Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Установка запорной арматуры производится на любой трубопровод, независимо от его вида и назначения, так как именно эти элементы системы позволяют перекрывать прохождение потока в случае аварии. Как правильно установить новую арматуру взамен вышедшей из строя или произвести текущий ремонт устройств, читайте далее.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Устройства для перекрытия потока в трубопроводе

Разновидности запорной арматуры

В зависимости от способа установки запорная арматура подразделяется на следующие виды:

  • резьбовую, то есть монтаж запорной арматуры трубопроводов производится при помощи резьбовых соединений;

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Устройство с резьбовым способом соединения

  • фланцевую. Устройства фиксируются на трубопровод при помощи фланцев;

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Устройство, устанавливаемое при помощи фланцев

  • приварную. Для монтажа приварной арматуры требуется сварочный аппарат.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Устройство, фиксируемое методом сварки

Замена арматуры трубопровода

Чтобы заменить арматуру на трубопроводе, необходимо произвести:

  • демонтаж старого запорного устройства;
  • установку нового элемента.

Процесс замены зависит от вида арматуры.

Как заменить резьбовую арматуру

Чтобы поменять арматуру с резьбовым соединением, потребуются:

  • ключи соответствующего размера или разводной ключ;
  • прокладки, которые в большинстве случаев поставляются в комплекте к устройству;
  • материал для герметизации резьбы. Можно использовать обыкновенную льняную нить или ФУМ-ленту.

Снятие арматуры с трубопровода производится следующим способом:

  1. в первую очередь необходимо перекрыть снабжение трубопровода. Если замена требуется на частной сети, то для отключения отдельного участка необходимо воспользоваться ближайшим исправным краном. Если требуется поменять устройство, установленное на общедомовой сети, то для отключения необходимо привлекать специалистов обслуживающей организации;
  2. далее откручиваются все соединительные элементы. Если резьба не откручивается, то можно использовать, например, WD-40 (специальный состав для смазки резьбы).

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Специальный состав, облегчающий откручивание резьбы

Далее производится монтаж запорной арматуры:

  1. места, где располагается резьба, очищаются от ржавчины, накипи и иных загрязнителей. Если удалить налет водой не получается, то можно воспользоваться растворителями;
  2. проверяется качество резьбы. На месте крепления арматуры не должно быть сколов, трещин и иных повреждений. При обнаружении повреждений резьба восстанавливается с помощью специальных инструментов;

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Устранение повреждений на резьбе

  1. производится сборка запорного устройства. На все стыки устанавливаются резиновые прокладки;
  2. резьба герметизируется выбранным материалом;

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Уплотнение резьбы ФУМ-лентой

  1. арматура крепится на место.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Монтаж арматуры на отопительную систему

Процесс замены запорного крана с восстановлением поврежденной резьбы подробно представлен на видео.

Как заменить фланцевую арматуру

Фланцевая арматура крепится специальными элементами (фланцами), которые соединяются между собой болтами. Для замены устройства с фланцевым креплением необходимо:

  1. удалить нерабочую арматуру. Для этого достаточно открутить фиксирующие болты с обеих сторон устройства;
  2. очистить места крепления от загрязнений;
  3. при необходимости выровнять поверхность фланцев абразивными материалами;
  4. установить герметизирующие прокладки на фланцы, закрепленные к трубопроводу;
  5. произвести крепление крана при помощи новых болтов.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Крепление фланцевого запорного устройства к трубопроводу

Чтобы самостоятельно поменять приварное запорное устройство, потребуются:

  • болгарка;
  • наждачная бумага;
  • сварочный аппарат.

Работы выполняются по следующей схеме:

  1. при помощи болгарки вырезается участок трубопровода, на котором установлен запорный кран;

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Демонтаж приварного запорного устройства

  1. концы труб зачищаются;
  2. приваривается новое устройство для перекрытия трубопровода.

Установка приварного крана

Ремонт арматуры своими руками

Чтобы устройства служили более длительный период времени, необходимо периодически производить обслуживание и ремонт запорной арматуры.

Наиболее частыми причинами протечки являются:

  • износ уплотнительных прокладок;
  • недостаточная набивка сальника.

Для замены прокладок производятся следующие действия:

  1. частичная разборка устройства. Разводным ключом снимается кран-букса, которая фиксирует шпиндель;
  2. удалить изношенную прокладку. В некоторых устройствах прокладка крепится при помощи болта, а в других – просто накладывается на стержень;
  3. установить новую прокладку и собрать кран;
  4. проверить герметичность устройства.

Устранение протечки запорной арматуры

Ремонт запорной арматуры при необходимости уплотнения набивки сальника производится следующим способом:

  1. перекрывается поток в трубопроводе;
  2. откручивается накидная гайка. Чтобы правильно проделать операции и ослабить именно нужную гайку, надо зафиксировать шток в одном положении;
  3. для снятия маховика и втулки сальника необходимо ослабить фиксирующий винт;
  4. удаляется сальниковая набивка (если требуется полная замена материала) или дополняется нужное количество набивки (при небольшом износе);
  5. арматура собирается в обратном порядке и проверяется устранение протечки.

Устранение протечки, вызванной недостаточной набивкой сальника

Все виды запорной арматуры взаимозаменяемы. Например, на место приварного крана можно установить резьбовой вентиль и так далее. Процесс установки нового запорного устройства производится по схемам, представленным в статье.

Презентация «Разборка, притирка и сборка арматуры»

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  • УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ СТРОИТЕЛЕЙ»
  • ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
  • ПО ТЕМЕ:
  • «РАЗБОРКА, ПРИТИРКА И СБОРКА АРМАТУРЫ »
  • КВАЛИФИКАЦИИ
  • «МОНТАЖНИК СТСИО»
  • АВТОР: МШАР ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  1. ТЕМА: АРМАТУРА
  2. 1. Запорная арматура
  3. 2. Предохранительная арматура
  4. 3. Регулирующая арматура

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  • 1. ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА
  • Служит для включения или отключения отдельных участков трубопровода.
  • К ней относят:
  • Вентили Задвижки Пробковые краны Шаровые краны Затворы
  • Вентили
  • Задвижки
  • Пробковые краны
  • Шаровые краны
  • Затворы

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

ВЕНТИЛИ

Перекрывают поток клапаном, который перемещается перпендикулярно оси потока.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  1. УСТРОЙСТВО ВЕНТИЛЯ
  2. 1.Корпус вентиля с седлом
  3. 2. Корпус сальника
  4. 3. Уплотняющее кольцо сальника
  5. 4. Втулка сальника
  6. 5. Шпиндель
  7. 6. Клапан
  8. 7. Прокладка
  9. 8. Накидная гайка
  10. 9. Маховик

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

ЗАДВИЖКИ

Перекрывают поток при движении диска перпендикулярно направлению потока

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  • 1. Кольцо
  • 2. Клин
  • 3. Диск
  • 4. Корпус
  • 5.Обойма диска
  • 6. Прокладка
  • 7. Шпиндель
  • 8. Крышка корпуса
  • 9.Болт с гайкой
  • 10. Сальниковая набивка
  • 11. Болт
  • 12. Крышка сальника
  • 13. Гайка
  • 14. Маховичок
  • УСТРОЙСТВО ЗАДВИЖКИ

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

ПРОБКОВЫЕ КРАНЫ

Перекрывают поток пробкой с отверстием, плотно притертой к стенкам корпуса .

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

  1. УСТРОЙСТВО ПРОБКОВОГО КРАНА
  2. 1 . Корпус
  3. 2 . Болт
  4. 3. Шток
  5. 4. Головка
  6. 5. Крышка сальника
  7. 6. Сальниковая набивка
  8. 7. Конусная пробка

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

ШАРОВЫЕ КРАНЫ

Перекрывают поток шаром с отверстием, к которому прижимаются уплотнительные манжеты

УСТРОЙСТВО ШАРОВОГО КРАНА

ЗАТВОРЫ

Перекрывают поток при повороте диска вокруг вертикальной оси с помощью рукоятки.

  • Перекрывают поток при повороте диска вокруг вертикальной оси с помощью рукоятки.
  • 2. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ АРМАТУРА
  • Защищает систему от повреждения при превышении предельно допустимых параметров транспортируемой среды.
  • К ней относят:
  • Предохранительные клапаны
  • Обратные клапаны

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ

Автоматически выпускают воду из трубопроводов, резервуаров при повышении давления сверх допустимого. При понижении давления они закрываются

ОБРАТНЫЕ КЛАПАНЫ

Предотвращают движение воды в обратном направлении. Он имеет корпус, крышку, захлопку с резиновой прокладкой.

  1. 3. РЕГУЛИРУЮЩАЯ АРМАТУРА
  2. Служит для поддержания расхода или давления на уровне, обеспечивающем работу системы в определенном режиме.
  3. К ней относят:
  • Регуляторы давления
  • Стабилизаторы давления
  • Трехходовой кран

РЕГУЛЯТОРЫ ДАВЛЕНИЯ

Поддерживают постоянное давление в системе независимо от расхода.

СТАБИЛИЗАТОРЫ ДАВЛЕНИЯ

Поддерживают постоянное давление перед водоразборной арматурой и уменьшают потери воды до 40%, также обеспечивают герметичное закрытие при отсутствии расхода воды.

ТРЕХХОДОВОЙ КРАН

Служит для регулирования количества воды, поступающей в отопительный прибор.

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
  • 1. Перечислите виды запорной арматуры
  • 2. Перечислите виды предохранительной арматуры
  • 3. Перечислите виды регулирующей арматуры
  • 4. Перечислите c оставные части задвижки
  • 5. Перечислите c оставные части вентиля
  • 6. Назовите c оставные части пробкового крана
  • 7. Назовите c оставные части шарового крана
  • 8. Назовите запорный орган вентиля
  • 9. Назовите назначение обратного клапана
  1. «ПОРТРЕТ»
  2. всему научусь и научу других
  3. когда-нибудь что-нибудь может быть пригодится
  4. ничего никогда не пригодится
  • ТЕМА: ПРАВИЛА НАБИВКИ САЛЬНИКОВ И УСТАНОВКИ ПРОКЛАДОК
  • 1. Виды прокладок
  • 2. Материалы для набивки сальников
  • 3. Набивка сальника у задвижки
  • 4. Набивка сальника у вентиля

1. ВИДЫ ПРОКЛАДОК

Прокладки устанавливают между фланцами и под клапанами. Вид прокладки зависит от температуры трубоносителя.

  1. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОКЛАДОК МЕЖДУ ФЛАНЦАМИ
  2. при температуре
  3. более 100 С
  4. ПАРОНИТ
  5. при температуре
  6. до 100 С
  7. ТЕХНИЧЕСКИЙ КАРТОН
  8. толщиной 1,5 мм проваренный в натуральной олифе
  9. листовой материал изготовленный из асбеста, каучука и наполнителей толщиной 0,3-6 мм

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОКЛАДОК ПОД КЛАПАНЫ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДО 100 С

КОЖА РЕЗИНА ПЛАСТМАССА

  • МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОКЛАДОК ПОД КЛАПАНЫ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ БОЛЕЕ 100 С
  • ЭБОНИТ ТЕРМОСТОЙКАЯ РЕЗИНА ФИБРА
  • Фибра – это тряпичная бумага, сложенная в несколько слоев и пропитанная раствором хлорида цинка.
  1. 2 . МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАБИВКИ САЛЬНИКОВ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДО 100 С
  2. пропитанные тавотом шнуры
  3. ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ
  4. ЛЬНЯНОЙ
  5. ПЕНЬКОВЫЙ
  • пропитанные тавотом шнуры ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ ЛЬНЯНОЙ ПЕНЬКОВЫЙ
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАБИВКИ САЛЬНИКОВ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ БОЛЕЕ 100 С
  • АСБЕСТОВЫЙ ШНУР, ПРОПИТАННЫЙ ГРАФИТОМ ЗАМЕШАННЫМ НА НАТУРАЛЬНОЙ ОЛИФЕ
  • ФТОРОПЛАСТОВЫЙ ЖГУТ ИЗ ФТОРЛОНА И ВАЗЕЛИНОВОГО МАСЛА

3. НАБИВКА САЛЬНИКА У ЗАДВИЖКИ

Сальник задвижки набивают так: снимают сальниковую крышку и вокруг шпинделя кольцами закладывают набивку. Для образования колец набивку предварительно разрезают на куски так, чтобы их концы сходились встык, а не находили один на другой. Стыки должны быть смещены на 90 0 . После укладки набивки устанавливают сальниковую втулку, крышку и стягивают болты.

4. НАБИВКА САЛЬНИКА У ВЕНТИЛЯ

Читайте также:  Автомобильные фитинги для воздуха

У вентиля сальниковую набивку выполняют в виде плетенки, обернутой несколько раз вокруг шпинделя. Устанавливают втулку и закручивают накидную гайку.

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
  2. 1. Перечислите места установки прокладок
  3. 2. Перечислите виды прокладок для холодной воды
  4. 3. Перечислите виды прокладок для горячей воды
  5. 4. Перечислите материал устройства сальников для горячей воды
  6. 5. Перечислите материал устройства сальников для горячей воды
  7. 6. Назовите операции по набивке сальника у задвижки
  8. 7. Назовите операции по набивке сальника у вентиля
  • РЕФЛЕКСИЯ
  • « МИНУТЫ МОЕЙ ЖИЗНИ»
  • Очередные 45 мин моей драгоценной жизни:
  • Не пропали даром
  • Принесли мне пользу
  • Потеряны безвозвратно
  1. ТЕМА: ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ ПРИТИРКИ
  2. 1. Притирочные материалы
  3. 2. Притирка пробкового крана
  4. 3. Притирка вентиля
  5. 4. Притирка задвижки
  • 1. ПРИТИРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Притирка – это операция по устранению малейших неровностей уплотнительных поверхностей.
  • Она бывает:
  1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУБОЙ ПРИТИРКИ
  2. Грубая притирка выполняется абразивными материалами.
  3. Абразивными называют материалы в виде порошков с высокой твердостью зерен.
  4. К ним относят:
  • Алмаз (С) – 10 твердость по шкале Маоса; Корунд ( Al 2 О 3 ) – 9; Наждак (70% корунда и 30% слюды) – 8; Кварцевый песок ( Si О 2 ) – 7;
  • Алмаз (С) – 10 твердость по шкале Маоса;
  • Корунд ( Al 2 О 3 ) – 9;
  • Наждак (70% корунда и 30% слюды) – 8;
  • Кварцевый песок ( Si О 2 ) – 7;
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПРИТИРКИ
  • Абразивную пасту, состоящую из 70% абразивного порошка и 30% парафина;
  • Пасту ГОИ, состоящую из оксида хрома, силикагеля и стеарина.

2. ПРИТИРКА ПРОБКОВОГО КРАНА

Притирку пробкового крана выполняют в следующем порядке:

  • Достать пробку из корпуса;
  • Поверхности очистить и насухо вытереть;
  • Корпус зажать в тиски;
  • На пробку нанести абразивную пасту;
  • Пробку вставить в отверстие корпуса;
  • На хвостовик пробки надеть вороток;
  • Вращать вороток то в одну то в другую сторону, делая неполные обороты;
  • После 15-20 оборотов пробку вынимают и насухо протирают;
  • Проверить качество притирки меловой линией.

ПРИТИРКА ПРОБКОВОГО КРАНА

3. ПРИТИРКА ВЕНТИЛЯ

Для притирки седла вентиля применяют притиры. Притир – это деревянный диск с рукояткой, оклеенный шлифовальным полотном или кожей, на которую наносят притирочную пасту.

4. ПРИТИРКА ЗАДВИЖКИ

ЗАДВИЖКИ ПРИТИРАЮТ НА СТАНКЕ ВМС-42

ПРИТИРКА ЗАДВИЖКИ НА СТАНКЕ

На этом станке можно одновременно притирать диски двух задвижек. Задвижки зажимают в зажимном устройстве. Шток задвижки, помещенный в зажим, получает возвратно-поступательное движение от электродвигателя через клиноременную передачу и редуктор. Шток перемещает диски задвижки по уплотнительным кольцам, осуществляя притирку сопрягающихся уплотнительных поверхностей.

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
  2. 1. Сформулируйте определение притирки
  3. 2. Перечислите виды материалов для грубой притирки
  4. 3. Перечислите виды материалов для окончательной притирки
  5. 4. Назовите операции по притирке пробкового крана
  6. 5. Охарактеризуйте операцию по проверке качества притирки пробкового крана
  7. 6. Сформулируйте определение притира
  8. 7. Назовите притираемые части у вентиля

РЕФЛЕКСИЯ

Общие сведения о разборке, притирке и сборке арматуры

Классификация арматуры. Арматура служит для управления потоком транспортируемой среды в сантехниче­ских системах (воды, пара), изменения ее расхода, давления, перекрытия потока, раздачи потребителям и подразделяется на промышленную трубопроводную и водоразборную.

К промышленной трубопроводной арматуре относятся: за­порная арматура — краны, вентили, задвижки, затворы; регу­лирующая арматура — регулирующие вентили, краны двойной регулировки, регулирующие клапаны, редукционные клапа­ны, регуляторы уровня и давления; предохранительная и за­щитная арматура — предохранительные, обратные подъемные, обратные поворотные и приемные клапаны; контрольная ар­матура — пробно-спускные краны, указатели уровня; разная арматура. К разной арматуре условно можно отнести и другие устройства, устанавливаемые на трубопроводах, — элеваторы, конденсатоотводчики и т.п. Каждая из этих групп обладает конструктивными особенностями.

По конструкции присоединительных патрубков арматуру подразделяют на муфтовую, фланцевую, цапковую, штуцер­ную (имеющую штуцерные присоединительные патрубки с на­ружной резьбой) и под приварку.

В зависимости от направления потока после прохождения арматуры различают проходную угловую арматуру (в санитар­но-технических устройствах не применяются) и трехходовую арматуру, устанавливаемую обычно в местах поворота трубо­провода или ответвлений от него.

По способу герметизации арматуру можно подразделить на: сальниковую, когда герметичность сопряжения подвижных элементов по отношению к внешней среде обеспечивается сальниковым устройством; натяжную, когда герметичность обеспечивается путем натяга притертых конических поверхно­стей у пробковых кранов; сильфонную, когда герметичность обеспечивается сильфоном, и мембранную, когда герметич­ность обеспечивается мембраной. Последние два вида герме­тизации в санитарно-технической арматуре не применяют.

По месту расположения различают арматуру, устанавливае­мую: только на горизонтальных трубопроводах с вертикаль­ным положением шпинделя или крышкой вверх; на горизон­тальных и вертикальных трубопроводах в любом положении; только на вертикальных трубопроводах.

Арматуру изготовляют из серого и ковкого чугуна, стали, цветных сплавов и пластмасс.

Маркировка и обозначение трубопроводной арматуры. Вся вы­пускаемая трубопроводная арматура в соответствии с ГОСТ 4666-75 имеет маркировку на корпусе, выполненную отлив­кой, штамповкой, клеймением или гравировкой.

Маркировка содержит товарный знак завода-изготовителя, условное или рабочее давление, допустимую температуру, условный проход, а также стрелку, показывающую направление потока среды.

В маркировке арматуры, предназначенной для подачи среды в любом направлении, а также с выпускными концами стрел­ка-указатель отсутствует. На арматуре, изготовленной из стали со специальными свойствами, указывается также марка ма­териала корпуса.

Кроме маркировки выпускаемая арматура имеет отличительную окраску необработанных поверхностей корпуса у крышки, зависящую от материала основных деталей изделия. Арматура с корпусом из латуни и бронзы не окраши­вается.

Для обозначения материала уплотнительных поверхностей запорных органов также используется отличительная окраска. Окрашивают маховики, рукоятки, крышки, рычаги, колпаки.

Например, при уплотнительных поверхностях затвора из бронзы или латуни используют красную краску, из кожи или резины — коричневую, из эбонита или фибры — зеленую, из коррозион­но-стойкой стали — голубую, из полиэтилена — серую с красны­ми полосками по периметру или спицам и т.д. Окрашивают в цвет корпуса маховики, рукоятки, крышки и т.п. у арматуры, не имеющей вставных или наплавленных колец у затвора, т.е. с уп­лотнительными поверхностями, выполненными непосредствен­но на затворе. ГОСТ допускает замену условной окраски тисне­нием на фирменных табличках сведений о материалах корпуса и запорных органов, номера плавки и рабочей среды.

Для фланцевой арматуры с внутренним покрытием приме­няют дополнительную окраску поверхностей присоединитель­ных фланцев по ободу.

Для удобства учета, заказа, хранения и для других целей Центральным конструкторским бюро арматуростроения (ЦКБА) в 1986 г. разработана система условных обозначений (классификатор) трубопроводной промышленной арматуры.

Система состоит из комбинаций цифр и букв, условных окра­сок и маркировок. Хотя она до настоящего времени не получи­ла отражения в ГОСТах на арматуру, однако широко применя­ется на практике и общепринята.

Наряду с классификатором пользуются кодом, полученным путем сокращения названия изделия, например КРТ — кран регулирующий трехходовой и т.д.

Отдельные конструкции обозначают в этом случае только номером чертежа, по которому их изготовляют, или по другой системе с применением букв и цифр, например 3KЛ2-200-16 — задвижка клиновая литая второй модификации с условным проходом 200 мм на условное давление 1,6 МПа.

По системе ЦКБА индекс изделия включает пять элемен­тов, расположенных последовательно:

  • вид арматуры (цифровое обозначение);
  • материал корпуса (буквенное обозначение);
  • вид привода (цифровое обозначение); для обозначения вида привода используют однозначные числа (первая цифра трех­значного числа индекса; при отсутствии привода в индексе стоит не трехзначное число, а двузначное);
  • конструкция по каталогу ЦКБА (цифровое обозначение);
  • материал уплотнительных поверхностей затвора (колец) (бук­венное обозначение); когда кольца отсутствуют, в индексе ука­зывают «бк» (без колец). В случае применения внутреннего по­крытия обозначение способа покрытия объединяют с обозна­чением материала уплотнительных поверхностей затвора.

Например, индекс «30ч925бр» обозначает задвижку (30) чу­гунную (ч) с электроприводом (9) конструкции, обозначенной порядковым номером 25 по каталогу ЦКБА, с уплотнительны­ми латунными кольцами (бр); запорный муфтовый бронзовый вентиль с кожаным уплотнителем обозначается 15БЗк, где 15 — вид изделия — вентиль; Б — материал корпуса — бронза; 3 — раз­новидность вентиля; к — уплотнение затвора из кожи. При отсутствии привода индекс арматуры состоит из четырех элемен­тов. После установки на трубопровод арматуру окрашивают вместе с ним.

Общие требования к водоразборной арматуре.

Санитарно­-техническая водоразборная арматура должна отвечать требова­ниям ГОСТ 19681-74, которые распространяются на смесите­ли холодной и горячей воды для ванн, душевых установок, умывальников, моек, биде, на угловые вентили, туалетные и водоразборные краны для умывальников, моек, раковин, пис­суаров и других санитарно-технических приборов при Ру < 0,6 МПа и Т< 75 °С.

Смесители для водоподогревателей от­крытого типа (водогрейные колонки на твердом топливе, электроподогреватели) допускают кратковременный отбор воды Т < 100 °С. Стандарт не распространяется на поплавковые кла­паны к смывным бачкам, арматуру для морской или минераль­ной воды и для работы в агрессивных условиях (например, в вытяжных шкафах).

Уплотнительные изделия запорной арматуры. Прокладки между корпусом и вентильной головкой изготовляют из картона по ГОСТ 6659-73 и ГОСТ 9347-74, из фибры по ГОСТ 14613-69, из ПВП по ГОСТ 16338-77.

Для изготовления уплотняющих прокладок запорных клапанов применяют формованную рези­ну пищевого качества повышенной твердости, фибру марок ФТ и КГФ толщиной 4 мм.

Читайте также:  3d модель фитинга рвд

Уплотняющие прокладки запорных клапанов арматуры для холодной воды допускается изготов­лять из кожи — чепрака по ГОСТ 20836-75 толщиной не менее 3 мм.

Для уплотнения шпинделя вентильных головок приме­няют формованные резиновые кольца круглого сечения по ГОСТ 9833-73 и ГОСТ 18829-73, для сальниковых набивок — хлопчатобумажную пряжу или пряжу из лубяных волокон, пропитанных графитной и другими видами смазки, обеспечи­вающими необходимую водонепроницаемость.

Маховички, облицовочные колпачки, указатели вентиль­ных головок, рукоятки переключателей изготовляют из латуни марок ЛС59, пластмасс, фарфора и полуфарфора, а облицовоч­ные шайбы — из латуни и пластмасс. Душевые сетки изготовля­ют из латунной ленты, латунных листов или из пластмассы.

Обозначения и требования к вентильным головкам водоразборной арматуры. Вентильные головки для холодной воды должны быть помечены синим цветом, а для горячей воды — красным цветом. Арматура должна быть герметичной и выдерживать давление 0,9 МПа.

Вентильные головки для санитарно-технической и ла­бораторной водоразборной арматуры удовлетворяют требовани­ям ГОСТ 20920-75 и изготовляются следующих типов: ГВО — го­ловка вентильная открытая, ГВЗ — головка вентильная закрытая, ГВЗУ — головка вентильная закрытая укороченная; ГВЗв — го­ловка вентильная закрытая для встраиваемой арматуры; ГВЗз — головка вентильная закрытая для застенной арматуры; ГВЗПо — головка вентильная закрытая с возвратно-поступательным движением клапана; ГВЗПоУД — головка вентильная закрытая удлиненная с возвратно-поступательным движением клапана.

При заказе вентильных головок на заводах-изготовителях к условным обозначениям добавляют буквы: Д — для головки с защитно-декоративным гальваническим покрытием; В — без защитного покрытия; М — при комплектовании головки ме­таллическим маховичком; К — керамическим маховичком; П — пластмассовым маховичком; Dy (условный проход) — для голо­вок типов ГВО, ГВЗ и ГВЗПо. Для большинства видов водораз­борной арматуры применяют вентильные головки открытого типа, которые комплектуются маховичками из керамики, пластмассы или металла. Вентильные головки закрытого типа комплектуются маховичками из пластмассы или керамики.

Основные виды сантехнической арматуры. В санитарно-техни­ческих системах наиболее распространены параллельные за­движки, вентили, краны и обратные клапаны.

Параллельная задвижка (рисунок ниже) отливается из чугуна и мо­жет быть использована как запорная и регулирующая арматура для воды, пара и газов. С трубопроводом задвижки соединяют фланцами при помощи болтов. Параллельная задвижка состо­ит из чугунного корпуса 4, крышки 8 корпуса, шпинделя 7 счервячной резьбой, махо­вичка 14 с гайкой 13, в кото­рую входит шпиндель.

В нижней части шпинделя укреплен шибер, состоящий из двух дисков 3 с обоймой 5. Между дисками помещен клин 2. При вращении махо­вичка влево до отказа шпин­дель вместе с дисками и кли­ном опускается вниз, клин раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам 1 и закрывают про­ход задвижки. Чтобы за­движка не пропускала воду, диски плотно притираются к кольцам.

При вращении маховичка вправо шпиндель вместе с дисками поднима­ется вверх и открывает за­движку. В верхней части шпинделя под резьбой находится крышка 12 сальника, а под ней в кольцевом канале крышки корпуса — сальниковая набивка 10.

Крышка сальника притягивается к крышке корпуса двумя болтами 11, сжимает сальниковую набивку, которая плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды через крышку корпуса вдоль шпинделя. Под крышкой корпуса помещается прокладка 6. Крышка соединяется с корпусом задвижки болтами 9с гайка­ми. Параллельные задвижки изготовляют с выдвижным или невыдвижным шпинделем.

Показанную на рисунке ниже задвижку с выдвижным шпинделем применяют преимущественно в системах отопления, а задвижки с невыдвижным шпинде­лем — в системах водоснабжения.

Параллельная задвижка

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Вентиль (рисунок ниже) используют как запорную и регулирую­щую арматуру. Вентили бывают муфтовые с прямым или на­клонным шпинделем и фланцевые. Изготовляют их с корпуса­ми из бронзы и чугуна.

Вентиль

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

1 — гайка; 2 — шайба; 3 — седло; 4 — корпус; 5 — крышка корпуса; 6 — шпиндель; 7 — сальниковая набивка; 8 — сальниковая втулка; 9 — накидная гайка; 10 — маховичок; 11 — клапан; 12 — прокладка

Корпус 4 вентиля закрывается сверху крышкой на резьбе. Сверху крышки имеется накидная гайка 9, под которой нахо­дится сальниковая втулка 8, уплотняющая сальниковую на­бивку 7. Шпиндель 6 вентиля проходит через крышку 5 корпуса, сальниковую втулку и накидную гайку. При навертывании накидная гайка нажимает на сальниковую втулку, которая в свою очередь сжимает сальниковую набивку. Последняя плот­но охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды вдоль шпинделя. Нижний конец шпинделя обточен на мень­ший диаметр, чем весь шпиндель, на нем нарезана резьба для крепления клапана с прокладкой 12, шайбой 2 и гайкой 1.

Клапан 11 закрывает проход корпуса, называемый сед­лом 3. Вверху шпинделя укреплен маховичок 10. В средней час­ти шпинделя, проходящего через крышку корпуса, и в крышке корпуса нарезана резьба.

При вращении маховичка вправо шпиндель по резьбе крышки корпуса опускается и клапан за­крывает седло. При обратном вращении маховичка клапан под­нимается и открывает проход вентиля. Вентиль устанавливают на линии трубопровода так, чтобы вода поступала под клапан.

Направление движения воды обозначается стрелкой на корпусе вентиля.

Аналогичные вентили применяют для перекрытия пара, но у них вместо клапана с прокладкой установлены клапаны из бронзы, притертые к гнездам седла.

Пробковый кран является запорной и регулирующей арма­турой. Пробковые краны бывают бронзовые и чугунные. По своей конструкции они делятся на сальниковые, краны с уп­лотнительными кольцами и натяжные. Первые два типа кра­нов применяют в системах отопления, натяжные — для газа.

Пробковый кран

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

а — сальниковый; б — натяжной; 7 — корпус; 2 — болт; 3 — шток; 4 — головка; 5 — крышка сальника; 6 — сальниковая набивка; 7 — конусная пробка; 8 — гайка

Пробковый сальниковый кран показан на рисунке выше, а. В корпусе 1 помещена конусная пробка 7 с верхней цилиндрической ча­стью — штоком 3 и квадратной головкой 4. Пробковый кран име­ет сальниковую набивку 6 и крышку 5 сальника, стягиваемую с корпусом болтами 2. Назначение сальниковой набивки в кране то же, что и в вентиле. В нижней части конусной пробки имеется отверстие — окно.

Для прохода воды кран открывают, поворачи­вая пробку так, чтобы окно стало против отверстий корпуса. Что­бы закрыть кран, пробку поворачивают на 90°. Пробка Должна быть плотно притерта к конусному отверстию корпуса, чтобы не пропускать воду. Плотное соприкосновение поверхности пробки со стенками конусного отверстия корпуса достигается нажимом сальниковой крышки на сальниковую набивку.

Пробковый натяжной кран (рисунок выше, б) на нижней части пробки имеет шпильку с резьбой, на которую надевается шай­ба и навертывается гайка 8. Плотное соприкосновение проб­ки 7 и корпуса 1 достигается натяжением гайки 8.

Водоразборный кран

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

1 — корпус; 2 — крышка корпуса; 3 — шпиндель; 4 — сальниковая набивка; 5 — сальниковая втулка; 6 — маховичок; 7 — клапан; 8 — седло; 9 — прокладка

Водоразборный кран (рисунок выше) является краном вентильного типа. Материалом для изготовления их служит преимущест­венно бронза или латунь. Состоит кран из корпуса 1, крышки 2 корпуса, через которую проходит шпиндель 3.

Сальниковая набивка 4 уплотняется сальниковой втулкой 5, которая ввер­тывается в верхнюю резьбу крышки корпуса. В нижней части шпинделя нарезана резьба. Шпиндель ввертывается в ниж­нюю внутреннюю резьбу крышки корпуса.

К клапану 7при­креплена прокладка 9, закрывающая седло 8. Верхняя шпиль­ка клапана свободно входит в нижнее отверстие шпинделя. Кран открывают и закрывают, вращая маховичок 6. Когда маховичок поворачивают влево, шпиндель приподнимает кла­пан и открывает проход воде.

При поворачивании маховичка вправо шпиндель опускается, нажимает на клапан и закрыва­ет седло.

Обратный клапан служит для пропуска воды только в одну сторону — под клапан (золотник) и состоит из корпуса с сед­лом, закрываемым золотником. При обратном движении воды золотник прижимается к седлу корпуса и закрывает проход во­де.

Нижняя поверхность золотника притерта к седлу, что пре­пятствует протеканию воды. В верхней части золотника имеет­ся шток, входящий в гнездо крышки клапана.

Это устройство обеспечивает правильное движение штока при открывании и закрывании клапана.

Обратные клапаны изготовляют из бронзы и чугуна; они бывают муфтовые и фланцевые.

Ремонт и демонтаж трубопроводной арматуры

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Ремонтные работы, целью которых является восстановление работоспособности задвижки, выполняются либо путем полного демонтажа узла, либо путем частичной разборки-сборки арматуры. Капитальный ремонт задвижки можно организовать и тем, и другим способом. Для частичного ремонта достаточно разобрать крышку сальника и снять крышку корпуса. Однако и та, и другая операция начинается с одного действия – перекрытия трубопровода  выше по течению потока. Разумеется, для этих целей следует задействовать работоспособное запорное устройство.

Читайте также:  Сертификата качества трубы для повторного применения

Для сохранения уровня ремонтопригодности магистрали, очень важно своевременно выполнять все ремонтные работы в узлах запорной арматуры. В ином случае стоимость работ по восстановлению задвижек арматуры увеличится на несколько порядков.

Процесс разборки-сборки выглядит следующим образом:

В самом начале демонтируется маховик, из которого извлекается ходовая гайка.

Далее из крышки корпуса вывинчиваются стопорные винты крышки сальника. Если поломка связана с узлом – шпиндель сальник, то после удаления крышки нужно просто демонтировать уплотнитель и заменить его новым, неповрежденным узлом.

После демонтажа (и, если нужно, замены) сальника необходимо разобрать фланцевое соединение на стыке корпуса и его крышки. Для этого из посадочных отверстий в корпусе выкручиваются монтажные винты крышки.

Сняв крышку можно извлечь из корпуса шпиндель и втащить из седла заслонку. На этом этапе можно выполнить чистку заслонки и седла корпуса, попутно заменив уплотнительные элементы. Кроме того, очень часто заслонку просто меняют на новую деталь, аналогичной формы. Ведь все узлы задвижек стандартны, следовательно, проблем с подбором работоспособного элемента у слесаря быть не может.

Разборка ремонт сборка запорной арматуры

Заменив или отреставрировав заслонку можно приступать к сборке задвижки, которую выполняют в обратном порядке.

Указанную операцию можно провести и на отсоединенной заслонке, и на арматуре, вмонтированной в трубопровод. А вот для замены прокладок или устранения ошибок на стыке корпуса и трубы нам придется, в обязательном порядке, демонтировать все устройство, с последующей разборкой-сборкой и установкой арматуры в трубопровод.

По завершению ремонтных работ слесарь должен протестировать устройство на  работоспособность. То есть, отремонтированная задвижка должна запирать трубопровод, полностью прекращая течение жидкости в магистрали.

Контрольным прибором, в данном случае является обычный манометр, который должен зафиксировать падение давления в трубе, расположенной ниже (по направлению течения потока) задвижки.

Разборка, сборка и ремонт трубопроводной арматуры

В процессе эксплуатации основные узлы и детали арматуры непрерывно изнашиваются, для восстановления их работоспособности встаёт вопрос о необходимости проведения ремонта арматуры.

Наиболее распространенные неисправности трубопроводной арматуры, подлежащие устранению при ремонте:

  • отсутствие герметичности в связи с пропуском среды между:
  • седлом и уплотнительными кольцами затвора;
  • корпусом и уплотнительным кольцом седла;
  • шпинделем (штоком) и сальниковой набивкой;
  • пропуск среды через фланцевое соединение корпуса и крышки;
  • задиры на шпинделе в зоне сальниковой набивки;
  • выход из строя маховиков управления арматурой, крепежных деталей, привода и т.д.

Все вышеперечисленные повреждения имеют явно выраженный характер и сравнительно легко обнаруживаются при обследовании арматуры.

Несмотря на простоту конструкции трубопроводной арматуры, ее ремонт без применения специализированного оборудования и оснастки для ремонта как в «полевых» условиях, так и на ремонтных участках практически невозможен, т. к. задействуется ряд технологических процессов, которые крайне важно рационально организовать.

Для эффективности предстоящего ремонта рассматриваются и оцениваются его различные критерии: сроки проведения, трудозатратность, экономическое обоснование, надежность оборудования для проведения ремонтных работ.

Оборудование для разборки и сборки общепромышленной арматуры

Для осуществления операций по разборке-сборке деталей и узлов общепромышленной арматуры необходимо использовать специально оборудованное рабочее место (рис. 1), оснащённое полным комплектом инструментов и приспособлений, необходимых в процессе работы.

Рис. 1 РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАЗБОРКИ И СБОРКИ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ ПОБЕДИТ-РМ-2

Рис. 1. Оборудование для разборки и сборки

  • Данное решение позволяет максимально эффективно и быстро подготовить арматуру к дальнейшим манипуляциям в процессе ремонта, а также при необходимости осуществить проверку герметичности, установив изделие на специальный стенд для предвари- тельных пневматических испытаний.
  • В состав рабочего места входит:
  • — Стенд для проведения предварительных испытаний арматуры, который позволяет оперативно оценить состояние изделия в условиях производства следующими методами:
  • манометрический, основанный на регистрации изменения давления газа за определенный промежуток времени с учетом изменения температуры газа;
  • перетечки газа в смежную с испытываемой полость изделия;
  • пузырьковым, при котором регистрируются пузырьки газа, вытекающего из изделия, помещенного в воду (в обоснованных случаях – в другую жидкость);
  • обмыливания;
  • акустического течеискания, основанного на индикации ультразвуковых акустических волн, возбуждаемых при вытекании газа через сквозные поры и щели;
  1. — Стенды для установки, разборки и сборки арматуры с условными проходами DN 15-300 мм и DN 300- 600 мм, которые также служат опорой и исключают возможность опрокидывания арматуры и, как следствие, недопустимых травм у рабочего персонала.
  2. — Верстак с перфорированным экраном и тумбой для хранения необходимого инструмента.
  3. Переносные станки для шлифования и притирки уплотнительных поверхностей

Существенным преимуществом является возможность ремонта арматуры без изъятия ее из трубопровода, что особенно является незаменимым решением при работе с бесфланцевой арматурой. Например, переносное оборудование для шлифовки и притирки уплотнительных поверхностей клиновых задвижек (рис.

2), разработкой которого компания СКБ «ПОБЕДИТ» занимается в рамках Федеральной программы «Старт» Фонда содействия развития малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям).

Данный тип оборудования позволяет осуществлять шлифование и притирку уплотнительных поверхностей корпусов клиновых задвижек с условным проходом DN 50-1000 мм без удаления арматуры из трубопровода. При необходимости обработки клина предусмотрена специальная подставка для фиксации и дальнейшей обработки с соблюдением требуемого угла наклона.

Шлифование осуществляется при помощи шпинделей и шлифовальных бумажных кругов на самоклеящейся основе, а притирка уплотнительных поверхностей производится чугунными притирочными дисками с применением абразивной пасты.

Рис.2 СТАНОК ПЕРЕНОСНОЙ ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ И ПРИТИРКИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КЛИНОВЫХ ЗАДВИЖЕК ПОБЕДИТ-СПМ-1

Станок устанавливается на боковой фланец клиновой задвижки. Осуществляется закрепление и выверка головки станка относительно притираемой поверхности.

Шлифование осуществляется до устранения следов износа, небольших задиров уплотнительной поверхности с последующим созданием плоскости для дальнейшей технологической операции. Притирка осуществляется чугунными притирочными дисками, устанавливаемыми взамен шлифовальных шпинделей.

Для увеличения скорости выполнения операции, а также для достижения требований по шероховатости и плоскостности на притираемые поверхности наносится абразивная паста.

В состав станка входит:

  • привод (допустимо применение пневматического и электрического);
  • приспособление для установки на средний фланец корпуса задвижки;
  • подставка для обработки клина.

Для восстановления уплотнительных поверхностей корпусов, золотников запорных вентилей также применяют станки в «мобильном» исполнении (рис.

3), что в свою очередь значительно сказывается на сокращении логистических затрат на транспортировку неисправного изделия и отсутствии затрат на монтажные работы, что особенно актуально при использовании большого количества трубопроводной арматуры с типом присоединения «под приварку».

Принцип работы данных станков довольно прост и не требует высокой квалификации персонала. Станок устанавливается и закрепляется на боковом фланце арматуры. Производится выверка шлифовальной головки относительно уплотнительной поверхности арматуры.

Шлифование осуществляется наклеенной на торцевые поверхности шпинделей шлифовальной бумаги различной зернистости.

Требуемое качество поверхности достигается путем замены шлифовальной бумаги от грубой до более мелкозернистой фракции применяемого материала.

Основными элементами станка являются:

  • привод (допустимо применение пневматического и/или электрического);
  • установочное приспособление;
  • подставка для обработки золотников.

Станок переносной для ремонта запорных клапанов (рис. 4) за счет специальной конструкции обрабатывающей головки, которая создает сложное плоскопараллельное движение и необходимое усилие прижатия инструмента, позволяет добиться высокого качества обрабатываемой поверхности.

Рис. 4 СТАНОК ПЕРЕНОСНОЙ ДЛЯ РЕМОНТА ЗАПОРНЫХ КЛАПАНОВ БЕЗ УДАЛЕНИЯ ИХ ИЗ ТРУБОПРОВОДА ПОБЕДИТ-СПМ-2-К

Станок устанавливается и закрепляется на боковом фланце арматуры, далее производится выверка шлифовальной головки относительно уплотнительной поверхности арматуры.

Шлифование осуществляется наклеенной на торцевые поверхности шпинделей шлифовальной бумаги различной зернистости.

Требуемое качество поверхности достигается путем замены шлифовальной бумаги от грубой до более мелкозернистой фракции применяемого материала.

  • Основными элементами станка являются:
  • • привод (допустимо применение пневматического и электрического);
  • • установочное приспособление;
  • • устройство центровки.
  • Использование подобного оборудования обеспечит осуществление ремонта в оптимальные для предприятия сроки с меньшими трудовыми и экономическими затратами, исключив при этом простой.
  • Кроме того, посредством ремонта трубопроводной арматуры можно значительно увеличить срок службы арматуры, повысить безаварийность работы и тем самым снизить риск остановок трубопровода и затрат на его эксплуатацию.

Таким образом, отремонтированная арматура остается непосредственно на трубопроводе с соблюдением всех установленных правил. По окончании проводимых операций и сборке следует проверить надежность всех узлов и креплений, а также правильность установки привода, крутящий момент на маховике или рукоятке.

  1. Ремонт арматуры осуществляется исключительно квалифицированными специалистами, ознакомленными с конструкцией арматуры и ее назначением, имеющими опыт ее ремонта и прошедшими соответствующий производственный инструктаж.
  2. Переходите на наш сайт Ремонт и испытания арматуры (жми здесь)
  3. ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ И РАЗБОРКИ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ
  4. СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ И НАСТРОЙКИ СППК
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector