкой проводятся каждый месяц.

Подобный тщательный уход за трубой займет у вас не больше часа времени, результатом станет отличное звучание инструмента. Его будет легче настроить и взаимодействовать с ним.

  Более серьезной чистки музыкальные инструменты требуют примерно один раз в год. 

Читайте также:  Виды запорной арматуры для пластиковых окон

Прибор всегда должен сберегаться в предназначенном для этого футляре и укладываться на хранение в сухом чистом виде.

  Музыкальное оборудование, как правило комплектуется сопутствующими аксессуарами для осуществления ухода за ним.

Базовые средства по уходу за духовыми, которые просто обязан иметь в арсенале каждый исполнитель — это масло для клапанов, оно синтетическое, и стандартная жирная смазка для обработки кронов. 

При чистке трубы все действия должны быть нежными и бережными. Щеткой внутренние поверхности трубы также чистятся без применения усилий.

Такие манипуляции с полной разборкой устройства проводятся каждый месяц. Подобный тщательный уход за трубой займет у вас не больше часа времени, результатом станет отличное звучание трубы.

  Более серьезной чистки музыкальные инструменты требуют примерно один раз в год. 

Кроме того, если вы хотите сохранить инструмент в полном порядке самостоятельно, полезно будет купить полный комплект по уходу за трубой. Стоимость такого набора много раз оправдает себя. В него входит:

  • качественная добротная полироль;
  • щетка;
  • полировочная ткань.

Лидером в отрасли средств по уходу за духовыми является компания Yamaha. Их добротные аксессуары сопровождают музыкантов уже не первый год.

Средства этого бренда не токсичны и помогают поддерживать любимый инструмент в отличном состоянии долго.

Еще один бренд регулярно представляет свои шикарные средства по уходу за духовыми — это Yamaha, в частности достаточно популярно их синтетическое масло Valve Oil. Их сегодня имеет в ассортименте каждый музыкальный магазин.

Сертифицированное музыкальное оборудование мы собрали для вас в своем обширном каталоге. Загляните в интернет-магазин «8 НОТА™» и вам станет понятно, что заказать инструмент здесь это просто и быстро. Цена здесь всегда приятная, а качество на высоте. 

Уход за музыкальными инструментами в период пандемии

Существует разница между стерилизацией (обеззараживанием) и дезинфекцией музыкальных инструментов. Эффективность стерилизации ограничена по времени. Как только инструмент выносят на воздух или берут в руки, он перестает быть стерильным.

Дезинфекцию же проще провести, и её эффект длится дольше. COVID-19, как и большинство вирусов, имеет ограниченную продолжительность жизни на твердых поверхностях.

У музыканта есть риск подхватить инфекцию через инструмент, которым пользуется несколько человек, если инструмент не обработан должным образом.

Если основательно подойти к процессу очистки, музыкальные инструменты можно дезинфицировать. Обычное мыло и вода могут быть очень эффективными в уменьшении количества вредных бактерий и вирусов, просто унося грязь и масло, к которым они прилипают.

NFHS, NAfME и Фонд NAMM получили информацию от CDC о том, что вирус COVID-19 может оставаться на следующих поверхностях инструментов в течение указанного периода времени:

  • Медь — до 5 дней
  • Дерево — до 4 дней
  • Пластик — до 3 дней
  • Струны — до 3 дней
  • Пробка — до 2 дней

CDC рекомендует общие методы очистки для инструментов, которые не были использованы или обработаны вне вышеуказанных сроков. По существу, если учащиеся берут инструменты в первый раз с тех пор, как школа была закрыта, эти инструменты не будут нуждаться в большем, чем общее очищение, как указано ниже.

Дополнительное руководство по общей очистке и дезинфекции можно найти здесь.

Гигиена музыкальных инструментов

Перед использованием инструмента, которым ранее пользовался кто-то другой, настоятельно рекомендуется использовать спиртовые салфетки или ватные палочки, смоченные дезинфицирующим раствором, для тщательной очистки как наружной, так и внутренней части мундштука. Также важно поддерживать общую чистоту инструмента с помощью шомполов, ватных палочек, специальных ершиков и т. д., чтобы в инструменте не накапливалась пыль, грязь или влага.

Для деревянных инструментов любое избыточное количество влаги может быть вредным. Пожалуйста, будьте осторожны и бережны при очистке инструмента вне области мундштука.

Некоторые чистящие средства, которые подходят для чистки мундштука, не должны использоваться вокруг подушечек клапанов духового инструмента (например, флейты, кларнета, саксофона и т. д.

), поскольку это может привести к повреждению инструмента.  

Мундштуки

Соблюдение следующих процедур поможет сохранить мундштуки и инструменты чистыми и безопасными для дальнейшего использования.

Очистка головки флейты

  1. Намочите ватный тампон денатурированным изопропиловым спиртом и тщательно очистите зону вокруг отверстия амбушюра.
  2. Если флейта используется несколькими музыкантами, продезинфицируйте губную пластину спиртовыми салфетками.

  3. Используя мягкую безворсовую шелковую ткань, прикрепленную к шомполу, очистите внутреннюю часть головки.
  4. Не погружайте головку инструмента в воду, если она сделана из водопроницаемого материала (например, из дерева).

     

Очистка эса

  1. Эс следует очищать ежемесячно с помощью специального ершика, мягкого мыльного раствора и проточной воды.
  2. У альтового гобоя (английского рожка) для очистки эса также можно использовать ершик, мягкий мыльный раствор и проточную воду. Будьте осторожны, чтобы не поцарапать внутреннюю часть эса жестким ершиком.

Очистка мундштука из твердой резины или черного дерева

  1. Мундштуки следует протирать тампоном после каждого использования и чистить еженедельно.
  2. Выберите небольшой контейнер, который будет целиком вмещать мундштук в вертикальном положении, и поместите мундштук кончиком вниз в контейнер.
  3. Заполните контейнер раствором, состоящим на 50% из воды и на 50% из белого уксуса или перекиси водорода.

    Уровень воды должен полностью закрывать отверстие мундштука. Не допускайте попадания влаги на пробковую часть мундштука кларнета.

  4. Оставьте мундштук в растворе на пятнадцать минут, после чего используйте ершик подходящего размера для очистки внутренней и внешней поверхностей мундштука. Повторите процедуру, если мундштук сильно загрязнен.

  5. Тщательно промойте мундштук, а затем протрите дезинфицирующим раствором. Положите на бумажное полотенце и оставьте на одну минуту.
  6. Протрите насухо бумажным полотенцем.
  7. Примечание. Металлические мундштуки саксофона хорошо очищаются горячей водой, мягким средством для мытья посуды (но не моющим средством для посудомоечной машины!) и ершиком для мундштука.

    Дезинфицирующий раствор также безопасен для металлических мундштуков.

Очистка шейки саксофона

  1. Существуют специальные салфетки для очистки внутренней части шейки саксофона. Однако многие саксофонисты используют гибкие ершики для бутылок и зубные щетки для достижения тех же результатов.
  2. Шейку саксофона следует протирать после каждого использования и чистить еженедельно.

  3. Используйте ершик и мягкую мыльную воду, чтобы очистить шейку изнутри.
  4. Промойте шейку под струей воды.
  5. При желании можно протереть внутреннюю сторону шейки дезинфицирующим раствором. После этого положите шейку на бумажное полотенце на одну минуту.

  6. Ополосните снова под проточной водой, высушите и поместите в футляр.

Очистка мундштука медного духового инструмента

  1. Мундштук следует чистить ежемесячно.
  2. Используйте ткань, смоченную в теплой мыльной воде, чтобы очистить мундштук снаружи.

  3. Используйте ершик для мундштука и теплую мыльную воду, чтобы очистить внутреннюю поверхность.
  4. Промойте мундштук и тщательно высушите.
  5. На мундштук можно нанести дезинфицирующий раствор.

    После этого положите мундштук на бумажное и оставьте на одну минуту.

  6. Протрите насухо бумажным полотенцем.

Очистка струн

  1. Средства с содержанием 70% и выше изопропилового спирта следует использовать только для струн и нелакированныхокрашенных грифов и ладов.
  2. Струнные, ударные и клавишные инструменты представляют меньше гигиенических проблем, и их можно решить простым мытьем рук в течение 20 секунд минимум до и после использования.

Уход за другими инструментами

  1. Пластиковые блок флейты можно мыть теплой водой с мылом, и после каждого использования их следует чистить с помощью пластикового шомпола и мягкой тонкой ткани. Можно также использовать дезинфицирующий раствор и спиртовые салфетки.

Выбор дезинфицирующего средства для музыкальных инструментов

  1. Раствор Sterisol Germicide можно безопасно использовать для обработки пластика, твердой резины и металла.
  2. Очищающее средство для мундштука Mi-T-Mist можно использовать с большинством материалов. НЕ рекомендуется использовать на мундштуках из твердой резины.

  3. Изопропиловые спиртовые салфетки безопасны для большинства материалов. Они НЕ рекомендуются для использования на мундштуках из твердой резины.
  4. Раствор, приготовленный из 50% воды и 50% белого уксуса или 50% воды и 50% перекиси водорода, можно безопасно использовать для обработки пластика, твердой резины и металла.

  5. Хотя другие потенциальные дезинфицирующие средства, включая спирт, кипяток и отбеливатель, можно использовать в качестве обычных дезинфицирующих средств, их не рекомендуется использовать на мундштуках или инструментах из-за их потенциального воздействия на кожу, пластик и металл.

  • Какие бы дезинфицирующие средства ни были выбраны, очень важно прочитать инструкцию к продукту и строго следовать им.
  • Дезинфицирующие средства не удаляют грязь, поэтому мундштуки и инструменты необходимо тщательно очистить перед использованием.
  • Вы можете найти одобренные EPA дезинфицирующие средства для COVID-19 здесь.

Источник: https://www.namm.org/covid-19/articles/covid-19-and-instrument-cleaning

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector