Факторы размещения трубопроводного транспорта

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Факторы размещения трубопроводного транспорта

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев.

Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок.

Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах.

Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге.

Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим.

Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Факторы размещения трубопроводного транспорта

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации.

Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления.

В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д.

Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими. Факторы размещения трубопроводного транспорта
  6. Сооружение трубопровода осуществляется в сравнительно непродолжительный период, что обеспечивает достаточно быстрое освоение газовых и нефтяных месторождений, высокую мощность перекачивающих заводов.
  7. На магистралях могут использоваться частично или полностью автоматизированные системы управления процессами.
  8. Трубопроводный вид транспорта обладает лучшими технико-экономическими показателями в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли.

К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством.

Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены.

Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Факторы размещения трубопроводного транспорта

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска. Факторы размещения трубопроводного транспорта

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной.

В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа.

Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км. Факторы размещения трубопроводного транспорта

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года.

В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны.

В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

«Северный поток»

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года.

Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд.

Читайте также:  Сварка труб пнд в воронеже

м3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

«Южный поток»

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году.

Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ.

Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

  • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
  • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
  • Каспийско-Черноморское. Факторы размещения трубопроводного транспорта

Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий.

В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно.

В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай.

По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе.

Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

Трубопроводный транспорт факторы размещения

При обосновании размещения нефтепроводного транспорта должны учитываться особенности и факторы, оказывающие влияние на его районирование.

К основным из них относятся размещение и развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, грузопотоков нефти и нефтепродуктов природные условия районов прохождения трассы трубопроводов формы общественной организации производства уровень технического прогресса на нефтепроводном транспорте. [c.123]

На развитие и размещение нефтепроводного транспорта оказывают влияние не только рассмотренные выше, но и другие факторы и, в частности, наличие рабочей силы в районах прокладки трубопроводов, особенно квалифицированной, баз строительной индустрии, свободной мощности строительных организаций. Влияние указанных факторов на районирование нефтепроводного транспорта значительно, но оно сказывается в меньшей степени, чем природные условия прохождения трассы, размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, уровень технического прогресса. [c.156]

На размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности влияют технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов и особенно капитальные вложения и эксплуатационные затраты.

На нефтепроводном транспорте происходит непрерывное снижение стоимости доставки нефти и нефтепродуктов, что достигается главным образом за счет улучшения технических и экономических данных отдельных трубопроводов и сети в целом благодаря строительству наиболее экономичных трубопроводов крупных диаметров (эта тенденция сохранится и в перспективе).

Вследствие этого создаются предпосылки для снижения транспортных затрат по доставке нефти и нефтепродуктов расширения зоны рационального размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, с продвижением их в отдаленные и труднодоступные районы крупного потребления нефти и нефтепродуктов эффективного использования ресурсов нефти и нефтепродуктов в любом нефтепотребляющем районе страны уменьшения влияния территориального фактора на рациональное размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. [c.134]

Развитие техники, дальнейший научно-технический прогресс, улучшение технологии строительства и эксплуатации магистрального нефтепроводного транспорта все в большей степени способствуют сглаживанию отрицательного влияния природного фактора на его развитие и размещение.

Это особенно важно в связи с открытием нефтяных месторождений в Северных районах СССР и необходимостью развития и размещения в этих и других труднодоступных районах магистральных трубопроводов с минимальными денежными и материальными затратами и в непродолжительные сроки. [c.

137]

Потоки нефти и нефтепродуктов из начальных пунктов могут быть поданы в одни и те же районы назначения по разным направлениям, каждое из которых будет характеризоваться своими инженерно-геологическими и топографическими данными трассы, условиями строительства, техническими решениями по строительству и эксплуатации трубопроводов, технико-экономическими показателями. Вследствие этого направления грузопотоков нефти и нефтепродуктов не могут рассматриваться изолированно и приниматься в качестве единственного и решающего фактора при размещении трубопроводов. Поэтому при районировании нефтепроводного транспорта необходимо учитывать весь комплекс особенностей (направления грузопотоков нефти и нефтепродуктов, характер трасс, их параметры, технико-экономические показатели трубопроводов на соответствующих направлениях). [c.157]

Источник

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе

Факторы размещения трубопроводного транспорта

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.01.2019 2019-01-17

Статья просмотрена: 6588 раз

Библиографическое описание:

Трубопроводный транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы

Трубопроводный транспорт — это специфический вид транс­порта, осуществляющий перекачку грузов по трубам. Трубопровод­ный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что понятие подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в единое целое — трубопровод.

Россия занимает второе место в мире после США по протяжен­ности трубопроводов. Протяженность магистральных газопроводов составляет 161,7 тыс. км, нефтепроводов — 70 тыс. км. На трубопро­водном транспорте перевозится 90 % добываемой нефти (по желез­ной дороге 6 %, на автомобильном транспорте 4 %).

Трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра (для Рос­сии характерны 1 067; 1 220 и 1 420 мм) и насосных станций, рас­положенных на трубопроводе через каждые 100… 140 км, которые работают в автоматическом режиме.

При перекачке газа на трубопроводах устанавливают через каж­дые 200 км компрессорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает производительность перекачки. Трубы многослойные, с антикоррозионным покрытием внутри, для снижения сопротивления внутри труб обрабатывают эпоксидной смолой или пластиком. В по­следние годы делают трубы из пластмасс.

К устройствам трубопроводного транспорта относят также линей­ные узлы для соединения и разъединения параллельных или пере­секающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях.

В комплекс технического оснаще­ния входят также средства связи для передачи информации, напри­мер, телесистемы дистанционного наблюдения, обеспечивающей функционирование всей системы, сооружения для изменения физи­ческого состояния нефти или газа, для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа, одоризации, т.е. приданию газа для бытовых нужд специального запаха и т.д.

Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транс­порта для доставки этих грузов неоценима: по трубопроводам транс­портируется более 95 % сырой нефти, весь природный газ, 50 % про­дукции нефтепереработки.

Трубопроводный транспорт играет большую роль во внешней тор­говле России, снабжая не только экономику нашей страны нефтью и газом, но и экономику стран Западной Европы, Турции и стран Юго-Восточной Азии.

Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок по­стоянно растет (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рост объема перевозок трубопроводным транспортом России

Показатель Годы
Объем перевозки, млн т 777,7 1 050
Грузооборот, млрд т • км 1 873,2 2 123 2 395
  • Магистральными (более 1 ООО км длиной) трубопроводами Рос­сии являются:
  • • крупнейший нефтепровод мира «Дружба» мощностью 66,5 млн т в год и длиной 5 116 км от Альметьевска до стран Восточной и За­падной Европы (3 445 км на территории нашей страны);
  • • трансконтинентальный газопровод Уренгой —Помары — Ужгород (построен в 1983 г.) мощностью 32 млрд кубометров газа в год и длиной 4 450 км для снабжения Европы;
  • • нефтепровод «Транссибирский» Туймазы — Иркутск длиной 3 700 км;
  • • «Союз» от Оренбурга до западной границы страны протяжен­ностью 2 750 км;
  • • Ямбург — западная граница длиной 4 605 км для продажи в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны;
  • • нефтепровод Мангышлак —Поволжье —Украина длиной 2 500 км;
  • • Каспийский трубопроводный консорциум мощностью 28,2 млн т.
Читайте также:  Технология производства безнапорных труб

В 2012 г. пущена Балтийская система длиной 1 300 км, которая связала трубопровод Дружба с морскими портами России на Балтий­ском море. Россия активно строит новые трубопроводные системы для продажи нефти и газа.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства трубопроводного транспорта:

• эффективность работы на любых расстояниях перевозки;

• трубопровод может быть проложен на земле и болотистых участ­ках, под землей и участках вечной мерзлоты на специальных под­порках и т. п. Газопровод «Голубой поток» Россия — Турция мощно­стью 16 млрд м3 газа в год в 2003 г. проложен по дну Черного моря. Протяженность 1 213 км, из них под водой — 396 км. Диаметр под­водных труб 610 мм;

  1. • самая низкая себестоимость и самая высокая производитель­ность труда, что связано с ограниченной численность персонала, не­обходимого для перекачки газа;
  2. • размеры перекачки не ограничены;
  3. • полная сохранность качества и количества грузов благодаря гер­метизации труб и станций;
  4. • отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
  5. • автоматизация операций по сливу, наливу (начально-конечные операции)и перекачке;
  • • незначительная зависимость от климатических условий, что де­лает процесс перекачки непрерывным;
  • • меньшие капиталовложения, чем в другие виды транспорта;
  • • более короткий путь по сравнению с водными видами транс­порта, по которым перевозят достаточное количество жидких гру­зов.
Факторы размещения трубопроводного транспорта Рис. 2.9. Классификация трубопроводного транспорта
  1. Относительные недостатки трубопроводного транспорта:
  2. • неуниверсальность, так как в основном перевозится ограничен­ная номенклатура грузов, преимущественно жидких и газообразных;
  3. • возможность утечки жидкостей или газа (экологическая про­блема).
  4. Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:
  5. • дальнейшее расширение сети трубопроводов, в том числе для снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с других видов транспор­та. Грузонапряженность нефтепроводов составляет 7,3 млн т- км/км, а на железной дороге — 16 млн т- км/км;
  6. • расширение сети газопроводов как единственно возможного, экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа;
  7. • повышение пропускной способности трубопроводов за счет увеличения диаметра труб, строительства вторых линий, а также при увеличении давления;
  8. • увеличение мощности насосных станций;
  9. • создание прочных, дешевых и тонкостенных труб;
  10. • защита трубы от внутренней и внешней коррозии[18], что связано с агрессивностью среды и блуждающими токами, характерными для городов;
  11. • поиск материалов, снижающих или исключающих коррозию;
  12. • защита груза от турбулентности, уменьшающей скорость дви­жения и производительность;
  13. • укладка труб в местах залегания нефти и газа, особенно в усло­виях вечной мерзлоты;
  14. • замена металла для строительства труб;
  15. • изменение способа спайки и сварки швов для повышения без­опасности;
  16. • быстрый поиск неисправностей в трубопроводе;
  17. • расширение номенклатуры перевозимых жидких не нефтяных и твердых грузов.

Классификация подвижного состава трубопроводного транс­порта проказана на рис. 2.9.

Особенности и факторы размещения нефтепроводного транспорта — Энциклопедия по экономике

Особенности и факторы размещения нефтепроводного транспорта

ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА
 [c.123]

При обосновании размещения нефтепроводного транспорта должны учитываться особенности и факторы, оказывающие влияние на его районирование.

К основным из них относятся размещение и развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, грузопотоков нефти и нефтепродуктов природные условия районов прохождения трассы трубопроводов формы общественной организации производства уровень технического прогресса на нефтепроводном транспорте.
 [c.123]

На развитие и размещение нефтепроводного транспорта оказывают влияние не только рассмотренные выше, но и другие факторы и, в частности, наличие рабочей силы в районах прокладки трубопроводов, особенно квалифицированной, баз строительной индустрии, свободной мощности строительных организаций. Влияние указанных факторов на районирование нефтепроводного транспорта значительно, но оно сказывается в меньшей степени, чем природные условия прохождения трассы, размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, уровень технического прогресса.
 [c.156]

На размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности влияют технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов и особенно капитальные вложения и эксплуатационные затраты.

На нефтепроводном транспорте происходит непрерывное снижение стоимости доставки нефти и нефтепродуктов, что достигается главным образом за счет улучшения технических и экономических данных отдельных трубопроводов и сети в целом благодаря строительству наиболее экономичных трубопроводов крупных диаметров (эта тенденция сохранится и в перспективе).

Вследствие этого создаются предпосылки для снижения транспортных затрат по доставке нефти и нефтепродуктов расширения зоны рационального размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, с продвижением их в отдаленные и труднодоступные районы крупного потребления нефти и нефтепродуктов эффективного использования ресурсов нефти и нефтепродуктов в любом нефтепотребляющем районе страны уменьшения влияния территориального фактора на рациональное размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.
 [c.134]

Развитие техники, дальнейший научно-технический прогресс, улучшение технологии строительства и эксплуатации магистрального нефтепроводного транспорта все в большей степени способствуют сглаживанию отрицательного влияния природного фактора на его развитие и размещение.

Это особенно важно в связи с открытием нефтяных месторождений в Северных районах СССР и необходимостью развития и размещения в этих и других труднодоступных районах магистральных трубопроводов с минимальными денежными и материальными затратами и в непродолжительные сроки.
 [c.

137]

Потоки нефти и нефтепродуктов из начальных пунктов могут быть поданы в одни и те же районы назначения по разным направлениям, каждое из которых будет характеризоваться своими инженерно-геологическими и топографическими данными трассы, условиями строительства, техническими решениями по строительству и эксплуатации трубопроводов, технико-экономическими показателями. Вследствие этого направления грузопотоков нефти и нефтепродуктов не могут рассматриваться изолированно и приниматься в качестве единственного и решающего фактора при размещении трубопроводов. Поэтому при районировании нефтепроводного транспорта необходимо учитывать весь комплекс особенностей (направления грузопотоков нефти и нефтепродуктов, характер трасс, их параметры, технико-экономические показатели трубопроводов на соответствующих направлениях).
 [c.157]

Размещение трубопроводного транспорта России

Первый магистральный трубопровод на территории Российской империи был еще построен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку — Батуми протяженностью 853 км.

Однако начало быстрого развития нефтепроводного транспорта относится ко второй половине 50-х годов, когда ежегодные приросты добычи нефти достигали 20-25 млн. т.

В это же время началось строительство нефтепроводов из труб большого диаметра, что резко увеличило их пропускную способность и снизило себестоимость перекачки. В результате протяженность всех нефтепроводов выросла с 1,7 тыс. км в 1941 году до 66 тыс. км в 1990 году.

Современная сеть магистральных нефтепроводов имеет протяженность 48 тыс. км и образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

  • — в западном направлении: Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга);
  • Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк; экспортная нефтепроводная система «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча — Полоцк — Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа;
  • — в юго-западном направлении: Самара — Лисичанск — Кременчуг — Снигиревка — Николаевск — Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон;
  • Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);
  • — в восточном направлении: Александровское — Анжеро-Судженск — Ачинск — Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);
  • — в южном направлении из Западной Сибири: Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.

К этим высокопроизводительным системам преобладающе широтного направления подключены нефтяные месторождения р. Коми (нефтепровод Ухта —Ярославль), Северного Кавказа (Грозный — Тихорецк), Казахстана (Новый Узень — Гурьев — Самара и Гурьев — Орск — Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Газопроводный транспорт более молодой, чем нефтепроводный. В начале 60-х годов был построен газопровод Ростов-на-Дону — Серпухов — Ленинград протяженностью около 2 тыс. км.

В 70-х годах были сооружены газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта — Торжок — Минск с ответвлением Надым — Пунга — Пермь, Уренгой — Сургут — Тюмень — Челябинск. В 1984 году введена в строй газопроводная система «Западная Сибирь — Европа», основу которой составляет газопровод Уренгой — Помары — Ужгород протяженностью 4,5 тыс.

км, давшая выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод «Союз»: Оренбург — Волгоград — Ужгород протяженностью 2750 км.

На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на Норильск).

Читайте также:  Технология монтажа труб полипропиленовы

Факторы, определяющие развитие и размещение мировой транспортной системы

К числу основных таких факторов относят:

  • • капиталовложения, направляемые на развитие транспорта;
  • • размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • • плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны;
  • • развитие внешней торговли страны;
  • • размещение городов, курортов и административных центров;
  • • экологический фактор;
  • • научно-технический прогресс.

Переход к постиндустриальной стадии развития мировой экономики поставил совершенно другие задачи в области развития транспортных отраслей.

Все большее значение в современной экономике приобретают такие факторы, как надежность, компактность и доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, ответственность транспортных служб.

Соответственно возросли страховые сборы на транспорте. В итоге издержки на перевозки существенно возросли.

Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом предопределяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких как Япония) большое место в грузо- и пассажироперевозках занимает морской транспорт.

В странах с большой территорией (США, Канада, Россия) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западyая Европа).

В некоторых странах значительную роль играет внутренний водный транспорт (США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Китай). Здесь же находится большинство внутренних судоходных каналов (например, Среднегерманский, Беломоробалтийский и Волгодонский каналы и др.).

Главным районом озерного судоходства являются Великие озера США и Канады, соединяющиеся с Атлантическим океаном глубоководной рекой Святого Лаврентия, озеро Бодензее в Европе, связующее Германию, Австрию и Швейцарию.

По густоте транспортной сети, уровню развития отдельных видов транспорта и их роли в пассажиро- и грузоперевозках между развитыми и развивающимися странами существуют заметные различия.

Более густая транспортная сеть в экономически развитых странах, около 20 км на 100 кв. км, а в развивающихся этот показатель уже падает до 5–10 км на 100 кв. км.

Наиболее развита транспортная система Северной Америки, в ней сосредоточено примерно 30% общей протяженности путей сообщения всего мира.

В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми видами. Получают развитие новые его виды – водные и наземные средства передвижения на воздушной подушке, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов.

По всем главным показателям работы транспорта (грузо- и пассажирооборот) развитые страны занимают ведущие места. Транспорт Восточной Европы и России по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту уступает Западной Европе.

По сравнению с западноевропейскими странами здесь относительно большую роль играет железнодорожный транспорт, что объясняется меньшей автомобилизацией.

В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики и в целом характеризуется несформированностыо транспортных систем.

В 30 странах мира отсутствуют железные дороги (Афганистан, Непал, Нигер, Центрально-Африканская республика и др.).

Железнодорожный транспорт преобладает в Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине; трубопроводный – на Ближнем и Среднем Востоке, речной – в Тропической Африке. Характерная черта транспорта в развивающихся странах – его низкий технический уровень.

За последние десятилетия в транспорте мира произошли значительные изменения, затрагивающие мировую транспортную сеть и роль отдельных видов транспорта в пассажиро- и грузоперевозках. Так, в структуре грузооборота мирового транспорта возросла роль таких его видов, как морской, трубопроводный и газопроводный, снизилась роль железнодорожного транспорта.

На дальность перевозки грузов в мире влияют следующие факторы:

  • • размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции;
  • • степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий).

В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транспорт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.

Одной из важнейших современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в мировой экономике явилось создание в последние годы международных транспортных коридоров (МТК).

Главным образом это происходило в целях обеспечения международного экономического сотрудничества между европейскими государствами. К началу XXI в. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии. Россия активно включилась в данный процесс.

В результате наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на территории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.

Особенности размещения транспортного комплекса России

Транспорт- важная составная часть экономики, так как он обеспечивает внутри региональные и межрегиональные, а также межгосударственные экономические связи, способствует улучшению территориальной организации народного хозяйства, рациональному и планомерному размещению производственных сил, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, обеспечивает связи по кооперации, улучшает экономико-географическое положение территорий и т.п. ТС — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами (пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузами между ними).

По соотношению материальных ресурсов и готовой продукции, а также по себестоимости продукции можно выделить следующие отрасли народного хозяйства, на размещение и развитие которых сильное влияние оказывает транспортный фактор:

а) отрасли, тяготеющие к источникам сырья — сахарная, лесопильная, черная и цветная металлургия, и др. Перевозки их сырья стоят дороже перевозок готовой продукции;

б) отрасли, тяготеющие к районам потребления, перевозки готовой продукции которых превышают по стоимости перевозки сырья. Это производство серной кислоты, отдельных видов строительных материалов, мебельная промышленность и т.п.

Однако учет транспортного фактора важен при размещении производства любой отрасли. При этом размер предприятия и его специализация на выпуске той или иной продукции определяются исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных затрат.

Например, при размещении производства учитывается масса исходных материалов и готовой продукции и их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями и их пропускная способность.

Кроме того, обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения, что также немаловажно для размещения производительных сил.

Транспортный комплекс (фактор) имеет особо важное значение в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов (регионов), и страны в целом.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, а с другой стороны, рынок — это обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно.

Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный.

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством.

При этом транспорт выделился в самостоятельную в народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой: а) собственными критериями — максимизация пропускной способности транспортных магистралей; б) показателями работы — учет транспортных расходов и проделанной работы (в т-км).

Транспортную систему России нельзя представлять как целостное и автономное территориальное образование, так как она развивалась как часть большей по территориальному охвату, структуре и мощности Единой транспортной системы (ЕДС) СССР.

После образования СНГ материально-техническая основа ЕТС — железнодорожные, автодорожные, трубопроводные сети, многие водные пути, сеть морских портов — продолжает функционировать как единое целое, не смотря на разные направления их экономического и социального развития.

  • На долю РФ приходится большая часть транспортных сетей ЕТС СССР: 59 % железных дорог общего пользования; 49 % всех шоссейных дорог, 74 % магистральных трубопроводов; 86 % внутренних водных путей. Тем не менее России приходится использовать транспортную структуру стран СНГ не только для осуществления экспортно-импортных,но и собственных межрайонных перевозок на направлениях:
  • 1) Центр — Восток (через территорию Казахстана),
  • 2) Центр — Юг (через территорию Украины),
  • 3) Центр — Запад (через территорию Белоруссии, Литвы и Латвии для обеспечения сухопутных связей с Калининградской областью).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector