Для чего дренаж запорной арматуры

В статье рассказывается, как проектировать дренажи паропроводов и трубопроводов воды и воздушники, как выбирать диаметры и через что сливать дренажи

Дренажно-продувочная система паропроводов

Дренажно-продувочная система паропроводов должна обеспечивать:

  • Продувку паропровода — удаление образующегося конденсата и влажного пара из прогреваемого участка паропровода перед включением его в работу.
  • Опорожнение – удаление сконденсировавшегося пара из выключенного участка паропровода.
  • Постоянный дренаж – непрерывное удаление конденсата из работающего участка паропровода, если в нем образуется конденсат.
  • Удаление воздуха из паропроводов при заполнении их водой с целью гидравлических испытаний.
  • Сбор и использование конденсата и тепла дренажа и продувок.

Для чего дренаж запорной арматуры

дренажная арматура на временном трубопроводе сетевой воды

Отличие дренажей для трубопроводов низкого и высокого давления

Каждая точка пускового дренажа должна быть снабжена:

  • При рабочем давлении в паропроводе до 22 кгс/см2 – штуцером с вентилем.
  • При рабочем давлении в паропроводе выше 22 кгс/см2 – штуцером с двумя последовательно расположенными запорным и регулирующим вентилями.

Дренажи паропроводов высокого давления

В паропроводах острого пара дренажные устройства выполняются только в концевых точках, перед отключающей участок запорной арматурой, т.к конденсат, скапливающийся в низкорасположенных точках и стояках паропровода, постепенно выдувается в процессе продувки трубопровода. Смотри схему ниже.

Для чего дренаж запорной арматуры

схема дренажей паропроводов высокого давления в расширитель дренажей высокого давления

На станциях с поперечными связями дренажи главных паропроводов направляются в специальный расширитель дренажей паропроводов высокого давления. В один расширитель направляются дренажи паропроводов 3-4 котлов и турбин.

Дренажные трубопроводы от отдельных дренажных точек объединяют в общие линии. На каждые два котла с турбинами предусматривается общая дренажная линия.

  Какой должен быть уклон у труб и паропроводов?

На блочных электрических станциях дренаж главных паропроводов направляется, как правило, в расширитель дренажей турбинных трубопроводов.

Схема дренажей трубопроводов питательной воды низкого давления атмосферного деаэратора

Воронки для перелива дренажей

Для чего дренаж запорной арматуры

воронки для слива дренажей

Для безопасного слива и контроля дренажей предусматриваются дренажные воронки. На чертеже показан пример выполнения воронки. Воронку для дренажной трубы 32х2 изготавливают из трубы 89х3,5 листа толщиной 3 мм с отверстием по центру 28 мм и отводящей трубы 38х2 ( к примеру в дренажный коллектор).

Дренажи паропроводов низкого давления

Дренажи паропроводов низкого давления ( Рраб < 22 кгс/см2 ) направляются, как правило в расширитель дренажей низкого давления.

Когда используются дренажные трубопроводы

Для чего дренаж запорной арматуры

дренаж низкого давления

Дренажи паропроводов включаются только при пуске и прогреве соответствующего участка паропровода. Устройства для дренажа предусматриваются в концевых точках, перед отключающей участок запорной арматурой, а также во всех низких точках участков паропроводов.

Устройства для опорожнения паропроводов, предусматриваемые в низких точках выполняются совместно с устройством для продувки паропроводов.

Для чего дренаж запорной арматуры

дренаж с регулирующим вентилем

Постоянно действующие дренажи

  • В тех случаях, когда при работе паропровода может иметь место непрерывное образование конденсата, следует предусматривать устройства для непрерывного дренажа паропровода.
  • К таким случаям относятся паропроводы насыщенного пара и паропроводы подвода перегретого пара к оборудованию, находящемуся в горячем резерве ( паропроводы к резервному питательному турбонасосу, к быстродействующей РОУ и прочие).
  • Для организации постоянно действующего дренажа должны выполняться следующие мероприятия:
  • Трубопроводы острого пара ко всем РОУ, включающимся автоматически, должны иметь вентялиционный проток пара до отключающей задвижки за счет перепада давления в точке подключения РОУ и точке подключения дренажной трубки к главным паропроводам.
  • Все резервные подводы пара к деаэратору, включаемые автоматически, должны иметь вентиляционный пропуск пара с подключением дренажного трубопровода с дроссельной шайбой за клапаном регулирования давления в деаэраторе.
  • На трубопроводах низкого давления в необходимых случаях ставятся конденсационные горшки.

Ловушки конденсата

Для чего дренаж запорной арматуры

схема конденсатной ловушки

Дренажные точки горизонтальных паропроводов со значительным выделением конденсата при продувке (паропроводы с низкой температурой перегрева) и точки непрерывного дренажа рекомендуется выполнять с ловушками конденсата. Ловушка конденсата выполняется в виде штуцера с заглушкой. Диаметр штуцера принимается не более 0,3 от диаметра трубопровода.

Воздушники трубопроводов

Для чего дренаж запорной арматуры

воздушник с нижним расположением вентиля

Для удаления воздуха из паропроводов при гидравлическом испытании следует во всех верхних точках предусматривать воздушники.

Кроме того, предусматриваются воздушники за запорной арматурой по направлению уклона на случай отключения прматуры. Допускается установка воздушников со сниженным расположением вентилей.

Система опорожнения и удаления воздуха из трубопроводов для воды

Система опорожнения и удаления воздуха трубопроводов для воды должна предусматривать:

  • Опорожнение трубопроводов после их остановки и после гидравлического испытания
  • Удаление воздуха из трубопровода при заполнении его водой
  • Сбор и использование конденсата опорожнения

Устройства для опорожнения трубопроводов должны предусматриваться во всех нижних точках трубопроводов.

Следует также предусматривать самостоятельные точки опорожнения перед запорной арматурой по направлению уклона, на случай ее закрытия.

Для чего дренаж запорной арматуры

дренаж перед запорной арматурой

Устройства для опорожнения должны выполняться:

  • Для трубопроводов Рраб > 22 кгс/см2 с двумя запорными вентилями
  • Для трубопроводов Рраб < 22 кгс/см2 с одним вентилем

Для чего дренаж запорной арматуры

дренаж для трубопровода воды высокого давления

Магистральный трубопровод опорожнения должен присоединяться к дренажным бакам или бакам низких точек.

Установку на водяных трубопроводах воздушников, необходимых для выпуска воздуха при заполнении трубопровода и для нормального опорожнения трубопроводов, следует производить так, как написано выше в пункте про воздушники для паропроводов.

Общие указания при проектировании дренажей и воздущников

схема выполнения перепуска дренажей

В местах установки измерительных сопел или шайб, как на паропроводах, так и на водяных трубопроводах, не следует предусматривать специальных устройств для дренажа или опорожнения, равно как и воздушников. Для этих целей используются заборные трубки КИПа.

  Компоновка трубопроводов электрических станций

Для уменьшения числа точек дренажа, опорожнения и продувок, в тех случаях, когда это оказывается возможным, следует применять перепуски дренажей.

Трубы для дренажных и продувочных магистралей выбираются согласно:

Пропускная способность дренажных магистралей должна выбираться с учетом одновременно действия нескольких дренажных точек. Для выбора диаметров дренажей, можно ориентироваться приложение 10-11 в СниП 2.04.07-86 Тепловые сети.

диаметры дренажных трубопроводов воды

диаметры дренажных трубопроводов паропроводов

(Visited 9 429 times, 4 visits today)

Устройства дренажа и продувки трубопроводов

Все технологические трубопроводы независимо от транспортируемого продукта должны иметь дренажи для слива воды после гидравлического испытания и воздушники в верхних точках трубопроводов для удаления воздуха. Необходимость специальных устройств для дренажа и продувки определяется проектом в зависимости от назначения и условий работы трубопровода.

Опорожнение трубопроводов, как правило, должно производиться в технологическое оборудование, имеющее устройства для периодического или непрерывного отвода жидкости. При невозможности обеспечения полного опорожнения (при наличии «мешков», обратных уклонов и т.д.) в нижних точках трубопроводов предусматриваются специальные дренажные устройства непрерывного или периодического действия.

Трубопроводы, в которых возможна конденсация продукта, должны иметь дренажные устройства для непрерывного удаления жидкости.

В качестве дренажных устройств непрерывного действия в зависимости от свойств и параметров среды могут применяться конденсатоотводчики, гидравлические затворы, сепараторы и другие устройства с отводом жидкости в закрытые системы.

Читайте также:  Технология замены труб стояки

Непрерывный отвод дренируемой жидкости из трубопровода предусматривается из специального штуцера — кармана, ввариваемого в дренируемый трубопровод. Непрерывный отвод конденсата через конденсационные горшки или другие устройства обязателен для паропроводов насыщенного пара и для тупиковых участков паропроводов перегретого пара.

Для тепловых сетей непрерывный отвод конденсата в нижних точках трассы обязателен независимо от состояния пара.

В качестве дренажных устройств периодического отвода предусматриваются специальные сливные штуцера с запорной арматурой для присоединения стационарных или съемных трубопроводов, гибких шлангов для отвода продуктов в дренажные емкости или технологическое оборудование. На запорную арматуру устанавливается заглушка. Дренажные устройства для аварийного опорожнения должны проектироваться стационарными.

В нижних точках каждого отключаемого задвижками участка трубопровода должны предусматриваться спускные штуцера, снабженные запорной арматурой, для опорожнения трубопровода. Для отвода воздуха в верхних точках трубопроводов должны быть установлены воздушники. Все участки паропроводов, которые могут быть отключены запорными органами, для возможности их прогрева и продувки должны быть снабжены в концевых точках штуцером с вентилем, а при давлении свыше 2,2 МПа (22 кгс/см2) — штуцером и двумя последовательно расположенными вентилями: запорным и регулирующим. Паропроводы на давление 20 МПа (200 кгс/см2) и выше должны обеспечиваться штуцерами с последовательно расположенными запорным и регулирующим вентилями и дроссельной шайбой. В случаях прогрева участка паропровода в обоих направлениях продувка должна быть предусмотрена с обоих концов участка. Устройство дренажей должно предусматривать возможность контроля за их работой во время прогрева трубопровода. Нижние концевые точки паропроводов и нижние точки их изгибов должны снабжаться устройством для продувки. Места расположения и конструкция дренажных устройств трубопроводов устанавливаются проектной организацией.

Для прогрева и продувки трубопроводов, в которых возможна конденсация продукта, на вводе в производственные цеха, технологические узлы и установки перед запорной арматурой, а также на всех участках трубопроводов, отключаемых запорными органами, должен быть предусмотрен в концевых точках дренажный штуцер с вентилем (и заглушкой — для токсичных продуктов).

Для опорожнения трубопроводов от воды после гидравлического испытания в первую очередь должны использоваться устройства для технологического дренажа трубопроводов. При отсутствии технологического дренажа должны предусматриваться штуцера, ввариваемые непосредственно в дренируемый трубопровод.

Для трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных газов, пожаровзрывоопасных продуктов и веществ 1 и 2 классов опасности, должны быть предусмотрены в начальных и конечных точках трубопровода штуцера с арматурой и заглушкой для продувки их инертным газом или водяным паром и (или) промывки водой или специальными растворами. Подвод (отвод) инертного газа, пара, воды или промывочной жидкости к трубопроводам должен производиться с помощью съемных участков трубопроводов или гибких шлангов. По окончании продувки (промывки) съемные участки или шланги должны быть сняты, а на запорную арматуру установлены заглушки. Трубопроводы с технологическими средами 1, 2 и 3 классов опасности должны продуваться в специальные сбросные трубопроводы с последующим использованием или обезвреживанием продувочных газов и паров. Продувку остальных трубопроводов допускается осуществлять через продувочные свечи в атмосферу. Продувочные свечи должны иметь устройства для отбора проб с арматурой, а продувочные свечи для горючих и взрывоопасных продуктов — также огнепреградители. Продувочные свечи и трубопроводы выброса от предохранительных клапанов в нижних точках должны иметь дренажные отверстия и штуцера с арматурой либо другие устройства, исключающие возможность скопления жидкости в результате конденсации. Все виды конденсатоотводящих устройств и все дренажные трубопроводы, размещаемые вне помещений, должны быть надежно защищены от замерзания теплоизоляцией и обогревом.

Компенсация теплового расширения

Каждый участок трубопровода между неподвижными опорами должен быть рассчитан на компенсацию тепловых удлинений, которая может осуществляться за счет самокомпенсации или путем установки компенсаторов. Применение чугунных сальниковых компенсаторов не разрешается.

На паропроводах с внутренним диаметром 150 мм и более и температурой пара 300 град.

С и выше должны быть установлены указатели перемещений для контроля за расширением паропроводов и наблюдения за правильностью работы опорно-подвесной системы.

Места установки указателей и расчетные значения перемещений по ним должны быть указаны в проекте паропровода. К указателям перемещений должен быть свободный доступ. В необходимых случаях следует устраивать площадки и лестницы.

Рекомендации по дренажу паропроводов. Места установки конденсатных карманов

Основная задача паропровода – надежная транспортировка пара надлежащего качества.

Снижение качества пара может быть вызвано присутствием в паровом потоке влаги в виде тумана, каплей, а иногда и частичным заполнением паропровода конденсатом. К появлению влаги приводят лучистые и конвективные теплопотери через трубопровод, при этом пар теряя свою энергию, начинает частично конденсироваться.

Соответственно, чем большие будут теплопотери, тем большее количество конденсата образовывается. Поэтому очень важным является осуществление качественного утепления всех участков системы паропроводов, которое снизит к минимуму количество образования влаги, ускорит процесс прогрева паропроводов и выход системы на рабочий режим.

Для улавливания сконденсировавшегося пара в паропроводе, применяют конденсатные карманы, представляющие собой отстойник-грязевик в нижней части паропровода, в виде заглушенного патрубка. В нижней части устанавливается спускной вентиль для ручной продувки при пуске системы, а с торца — конденсатоотводчик, для автоматического отвода конденсата в конденсатопровод.

Для эффективного дренажа паропровода необходимо придерживаться нескольких правил приведенных ниже:

Размер конденсатного кармана

Диаметр присоединения дренажных конденсатоотводчиков находится в приделах 15-25 мм, но этого будет недостаточно для перехвата конденсата в паропроводах большего диаметра. Для определения оптимальных размеров компонентов кармана можно воспользоваться таблицей.

Dd1LL1d2
mm mm mm mm mm
20 20 115 15-25
25 25 128 70
32 32 144
40 40 155
50 50 175 80
65 65 208
80 80 230 100
100 100 180
150 100 275
200 100 280
250 125 325 25-40
300 150 370
350 175 455 160
400 200 450
500 250 550

На эффективность работы влияет не только правильный размер кармана, но также и его качественный монтаж.

Места установки конденсатных карманов

На прямых участках паропроводов каждые 30-50м.

В нижней части вертикальных трубопроводов (на подъёма и опусках).

Перед запорной и регулирующей арматурой, поскольку в этих местах начинает скапливаться конденсат после их продолжительного закрытия. Установка конденсатного кармана позволяет минимизировать эрозию их посадочных мест, сохраняя герметичность и точность регулирования.

Не отведенный из паропровода конденсат приводит к эрозии не только запорной и регулирующей арматуры, а и самих трубопроводов.

В тупиках паровых коллекторов и горизонтальных паропроводов. Здесь так же нужно предусматривать установку термостатических воздухоотводчиков для отвода неконденсируемых газов, таких как воздух и углекислый газ. Их присутствие провоцирует коррозию трубопроводов и арматуры, а также снижает процесс теплопередачи в оборудовании, блокируя доступ пара к поверхности теплообмена.

Обеспечение уклона паропровода

К снижению эффективности дренажа может привести отсутствие уклона паропровода или противоуклон. Это может быть вызвано провисанием трубопровода из-за некачественного крепежа и увеличения шага между креплениями.

  • Отсутствие уклона вследствие привязки опор к горизонтальным конструкциям здания или прокладки по полу.
  • Достаточным можно считать уклон 1:100.
Читайте также:  Способы сварки газовых труб

Установка дренажных конденсатоотводчиков

  1. При выборе места расположения дренажных кондоотводчиков, нужно установить компромисс между удобством их обслуживания и снижением тепловых потерь через трубопровод.

Дренажи, воздушники. Назначение и места установки. Требования Правил

Все трубопроводы должны иметь дренажи для слива воды после гидрав­лического испытания и воздушники в верхних точках для удаления газа. В трубопроводах, транспортирующих воду, назначение дренажных линий состоит в опорожнении внутреннего объема трубопровода. Для трубопро­водов, транспортирующих пар, дренажи предназначены:

  • для контроля пропуска пара через трубопровод;
  • для промывки трубопровода;
  • для опорожнения от конденсата;
  • для пропуска пара и холодного конденсата при прогреве трубопровода;
  • для пропуска небольших расходов пара для поддержания высокой тем­пературы в тупиковых участках трубопровода.

Непрерывный отвод конденсата обязателен для паропроводов насыщен­ного пара и для тупиковых участков паропроводов перегретого пара. Для паровых тепловых сетей непрерывный отвод конденсата в нижних точках трассы обязателен независимо от состояния пара.

Конденсат получается при охлаждении пара и превращении его в воду, что происходит из-за потерь тепла в окружающую среду. На пусковых ре­жимах при первоначальном разогреве паропровода конденсата образуется гораздо больше, чем впоследствии в процессе непрерывной работы паро­провода. Конденсат следует отводить как при пуске, так и при непрерывной эксплуатации трубопровода.

Слой конденсата в нижней части паропровода может служить причиной гидравлического удара. Скорость движения пара в несколько раз больше скорости конденсата, он двигается со скоростью 20—40 м/с и формирует в трубе волны из конденсата.

Любые препятствия, изменяющие направление потока или оказывающие ему высокое гидрав­лическое сопротивление (фасонные части, запорная арматура), могут быть разрушены этими волнами.

Отвод конденсата на паропроводах рекомендуется:

  • в местах окончания прямых участков длиной 30—50 м;
  • на участках перед подъемом паропровода и после спуска;
  • перед автоматическими клапанами;
  • на тупиковых участках.

Схема обвязки дренажа паропровода представлена на рис. 44. Диаметр колена-отстойника должен быть достаточным для полного удаления кон­денсата.

Рекомендуется при условном проходе паропровода равным или меньшем 100 мм диаметр отстойника принимать равным диаметру паро­провода.

При условном проходе паропровода более 100 мм диаметр ко­лена необходимо делать как минимум равным половине диаметра паро­провода.

  Как утеплить стену изовером каркасного дома

Неспециализированные положения

Чтобы осуществлять корректировку перемещения жидкостей и газов в самом контуре либо их выпуск наружу используется два типа конструкций:

Конструкция назначение и Описание
Проходная Монтируются конкретно в сам трубопровод, для чего имеют два особых соединительных патрубка. Предназначены для осуществления изоляции отдельных участков системы.
Пробно-спускная Оснащены только одним соединительным патрубком и устанавливаются значительно чаще на ёмкостях либо резервуарах для возможности слива заполняющей их жидкости.

Бытовое использование

Итак, для чего же шаровый кран со спускником употребляется в быту?

  1. Проходная конструкция разрешит перекрыть участок трубопровода на время ремонтных либо монтажных работ без необходимого отключения всей отопительной системы.
  1. Пробно-спускная – окажет помощь ликвидировать образование воздушных пробок в трубопроводе, каковые мешают равномерному распределению тепла.

Совет: превосходно справляются со своей задачей латунные краны для спуска воздуха СТД 7073В, благодаря совершенному сочетанию качества и цены. Они кроме этого ещё именуются кранами Маевского.

Кроме этого весьма комфортно применять проходные шаровые краны с дополнительным механизмом спуска. Их мы и рассмотрим потом более пристально.

Наружные сети водоснабжения

Дренажи и воздушники

Все трубопроводы должны иметь дренажи для слива воды после гидрав­лического испытания и воздушники в верхних точках для удаления газа. В трубопроводах, транспортирующих воду, назначение дренажных линий состоит в опорожнении внутреннего объема трубопровода. Для трубопро­водов, транспортирующих пар, дренажи предназначены:

  • для контроля пропуска пара через трубопровод;
  • для промывки трубопровода;
  • для опорожнения от конденсата;
  • для пропуска пара и холодного конденсата при прогреве трубопровода;
  • для пропуска небольших расходов пара для поддержания высокой тем­пературы в тупиковых участках трубопровода.

Непрерывный отвод конденсата обязателен для паропроводов насыщен­ного пара и для тупиковых участков паропроводов перегретого пара. Для паровых тепловых сетей непрерывный отвод конденсата в нижних точках трассы обязателен независимо от состояния пара.

Конденсат получается при охлаждении пара и превращении его в воду, что происходит из-за потерь тепла в окружающую среду. На пусковых ре­жимах при первоначальном разогреве паропровода конденсата образуется гораздо больше, чем впоследствии в процессе непрерывной работы паро­провода. Конденсат следует отводить как при пуске, так и при непрерывной эксплуатации трубопровода.

Слой конденсата в нижней части паропровода может служить причиной гидравлического удара. Скорость движения пара в несколько раз больше скорости конденсата, он двигается со скоростью 20—40 м/с и формирует в трубе волны из конденсата.

Любые препятствия, изменяющие направление потока или оказывающие ему высокое гидрав­лическое сопротивление (фасонные части, запорная арматура), могут быть разрушены этими волнами.

Отвод конденсата на паропроводах рекомендуется:

  • в местах окончания прямых участков длиной 30—50 м;
  • на участках перед подъемом паропровода и после спуска;
  • перед автоматическими клапанами;
  • на тупиковых участках.

Схема обвязки дренажа паропровода представлена на рис. 44. Диаметр колена-отстойника должен быть достаточным для полного удаления кон­денсата.

Рекомендуется при условном проходе паропровода равным или меньшем 100 мм диаметр отстойника принимать равным диаметру паро­провода.

При условном проходе паропровода более 100 мм диаметр ко­лена необходимо делать как минимум равным половине диаметра паро­провода.

Отвод конденсата

Во всех нижних точках трубопровода, в которых может накапливать­ся конденсат или оставаться вода (для трубопроводов питательной воды), должны быть смонтированы дренажные линии. Опорожнение трубопро­вода должно производиться в специальное технологическое оборудование (расширители дренажа), имеющее устройства для периодического или не­прерывного отвода жидкости.

На дренажных линиях должна быть установлена запорная арматура, а при давлении свыше 2,2 МПа — два последовательных вентиля, первый из которых должен использоваться как запорная арматура, второй — как регулирующая. Трубопроводы пара на давление 20 МПа и выше должны обеспечиваться штуцерами с последовательно расположенными запорным и регулирующим вентилями и дроссельной шайбой.

В нижних точках, отключаемых задвижками участков трубопроводов, устраивают спускные штуцера, снабженные запорной арматурой, предна­значенные для их опорожнения.

Все участки паропроводов с давлением до 2,2 МПа, которые могут быть отключены запорными органами для возмож­ности их прогрева и продувки, должны быть снабжены в концевых точках штуцером с вентилем. В случаях прогрева паропровода в обеих направле­ниях продувка должна иметься с двух сторон.

Устройство дренажей должно предусматривать возможность контроля за их работой во время прогрева трубопровода. Нижние концевые точки паропроводов и нижние точки их изгибов должны снабжаться устройством для продувки.

Для отвода воздуха в верхних точках трубопроводов устанавливают воз­душники, которые обеспечивают автоматический отвод воздуха; для ручно­го отвода возможно использование кранов. Воздушник состоит из корпуса 1 и крышки 2.

В корпусе находится поплавок 4, соединенный ры­чагом 6 с клапаном 7. Клапан при поднятии вверх перекрывает седло 5. Воз­душник устанавливается вертикально, при этом входной патрубок 3 должен находиться снизу.

Читайте также:  Правила заполнения журнала сварочных работ

Сброс воздуха происходит через верхний патрубок 8.

При пуске трубопровода, когда он не заполнен водой, поплавок воздуш­ника находится в нижнем положении. При этом клапан открыт, и воздух может свободно выходить через седло клапана.

Как только корпус воздуш­ника заполняется жидкостью, поплавок всплывает и клапан закрывается. Если в корпус воздушника поступает воздух, поплавок опускается, клапан открывается, воздух сбрасывается.

После поступления в корпус воды по­плавок всплывает, клапан закрывается, сброс воздуха прекращается.

Воздушник

Для предотвращения образования конденсата и попадания его в прогре­тые трубопроводы пара протяженность участков воздушников, дренажных и продувочных трубопроводов от штуцера подключения к трубопроводу до запорной арматуры не должна превышать 250—300 мм. Кроме того, воздуш­ники, дренажные линии, линии продувки должны быть тщательно тепло­изолированы.

Вернуться к списку

Чем отличается задвижка от вентиля: сравнение запорной арматуры

Запорные устройства, применяемые в трубопроводных системах, имеют общее назначение: при необходимости они перекрывают поток рабочей среды. Но каждый вид арматуры выполняет эту задачу по-разному.

К примеру, задвижки и запорные клапаны (вентили) отличаются конструкцией и функциональными особенностями. Их специфические преимущества и недостатки определяют выбор конкретного типа арматуры в каждом случае.

Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мы расскажем об основных отличиях задвижки от вентиля, о разнице в их конструкции и функционале.

Конструктивные отличия

Часто можно встретить словосочетание «вентильная задвижка». Но на самом деле между задвижкой и вентилем существует разница в конструкции и принципе работы запорного элемента.

Так, в задвижке в большинстве случаев просвет трубопровода перекрывается клином, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. А у вентиля затвор выполнен в виде конуса или диска (золотника), движущегося параллельно потоку.

При закрывании вентиля затвор перемещается против потока среды, при открывании – наоборот.

Чтобы любой механизм перекрывания трубопровода срабатывал, необходимо соответствующее строение корпуса арматуры. У задвижки корпус цилиндрический, среда движется через него прямо.

Когда устройство открыто, для потока может стать небольшим препятствием сужение просвета и наличие в нем уплотнительных колец (они обеспечивают плотное прилегание клина, когда задвижку закрывают).

Такая конструкция отличается малым гидравлическим сопротивлением.

У вентиля корпус гораздо сложнее. В нем поток среды делает два последовательных поворота под прямым углом. Это создает большое сопротивление при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока.

Но при закрывании и открывании запорного клапана затвор перемещается лишь на 0,25 Ду, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за этого у задвижек гораздо большая строительная высота.

Кратко основные конструктивные особенности задвижки и вентиля приведены в таблице:

КонструктивЗадвижкаВентиль
Строение корпуса Корпус простой цилиндрический (полнопроходный либо суженный), поток среды движется прямо Корпус со сложной внутренней конструкцией, благодаря которой поток дважды поворачивает на 90°
Затвор Клин, шибер Золотник, конусообразный затвор
Направление движения запирающего элемента Перпендикулярно потоку Параллельно потоку
Виды присоединений к трубопроводу Фланцевое, муфтовое, под приварку
Способы управления Ручное (маховиком), с применением механического редуктора, приводных механизмов (усилие передается на затвор через резьбовую пару)

Функциональные различия: преимущества и недостатки

Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:

  1. Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
  2. И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
  3. Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).

При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:

ЗадвижкаВентиль
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени + Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует) – Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами – Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры + Проще обеспечить требуемую герметичность затвора
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса + При посадке затвора в седло трение практически отсутствует
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники + Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода + Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90°
– Направление движения среды при установке не имеет значения + При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны – Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло)
– Большая строительная высота и масса + Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса
+ Малая строительная длина – Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду

Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.

Чем отличается затвор от задвижки?

Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.

В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси.

В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления.

Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.

Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector