В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Для строительства любой трубопроводной системы в обязательном порядке понадобятся трубы, соединительные фитинги и устройства, способные управлять движением рабочей среды. Такие элементы получили название запорно-регулирующей арматуры. Запорная арматура является важнейшей составной частью любого трубопровода.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Назначение и применение запорной арматуры в водопроводных системах

И если регулирующая арматура позволяет контролировать пропускную способность того или иного участка трубопровода, то у запорных устройств основная функция заключается в полной остановке движения носителя. Впрочем, современные устройства постепенно стирают эту грань. Почти каждый регулирующий элемент способен выполнять роль запорного и наоборот.

Существует перечень общих характеристик, которыми должно обладать любое запорное устройство:

  • Способность выдерживать определённый уровень температуры и давления.
  • Необходимая пропускная способность.
  • Антикоррозийное покрытие, защищающее металл от ржавчины.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Последний параметр применим лишь к металлическим изделиям, подверженным коррозии. Вообще же, водопроводная арматура может изготавливаться из различных материалов: латуни, бронзы, стали, чугуна, пластмассы и т.п.

Разновидности и особенности конструкции

В зависимости от способа функционирования и конструктивного исполнения, запорную арматуру можно разделить на несколько категорий:

Задвижка

Разновидность запорного устройства, оснащённого подвижным элементом, устанавливаемым либо вдоль движения носителя, либо поперёк. Изготавливаются преимущественно из чугуна. По конструкции задвижки можно разделить на две группы:

  • Параллельные. Рабочий орган задвижки представляет собой два стальных диска, расположенных параллельно друг другу.
  • Клиновые. Оборудованы двумя металлическими кольцами, размещёнными под углом.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Обратите внимание! Если седло задвижки совпадает по диаметру с сечением трубы, то задвижка считается полнопроходной. Также, существуют варианты, когда задвижка делается уже рабочей трубы.

Основная область применения задвижек – крупные трубопроводы диаметром больше 50 мм. Размер трубы накладывает на эти устройства повышенные требования по прочности и надёжности. Такая запорная арматура позволяет перекрывать движение носителя плавно, защищая элементы системы от гидроудара.

Впрочем, иногда это достоинство превращается в недостаток, поскольку быстро открыть или перекрыть трубопровод в случае аварийных ситуаций устройство не сможет. Регулировку потока рабочей среды при помощи задвижки также производить не получится, этот элемент может работать только в качестве запора.

В момент движения запирающего механизма, уплотняющие элементы подвергаются сильному трению. При частом использовании это быстро приводит к их истиранию и, как следствие, нарушению герметичности в месте перекрытия.

Для водопроводных сетей с холодной водой чаще применяются чугунные задвижки, тогда как для горячей воды стоит предпочесть стальные изделия, менее чувствительные к частым перепадам температур. Наиболее практичными считаются задвижки из универсальных сплавов, они одинаково хорошо будут выполнять свои функции в любых трубопроводных сетях.

Заслонка

Простота конструкции и практичность делают этот вид запорной арматуры очень популярным. Заслонка представляет собой, по сути, диск, расположенный внутри трубопровода и способный вращаться вокруг своей оси, перекрывая поток рабочей среды.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Заслонки могут эксплуатироваться в любых типах трубопроводов, от частных домов и квартир до магистралей диаметром свыше одного метра. Управление заслонкой малого диаметра проще осуществлять вручную, в крупных сетях элемент может оснащаться электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом. По способу монтажа делятся на фланцевые и бесфланцевые.

Кран

Наиболее распространённая в быту разновидность запорной арматуры. Представляет собой корпус с запорным устройством (диском, шаром, клапаном и т.п.), уплотнителями и элементом управления потоком носителя (ручкой, вентилем и т.п.). Очевидным достоинством такого устройства является его компактность, удобство использования и возможность ремонта.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Это важно! Ремонту подлежат не все разновидности кранов. Так, шаровые краны являются неразборными и, в случае выхода из строя, подлежат полной замене.

В зависимости от назначения краны подразделяются на несколько видов:

  • Проходные. Монтируются на ровных участках трубопроводных систем.
  • Угловые. Предназначены для создания линий различной конфигурации.
  • Смесительные. К центральному отверстию подводятся два трубопровода, что позволяет смешивать, к примеру, холодную и горячую воду.

Вентиль

Данная разновидность запорно-регулирующей арматуры чаще используется для регулировки потока рабочей среды, т.е. запорная функция элемента является вторичной.

Корпус вентиля представляет собой Т-образную конструкцию, сплошная часть которой является частью трубопровода, а вертикальная содержит движущийся запорный элемент в виде поршня. Перемещаясь вдоль своей оси, поршень может изменять интенсивность потока носителя, вплоть до его полной остановки.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

К этой же категории можно отнести обратный клапан – элемент, препятствующий обратному движению потока. При нормальном движении потока, под действием его напора, запорный элемент клапана поднимается вверх. Если же поток носителя ослабевает или обращается вспять, запорный элемент опускается, полностью блокируя данный участок трубопровода.

Окончательный выбор элементов запорной арматуры должен соответствовать их функционалу и условиям эксплуатации.

Особенности установки в водопроводных системах

Монтаж запорных элементов трубопровода должен обеспечивать надёжное соединение и оставлять возможность для ремонта или оперативной замены в случае необходимости.

Прежде чем выбрать тот или иной тип устройства и способ его монтажа, следует чётко понимать, какие задачи будет выполнять трубопроводная система, с каким типом носителя работать и в каких условиях. Это позволит сделать трубопровод максимально надёжным, удобным в эксплуатации и долговечным.

Процедура монтажа запорной арматуры может быть произведена одним из трёх способов.

Сварное соединение

В частных трубопроводных сетях монтаж посредством сварки применяется достаточно редко. Этот способ можно считать самым надёжным и обеспечивающим наилучшую герметичность, но он обязательно потребует навыков работы со сварочным аппаратом. Кроме того, ремонт арматуры может оказаться весьма проблематичным, поскольку для этого устройство придётся вырезать из трубопровода.

Тем не менее, на больших промышленных трубопроводах такой способ монтажа все ещё успешно применяется.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Порядок проведения работ в этом случае примерно такой:

  • В предполагаемом месте установки элемента запорной арматуры вырезается участок трубопровода соответствующей протяжённости.
  • Края трубопровода выравниваются и шлифуются.
  • Арматура устанавливается на место и тщательно фиксируется посредством сварных швов.
  • Далее, швы проверяются на герметичность.
  • На последнем этапе швы зачищаются и обрабатываются защитным покрытием.

Резьбовое соединение

Является разъёмным, что обеспечит в случае поломки быструю и лёгкую замену вышедшего из строя элемента запорной арматуры. Для монтажа могут понадобиться следующие инструменты:

  • Болгарка или ножовка по металлу.
  • Устройство для нарезания резьбы.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Порядок монтажа:

  • На концах соединяемых труб накручивается резьба.
  • На подготовленные резьбовые сгоны накручиваются контргайки.
  • Укомплектованные контргайками сгоны поочерёдно или одновременно вкручиваются в корпус запорного элемента.
  • Герметизация резьбового соединения производится при помощи сантехнической льняной нити или специальной ФУМ-ленты. Перед окончательным затягиванием гаек, между ними и торцами устройства накручивается дополнительный слой уплотнителя.

Соединения, полученные в результате таких манипуляций, получаются надёжными и прочными. Однако, стоит принимать во внимание, что они рассчитаны на работу в сетях с давлением до 100 атмосфер.

Установка при помощи фланцев

Фланцевое соединение, как правило, достаточно громоздкое, поэтому его используют преимущественно на магистральных сетях. Суть такого способа монтажа заключается в надёжном болтовом соединении запорного элемента, оборудованного фланцами, с краями трубопровода, на которых при помощи сварки также закреплены фланцы.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Для должного уровня герметичности, между парами фланцев помещаются уплотнительные прокладки. Такой способ монтажа обеспечивает работу при показателях давления в системе до 200 атмосфер.

Монтаж трубопроводной арматуры

Организационно-технологическая схема работ при монтаже арматуры магистральных трубопроводов предусматривает целый ряд последовательных технологических процессов и операций.

Организационно-технологическая схема работ при монтаже арматуры магистральных трубопроводов предусматривает целый ряд последовательных технологических процессов и операций.

Начинают работу с приёмки и складирования материалов и оборудования, а далее по мере необходимости осуществляют их транспортировку непосредственно на трассу строящегося трубопроводах.

В состав работ по монтажу трубопроводной арматуры входят (рис. 1.):

  • рытьё котлована;
  • сооружение фундамента;
  • установка арматуры в проектное положение;
  • подготовка конструктивных элементов и труб к сварке (разметка, газовая резка, зачистка шлифмашинкой мест резки и т. д.);
  • сборка, центровка и сварка;
  • нанесение защитных покрытий на трубопровод и арматуру;
  • засыпка котлована и траншеи.

Рис. 1. Монтаж кранового узла на магистральном трубопроводе.

Обустройство фундамента выполняется в зависимости от природно-климатических и гидрогеологических условий местности: с использованием фундаментных блоков или дорожных плит; с применением забивки железобетонных свай и замоноличиванием свайного ростверка.

Конкретные конструктивные и технологические решения принимаются проектной организацией.

В дальнейшем рассмотрим пример монтажа линейного кранового узла с установкой на свайный ростверк (рис. 2).

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки
Рис. 2. Общий вид кранового узла.

Руководителем работ назначается мастер или прораб, который отвечает за все операции при монтаже кранового узла и несёт ответственность за сроки и качество выполнения общестроительных, сварочных и монтажных работ в соответствии с утверждённым заказчиком проектом производства работ (ППР). Он несёт ответственность за состояние охраны труда и пожарной безопасности; проводит инструктаж работников по безопасным методам выполнения работ, пожарной безопасности и контролирует правильность и безопасность выполняемых работ.

Читайте также:  Тонкая труба для скважины

В обязанности бригадира-монтажника наружных трубопроводов 6 разряда входит своевременно доводить производственные задания до рабочих бригады, производить их расстановку в соответствии с технологическим процессом и квалификацией.

Он осуществляет контроль за соблюдением членами бригады технологии выполнения работ, правил техники безопасности, за качеством выполняемых работ; руководит и несёт ответственность за работы по сборке, сварке и монтажу кранового узла.

До начала монтажа линейного кранового узла необходимо выполнить комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ:

  • организация комплексной бригада из рабочих, владеющих помимо основной, несколькими смежными специальностями;
  • назначение лица, ответственного за качественное и безопасное производство работ (прораб, мастер);
  • инструктаж рабочих по технике безопасности и производственной санитарии;
  • обеспечение рабочих необходимым оборудованием, инструментом, инвентарем, приспособлениями, спецодеждой и спецобувью по установленным нормам;
  • обеспечение рабочих мест средствами первой медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием;
  • проверка и испытание грузозахватных приспособлений;
  • установить в зоне производства работ бытовые помещения для отдыха рабочих, с установкой сантехнических приборов (умывальник, санузел) и помещения для хранения изоляционных материалов, инструмента и инвентаря;
  • доставка на строительную площадку конструктивных элементов, трубных заготовок и железобетонных изделий для монтажа кранового узла.

До начала работ по установке кранового узла должно быть выполнено:

  • укладка в траншею трубопровода и его засыпка;
  • в местах монтажа кранового узла траншея с трубопроводом должна быть не засыпанной с одной стороны шарового крана на расстояние 25 м и со стороны захлеста на расстояние до 80-90 м;
  • с помощью геодезических средств контроля проверена правильность переноса фактической оси котлована и ее соответствие проектному положению;
  • в соответствии с фактической осью монтажа произвести разметку на трубопроводе для вырезки трубы под крановый узел с учетом захлеста с одной стороны крана;
  • в местах резки очистить поверхность трубопровода от изоляции на ширину не менее 150 мм в обе стороны от места резки;
  • во избежание получения косых стыков необходимо проверить перпендикулярность торца по шаблону-угольнику;
  • вырезанный участок трубопровода удаляется и концы трубопровода закрываются инвентарными заглушками;
  • разработка вручную приямков для сварки (размеры приямка по длине 0,5 м в обе стороны от стыка, по ширине — 0,6 м в обе стороны от боковых образующих трубы, по глубине — 0,7 м от нижней образующей трубы);
  • установка инвентарных переносных лестниц для спуска и подъема рабочих;
  • установка переходного мостика через траншею;
  • зачистку кромок и прилегающих к ним внутреннюю и наружную поверхность трубы производят до чистого металла не менее 25 мм от торца трубы.

Разбивку и разработку котлованов на местности для монтажа узла линейной задвижки производят в строгом соответствии с требованиями процедур и рабочих чертежей.

Комплексная бригада начинает работы с рытья котлована. Рытье котлована ведется одноковшовым экскаватором.

Одновременно вручную отрывают приямки для сварки. С помощью геодезических средств контроля проверяют соответствие профиля котлована проекту (глубина, ширина, отметки дна).

В случае заполнения котлована поверхностными или грунтовыми водами производится их откачка водоотливным агрегатом. Затем проводятся работы по забивке свай.

Свая устанавливается на место погружения в плане. Производится ее закрепление на направляющей сваебойной установке с выверкой положения сваи по вертикальности геодезическими приборами. После чего производится забивка сваи до проектной отметки, постоянно контролируя вертикальность ее оси. Работы выполняются в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87* и рабочих чертежей.

После забивки свай осуществляют срубку их верхних концов до проектной отметки с учетом выпуска арматурных стержней на 250 мм для дальнейшего замоноличивания в ростверк.

Далее на дне котлована выполняется бетонная подготовка (например, размером 2000x1200x100 мм для крана с условным диаметром 1000 мм). Для защиты бетона от высыхания до достижения им прочности подготовка из бетона накрывается полиэтиленовой пленкой.

  • При достижении бетоном требуемой прочности (не менее 2-х дней) снимают полиэтиленовую пленку, и на бетонной подготовке устанавливается опалубка для формирования свайного ростверка (например размером 1800x1000x500 мм под кран с условным диаметром 1000 мм).
  • В опалубку ростверка и на подготовку из бетона, укладывается арматурная сетка изготовленная из стержней арматурной стали класса А-Ш-12, с обеспечением защитного слоя бетона не менее 30 мм.
  • Затем в опалубку, с уложенной и зафиксированной арматурной сеткой, укладывается бетонная смесь и производится ее уплотнение глубинным вибратором.

Верхняя поверхность ростверка выравнивается и уплотняется виброрейкой или поверхностным вибратором и на ней устанавливается закладные изделия согласно рабочих чертежей. С помощью геодезических средств контроля проверяют точность положения ростверка (положение в плане и вертикальные отметки).

Для защиты тела ростверка от высыхания поверхность накрывается полиэтиленовой пленкой.

После набора бетоном ростверка заданной прочности (не менее 7 дней) опалубка демонтируется. Наружные поверхности ростверка, соприкасающиеся с грунтом, покрываются битумной мастикой в 2 слоя по холодной грунтовке в соответствии со СНиП 2.03.11-85*.

Подготовка к сборке и сварке узла задвижки ведется одновременно с выполнением бетонных работ на строительной площадке.

Корпус задвижки и электропривод освобождают от тары, проверяют их сохранность и комплектность, удаляют смазку с поверхности, проверяют заводскую разделку кромок на переходных патрубках для сварки, толщину стенок. Шаровой кран ставят в положение «открыто».

Одновременно с подготовкой крана к монтажу производится подготовка катушек из вырезанной трубы для сварки с трубопроводом (разметка, снятие изоляции в местах резки, газовая резка с разделкой кромок, зачистка и т. д.). Длина катушки между тройником и краном берется по рабочим чертежам, а рекомендуемая длина катушки между тройником и основной трубой должна быть не менее 1м.

На строительной площадке производится сборка кранового узла путем приварки к шаровому крану соединительных катушек и тройников.

Шаровой кран с приваренными тройниками и катушками устанавливают на ростверк; проверяют вертикальность положения корпуса и штока шарового крана, соосность с трубопроводом, соответствие геодезических отметок; центрируют наружным центратором, прихватывают и сваривают стык; трубоукладчиком шаровой кран продолжают удерживать до окончания сварки второго стыка; затем производят зачистку поверхности сварных соединений и контролируют качество сварки стыка(рис. 3).

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки
Рис. 3. Установка на фундамент и монтаж шарового крана.

  1. Захлестываемую плеть трубопровода, подлежащую резке, поднимают вверх трубоукладчиком с использованием мягкого полотенца на высоту позволяющую произвести точную разметку трубы (места реза) и отводят в сторону на 20-25 см от оси, после чего с его конца снимают инвентарную заглушку.
  2. В месте резки очищают поверхность трубопровода от изоляции на ширину не менее 150 мм в обе стороны от места резки.
  3. Разметка линии реза должна быть выполнена с помощью шаблона, чтобы обеспечить перпендикулярность плоскости реза оси трубопровода.

Плеть трубопровода удерживают трубоукладчиком над дном траншеи на высоте не менее 0,5 м. Обрезают конец плети газовой резкой с последующей подготовкой станком типа СПК или обработкой шлифмашинкой.

Кромки трубы и прилегающие к ним внутренние и наружные поверхности зачищают до чистого металла на ширину не менее 25 мм.

С помощью стрелы трубоукладчика, манипулируя свободновисящим концом трубы в вертикальной и горизонтальной плоскости, производится совмещение осей стыкуемого участка трубопровода. При этом высота подъема свободнолежащего участка трубопровода не должна превышать 1,5 м на расстоянии 30-40 м. от торца трубы.

Сварка всех слоев шва должна выполняться без перерыва до полного завершения стыка.

Конструкция трубной обвязки и компоновка узлов запорной арматуры приведена на рис. 4.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки
Рис. 4. Трубная обвязка и компоновка кранового узла: 1 — кран шаровой; 2 — тройник; 3 — нефтепровод; 4 — датчик давления; 5 — бетонная подготовка; 6 — бетонный ростверк; 7 — сваи.

С целью не допустить возникновения в сварном стыке опасного уровня температурных напряжений, сварку захлесточного соединения в летнее время целесообразно производить в наиболее холодное время суток.

После проведения контроля сварных стыков и получения разрешения производится их изоляция.

После получения акта о приемке кранового узла производят засыпку котлована и траншеи в соответствии с ППР. Вначале засыпают экскаватором траншею и котлован до верхней кромки трубопровода. Грунт утрамбовывается послойно (150-200 мм) электротрамбовкой, при необходимости производя ручное трамбование.

Перед уплотнением грунт необходимо увлажнять.

Затем насыпается слой песчано-гравийно-щебеночной смеси (0,34 м); устраивается капилляропрерывающая прослойка из хорошо дренирующих материалов (0,2 м); насыпается слой песчанно-гравийной смеси (до 1,12 м); насыпается песчанно-гравийная смесь, обработанная обеспылевающей добавкой (на глубину до 0,12 м). 

Читайте также:  Как самому сделать аппарат для контактной сварки

Монтаж запорной арматуры. Советы по монтажу отдельных запорных устройств — Завод Адмирал

Монтаж запорной арматуры — технологически и технически сложен. От правильности его проведения зависит безаварийность и эффективность функционирования запорных приборов и системы в целом.

Для проведения установки запорной арматуры обязательно приглашаются квалифицированные мастера с достаточным опытом подобной работы, знающие особенности каждого устройства.
Необходимое количество запорного оборудования на определенном трубопроводе рассчитывается индивидуально.

Устанавливают их минимальное количество, гарантирующее надежность работы трубопроводной системы.

Требования к хранению запорной арматуры

Если приобретенная запорная арматура не сразу устанавливается, а какое-то время хранится на складе, следует создать определенные условия для ее размещения. Лучше всего оставить оборудование в заводской упаковке.

Причем коробки нужно держать закрытыми во избежание попадания мелкого мусора, частиц пыли внутрь устройств, что может в дальнейшем привести к выходу их из строя.
Место должно быть сухое, защищенное от воздействия прямого солнечного света.

Необходимо создать благоприятный температурный режим, без перепадов температуры, с отсутствием экстремально низких и высоких показателей.

При хранении металлических деталей рекомендуется смазывать их с целью недопущения развития коррозии, ржавчины. Резиновые прокладки, другие элементы механизмов нужно обработать специальном смазочным веществом на силиконовой основе, чтобы не образовались трещины.

Подготовительные работы перед монтажом запорной арматуры и его проведение

Установка запорной арматуры производится исключительно на прямых участках трубопровода.

При наличии изгибов часто возникают перепады давления, что пагубно влияет на работоспособность запорных устройств: снижается степень герметичности, ухудшается качество креплений.

Перед проведением монтажа запорной арматуры нужно очистить поверхности от возможных загрязнений. Данная процедура может проводится вручную или с использованием соответствующих механизмов (пароочистители, чистка при помощи сильного напора воды).

При установке крупногабаритных приборов с большим весом подготавливаются дополнительные опоры, чтобы не допустить весомых нагрузок на крепления и прокладки. Так продлевается срок службы устройств.

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки           В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Если предусматривается способ соединения при помощи фланцев, их необходимо тщательно осмотреть, выявить возможные дефекты (царапины, неровности, вмятины). Наличие повреждений может привести к некачественному креплению приборов.

На всех трубопроводах технологическая среда подается под давлением. Часто происходят так называемые «гидравлические удары», то есть показатель давления значительно превышает норму.

Чтобы избежать разрушительного воздействия гидравлических ударов, рекомендуется установка обратных клапанов. Описание и технические характеристики обратных клапанов приведены на этой странице.

При повышении давления они обеспечивают сброс избытка среды, предотвращают обратное направление движения.

Установка запорной арматуры осуществляется только при совпадении параметров условного прохода и условного давления на приборах и трубопроводах, указанных на оборудовании.
На шиберах и обратных клапанах при изготовлении наносятся стрелки, указывающие направление движения технологической среды через механизмы. При монтаже необходимо учесть данные указания.

Рекомендуется избегать усиленного стягивания элементов крепления, чтобы не возникали трещины на корпусах приборов. Если оборудование соединяется с трубопроводом при помощи сварки, арматура должна быть в положении «открыто».

Особенности установки отдельных запорных устройств

1. При монтаже обратных клапанов необходимо соблюдение нормативных расстояний, а также режима пульсации.
2. Устанавливаются только поворотные дисковые затворы, соответствующие по диаметру. При установке диск затвора нужно оставить в приоткрытом положении.

Прокладки на фланцевых соединениях очень легко повреждаются. Во избежание этого затяжка болтов производится не до упора.
3. Монтаж задвижек выполняется обязательно с последующей обвязкой устройства при помощи стропа. Нельзя цеплять за шток или штурвал при опускании и подъеме прибора.

Если предусмотрено соединение элементов сварочным методом, необходимо установить шток вверху. При повреждении защитного покрытия механизму угрожает коррозия.
4. Устанавливая шиберную ножевую задвижку, нужно удостовериться, что ее индикатор хорошо виден.

Не следует излишне затягивать гаечное соединение для недопущения повреждения прокладки. По окончании монтажа производится пробный запуск системы для оценки качества герметичности. При обнаружении протеканий гайки подкручиваются.
5.

Когда одностворчатый обратный клапан устанавливается между фланцами необходимо воспользоваться крючком, причем при горизонтальной направленности крючок устанавливается вертикально к трубопроводу.

6. При максимальном показателе Ду более 150 двустворчатые обратные клапаны на нисходящем потоке не устанавливаются. После монтажа обязательно осуществить проверку работы пружин.

Разновидности и правила монтажа вентилей запорных фланцевых соединений — Проф Трубы

02.06.2019 В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

Запорно-регулирующий вентиль — это арматура трубопроводной системы, предназначенная для регулировки потока рабочей жидкости вплоть до полного перекрытия подачи. Такие устройства действуют в сетях водопровода, газоснабжения и радиаторного отопления.

Вентили или клапаны (более современное название) ввиду простоты и надежности конструкции широко распространены во всех сферах хозяйствования, промышленности и в быту. Они используются для работы как с жидкими, так и с газообразными веществами.

Описываемые устройства дешевле применять в трубопроводах сравнительно небольших диаметров, поскольку с ростом проходного сечения значительно увеличиваются усилия по управлению клапаном. В этой связи их конструкции необходимо существенно усложнять, чтобы обеспечить заданную надежность посадки затвора клапана в седло.

Существует различие между запорной, регулирующей и запорно-регулирующей арматурой.

В запорном клапане запирающий элемент может находиться в одном из двух положений — «открыто» или «закрыто». В регулирующих устройствах рабочим положением считается любая из возможных степеней открытия.

  • Запорно-регулирующие приборы совмещают обе функции.
  • Принципиальное отличие вентиля от задвижки в том, что движение запирающего органа (чаще всего — золотника) происходит вдоль оси потока жидкости или газа (в зоне седла).
  • В задвижках рабочий орган движется поперек струи.

Крепление на трубах

В зависимости от конструкции оно может выполняться фланцевым, муфтовым, штуцерным, цапковым или сварным способом. Муфтовый и штуцерный способ крепления используются на самых малых диаметрах — до 40 мм, сварное — если отсутствует другая возможность подсоединения к трубе. Наиболее распространен именно фланцевый способ монтажа на трубопровод.

Фланцевое соединение

  1. Фланец — это круглая или квадратная пластина с центральным проходным отверстием, монтируемая сваркой на вход и выход вентиля.

  2. По контуру фланца по шаблону сверлятся отверстия для болтового соединения с другими фланцами и нарезаются круговые проточки для уплотнительной прокладки.

  3. В литых конструкциях из чугуна или стали фланцы отливаются вместе с изделием, затем обрабатываются на токарном и сверлильном станках.

Устройство

В классическом понимании запорный фланцевый вентиль состоит из корпуса с фланцами и с седлом, шпинделя, бугельного узла, штурвала (маховика). Первый изготавливают из высокоуглеродистой или нержавеющей стали, чугуна, латуни и полимерных композитов.

Бугельный узел — это часть корпуса или ходовая гайка, через резьбы которых шток, вращаясь, перемещает закрепленный на нем рабочий орган (золотник, конус).

Затвор может быть тарельчатым (золотниковым) и коническим. Уплотнительная поверхность тарельчатого затвора может быть плоской или конусной. Для изготовления последней в ней протачивается конусная фаска. Конические уплотнения металл/металл применяют для сред с высокими давлениями и наличием взвешенных частиц.

Плоские уплотнения хорошо работают во всех средах без взвешенных частиц. В седлах таких затворов устанавливают резиновые или полимерные прокладки.

Крутящий момент шпинделю сообщает ручной штурвал или механический привод.

Шток может перемещаться и под действием электрического, гидравлического, пневматического исполнительного механизма. В этом случае его движения — возвратно-поступательные без ходовой гайки. Такие приводы используются в промышленности.

Виды конструкций

По виду герметизации штока в корпусе вентили разделяются на сальниковые, сильфонные и мембранные.

Сальниковое уплотнение наиболее простое. Производится прижимом уплотнительной набивки через втулку накидной гайкой. Позволяет быстро производить ремонт или замену сальника.

Сильфонная сборка — это металлическая гофрированная трубка, надежно герметизирующая соединение штока с корпусом. Используется в трубопроводах с агрессивными средами.

Мембранная система основана на резиновом диске (мембране), устанавливаемом внутри корпуса и изолирующем наружные части корпуса от рабочей среды. Недостаток системы в ее недолговечности.

По конструкции корпуса и изменению направления рабочей среды вентили разделяют на прямоточные, проходные и угловые. В проходных входная и выходная оси движения рабочей среды смещены.

Жидкость делает два поворота, поэтому вентиль обладает большим гидросопротивлением.Получить консультацию

Прямоточный корпус устроен с наклоном штока, в результате проход становится почти прямолинейным.

  • Гидросопротивление такой конструкции мало, но увеличивается ход затвора, длина штока, масса и строительная высота изделия.
  • Угловые вентили разворачивают среду на 90º.

Преимущества

  • небольшой ход штока с запорным органом от полного открытия до закрытия (не более четверти диаметра седла); для сравнения: ход штока задвижки — не менее диаметра);
  • относительно малые габариты и вес;
  • высокая герметичность в положении «закрыто», в вентилях ее достаточно просто осуществлять применением уплотнительных колец;
  • большая износоустойчивость ввиду малого трения затвора и седла;
  • простота монтажа и эксплуатации;
  • возможность использования сильфона — дополнительной герметизации наружной среды от агрессивной жидкости или газа.
Читайте также:  Что входит в наборы для пайки

Недостатки

  • большое гидравлическое сопротивление из-за изгиба струи — при высоких скоростях транспортируемого вещества и больших диаметрах труб возникают потери ее кинетической энергии, требующие увеличения давления;
  • ограничение диаметров из-за увеличивающихся усилий управления рабочим органом;
  • наличие застойных зон в вентильных конструкциях, приводящих к усилению в них коррозии.

Запорно-регулирующие вентили с фланцевыми соединителями являются основным видом управляющей арматуры на действующих трубопроводах страны и зарубежья. Конструкции постоянно модернизируются производителями, рынок пополняется новыми вариантами. Широкое распространение и популярность вентилей обеспечивают простота, надежность и долговечность изделий.

Источник:

Установка вентиля: подробная инструкция

В каком положении следует монтировать запорную арматуру при помощи сварки

На системы отопления и водоснабжения рекомендуется устанавливать запорно-регулирующую арматуру или просто вентиль.

Устройство помогает перекрыть поступление жидкости в систему при аварии или необходимости проведения планового ремонта.

В большинстве случаев установка вентиля производится при замене трубопровода, но при необходимости можно врезать устройство и в готовый трубопровод. Как произвести монтаж оборудования своими руками, читайте далее.

Вентиль, установленный на трубопроводе

Разновидности вентилей для металлических труб

Установить вентиль на водопроводную или отопительную трубу можно:

  • при помощи резьбового соединения. Резьбовой вентиль является наиболее популярным для применения в бытовых системах. Для монтажа устройства требуется минимальное количество инструментов и знаний;

Вентиль для систем, устанавливаемый на резьбу

  • при помощи фланцев. Фланцевый вентиль чаще всего устанавливается на трубы, диаметр которых более 160 мм. Соединение получается надежным, но для монтажа вентиля требуется сварочный аппарат и минимальные навыки работы с этим устройством;

Вентиль, который фиксируется фланцами

  • при помощи сварки. Приварные вентиля были популярны ранее, а в последнее время практически не используются. Для монтажа также требуется сварочный аппарат и знание основных принципов сварки.

Вентиль, устанавливаемый при помощи сварочного аппарата

Монтаж вентилей различных видов

Способ установки вентиля на трубу зависит от его вида.

Установка резьбового вентиля

Чтобы произвести монтаж вентиля с резьбовым соединением потребуются:

  • сам вентиль;
  • гаечный или разводной ключ;
  • герметик для резьбы (ФУМ-лента, льняная нить или нить Тангит Унилок);
  • плашка (метчик) и плашкодержатель для нарезания резьбы;
  • болгарка.

Набор инструментов для нарезания внешней и внутренней резьбы

Монтаж запорного вентиля осуществляется по следующей схеме:

  1. выбор места для установки вентиля. Устройство рекомендуется устанавливать в зоне доступности, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств не требовалось усилий для подхода к вентилю;
  2. перекрывается подача воды в трубопровод. Если врезка осуществляется в водопроводную трубу, то можно самостоятельно перекрыть подачу воды на домовом стояке. При врезке крана в систему отопления рекомендуется обратиться в управляющую компанию для временного прекращения теплоснабжения и слития отопительной системы;
  3. в выбранной зоне вырезается участок трубы, по размерам полностью совпадающий с длиной вентиля;

Подготовка трубопровода перед монтажом вентиля

  1. места среза защищаются и обрабатываются;

Зачистка труб перед нарезанием резьбы

  1. на отрезах труб нарезается резьба, диаметр и шаг которой совпадают с аналогичными параметрами вентиля;

Нарезание резьбы на трубе

  1. остатки стружки удаляются;
  2. подготовленная резьба уплотняется выбранным герметизирующим материалом. Если для уплотнения используется льняная нить, то дополнительную прочность соединению может придать слой нанесенной поверх нити краски;

Герметизация резьбы перед установкой вентиля

  1. вентиль накручивается на резьбу. Для затяжки устройства требуется сделать 4 – 5 полных оборотов. Излишняя затяжка может привести к поломке резьбы;
  1. проверяется работоспособность устройства и герметичность соединений.

Монтаж фланцевого вентиля

Чтобы установить на трубопровод фланцевый вентиль, потребуются:

  • вентиль;
  • ответные фланцы (могут продаваться совместно с вентилем или отдельно);
  • уплотнительные прокладки;
  • отвертка;
  • сварочный аппарат;
  • средства индивидуальной защиты для выполнения сварочных работ.

Установка своими руками производится следующим способом:

  1. как и при установке резьбового вентиля, выбирается участок для монтажа устройства и делается обрезка труб;
  2. к концам труб привариваются ответные фланцы;

Монтаж ответных фланцев

  1. между фланцами устанавливаются прокладки;
  2. вентиль фиксируется. Для этого фланцы на вентиле соединяются с фланцами на трубах и закрепляются крепежными болтами.

Крепление вентиля болтами

Установка приварного вентиля

Установка приварного вентиля на батарею или трубу производится при помощи сварочного аппарата по следующей схеме:

  1. обрезка труб и подготовка к сварке;
  2. установка вентиля;
  3. фиксация устройства сварочным аппаратом;
  4. зачистка сварочных швов.

Монтаж вентиля на металлопластиковые трубы

Если требуется установить вентиль на металлопластиковые трубы, то действовать необходимо следующим образом:

  1. подготовка места для установки. Специальными ножницами производится обрезка труб для монтажа устройства;
  2. на концы труб надеваются гайки и уплотнительные кольца;

Подготовка к монтажу вентиля

  1. развальцовываются концы труб для вставки вентиля;
  2. установка вентиля;
  3. фиксация оборудования накидными гайками.
  1. Установка и крепление устройства
  2. Процесс установки вентиля на металлопластиковую трубу рассмотрен на видео.
  3. На пластиковые трубы в большинстве случаев устанавливают пластиковые вентили. Для монтажа устройства потребуются:
  • ножницы для обрезки труб;
  • устройство для сварки пластиковых труб;
  • вентиль.

Аппарат для сварки пластиковых труб

Процесс установки вентиля на пластиковую трубу следующий:

  1. вырезка участка трубы, необходимого для монтажа устройства;
  2. выравнивание концов труб;
  3. разогрев подготовленных участков на сварочном аппарате;
  4. соединение труб.

Схема установки фитингов на пластиковые трубы

Имея определенные навыки и зная простейшие инструкции, установить вентиль на различные виды труб можно самостоятельно. Если человек сомневается в своих способностях, то для проведения работы можно вызвать профессионального мастера.

Источник:

Виды фланцевых соединений трубопроводов – используемые материалы и способы монтажа

Общие правила подготовки к монтажу трубопроводной арматуры

Правильность функционирования и срок службы монтируемого на трубопроводах оборудования во многом зависит от того, насколько грамотно была произведена его установка. При этом существуют как общие правила монтажа трубопроводной арматуры, так и специальные рекомендации для отдельных её разновидностей – затворов, задвижек, кранов, клапанов и т. д.

Общие правила подготовки к монтажу трубопроводной арматуры

  1. Очистка трубопровода. Перед присоединением арматуры необходимо удалить из трубопровода посторонние предметы. Данная операция может быть произведена вручную при помощи специальных приспособлений или путем подачи воды, пара или сжатого воздуха.
  2. Подготовка фланцев (при наличии). Необходимо убедиться в соответствии фланцев основным предъявляемым к ним требованиям: соответствию размерам, чистоте контактных поверхностей и отсутствию на них дефектов. В случае обнаружения последних их необходимо устранить.
  3. Выбор места размещения. Следует выбирать для установки трубопроводной арматуры прямолинейные участки трубопровода. Это позволит избежать возникновения дополнительных напряжений при эксплуатации, которые могут стать причиной снижения герметичности соединений.
  4. Устройство дополнительных опор (при необходимости). Если устанавливаемое оборудование – сама арматура или монтируемые на ней приводы – имеют значительный вес, для него сооружаются дополнительные опоры. Это позволяет предупредить смещение крепежных элементов или прокладок.
  5. Обеспечение сохранности покрытия. Во время проведения подготовительных, а затем и монтажных работ, следует обеспечить целостность антикоррозийного покрытия корпуса и других элементов арматуры.

Общие правила монтажа фланцев и приварной арматуры

  • присоединение арматуры из нержавеющей стали при помощи сварки производится при открытом затворе;
  • в случае образования окалины необходимо произвести дополнительную очистку и при необходимости обеспечить антикоррозийную защиту;
  • плоскости соединяемых фланцев перед монтажом следует расположить строго параллельно друг другу, а прокладки – симметрично поверхностям;
  • резьбовые соединения перед установкой рекомендуется смазать;
  • затяжка болтов и шпилек осуществляется в определенной последовательности поэтапно, при этом прилагается усилие не более чем 1/3 от рекомендованного момента.

Особенности монтажа различных видов трубопроводной арматуры

Задвижки:

  • перемещение осуществляется путем обвязки корпуса стропами – поднятие и опускание за штурвал и шток недопустимо;
  • монтаж стальных задвижек при помощи сварки производится после установки штока в верхнее положение;
  • при размещении корпуса необходимо учитывать направление потока (для некоторых видов задвижек).

Затворы дисковые:

  • монтаж производится в промежуточном положении запирающего элемента между открытым и закрытым положением;
  • диаметр фланцев затвора и трубопровода должен быть идентичен;
  • следует соблюдать аккуратность при затяжке резьбовых соединений во избежание повреждения прокладки.

Краны шаровые:

  • не допускается установка в тиски, сжимать его щипцами, циркульным ключом или иным инструментом, способным повредить корпус;
  • вес трубопроводов не должен оказывать давления на корпус;
  • не следует прикладывать значительные усилия (свыше 30 Н) при монтаже.

Клапаны обратные:

  • клапан должен быть расположен в соответствии с направлением потока среды согласно метке на корпусе;
  • обязательно соблюдение нормативных монтажных расстояний;

необходимо учесть режим пульсации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector