J-Lay Tower – вышка для укладки трубопровода методом J-Lay; J-Lay DP Vessel – судно, оснащенное системой динамического позиционирования, с которого укладывается трубопровод методом J-Lay; Thrusters – винто-рулевые колонки; Unsupported span – неподдерживаемый участок; Sagbemd region – участок изгиба трубопровода; Seabed – морское дно; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Waterline – уровень воды.
В то время как метод укладки трубопровода S-lay приемлем только для мелководья, метод укладки J-lay может быть использован на глубинах. Это возможно благодаря относительно короткому участку провисающего трубопровода и меньшим требуемым усилиям натяжения при укладке. Монтаж и укладка проводится практически вертикальным способом, причем трубопровод укладывается на морское дно с одинарным радиусом изгиба. Скорость укладки составляет 3,2 км/день. При укладке каждый сегмент трубы сначала поднимается в вертикальное положение, и затем они свариваются один с другим. Инспектирование и нанесение покрытий также проводится на борту судна. При движении судна по маршруту трубопровод медленно опускается на дно. Поскольку трубопровод в отличие от метода S-lay, имеет только один изгиб, риск структурных повреждений за счет излома трубопровода минимален. Water – уровень воды; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Tensioner – устройство для создания усилий натяжения; Stinger – стингер; Reel – барабан; Reel–Lay Barge – баржа для укладки трубопровода методом Reel–Lay; Pipeline – трубопровод. Метод укладки трубопровода с барабана Reel-lay считается наиболее эффективным. Скорость укладки составляет 3,5 км/час. Он приемлем для укладки трубопроводов с диаметром трубы менее 18 дюймов и коэффициентом соотношения диаметра трубы к толщине стенок (D/t) между 20 и 24. Главное преимущество такого метода перед предыдущими в том, что весь производственный процесс, включая сварку, инспектирование и нанесение покрытий проводится на берегу, а не борту судна, что значительно сокращает затраты производственного времени и средств. Перед укладкой трубопровод наматывается на барабан большого диаметра, смонтированный на борту судна. С этого барабана и производится укладка трубопровода на дно.
Время от времени появляются инновационные проекты судов-трубоукладчиков, как например судно «Lewek Constellation».
Компании, заключающие контракты на прокладку трубопроводов по дну моря, все чаще и чаще решают использовать на борту судна различные способы укладки труб, поскольку инфраструктура нефтегазовых месторождений, по большей части, состоит из различных трубопроводов, которые требуют разных методов укладки труб. Это предъявляет к проектам судов-трубоукладчиков специфические требования: больше гибкости в использовании различных технологий, больше ценовой эффективности для работ на любых глубинах, оснащение оборудованием, пригодным для монтажа различных трубопроводов.
Рис.7. Инновационное судно-трубоукладчик «Lewek Constellation», прокладывающее трубопровод методом Multy-Lay. Источник
Aligner Wheel – выравнивающий барабан; 3000 mT Main Crane – главный кран грузоподъемностью 3000 т; 4×1200 mT Storage reels – четыре барабана для хранения трубопровода весом по 1200 т; 2×1250 mT Carousels – два подпалубных поворотных барабана для трубопроводов весом по 1250 т; 60 mT PLET (pipeline end termination) handling system and work station – оборудование весом 60 т для работы с оконечным устройством трубопровода и рабочая станция; Moon pool 19 m L x 8 m W – шахта со свободной водной поверхностью размерами: длина 19 м, ширина 8 м; 2×600 mt Winches – две лебедки с натяжным усилием 600 т; 2x20mT Storage Reel – два барабана для хранения трубопровода весом по 20 т; 125 mT Secondary Winch – вспомогательная лебедка с усилием 125 т; 2 WROVs TMS (Thether Management System) – два подводных телеуправляемых аппарата (ПА) c устройством контроля кабеля ПА; Helipad Sikorsky 61N&S92 – вертолетная площадка для вертолетов марки Sikorsky 61N и S92; Optional J-Lay Module – опционный модуль для укладки труб методом J-Lay; 2x400mT Tensioners – два устройства для создания усилий натяжения по 400 т; Rigidpipe Straightening – спрямляющее устройство; 80mT Crane – кран грузоподъемностью 80 т.
Наличие на борту судна ПА обеспечивает возможности инспекции и при необходимости проведения подводных работ. ПА является необходимым компонентом оборудования судна-трубоукладчика. Шахта со свободной водной поверхностью с размещенным спускоподъемным оборудованием также представляет собой сложное инженерное сооружение.
Рис.8. Шахта со свободной водной поверхностью и спуско-подъемным оборудованием судна «Lewek Constellation». Оборудование шахты должно обеспечивать работу ТПА на глубине 4000 м в суровых погодных условиях. Источник
Cursor Winch – лебедка; Latch Beam and Subsea Snubber – выдвижная балка и амортизатор для подводных работ; Cursor Frame – рама; HPU (Hydraulic Power Unit) for Hatches and Skidding Pallet – гидравлический привод для люковых закрытий и паллет, движущихся по направляющим; Active Heave Compensation ROV Winches – спуско-подъемная лебедка для ТПА с активной компенсацией качки; Umbilical Sheave – шлангокабельный шкив; Cursor Sheave – шкив; Cursor Rails and Parking Pads – направляющие и поддоны для ТПА; Latch Beam Umbilical Winch – шлангокабельная лебедка; Fall Safe Foldable Top Moon Pool Hatch – безопасный складывающийся верхний люк шахты с открытой водной поверхностью; Skidding Pallet – паллета, перемещающаяся по направляющим; ROV Moon Pool – шахта с открытой водной поверхностью для спуска и подъема ТПА.
Ремонт судовых трубопроводов реферат
Технологический процесс монтажа (ремонта) судовых машин (механизмов, систем)
Характеристика судовых машин. Изучение конструкторской и технологической документации на монтаж (ремонт). Структура подразделения предприятия. Выполнение должностных обязанностей производственного мастера. Участие в мероприятиях по контролю качества
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.09.2014 |
Размер файла | 154,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Технологический процесс монтажа (ремонта) судовых машин (механизмов, систем). Характеристика судовых машин (механизмов, систем)
Технологический процесс монтажа оборудования выполняется в основном рабочими одной профессии — слесарями-монтажниками, с кратковременным подключением такелажников и сварщиков.
Подавляющее большинство механизмов при установке на судне проходит шесть этапов: подготовка монтажной базы, погрузка оборудования на судно, базирование оборудования, установка компенсирующих звеньев, крепление оборудования, контроль качества монтажа.
Качество монтажа судового механического оборудования и его трудоёмкость в значительной мере определяются правильным выбором монтажных баз и способами их подготовки. При монтаже судового механического оборудования рассматривают две координатные системы: неподвижную и подвижную.
Первая непосредственно связанна с корпусными конструкциями и включает в себя диаметральную и основную плоскости судна. Во вторую входят поверхности, принадлежащие монтируемому механизму. Таким образом, задачей базирования судового механического оборудования является совмещение подвижной координатной системы с неподвижной.
Трассу трубопровода собирают из стандартных элементов и прокладывают через один отсек. Если через него проходит несколько трасс различных систем и трубопроводов, то при прокладке учитывают их взаимное расположение. Затем составляют эскизы или карты записей для изготовления труб.
На судах применяют трубы из различных материалов: стальные (Ст3сп, сталь 10, 20, 15ХМ, 12ХМФ); медные (М3р); биметаллические (сталь 10+М3р; 12ХНЗА+М3р); медно-никелевые (МНАЖМц6,5-1,5-1-1; МНЖ5-1); алюминиевые и алюминиевые сплавов (АД1(М); АМг2(М); АМг3(М); АМг5(М)); латунные (Л63; ЛАМш77-2-0,05); пластмассовые (винипласт, полиэтилен, полихлорвинил, стекловолокнистые). В качестве прокладочных материалов используют: паронит, картон, фибру, резину различных марок, медь (М3р), сталь, хлорвиниловый специальный пластикат. Изоляцию трубопроводов выполняют из экспазита, парусины, пергамина, войлока, асбестовых материалов, капронового волокна, минеральной ваты, ньювеля, совелита, термаля и других.
2. Изучение конструкторской и технологической документации на монтаж (ремонт) судовых машин (механизмов, систем)
Техническую документацию на трубопроводные работы разрабатывают на основе масштабного объемного макетирования, выпуска сборочно-монтажных чертежей трубопроводов с координатами трасс, технологических карт труб.
Изготовление труб ведут по рабочим чертежам или технологическим картам, а монтаж на судне — по монтажным чертежам и схемам с учетом требований, нормалей и технических условий. В чертежах насыщения корпусных конструкций должны быть указаны места вырезов под установку и крепление арматуры.
Проектант создаёт в определённом масштабе макеты помещений, наиболее насыщенных системами и трубопроводами. В макете планируют размещение всех механизмов, оборудования, арматуры.
Конструкторы прокладывают на макете все трассы систем и трубопроводов и разрабатывают монтажные чертежи, а технологи — принципиальную технологию изготовления и монтажа трубопроводов, а так же технологические карты труб. На сборочно-монтажных чертежах изображают несколько трубопроводов, относящихся к одной группе соответствующего классификатора.
Трассы трубопроводов наносят на совмещённый чертёж со следами набора и корпусных конструкций с размещением труб и арматуры в строгом соответствии с координатами макета. Трассы труб на сборочно-монтажном чертеже изображают сплошной линией, а арматуру условными обозначениями в соответствии с действующими ГОСТами. Базами для обозначения координат трассы служат следы корпусных конструкций (переборок, настилов и т.д.), а так же условные плоскости и линии (ДП, ОП, ОЛ).
Номенклатуру, объем и последовательность разбивки на составные части трубопроводов согласуют с отделом главного технолога завода-строителя. Сборочно-монтажные чертежи и технологические карты труб уточняют и корректируют в процессе постройки головного судна серии.
3. Структура подразделения предприятия (цеха, отдела)
В цехе участки и их оборудование размещено по технологическому потоку. Планировка участков и размещение оборудования обеспечивают максимальное сокращение транспортировки изготовляемых труб.
Установленное на участках оборудование способствует широкому применению средств механизации и снижению до минимума отходов производства.
Изготовление труб ведут по рабочим чертежам или технологическим картам.
- Участки: I — заготовительный; II — холодной гибки труб; III — обработки и сборки труб; IV — грунтовки и изоляции; V — гидравлических испытаний; VI — электросварки труб; VIII — газовой сварки труб; IX — горячей гибки труб; VII — кладовая фланцев.
- 1 — печь для отжига труб (индукционная); 2 — рольганг к печи; 3 — ленточнопильный станок для резки труб СРТ-1; 4 — трубогибочный станок СТГ-3; 5 — трубогибочный станок СТГ-2; 6 — трубогибочный станок СТГ-1; 7 — стеллажи для оснастки трубогибочных станков; 8 — плита для сборки труб; 9 — труборезный станок; 10 — токарный станок 1К62; 11 — сверлильный станок 2135; 12 — станок для отрезки труб типа С-225; 13 — гидравлический пресс ПГ-100; 14 — расточный станок 2А613; 15 — стеллажи для грунтовки труб; 16 — стеллажи для изоляции труб; 17 — станок для изоляции труб асбопухшнуром; 18 — стенд для гидравлического испытания труб; 19 — обдирочно-шлифовальный станок; 20 — отрезной круглопильный станок; 21 — станок для гибки труб с нагревом токами высокой частоты; 22 — маханическая ножовка; 23 — ленточная пила; 24 — электрогорн; 25 — швартовный шпиль; 26 — песконабивочный стенд; 27 — плита для горячей гибки труб; 28 — станок для резки труб абразивным кругом; 29 — пила Геллера; 30 — грузовая стрела; 31 — мостовой кран.
- Рисунок 1 — Схема цеха.
- 4. Техника безопасности и противопожарные мероприятия при выполнении монтажных (ремонтных) работ
- Каждое предприятие разрабатывает рабочие инструкции по технике безопасности для рабочих профессий, отражая в них специфику местных условий производства, с учетом требований документов.
Ремонт утюга борк 1600 своими руками
К работе на судах допускают только рабочих, прошедших инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
Демонтаж, ремонт и монтаж судовых механизмов и трубопроводов связаны с выполнением такелажных работ, при которых выполняются строповка, укладка и перемещение деталей, узлов и оборудования.
Подъемные средства и стропы, применяемые при такелажных работах, должны иметь клейма, или удостоверения, подтверждающее их пригодность к работе.
Особую осторожность следует соблюдать при подъеме, снятии и перемещении тяжёлых деталей; при этом необходимо предохранять грузы, не стоять под грузами и предупреждать об этом других. При погрузке механизмы стропят (в соответствии со схемой, разработанной технологической службой завода) стальными тросами, проверенными на допустимую грузоподъемность. При наличии 10% лопнувших проволок применять трос категорически запрещается.
Рабочее место должно содержаться в порядке, нельзя загромождать проходы, необходимо обеспечить достаточное освещение и вентиляцию. Рабочие места на судах освещаются переносными лампами с напряжением 12 В. Нельзя применять переносной ручной электроинструмент и приспособления, работающие при напряжении тока свыше 36 В.
При работе с пластмассами и консервирующими смазками необходимо соблюдать осторожность. Жидкий бакелит, эпоксидные смолы и шпаклевки должны храниться в герметически закрытых оцинкованных алюминиевых бидонах. Рабочее место необходимо хорошо вентилировать. На рабочем месте нельзя курить, пользоваться открытым огнём и нагревательными приборами.
судовой машина ремонт мастер
5. Участие в организации и выполнении монтажных (ремонтных) работ
Занимался монтажом на судне, начиная с временной сборки трубопроводов и систем. Арматуру расставлял по местам, в необходимых случаях ее устанавливал на временных подвесках.
После устранения неточностей соединений и всех дефектов трассы временные соединения разбирал, трубы продувал сжатым воздухом и выполнял штатное соединение и закрепление.
Трубопровод и системы предъявлял ОТК и готовил к проведению испытаний на плотность соединений.
Пожарные, балластные осушительные и другие системы испытывал пробным давлением, равным 1,25 . Паропроводы с рабочим давлением от 0,5 до 2 МПа — пробным давлением равным + 0,5 МПа.
Трубопровод выдерживал при пробном давлении 10 минут, а затем снижал его до рабочего и проверял плотность всех соединений. Трубы, расположенные в наружных неотапливаемых частях судна изолировал для защиты от замерзания.
Трубопроводы забортной воды, проходящие через отапливаемые помещения — от отпотевания.
Перед нанесением изоляции трубопровод отчищал и при необходимости нанесения антикоррозионного лака или клея — обезжиривал. Затем наносил слой изоляции необходимой толщины, закреплял его стальной сеткой или бандажной проволокой и устанавливал защитный кожух из пергамента, парусины, миткаля и других материалов.
6. Выполнение должностных обязанностей производственного мастера (техника-конструктора, техника-технолога)
Изготавливал шаблоны, имитирующие ось трубы и определяющие форму и длину трубы при её изготовлении.
От бухты проволоки отрубал куски определённой длинны, которые изгибал с учетом расположения оборудования и корпусных конструкций в соответствии с требованиями отраслевой нормали на изготовление и монтаж трубопроводов на судах. Гибку проволоки выполнял вручную и помощью переносных приспособлений.
На изготовленный шаблон закреплял бирку с указанием номера помещения, чертежа системы или трубопровода и номера трубы.
Выполнял холодную гибку на трубогибочном станке СТГ-1М. Для выполнения погиба на станок устанавливал комплект трубогибочной оснастки в который входят: гибочный диск, ползун, дорн, скоба. Для уменьшения трения внутреннюю поверхность труб смазывал машинным маслом. Перед гибкой трубу размечал по гибочному шаблону.
Затем крепил её к гибочному диску зажимным устройством и прижимал ползуном. Когда гибка производилась по технологической карте трубы, то за углом погиба я следил по угломерной щкале на планшайбе станка и указателю. Внутреннюю поверхность трубы в месте погиба смазывал жидким мылом.
После гибки трубы набивал песком, заглушал их концы и нормализовал в ванне с горячей водой.
- Отбортовку выполнял на прессах ПГ-10 с помощью специальной оснастки.
- 7. Обеспечение технологической подготовки производства по реализации технологического процесса монтажа (ремонта)
- До начала изготовления и монтажа труб на строящемся судне должно быть закончено формирование корпуса судна, установлены на штатные места детали насыщения корпуса (палубные и переборочные стаканы, приварыши), установлены и закреплены механизмы, аппараты, цистерны и другое оборудование, установлена и закреплена временными болтами арматура.
Основанием для производства работ по определению трассы трубопровода на судне являются принципиальная или монтажная схемы системы или трубопровода.
Трассу прокладывают с учетом конкретного расположения в данном помещении механизмов, аппаратов, устройств и оборудования, а так же конструктивных элементов корпуса.
В чертежах насыщения корпусных конструкций должны быть указаны места вырезов под установку и крепление арматуры.
Собранные трубы отправляют на механический участок для обработки, затем — на участок гидравлики, где их испытывают на прочность давлением, равным (1,5 — 2) .
Трубы паропроводов свежего пара, а так же напорные трубы от питательных или циркуляционных насосов испытывают пробным давлением, равным 2,5 .
Трубы считаются выдержавшими испытания, если в течение 5 минут не обнаружено неплотностей, остаточных деформаций, трещин и разрывов. Далее трубы очищают, наносят на них покрытия и сдают на склад комплектации.
8. Участие в мероприятиях по контролю качества при монтаже (ремонте)
Гидравлические испытания систем и трубопроводов проводят по Правилам Регистра. Все пожарные, балластные, осушительные и другие системы испытывают пробным давлением, равным 1,25 .
Паропроводы с рабочим давлением от 0,5 до 2 МПа — пробным давлением равным + 0,5 МПа. Трубопровод выдерживают при пробном давлении 10 минут, а затем снижают плотность всех соединений.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение использования судовых ядерных установок. Обоснование выбора энергетической установки фрегата. Тепловой расчет двигателей. Описания схемы и принципа работы мобильной установки кондиционирования. Процесс монтажа холодильной машины в контейнер.
дипломная работа [946,3 K], добавлен 16.07.2015
Простые идеи для ремонта спальни
Краткая характеристика и технико-экономические показатели исследуемого предприятия, описание и значение транспортного цеха в его структуре. Режим работы гаража и существующий технологический процесс ремонта машин и механизмов, оценка трудоемкости.
дипломная работа
Монтаж и испытание трубопроводов на судне
- В зависимости от принятой технологии изготовления монтаж трубопроводов на судне состоит из операции крепления труб между собой, установки подвесок и крепления труб к корпусу судна, изготовления и монтажа забойных участков трубопроводов, установки путевой арматуры, изоляции трубопроводов.
- При размещении трубопроводов на судне необходимо соблюдай расстояния: от корпуса и оборудования—не менее чем 10 мм, от настила до изолированных труб— не менее 50 мм, от трасс электрокабелей — согласно требованиям Правил электрооборудования судов.
- Разъемные соединения трубопроводов, по которым идет пар или жидкость, не допускается располагать над койками или приборами, а также сосредоточивать в одном месте (это затрудняет их сборку и разборку).
Удлинение паропровода может вызвать опасные дополнительные напряжения. Для их предупреждения ставят линзовые гладкие компенсаторы или складчатые и волнистые (при температуре пара до 400° С). Компенсатор при монтаже должен быть растянут от 0,5 до 1. Предупредить дополнительные напряжения можно предварительным натягом, который получается за счет образования зазоров в соединении. Зазор должен быть строго регламентирован; это обеспечивают постановкой при предварительной сборке трубопровода специального мерного кольца между фланцами соединения.
Испытание на плотность трубопроводов производится в зависимости от их назначения пробным давлением от 1,25 до 2 значении рабочего давления данной системы. Пробное давление регламентировано Правилами Речного Регистра РСФСР.
Трубопроводы, работающие в условиях вакуума, испытывают с давлением 2 кгс/см2. Перед испытанием трубопроводы и арматура должны быть разобщены от механизмов, аппаратов и цистерн.
При наполнении трубопроводов водой следят за тем, чтобы в них не образовывались воздушные мешки.
Во время гидравлического испытания трубопровод находится под давлением в течение времени, необходимого для осмотра всех соединений.
С особой тщательностью испытывают воздушные магистрали. Воздух накачивают постепенно.
В главной магистрали (от компрессора до баллонов) пробное давление удерживают 2 ч; за это время падение давления не должно превышать 2%.
Срок выдержки для баллонов и рабочих трубопроводов 24 ч (падение давления не должно превышать 3%). О местах утечки воздуха судят по появлению пузырей при промазывании мыльным раствором.
Форма и размеры труб
Выявленные при испытании дефекты устраняют при снятом давлении, после чего испытания повторяют. Для испытаний трубопроводов на судне применяют переносные ручные поршневые насосы типа ГН-60 и ГН-200М, а также пневмогидравлический насос ПГН.
Судовые системы и трубопроводы
Материалы, применяемые для систем, трубопроводов и их деталей
Трубопроводы и системы состоят из следующих конструктивных элементов:
- труб;
- присоединительной арматуры (фланцы, штуцерные соединения, фитинги, дюриты, подвески);
- переборочной арматуры;
- разветвляющей арматуры;
- путевой арматуры;
- приводов управления арматурой;
- контрольно-измерительных приборов;
- изоляции.
Трубы. Для Изготовление трубопроводов и монтаж систем на суднеизготовления трубопроводов применяются трубы, сводные данные по которым приведены в табл. 1.
На заводе-поставщике качество труб проверяется по химическому составу, механическим характеристикам, а также специальными и технологическими испытаниями (гидравлическая проба, испытание на раздачу по ОСТ 1689, испытание на отбуртовку по ОСТ 1691, испытание на сплющивание), медные трубы дополнительно подвергаются водородной пробе в соответствии с примечанием 2 к п. 16 изменения 4 к ГОСТ 617—41.
Наименование труб | Марка метала труб | ГОСТ на сортимент труб |
Стальные бесшовные горячекатаные | Сталь 10 | 8731-58; 8732-58 |
Сталь 20 | ||
Стальные бесшовные холоднокатаные | Сталь 10 | 8733-58; 8734-58 |
Сталь 20 | ||
Стальные бесшовные повышенной точности для паропроводов свежего пара | Сталь 10 | 5854-51 |
Сталь 20 | ||
Стальные водо-газопроводные шовные | Сталь 3 | 3262-55 |
Сталь 08 | ТУ 962–658–48ТУ 1005 | |
10КП | ||
08КП | ||
Сварные электросварные | Сталь 10 | 1753-53 |
Сталь 3 | ||
Красномедные | МЗС | 617-53 |
Латунные | Л62 | 494-52 |
Медноникелевые до диаметра 150 мм | МНЖ5-1 | ТУ962–3449–57КВ 105–57 |
Медноникелевые диаметром от 150 до 258 мм | МНЖ5-1 | ВТУ962–3452–57КВ 106–57 |
Нержавеющие | 1Х18Н9Т | 5543-52 |
Биметаллические | 10-М | ВТУ 962–1937–514МТУ 2851–51 |
Алюминиевые из алюминиевых сплавов | Д1; АД1М | 1947-56 |
Д6; АМГ | ТУ по ГОСТ 4773-49 | |
Низколегированные трубы | 15Х | 301-50 |
20Х | ||
15ХФ | ||
Трубы сварные | 08КП | ВТУ 952-2444-53 |
На заводе-строителе качество поставляемых труб проверяют наружным осмотром и 5 % труб подвергают обмеру. При осмотре необходимо убедиться в отсутствии плен, закатов, трещин, расслоений, забоин, рисок, борозд и задиров.
Холоднокатаные стальные трубы поставляются длиной от 1,5 до 7 м при толщине стенки более 1 мм до диаметра 133 мм. Горячекатаные стальные грубы изготовляются, начиная с диаметра 57 мм, при длине в зависимости от диаметра от 4 до 12.5 м.
Допустимые отклонения размеров холоднокатаных труб указаны в табл. 2. Медные трубы поставляются в необожженном состоянии длиной до 6 м.
Допустимые отклонения для красномедных труб составляют по наружному диаметру ±0,7—0,4 %, по толщине стенки ± 10 %.
Размеры труб, мм | Допустимые отклонения | Размеры труб, мм | Допустимые отклонения |
По наружному диаметру: | По толщине стенки: | ||
до 30 | 0,4 мм | до 1 | 0,15 мм |
от 30 до 51 | 0,45 мм | от 1 до 3 | 10-15% |
свыше 51 | 1% | свыше 3 | 10-21% |
Медноникелевые трубы поставляются при толщине стенки до 2,5 мм включительно — твердыми, при толщине стенки более 2,5 мм — мягкими; при диаметре от 40 до 100 мм — длиной не менее 4 м, при диаметре свыше 100 мм — не менее 3 м.
Допустимое отклонение по толщине стенки ± 10 %, по наружному диаметру 1 %. Водо-газопроводные трубы поставляются черные без резьбы длиной 4—12 м, оцинкованные — с резьбой длиной 4—8 м. Допустимые отклонения по толщине стенки — минус 15 %.
Латунные трубы поставляются длиной от 0,5 до 6 м. Допустимые отклонения по толщине стенки ± 10 %, по наружному-диаметру — минус 10 % (для труб общего назначения).
Материал труб зависит от назначения трубопроводов (см. табл. 3).
Наименование трубопровода | Материал и тип труб |
Паропроводы при t = 430º | Легированной стали, бесшовные |
Паропроводы свежего пара при t = 251 – 430º и | Стальные бесшовные |
Паропровод отработавшего пара, парового отопления и обогревания цистерн | Медные; допускаются стальные бесшовные |
Санитарная система пресной воды, охлаждающие и перекачивающие пресной воды | Стальные оцинкованные или бакелированные водо-газопроводные и бесшовные |
Санитарные системы (фановая, сточная и забортной воды) | Медные, медноникелевые; допускаются стальные бакелизированные или оцинкованные бесшовные, сварные и водо-газопроводные |
Пожарная система | Медноникелевые, медные; допускаются стальные бесшовные оцинкованные или бакелизированные |
Шпигаты с открытых палуб | Стальные оцинкованные или бакелизированные сварные и водо-газопроводные |
Охлаждающие трубопроводы забортной воды | Медные и медноникелевые |
Питательные до насосов, конденсатные | Медные, стальные бесшовные оцинкованные или бакелизированные |
Напорно-питательные | Стальные бесшовные или медные (при pр < 32 кг/см2) |
Топливные трубопроводы | Стальные бесшовные |
Масляные трубопроводы | Медные и стальные бесшовные; допускаются сварные для наливных и приемных труб |
Воздухопроводы | Стальные бесшовные, медные и биметаллические |
Воздушные, измерительные и газопроводные | Стальные бесшовные, водо-газопроводные и электросварные |
Выхлопные трубопроводы | Стальные сварные и бесшовные |
Манометры | Медные |
Трубопроводы агрессивных проводимых сред | Нержавеющей стали |
Охлаждающий трубопровод, топливный и масляный трубопроводы катеров | Дюралевые трубы |
При проектировании и изготовлении трубопроводов типоразмеры труб выбираются согласно ограничительным ведомственным нормалям судостроительной промышленности:
- для стальных бесшовных труб по C1—643—53;
- для медных труб по С1—645—53;
- для водо-газопроводных труб по С1—644—49 (редакция 1955 г.).
Материалы для арматуры. Для трубопроводов из стальных и биметаллических труб применяется стальная арматура, из цветных сплавов или чугунная; для медных трубопроводов из цветных сплавов.
Материал для Ремонт систем трубопроводов и арматуры суднаарматуры из цветных сплавов применяется по нормали С1—667—53.
Для трубопроводов из легких сплавов используется, как правило, арматура из легких алюминиевых сплавов.
Латунная арматура (марок ЛК80-ЗЛ, ЛМц 58-2, ЛЖМц 59-1-1, ЛС59-1, Л0 62-1) применяется для пресной воды, масла, воздуха и пара при t < 250°, бронзовая арматура (марок Бр. АМц 9-2, Бр.
ОЦ 10-2) — для морской воды, стальная арматура (сталь 25Л, шпиндель и уплотнительные кольца — из стали 2X13) — для воздуха, масла, нефти, пресной воды и пара при t < 400°.
Арматура для пара и питательной воды при рр = 64 кг/см2 и t = 450 ± 20° изготовляется из молибденовой стали 20ХМ-Л ко С1—929—47 (для пара) и стали 25—4522 по ГОСТ 977 -41 (для питательной воды).
Планки и отличительные таблички для судовой арматуры и приборов изготовляются и гравируются согласно ГОСТ 1470—53. Материал планок и табличек;
- лента свальная по ГОСТ 503—41;
- латунная полоса по ГОСТ 931—52;
- пластмасса.
Маховики для арматуры изготовляются по ГОСТ 5260—50 и ГОСТ 852—53, рукоятки — по ГОСТ 1043—53. Типы, основные размеры и технические условия на детали приводов арматуры — см. ведомственную нормаль С1—511—55.
Путевые протекторы для защиты от коррозии труб забортной воды устанавливаются в виде ввертной пробки с впаянным в нее цинковым протектором и применяются для труб с Dу = 20—200 мм согласно нормали. С1—1495—52. Материал протектора — катаный цинк марки Ц-2 по ГОСТ 3640—47.
Материал пробки — латунь с механическими свойствами не ниже σb = 37 кг/см2, δ10 — 12 и %.
Путевые соединения. Фланцевые соединения труб применяют согласно табл. 4, штуцерно-торцовые резьбовые соединения с ру < 100 кг/см2 — по ГОСТ 5890—56. Материал для деталей штуцерных соединений см. табл. 5, размеры резьбы штуцерно-торцовых соединений см. ниже
Условный проход, мм | Размеры резьбы | Условный проход, мм | Размеры резьбы |
3 | 1М18х1,5 | 20 | 2М39х2 |
6 | 1М22х1,5 | 25 | 2М48х2 |
10 | 2М27х1,5 | 32 | 2М56х2 |
15 | 2М36х2 |
Тип фланца | ГОСТ | Материал | Пределы применения | ||
марка | ГОСТ | ру, кг/см2 | Dу, мм | ||
Стальной трубный плоский приварной | 1537-48 | СТ. 4 | 380-41 | 16 | 20-500 |
Стальной приварной в стык | 4437-48 | Ст. 3 | 380-41 | 25 | 20-400 |
Стальной приварной в стык с выступом или впадиной | 4437-48 | Ст. 4 | 380-41 | 40 | 20-350 |
Свободный стальной на приварном кольце и кольцо стальное под фланец трубный свободный | 4439-484439-48 | Ст. 4Ст. 3 | 380-41380-41 | 1010 | 20-50020-500 |
Свободный на бурт стальной приварной в стык и стальной бурт | 4438-484438-48 | Ст. 5Ст. 4 | 380-41380-41 | 4040 |
§ 57. Технология монтажа трубопроводов на судне
До начала монтажа трубопроводов на судне должны быть размещены все механизмы, к которым присоединяются трубопроводы, вырезаны отверстия и установлены приварыши, переборочные стаканы и другая присоединительная арматура на переборках, а также вся донно-бортовая арматура (кингстоны, бортовые захлопки и т. д.). Трубы и арматуру грузят на судно с помощью кранов, а монтаж тяжеловесной арматуры и труб производят с применением специальных талей (червячных и рычажных).
Вначале производят предварительный монтаж трубопроводов на головном судне. Трубы устанавливают на предназначенные им согласно монтажной схеме места.
Вместо штатных прокладок и подвесок устанавливают временные прокладки и подвески, например, закладывают между фланцами труб проволоку или полоски металла толщиной, равной толщине штатной прокладки.
Сборка соединений производится также на временных болтах, количество которых должно быть около 50% полного числа болтов, но не менее трех.
Затем тщательно проверяют установку труб по монтажным схемам и производят окончательную сборку, при которой временные болты и прокладки заменяют штатными. После того как собран и окончательно закреплен трубопровод на постоянных подвесках (кроме забойных участков), снимают шаблоны и изготовляют шаблон-макеты для забойных труб.
При серийной постройке судов необходимость предварительной установки труб с целью проверки правильности их изготовления отпадает, поэтому значительно снижается трудоемкость монтажа трубопроводов. Сборка трубопроводов на серийном судне позволяет также заменить фланцевое или другое соединение труб сваркой, что значительно упрощает и удешевляет их монтаж.
При постройке корпуса судна, установке механизмов и арматуры возникают неточности, которые при монтаже компенсируют путем изготовления забойных труб. В качестве таких труб предпочтительнее концевые трубы (например, присоединяемые непосредственно к механизму или к одной из переборок), не имеющие отростков и расположенные в наиболее удобных для пригонки местах.
Гибку забойных труб и их изготовление производят по шаблонам, снятым с места. По изготовленным забойным трубам головного судна изготовляют макет-шаблоны для аналогичных труб серийных судов.
Пригонка забойных труб и установка на ней привариваемых фланцев производится двумя способами: с пригонкой по месту — для головных и единичных судов и в точном соответствии с макет-шаблоном — для серийных судов.
Изготовление и монтаж на судне забойных труб завершает монтаж трубопровода.
Монтаж судовых систем
При монтаже трасс судовых систем ( при постройке,больших ремонтах ) следует максимально упрощать конфигурацию трубопроводов путем сопряжения их трасс, снижения количество погибов, уменьшения количество соединений, при этом трубопроводы по возможности нужно прокладывать в специальном трубном канале либо ярусами вдоль продольных и поперечных переборок бортов и подволок. Конфигурация и расположение трасс должны обеспечивать свободный доступ к механизмам и арматуре для их обслуживания, а также возможность демонтажа отдельных труб и арматуры без разборки соседних трубопроводов.
До начала монтажных работ проверяют: наличие клейм ОТК, подтверждающих приемку труб после обработки в цехе; чистоту внутренней поверхности труб; наличие сертификатов на трубы, а также актов специальных испытаний, проведенных в цехе при изготовлении труб; наличие сертификатов на арматуру и самой арматуры, приборов, подсветок и крепежных изделий. Арматура должна быть очищена от смазки, осмотрена, собрана и подготовлена к монтажу. Перед началом работ должны быть получены со склада инструмент, прокладочные и вспомогательные материалы.
Монтаж судовых систем и трубопроводов выполняются по монтажным схемам или чертежам, с которыми трубопроводчик должен быть ознакомлен.
Вначале также размечают и вырезают отверстия в переборках, палубах и наружной обшивке под установку концевой и крепящей арматуры.
Отверстия под приварыши, наклепыши и арматуру следует вырезать с большой точностью, так как это влияет на точность взаимного расположения трубопроводов.
Места под приварыши и наклепыши размечают, от контрольных базовых линий, нанесенных на корпусе судна при его постройке.
Для определения места установки приварыша или наклепыша на соответствующей переборке или палубе наносят две взаимно перпендикулярные контрольно-разметочные линии, каждая из которых должна быть параллельна соответствующей базовой линии. Диаметр контрольно-разметочной линий должен быть несколько больше наружного диаметра устанавливаемой детали.
После разметки мест установки рабочей и крепящей арматуры, мест присоединения приборов и отрезков трубопровода вырезают отверстия, подготавливают арматуру и трубы.
После вырезки отверстия деталь крепящей или путевой арматуры устанавливают и прихватывают электросваркой так, чтобы нанесенные на детали риски совпали с предварительно прочерченными на переборке помещения контрольно-разметочными линиями.
Правильность установки деталей присоединения должен проверять мастер или работник ОТК.
После установки путевой арматуры приступают к раскладке труб по трассе, монтажу труб и окончательной установке всей арматуры. Если размеры труб, присоединяемых к механизмам иарматуре, неточны, применяют забойные трубы, которые, как правило, изготовляют по месту.
Изготовить забойные трубы сложнее, чем обычные, поэтому в качестве забойных выбирают трубы несложной конфигурации с минимальным числом погибов без отростков , расположенные в наиболее доступных для пригонки местах.
Чаще всего это трубы, присоединяемые непосредственно к механизмам или к одной из переборок.
Монтаж судовых систем, трубы которых имеют стекло-эмалевые покрытия, производят с учетом следующих требований: перед началом монтажа туб удаляют защитные заглушки и проверяют ( визуально ) состояние эмалевого покрытия; при обнаружении нарушений покрытия трубу возвращают в цех для исправления; при выполнении сварочных работ трубы защищают железным кожухом или асбестовым полотном от брызг расплавленного металла.
Категорически запрещается: забивать болты в отверстия фланцевых соединений; пользоваться рычагами для совмещения отверстий фланцевых соединений и устранения перекосов фланцев; применять удлинители гаечных ключей при обжатии соединений; наносить по трубам молотком и другими металлическими предметами.
В виде исключения разрешается подгибка эмалированных труб на угол не более 15 градусов с нагревом места подгиба в электрической или газовой печи до температуры 780-820 градусов. После подгибки в ОТК проверяют сплошность покрытия.
При креплении труб с наружным эмалевым покрытием между трубами и временными подвесками устанавливают резиновые прокладки толщиной 2-3 мм.
После монтажа эмалированных труб закрывают защитными металлическими кожухами места возможных повреждений.