Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Смазка штока и других элементов задвижек – обязательная процедура для поддержания запорной арматуры в работоспособном состоянии, согласно сроку и количеству рабочих циклов, указанных в паспортной документации. Важную роль играет периодичность обслуживания и использование смазочного материала.а

Общее устройство задвижек

Подбор смазочных материалов определяет принадлежность задвижек, внешних условий и состава рабочей среды. В производственной сфере предусмотрено применение следующих разновидностей коммутирующих устройств на трубопроводах:

  •  запорной – перекрывает поток рабочей среды;
  •  регулирующей – частично закрывает проходное сечение, с регулировкой интенсивности поступления вещества в магистрали.

Конструктивно запорная арматура состоит из таких элементов:

  •  1 – клина, перекрывающего поток вещества;
  •  2 – стального или чугунного корпуса;
  •  3 – штока (шпинделя);
  •  4 – сальникового уплотнения штока;
  •  5 – гранд-буксы, поджимающей уплотнение;
  •  6 – маховика, управляющего движением клина.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре Рис. 1. Устройство задвижки

Кроме ручного, также применяют механизированный привод (электрифицированный, гидравлический или пневматический). Зазоры на штоке герметизируют сальниковым уплотнением, между крышкой и на соединительных фланцах – прокладками из паронита или технического картона.

Задвижки применяют на магистралях:

  •  паровых;
  •  водяных (систем холодного и горячего водоснабжения);
  •  газовых (аргонных, кислородных и пр.);
  •  с нефтепродуктами;
  •  с химическими веществами.

Смазку подбирают, исходя из интенсивности эксплуатации, рабочих характеристик, влияния рабочей среды.

Виды смазок

Смазочные материалы, образуя пленку на поверхности взаимодействующих элементов, снижают трение, уменьшая износ, тепловой нагрев, предотвращают коррозионные процессы и воздействие колебаний температуры.

Применяют такие виды указанных составов:

  •  пластичной консистенции – из загущенных минеральных, синтетических масел, животных компонентов;
  •  твердых – в виде порошка.

Из пластичных средств чаще используют минеральные масла, с загустителями мыльного или немыльного характера органического или синтетического происхождения. Свойства смазочных составов изменяют внесением добавок.

С учетом назначения смазки могут быть:

  •  антифрикционными – уменьшающими трение и температурный нагрев взаимодействующих деталей;
  •  защитными – предотвращают коррозионный износ, покрывая пленкой обработанный участок;
  •  уплотнительными – герметизируют соединение, заполняя микропоры.

Назначение смазочного материала определяет химический состав и заданные свойства.

Назначение

При работе трубопроводной арматуры, наиболее нагруженные детали подвержены следующим видам износа:

  •  механическому – по причине трения элементов; долговечность узлов увеличивают применением стойких высокопрочных сплавов; но окисление приводит к стачиванию верхнего слоя, с последующим увеличением интенсивности выработки; это вызывает зазоры, с утечкой рабочей среды; антифрикционное покрытие образует защитную пленку на поверхности деталей, предотвращая указанные негативные процессы; чаще для этой цели применяют твердые смазки;
  •  эрозии – разрушение металла происходит под влиянием утечек жидкости через зазоры и неплотности (щелевая), непрерывного падения капель на поверхность материала или от небольших гидравлических ударов в сети (ударная); наиболее этим процессам подвержены клапанные узлы; используют различные виды пластичных смазок;
  •  тепловому – по причине нагрева трущихся деталей; применяют смазочные составы, устойчивые к повышенной температуре, при условии совместимости с резиновыми элементами и краской;

химическому – в связи с реакцией материала с рабочей или окружающей средой; защищают нанесением твердых, пластичных покрытий, нейтральных в химическом отношении. Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре Рис. 2. Последствия воздействия внешних факторов на задвижку

Детали задвижек смазывают до начала ввода в эксплуатацию, нанося консервационные составы. При пуске в работу, применяют смазочные средства, исходя из предполагаемых условий.

Характеристики смазок

Заданные функции достигаются такими свойствами смазочных материалов:

  •  термостабильностью – способностью сохранять консистенцию и характеристики при широком диапазоне температурных колебаний; при использовании жидких масел при температуре от -40 градусов и менее, состав загустеет, с потерей заданных свойств; с учетом температуры работы, средство можно применять, характеристики эксплуатации в пределах 20 градусов ниже отметки каплепадения, на 15 градусов и более превышая допускаемый нижний температурный порог;
  •  вязкостью – с изменением консистенции под влиянием температуры; обозначают соответствующим индексом; составы с высоким показателем применяют в металлургии, где предполагается высокий нагрев элементов, либо в условиях низких температур;
  •  совместимостью с пластиковыми, резиновыми элементами, не вызывая разрушение эластомеров;
  •  устойчивостью к вымыванию, антикоррозионными свойствами – особенно важно для арматуры, применяемой в магистралях для транспортирования жидкостей.

Минеральные масла отличает меньшая стойкость к воздействию внешних факторов. Синтетические составы более стабильны, при диапазоне рабочих температур от -73 до +200 градусов и более. Эти средства не вступают в реакцию с агрессивными веществами, с применением в машиностроении, на предприятиях химической промышленности.

Чем смазать шток задвижки?

Для смазки узла взаимодействия штока с ходовой гайкой используют различные смазочные материалы по составу, заданным свойствам, с учетом условий эксплуатации. Представлены средства российского и зарубежного производства, с разной ценой и характеристиками.

ЦИАТИМ-201

Минеральная смазка с литиевым загустителем. Химически стабильна. Снижает окисляющее действие воздуха окружающей среды на материал арматуры. Не подходит для использования при высокой эксплуатационной нагрузке или деталей из цветных сплавов.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 3. Смазка ЦИАТИМ-201

Характеристики приведены в таблице:

Характеристика Единица измерения Величина
Как выглядит продукт В виде однородной кремовой субстанции характерного желтоватого или коричневатого оттенка
Показатель вязкости при температуре +50 градусов Па с В пределах 1 100
Величина предела прочности при +50 градусах Па 250 – 500
Температурный диапазон использования °С -60… +120
Выделение масла (стабильность) % 26
Способность вызывать коррозию металла Нет
Присутствие воды Нет
Показатель стабильности окисления мг в 1 г средства 3

ЦИАТИМ-221

Смазочное средство из кремнийорганической жидкости, загущенной литиевым маслом. Выдерживает контакт с кислотами, не разрушает резиновые элементы. Применяют при эксплуатации в агрессивной среде.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 4. Смазка ЦИАТИМ-221

Внешним видом сходно с предыдущей смазкой, при таких физико-химических свойствах:

Параметры В чем измеряют Значение
Величина вязкости при нагреве до +50 градусов Па с До 800
Значение предела прочности при аналогичной температуре Па От 120
Температурный показатель применения °С -60… +150
Температурное значение каплепадения °С От +200
Выделение масла (стабильность) % 26
Вызывает ли коррозию металла Нет
Присутствие воды Нет
Показатель стабильности при окислении мг в 1 г средства 3

Солидол

Одна из наиболее популярных пластичных смазок. Характеризуется такими свойствами:

  •  не стекает на резьбовое соединение;
  •  работает под нагрузкой;
  •  устойчив к атмосферным факторам;
  •  сохраняет физическую прочность.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре Рис. 5. Смазка солидол

Производят из минеральных масел с загустителем из кальциевого мыла. Температурный диапазон применения от -20 до +65 градусов, при предельном давлении в трубопроводе до 300 МПа.

Графитовые смазки

Применяют в условиях высокой температуры эксплуатации, с исключением воздействия воды и кислорода, вызывающего абразивность материала.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 6. Графитовая смазка

Плохо сочетаемы с металлом при хромированном покрытии, вступая в химическую реакцию. Это приводит к выделению карбида, с интенсивным точечным коррозионным износом.

Консталин

Используют при температуре от +120 до +150 градусов. Хорошо выдерживает тепловой нагрев. Минус – растворим в воде.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 7. Смазка консталин

Пушечная смазка УЗН

Уменьшает трение сопрягаемых элементов, предотвращая нагрев и механический износ. Выполнена на основе двусернистого молибдена с формулой МоS2, при температуре применения от +250 до +350 градусов.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 8. Пушечная смазка

Средство с водостойкими свойствами, устойчиво при контактах с уксусной и серной кислотами, газовых сред. По большей части применяют в качестве консервационных составов.

Смазка для различных моделей задвижек

Далее приведен краткий обзор смазочных материалов, применяемых для разных моделей запорной арматуры, согласно условиям изготовителей, изложенных в руководствах по эксплуатации.

30с41нж

Задвижка со стальным корпусом фланцевого способа крепления, с клиновым запорным элементом, выдвижной конструкцией шпинделя, устанавливаемая на магистралях питьевой и технической воды, других неагрессивных жидкостей. Эксплуатируют при температуре воздуха от -40 до +40 градусов.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 9. Внешний вид задвижки 30с41нж

Не предполагает регулирующую функцию.

Шпиндель смазывают составом ЦИАТИМ-221. Для консервации используют средством НГ-203.

30ч6бр

Запорная арматура аналогичной конструкции и назначения, с чугунным корпусом. Для смазки резьбовой части шпинделя также применяют ЦИАТИМ-221.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Рис. 10. Внешний вид задвижки 30ч6бр

30с941нж

Задвижки для магистралей с водой, паром маслом, нефтью, природным газом, неагрессивными жидкими продуктами нефтепереработки и газообразными средами. Эксплуатируют при температурах рабочей среды от -40 до +425 градусов. Предусмотрена установка механизированного привода управления штоком.

Читайте также:  Правила работы с электросваркой для начинающих

Рис. 11. Внешний вид задвижек 30с941нж

Для смазки также применяют ЦИАТИМ-221.

Ремонт и техническое обслуживание

Запорную арматуру в процессе эксплуатации подвергают техническому обслуживанию с периодичностью, установленной графиком, разработанным на предприятии. Уход за задвижками включает:

  •  внешний осмотр на предмет целостности корпуса и наружных деталей, отсутствия утечек;
  •  смазку шпинделя и подшипникового узла гайки;
  •  подтяжку и замену сальникового уплотнения;
  •  проверку в работе, разовым открытием и закрытием запорного элемента;
  •  смазку конструкции редуктора привода (при наличии).
  • При выявлении неисправностей, препятствующих эксплуатации устройства (потере герметичности, заеданиях и других дефектах) выполняют ревизию, с полной разборкой и сборкой узла.
  • Работы выполняет аттестованный персонал, прошедший инструктаж мер безопасности, знакомый с устройством элементов. Задвижку разбирают в таком порядке:
  • 1)      перекрывают поступление рабочей среды на ремонтируемый участок;
  • 2)      сбрасывают давление, открывая соответствующие сбросные вентили;
  • 3)      очищают устройство от наружных загрязнений;
  • 4)      демонтируют маховик, выкрутив ходовую гайку;
  • 5)      вывинчивают стопорные болты сальниковой крышки; если неисправность в узле уплотнения, дальнейший демонтаж не нужен – удаляют старый сальник, устанавливают новый;
  • 6)      после того, как сальник демонтирован, разбирают фланец стыка корпуса с крышкой, рассоединяя болтовые соединения;
  • 7)      снимают крышку со шпинделем и запорным элементом.

Рис. 12. Внешний вид корпуса разобранной задвижки

В разобранном состоянии проводят ревизию зеркал, удаляют посторонние частицы из сопрягаемых узлов, очищают поверхности седел, смазывают сопрягаемые. Заменяют изношенные детали. Сборку выполняют в обратной последовательности.

Работы соблюдают, выполняя нормы безопасности, условия, установленные заводом-изготовителем, с должным инструментом и приспособлениями. Ключи применяют, подходящие по размерам крепежных элементов. Перед запуском в работу, вновь установленную или подвергнутую ремонту задвижку подвергают опрессовке под давлением не менее 1,1 номинального.

При дефектах и повреждениях корпуса, задвижку полностью меняют, с установкой запорного элемента с аналогичными характеристиками и установочными размерами.

Запорная арматура прослужит срок, предусмотренный изготовителем, при соблюдении надлежащих условий эксплуатации, своевременной смазке и техническом обслуживании, с правильным применением смазочных материалов.

В разобранном состоянии проводят ревизию зеркал, удаляют посторонние частицы из сопрягаемых узлов, очищают поверхности седел, смазывают сопрягаемые. Заменяют изношенные детали. Сборку выполняют в обратной последовательности.

Работы соблюдают, выполняя нормы безопасности, условия, установленные заводом-изготовителем, с должным инструментом и приспособлениями. Ключи применяют, подходящие по размерам крепежных элементов. Перед запуском в работу, вновь установленную или подвергнутую ремонту задвижку подвергают опрессовке под давлением не менее 1,1 номинального.

При дефектах и повреждениях корпуса, задвижку полностью меняют, с установкой запорного элемента с аналогичными характеристиками и установочными размерами.

Запорная арматура прослужит срок, предусмотренный изготовителем, при соблюдении надлежащих условий эксплуатации, своевременной смазке и техническом обслуживании, с правильным применением смазочных материалов.

Смазки для трубопроводной арматуры

С использованием смазки трубопроводная арматура выдерживает несколько тысяч ходов (не менее, чем указано в техпаспорте) и не имеет заметных следов износа.

Без смазочного материала детали быстро подвергаются коррозии, механическому и химическому воздействию, поэтому регулярная обработка трубопроводной арматуры смазкой — обязательная процедура, позволяющая повысить срок службы оборудования, предотвратить поломки и снизить простои производства.

Разновидности

Выбор смазочного материала зависит от назначения арматуры и внешних условий работы. На производстве используется 2 вида арматуры:

  • запорная, которая перекрывает потоки;
  • регулирующая, изменяющая интенсивность потоков, их направление.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Трубопроводная арматура включает ряд узлов: вращающиеся краны, вентили и клапаны, дисковые затворы, задвижки, неподвижные фланцевые и резьбовые соединения.

Например, при эксплуатации энергосистем наиболее часто используется запорно-регулирующая арматура, работающая в условиях повышенных температур, подверженная высоким механическим нагрузкам, перепадам давления.

В таком случае смазка должна обеспечивать легкость взаимного перемещения деталей механизма, герметичность, защиту от коррозии и воздействия перепадов температуры. Для этих целей используются 2 вида смазок:

Пластичные приставляют собой загущенное масло минерального, синтетического, животного происхождения. Чаще основой становится минеральное масло, загущенное простыми или комплексными мыльными загустителями, органическими веществами немыльной природы, неорганическими загустителями. Добавки усиливают положительные свойства масел.

Наряду с пластичными, используются и твердые смазки. Они образуют на поверхности деталей прочную пленку и значительно снижают степень износа.

Согласно одной из классификаций, смазки делятся на:

  • антифрикционные;
  • защитные;
  • уплотнительные.

Последняя группа объединяет разного рода пасты, необходимые для предотвращения утечек транспортируемого сырья.

Применение

Трубопроводная арматура подвержена нескольким видам изношенности:

  1. Механический износ — наступает в результате трения деталей. При использовании металла с высокой степенью прочности процесс замедляется, однако при окислении поверхности верхний слой металла быстро стачивается, открывая новые слои для воздействия коррозии. Между соприкасающимися поверхностями возникают зазоры, провоцируя утечки транспортируемых веществ. Предотвратить механический износ позволяет обработка валов подшипников скольжения, резьбовых соединений шпинделя и ходовой гайки, прочих соприкасающихся деталей специальными антифрикционными покрытиями. Предпочтительно применение твердых смазок.
  2. Эрозия. Металл разрушается по 2 причинам: 1— вследствие постоянного течения воды сквозь щели и зазоры (щелевая эрозия); 2— в ходе постоянного падения капель на поверхность деталей или мелких гидравлических «взрывов», возникающих в результате разрыва пузырьков газов (ударная эрозия). Разрушению наиболее подвержены запчасти клапанов: седла и плунжеры. Здесь понадобятся смазки пластичного типа, максимально устойчивые к воздействию влаги, трудно смываемые водой и противостоящие ударным вибрациям.
  3. Тепловой износ. Разрушение возникает под постоянным воздействием температуры, поэтому следует применять высокотемпературные смазочные материалы, совместимые с красками и резиновыми изделиями.
  4. Химический износ — разрушение трубопроводной арматуры вследствие соприкасания с химически активными компонентами. Для защиты используются твердые, пластичные типы покрытий, не вступающие в реакцию с химическими элементами.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Смазочные материалы желательно наносить на узлы трубопроводной арматуры еще до момента начала ее эксплуатации. Основные обрабатываемые детали — резьбовые и фланцевые соединения, соприкасающиеся элементы задвижек и вентилей.

В ходе плановых ремонтов металлические поверхности проверяются на наличие признаков износа, и при обнаружении деформаций глубиной 0,1-0,5 мм применяют уплотнительные пасты.

Состав

Для профилактики и устранения неполадок на трубопроводную арматуру наносятся смазки в виде спрея, пасты или вязкого материала. При выборе необходимо изучить их состав.

Смазка с кальциевым загустителем имеет хорошую влагостойкость. Кальциевый комплекс в составе повышает температуру каплепадения, стабильность при воздействии высокого давления.

Смазка с литиевым мылом отлично препятствует воздействию влаги и имеет высокие показатели термостойкости, механического сопротивления. Сульфонат кальция — загуститель, с которым продукт становится устойчив к температурам, высокому давлению, воздействию воды и химически активных веществ.

Часто в виде добавки применяется бетонит — компонент, делающий смазку влагостойкой, термостойкой, не окисляющейся при внешнем воздействии.

Свойства защитных эмульсий и паст зависят и от вида базового масла. Более термостойкими по сравнению с минеральными являются синтетические масла на перфторпропиленовой основе. Они защищают трубопроводную арматуру, работающую в условиях высокого давления и низких скоростей при температуре от 280°С.

В составе уплотнительных паст содержатся наполнители: слюда, тальк, дисульфид молибдена, окиси металлов. Они повышают термостойкость, улучшают герметизирующие свойства и стойкость к истиранию.

Высокой степенью эффективности и практичностью отличаются смазки, изготовленные путем смешивания компонентов твердых смазок, масел и связующего коллоидного вещества. Повысить антифрикционные свойства позволяет добавление в состав смол.

Характеристики

Для обеспечения надежной работы трубопроводной арматуры смазка должна обладать свойствами:

  1. Термостабильность. Трубопроводная арматура может использоваться в условиях экстремально низких или повышенных температур. Если использовать чрезмерно жидкую смазку при температуре -40°С и ниже, она застынет и перестанет выполнять защитные функции. Считается, что смазка пригодна к применению, если планируется ее использование при температуре на 15-20 градусов ниже температуры каплепадения и на 10-15С° выше предельной низкой температуры.
  2. Вязкость. Индекс вязкости показывает степень изменения структуры смазки при повышении или понижении температуры. Смазки с высоким индексом наиболее подходят для использования в металлургической промышленности, а также при низких температурах. Хорошие показатели имеют синтетические масла. Лидерами по стойкости к внешним воздействиям являются твердые смазки.
  3. Совместимость с эластомерами. Зачастую в трубопроводной арматуре используются детали из пластика, резиновые запчасти. Смазка не должна взаимодействовать с иными материалами, вызывать их деформацию, набухание, усушку.
  4. Устойчивость к вымыванию, антикоррозийные свойства. Смазки для арматуры, транспортирующей жидкости, должны выдерживать длительное воздействие влаги, препятствовать образованию отложений на узлах соединений.
Читайте также:  Ручная сварка труб из полиэтилена

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Менее стойкими к внешним воздействиям считаются смазки на основе минеральных масел. Повышенной стабильностью отличаются материалы, изготовленные на основе синтетических масел. Диапазон их рабочих температур колеблется от -73С до +200°С и выше, они устойчивы к химически агрессивным компонентам и могут использоваться в арматуре машиностроительных комплексов, химической промышленности.

Топ-5 смазок

Смазки для трубопроводной арматуры выпускаются импортными и отечественными производителями. Некоторые из них наиболее востребованы на рынке промышленных смазочных материалов благодаря высокой износостойкости, универсальности и соответствию заявленным характеристикам.

MODENGY 1014

Антифрикционная твердая смазка используется для обработки деталей химических насосов и трубопроводной арматуры. Ее основа — политетрафторэтилен (ПТФЭ) и дисульфида молибдена.

MODENGY 1014 защищает узлы трения и скольжения от перегревов, влаги, пыли, веществ с повышенной химической активностью.

Эффективность использования MODENGY 1014 повышается при одновременном использовании с очистителем, которым обрабатывается поверхность деталей для снятия поврежденного слоя, обезжиривания и активации, а также со спец растворителем. Задача последнего — мягко устранить неотвердевший слой смазки.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Диапазон рабочих температур MODENGY 101 составляет -75…+225°С. Состав защищает от коррозии в течение более чем 672 ч. (по итогам испытания в солевом тумане). Благодаря MODENGY 101, движения запчастей узлов становятся плавными, а сборка и разборка — легкой.

Molykote 1102

Смазка относится к консистентным (пластичным), изготовлена на основе минерального масла. В составе содержатся неорганические загустители, твердые смазочные материалы. Согласно классификации NLGI, смазка относится к 3 классу консистенции. Благодаря густоте, она не стекает и не меняет свойств при температуре 0…+160°С, не имеет температуры каплеобразования.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Molykote 1102 стойка к воздействию воды, а при температуре жидкости до 90°С не смывается в течение 3 ч. Моликот используется в трубопроводной арматуре, предназначенной для транспортировки природного газа. Одна из особенностей состава — отличная сочетаемость с различными пластмассами, резиной.

EFELE SG-393

В производстве продуктов питания важно использовать безопасные средства защиты оборудования, к которым относится смазка EFELE SG-393. Ее силиконовая основа совместима с большинством пластмасс и эластомеров, керамикой. Покрытие применяется на линиях разлива напитков: сока, кваса, воды, молока.

Основные преимущества — устойчивость к смыванию, высокие уплотнительные параметры, термостойкость (рабочие температуры -40…+160°С), пищевой допуск NSF H1.

EFELE SG-393 — уплотнитель, защищающий трубопроводную арматуру от растрескиваний, деформации, усыхания; препятствующий утечке газа и снижающий риск аварий на производстве.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

WEICON W44t

Аэрозольная смазка WEICON W44t — универсальный продукт, способный защитить от коррозии, очистить детали трубопроводной арматуры от окислов. Образуемая тонкая пленка не притягивает пыль, выталкивает воду, подходит для профилактической смазки и консервации оборудования.

Диапазон рабочих температур составляет -50…+210°С. Экономичность и долговечность использования покрытия проверялась опытным путем, и выяснилось, что нанесенная смазка остается в стабильном состоянии при воздействии воды на протяжении 11 месяцев.

WEICON W44t подходит для бытового и промышленного использования.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Loctite 8008

Локтит — высокотемпературный состав, содержащий наполнители в виде меди, графита. Паста защищает металлические детали от коррозии, задиров, заедания.

Тонкий слой Loctite 8008 может наноситься на металлические, пластмассовые, резиновые поверхности, поскольку состав действует как защита, не взаимодействуя с основным материалом. Смазки применяется в машиностроении, металлургической промышленности. Диапазон рабочих температур составляет -30…+982°С.

Несмотря на ряд достоинств, у Loctite 8008 есть «слабые места». Продукт нельзя применять при условии взаимодействия с кислородом или хлором.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

  • Практика показывает: использование твердых, пластичных смазок до начала эксплуатации трубопроводной арматуры, а также при проведении плановых работ по техобслуживанию, позволит продлить срок службы узлов, снизить издержки на капремонты, стоимость которых составляет 70% от общей стоимости оборудования.
  • Тэги: ПокрытиеСмазкаПастаСостав
  • Продукция из статьи:

Запорная арматура. Специальные материалы для клапанов и вентилей

В статье приведены основные проблемы при эксплуатации клапанов и рассмотрены их причины.

Даны краткие характеристики материалов MODENGY и EFELE для обслуживания элементов запорной арматуры, а также рекомендации по их применению.

Клапан – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий орган перемещается параллельно оси потока рабочей среды – жидкости или газа.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Клапаны с ручным управлением, у которых запирающий или регулирующий орган перемещается при помощи винтовой пары, называются вентилями.

Клапаны и вентили наряду с кранами являются наиболее востребованными элементами запорной арматуры трубопроводных систем и работают в самых разнообразных условиях  эксплуатации.

Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

Устройство типового клапана (вентиля) приведено на рис. 2

  • Ходовой винт
  • Прижимная втулка
  • Уплотнение
  • Сильфонное уплотнение
  • Маховик
  • Корпус съемной головки
  • Резьбовые соединения
  • Запорный элемент

При эксплуатации клапанов и вентилей наиболее часто приходится сталкиваться проблемами слишком большого усилия на привод запорного элемента, c коррозии деталей, а также трудностями при демонтаже узлов. Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре

В большинстве случаев причиной указанных проблем является отсутствие смазки или применение для узлов вентилей материалов, не отвечающих режимам эксплуатации. Так, например, обычные смазки в условиях низких температур чрезмерно густеют, что приводит к увеличению сил трения. В результате воздействия высоких температур или агрессивных сред такие смазки разрушаются и прекращают выполнять свои функции.

Для эффективной длительной работы клапанов необходимо применять специальные смазочные материалы, свойства и рабочие характеристики которых соответствуют режимам эксплуатации трубопроводов.

Специальные материалы MODENGY и EFELE успешно применяются для обслуживания клапанов и вентилей запорной арматуры на предприятиях всех отраслей промышленности.

 Гидравлические жидкости смазки герметики применяемые в запорной арматуре Компания «Моденжи» разработала антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001, которое эффективно снижает трение и износ элементов клапанов. Так, ходовой винт с нанесенным покрытием легко страгивается с места и движется без рывков даже после длительного простоя.

Покрытие MODENGY 1001 имеет высокую адгезию, предотвращает налипание пыли и грязи, работает в очень широком диапазоне температур от -180 до +440 °С, может применяться в условиях вакуума и радиации.

Применение смазочных материалов EFELE для клапанов и вентилей обеспечивает их долгую и эффективную работу в самых экстремальных условиях. В следующей таблице указаны наиболее подходящие смазочные материалы для различных узлов и операций.

Узел трения или технологическая операция Смазочный материал и его функция
Резьбовые соединения(болты, шпильки) Термостойкая медная паста EFELE MP-413 образует эффективную разделительную и защитную пленку, обладающую высокими несущими и противозадирными свойствами
Демонтаж заржавевшихдеталей Дисперсия EFELE UNI-M Spray облегчает демонтаж заржавевших и прикипевших резьбовых соединений
Высокие нагрузки и температуры Противозадирная паста с пищевым допуском EFELE MP-491 работает при высоких нагрузках и очень высоких температурах до +1400 °С

Гидрожидкости для запорной арматуры — назначение и сферы использования. Статьи компании «ООО НПО "Орггазнефть"»

Для того, чтобы содержать запорную арматуру труб в чистоте, её нужно регулярно прочищать и смазывать. Делать это с помощью воды — очень плохая идея, так как вода является одним из самых мощных окислителей. Когда она контактирует с поверхностью запорных механизмов, это приводит к образованию ржавчины.

Чтобы избежать таких проблем, для прочистки и смазки запорной арматуры нефтяных и газовых труб используют специальные гидравлические жидкости. Гидрожидкости применяют для того, чтобы убрать из труб затвердевшие остатки ранее использованной смазки, а также для обеспечения работы кранов в сухих условиях, когда уплотнительная смазка уничтожается газовым конденсатом.

Так как вода является очень мощным окислителем, её нахождение в трубах — это серьёзная проблема. Основная задача любой гидравлической жидкости — это удаление воды из труб и защита запорной арматуры от её разрушительного воздействия. Смазка и очистка труб от осадка и ржавчины — это в некотором смысле второстепенные задачи гидравлических жидкостей.

Состав и характеристики гидравлических жидкостей

Современные гидрожидкости в зависимости от типа и состава можно применить в газовой и нефтяной промышленности для обслуживания вентилей и кранов газовых и нефтяных труб соответственно. Любая гидравлическая жидкость состоит из основы, а также из присадки, объём которой составляет примерно 5% от общего состава вещества.

Читайте также:  Технология сварки труб для отопления

Именно от состава присадки зависят свойства и характеристики конкретной гидравлической жидкости.

В состав гидрожидкости могут входить эмульгаторы, служащие для смешивания технического масла с водой или деэмульгаторы, которые действуют наоборот, то есть отделяют масло от воды.

В целом же использование гидравлических жидкостей в обслуживании нефтяных и газовых труб позволяет значительно увеличить срок эксплуатации запорной арматуры — кранов, вентилей и так далее.

Область применения

Описываемые жидкости в зависимости от их типа, можно применять в условиях экстремально низких температур. Так, гидрожидкость ПМС-20КГ, которая имеется в нашем ассортименте, идеально подходит для работы в условиях крайнего Севера, где всегда холодно, а потому постоянно возникают проблемы с обслуживанием труб и запорной арматуры.

Гидравлическая жидкость ПМС-20К также была разработана для работы в холодных регионах нашей страны. Она выдерживает морозы до -60 градусов по Цельсию. Обе эти жидкости лучше всего содержать на складе при комнатной температуре для того, чтобы она дольше сохраняла свои характеристики.

Преимущества гидравлических жидкостей

Гидрожидкости являются превосходной заменой техническим маслам. Они уже давно заняли ту нишу, которую ранее занимали масла и выгодно отличаются от них тем, что:

  • Качественнее смазывают детали, что исключает заклинивание механизмов при перестановке.
  • Не провоцируют образование ржавчины, благодаря чему обслуживаемая запорная арматура служит дольше.
  • Высокая максимальная температура использования — можно применять при температуре до 100 градусов по Цельсию.
  • Гидравлические жидкости не являются химически агрессивными, не разрушают уплотняющие материалы.
  • Сохраняет текучесть при экстремально низких температурах (до -70 градусов по Цельсию).

Помимо этого гидравлические жидкости не являются токсичными, а потому работа с ними не опасна для людей и окружающей среды. Благодаря нетоксичности вещества его можно перевозить и хранить в лёгких пластиковых контейнерах.

Смазки, применяемые в арматуростроении — Завод Адмирал

Значение смазки для подшипников общеизвестно, однако и для таких тихоходных пар, какими являются шпиндель — ходовая гайка, значение смазки велико.

Так, результатами исследований установлено, что гайка из латуни ЛС59-1, работающая в паре со шпинделем из стали Ст.

5 и выдерживающая при работе под большой нагрузкой со смазкой несколько тысяч ходов без заметных следов износа, при отсутствии смазки изнашивалась быстро.

Подбор смазывающих материалов должен производиться таким образом, чтобы они в планируемых условиях эксплуатации обеспечивали смазывание трущихся поверхностей, не выдавливались и были физически и химически стойкими.

Важнейшей характеристикой смазок является их вязкость (кинематическая вязкость в сст или относительная — в градусах Энглера °Е). При замене одного вида смазывающего материала другим прежде всего подбираются смазки, близкие по вязкости, а затем проверяются другие свойства заменителя.

Консистентные смазки характеризуются пенеграцией, оцениваемой в градусах по глубине погружения конуса за 5 сек. Чем мягче смазка, тем больше число пенеграции. Для оценки свойств смазки важными являются также температура каплепадения и температура вспышки. В соответствии с назначением смазки классифицируются на антифрикционные, защитные и уплотняющие.

По основным свойствам смазки подразделяются на низкоплавкие — с температурой каплепадения до 65° С; среднеплавкие — с температурой каплепадения до 100° С; тугоплавкие — с температурой каплепадения свыше 100° С; водостойкие — не растворяющиеся в воде; морозостойкие — не теряющие эксплуатационные свойства при температуре ниже —30° С; активированные — для особо высоких нагрузок; защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные.

Смазочные материалы используются в узлах трения трубопроводной арматуры для смазки подшипников, зубчатых и червячных передач редукторов приводов, резьбовых пар «шпиндель —ходовая гайка», сальников регулирующих клапанов, а также для смазки уплотняющих поверхностей кранов и задвижек и пропитки сальниковых набивок. Чаще всего применяются антифрикционные смазки ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221.

Смазка ЦИАТИМ-201, изготавливаемая по ГОСТ 6267, состоит из минерального масла, в которое для загущения добавлено литиевое мыло. Ее температура применения составляет от —60 до +120° С.

Эта смазка способна противостоять окисляющему воздействию воздуха и химическому воздействию среды (химически стабильна), но не рекомендуется для контакта с деталями из цветных металлов и сплавов и для работы при высоких нагрузках.

Смазка ЦИАТИМ-221, изготавливаемая по ГОСТ 9433, используется в более широком диапазоне температур от —60 до +150° С и представляет собой кремнийорганическую жидкость, в которую для загущения также добавлено литиевое мыло. Смазка нейтрально действует на резину, поэтому она может быть использована и для смазки резиновых манжет. Смазка ЦИАТИМ-221 является стойкой в парах кислот.

Смазка редукторов может производиться машинным маслом марки Л или марки С по ГОСТ 1707, которое широко используется в машиностроении, или автолом 6.

Для смазывания резьбовых пар «шпиндель — ходовая гайка» должны применяться смазки, которые не стекают после их нанесения на резьбу, выдерживают большие удельные давления, не смываются атмосферными осадками и являются физически стойкими при температуре применения.

При температуре от —20 до +65° С для этого применяется солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, в которое для загущения добавлено кальциевое мыло жирных кислот.

Он предназначен для работы при удельных нагрузках, не превышающих 30 МПа, и скоростях скольжения, не превышающих 0,3 м/с. При повышенных температурах для этих целей применяются более тугоплавкие смазки.

Для стойкости смазки при повышенных температурах в ее состав добавляют чешуйчатый или коллоидный графит, которые оказывают хорошее смазывающее действие в трущихся парах. Однако при отсутствии кислорода и воды графит начинает действовать как абразив.

Кроме того, при применении такой смазки на сталях, содержащих относительно высокий процент хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома, из-за которого возникает точечная (язвенная) коррозия.

Поэтому для приготовления смазок предпочтительнее использовать карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью или дисперсный графит, так как они не провоцируют возникновение язвенной коррозии. Методика приготовления графитовой смазки приведена в СТ ЦКБА 075-2009.

Для узлов трения также широко применяется консталины жировые по ГОСТ 1957: марка УТ при температуре до 120° С, а марка УТ-2 при температуре до 135° С. Ограничением в применении является присутствие влаги, так как консталины жировые легко смываются с деталей.

Для сальников с целью создания минимального трения между штоком и набивкой применяется консистентная смазка различного состава (в зависимости от температуры рабочей среды.

Состав пропитки сальниковых набивок обуславливается ее назначением и условиями работы. Реже для пропитки применяются масло цилиндровое и смазка МГС, а также смазка бензиноупорная марки БУ.

Для работы арматуры в агрессивных средах применяются фторированные смазки.

Все чаще в арматуре используется смазка, состоящая из кремнийорганической жидкости с добавлением дисульфита молибдена — двусернистого молибдена — MoS2.

Такая смазка уменьшает силы трения и износ при работе кранов и резьбовых соединений «шпиндель — ходовая гайка», чем значительно увеличивает продолжительность эксплуатации изделий при температуре до +250° С, а в изделиях из стали Х18Н10Т — при температуре до +350° С.

Достоинство такой смазки также в том, что дисульфит молибдена стоек в среде, содержащей азот, водород, в серной, фосфорной и уксусной кислотах при температуре от —200 до +450° С. В средах, содержащих сильные окислители, смазка с дисульфитом молибдена не стойка, так как окисляется содержащаяся в нем сера.

Для консервации деталей трубопроводной арматуры на время складского хранения ответственных объектов применяется пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005. Для складского хранения обычной арматуры используется смазка универсальная низкоплавкая УН по ГОСТ 782 — технический вазелин.

В условиях тропического климата создаются особо сложные условия эксплуатации арматуры, так как она при этом подвергается интенсивному воздействию лучистой энергии солнца и соляных туманов. Интенсивно происходит и плеснеобразование.

Для этих условий смазка должна подбираться особенно тщательно и иметь свойства, обеспечивающие нормальную работу арматуры. Общие сведения о применяемых в трубопроводной арматуре смазках приведены в стандарте СТ ЦКБА 059-2008 «Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазки.

Область применения, нормы расхода и методы нанесения».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector