Технология работ трубопроводного транспорта

До недавнего времени перемещение жидких, сыпучих и газообразных материалов осуществлялось, как правило, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.

Вместе с тем увеличивавшиеся с каждым годом объёмы перевозок указанных материалов начали требовать не только дальнейшего развития и совершенствования существующих транспортных систем, но и изыскания новых и эффективных способов транспортирования грузов, отличающихся простотой и высокими экономическими показателями.

В связи с этим большое значение стали иметь исследовательские и опытно-конструкторские работы в области трубопроводного транспорта контейнеров (ТТК). При этом исследуются два вида ТТК: напорный и безнапорный.

В первом случае контейнеры транспортируются по трубопроводу под действием напора воды (гидравлический трубопроводный транспорт контейнеров(ГТТК)) или сжатого воздуха (пневматический трубопроводный транспорт контейнеров(ПТТК)).

При безнапорном транспорте перемещение контейнеров осуществляется с помощью различного рода движителей или тяговых механизмов.

Лабораторные и опытно-промышленные испытания нового вида транспорта показали, что практическое применение ТТК позволяет не только освоить значительные грузопотоки, но и обеспечить при этом полную сохранность перевозимого груза и комплексную механизацию и автоматизацию всего транспортного процесса. Системам ТТК присуща универсальность, что даёт возможность одинаково успешно перемещать сыпучие, жидкие и другие материалы.

Контейнерный трубопроводный гидро- и пневмотранспорт принадлежит к новым, быстро развивающимся видам промышленного транспорта. Основные преимущества этого вида транспорта — высокая пропускная способность, регулярность движения и высокая степень автоматизации, отсутствие помех других видам транспорта, независимость от погодных условий, исключение потерь грузов в пути.

Первые схемы контейнерного трубопроводного пневмотранспорта были предложены 150 лет назад в Англии. В 40-х гг. прошлого века в Англии, а затем во Франции были построены так называемые «атмосферические» дороги, на которых рельсовые или колёсные экипажи приводились в движение поршнем, перемещавшимся в трубопроводе с продольной щелью под действием нагнетания или отсасывания воздуха.

Следует отметить необычно широкую область возможного использования контейнерного трубопроводного пневмотранспорта — перевозка больших масс сыпучих грузов из карьеров к местам их переработки, транспортирование радиоактивных отходов атомных электростанций, внутризаводской транспорт, транспортирование грузов на торговых предприятиях.

По способу создания движущего перепада давления системы контейнерного трубопроводного пневмотранспорта могут быть напорными, вакуумными или напорно-вакуумными. При больших расстояниях транспортирования наиболее перспективными являются напорные системы. В системах гидротранспорта также применяются в основном напорные системы.

  • В системах контейнерного пневмотранспорта цилиндрические контейнеры перемещаются либо на колёсах по рельсовому пути, проложенному внутри трубопровода, либо на специальном шасси, обеспечивающем центрирование контейнера и отсутствие вращения вокруг продольной оси.
  • Трубопроводный транспорт подразделяется на гидро- и пневмотранспорт, технологический транспорт, магистральный транспорт.
  • К технологическим трубопроводам относятся трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования, а также межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия.
  • Технологические трубопроводы классифицируют по транспортируемому веществу, материалу труб, рабочим параметрам, степени агрессивности среды, месту расположения, категориям и группам:
  • 1) по виду транспортируемой по ним продукции:
  • — газопроводы,
  • — нефтепроводы,
  • — водопроводы,
  • — воздухопроводы,
  • — продуктопроводы.
  • 2) по виду движения по ним жидкостей:
  • — напорные трубопроводы;
  • — безнапорные (самотёчные) трубопроводы.

Технология работ трубопроводного транспорта

Рис. 9.1. Классификация трубопроводов

  1. 3) по виду сечения:
  2. — трубопроводы круглого сечения;
  3. — трубопроводы не круглого сечения (прямоугольные, квадратные и другого профиля).
  4. 4) по материалу, из которого они изготовлены:
  5. — стальные (из углеродистой, легированной и высоколегированной стали);
  6. — из цветных металлов и их сплавов (медные, латунные, титановые, свинцовые, алюминиевые);
  7. — бетонные;
  8. — чугунные;
  9. — неметаллические (полиэтиленовые, поливинилхлоридные, стеклянные) и др.
  • 5) По условному давлению транспортируемого вещества:
  • — вакуумные, работающие при давлении ниже 0,1 МПа;
  • — низкого давления, работающие при давлении до 10 МПа;
  • — высокого давления (более 10 МПа);
  • — безнапорные, работающие без избыточного давления.
  • 6) По температуре транспортируемого вещества:
  • — холодные (температура ниже 0 ° С);
  • — нормальные (от 1 до 45 ° С) ;
  • — горячие (от 46 ° С и выше).
  • 7) По месторасположению трубопроводы бывают:
  • — внутрицеховые, соединяющие отдельные аппараты и машины в пределах одной технологической установки или цеха и размещаемые внутри здания или на открытой площадке;
  • — межцеховые, соединяющие отдельные технологические установки, аппараты, емкости, находящиеся в разных цехах.
  • Магистральными называют трубопроводы, предназначенные для дальнего транспорта жидких, газообразных и твёрдых сыпучих продуктов, от мест их добычи, получения, переработки (условная начальная точка трубопровода) к местам потребления (условная конечная точка).

Наиболее широко трубопроводы используются для перекачки природных газов, нефти и нефтепродуктов, однако по трубопроводам перекачивают на большие расстояния и воду (магистральные водоводы), уголь в виде водных суспензий (углепроводы), расплавленную серу, инертные сыпучие материалы. На десятки километров транспортируют по трубам минеральную воду, молоко и другие продукты.

Наконец, нельзя не отметить, что своевременная и наиболее надёжная доставка горючего для снабжения быстро перемещающихся воинских частей может быть осуществлена в основном с помощью так называемых полевых нефтепроводов. Этот способ доставки горючего используется в армиях и флотах многих стран.

Все перечисленные выше виды трубопроводов относятся к сухопутным трубопроводам, так как прокладываются по территории материка.

Увеличение мировой добычи нефти и газа в шельфах и акваториях океанов и морей потребовало прокладки магистральных трубопроводов под водой как с заглублением их в грунт, так и без заглубления. Такие трубопроводы называют морскими. Иногда магистральный трубопровод имеет морскую и сухопутную часть. Такой трубопровод называют сухопутно-морским.

Магистральный трубопровод — сооружение линейного типа, представляющее непрерывную трубу, вдоль которой размещаются сооружения, обеспечивающие перекачку транспортируемого продукта при заранее заданных параметрах (давлении, температуре, пропускной способности и т.п.).

В отличие от других линейных сооружений, таких, как автодороги, железные дороги, магистральный трубопровод в течение всего срока эксплуатации находится в сложном напряжённом состоянии под воздействием внутреннего давления перекачиваемого продукта и работает как сосуд высокого давления.

Состав сооружений и их назначение зависят от вида транспортируемого продукта.

Магистральный трубопровод (Рис. 9.2.) состоит из следующих комплексов сооружений:

  1. — подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти или нефтепродуктов с головными сооружениями трубопроводов. По этим трубопроводам перекачивают нефть от промысла или нефтепродукт от завода в резервуары головной станции;
  2. — головная перекачивающая станция, на которой собирают нефть или нефтепродукты, предназначенные для перекачки по магистральному трубопроводу. Здесь проводят приёмку нефти (нефтепродуктов), разделение их по сортам, учёт и перекачку на следующую станцию;
  3. — промежуточные перекачивающие станции, на которых нефть и нефтепродукт, поступающие с предыдущей станции, перекачивают далее;
  4. — конечный пункт, где принимают продукт из трубопровода, распределяют потребителям или отправляют далее другими видами транспорта;

— линейные сооружения трубопровода, к которым относятся собственно трубопровод, линейные колодцы на трассе, станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки, а также переходы через водные препятствия, железные и автогужевые дороги. Кроме того, к ним относятся вертолётные площадки, дома обходчиков, линии связи, грунтовые дороги, сооружаемые вдоль трассы трубопроводов.

Линейная часть трубопровода сооружается про трём конструктивным схемам: подземной, наземной и надземной.

Подземная схема составляет около 98% от общей длины всех построенных трубопроводов. По этой схеме трубы укладывают ниже естественной поверхности грунта.

Наземная схема предусматривает укладку труб на поверхность спланированного грунта или на грунтовое сплошное основание, устраиваемое из привозного грунта.

При надземной схеме трубопровод укладывают на опоры, размещаемые на определённом расстоянии друг от друга.

Для плотных грунтов наиболее удачной схемой является подземная.

Она обеспечивает надёжную защиту труб от внешних воздействий, достаточно хорошо стабилизирует положение трубопроводы, обеспечивает его устойчивость, не изменяет вида рельефа, не создаёт никаких препятствий для сельскохозяйственных работ, движения транспортных средств.

При подземной прокладке трубопровод и транспортируемый по нему продукт не подвергается резким перепадам температур, что имеет немаловажное значение для обеспечения технологической надёжности трубопровода.

Необходимость в наземной и надземной схемах прокладки магистральных трубопроводов возникла при строительстве в неблагоприятных грунтовых условиях. Особенно широко эти схемы стали применяться в условиях Севера на вечномёрзлых грунтах.

Для сокращения длины трубопровода при выборе направления трассы обычно стремятся придерживаться кратчайшей геодезической линии между начальными и конечными пунктами. Отклонения от генерального направления допускаются только тогда, когда их целесообразность доказана техническими расчётами.

Хотя магистральный трубопровод и представляет собой непрерывную нитку, однако он имеет устройства, позволяющие отсекать отдельные его участки в случае возникновения аварийных ситуаций с целью ограничения объёма потерь транспортируемого продукта и уменьшения ущерба, наносимого природе при вытекании продукта из разрушенного участка.

Читайте также:  Фазовая труба в майнкрафт

На нефтепроводах устанавливают задвижки, а на газопроводах — краны. Задвижки и краны — это важные узлы трубопровода. От их надёжности и безотказной работы зависит размер возможных потерь продукта при авариях, уровень вредного его воздействия на окружающую среду.

Важными элементами линейной части трубопровода являются также различного рода узлы и детали: тройниковые соединения, переходы с одного диаметра на другой (переходник), устройства запуска очистных приборов (скребки, шары, поршни и т. д.) и их выхода из трубы.

  • Магистральный трубопроводный транспорт является весьма опасной сферой производственной деятельности, что обусловлено высокой степенью концентрации перекачивающих мощностей, горюче- и взрывоопасностью транспортируемой продукции, ее отравляющими и иными опасными свойствами, концентрацией на отдельных направлениях до 10 ниток магистральных трубопроводов; сосредоточением в узких технических коридорах многониточных магистралей газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые многократно пересекаются друг с другом.
  • Применявшиеся технологии прокладки и защиты магистральных трубопроводов обусловили непродолжительный срок их эксплуатации и необходимость проведения ремонтных и защитных работ после 8 — 10 лет их использования, проведения дополнительных испытаний, внутритрубной диагностики.
  • Перекачивающие станции — самые сложные комплексы сооружений нефтепровода.

Головная перекачивающая станция предназначена для приёма нефти с установок подготовки нефти и перекачки её из ёмкости в магистральный нефтепровод.

В состав технологических сооружений входят: резервуарный парк, подпорная насосная, узел учёта нефти, магистральная насосная, узел регулирования давления, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительным устройством, а также технологические трубопроводы.

Промежуточные перекачивающие станции размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчёту. Среднее значение перегона между станциями для первой очереди 100-200 км, а для второй очереди 50-100 км. В составе технологических сооружений промежуточных станций отсутствуют резервуарный парк, подпорная насосная и узел учёта нефти.

На магистральных нефтепроводах большой протяжённости предусмотрена организация эксплуатационных участков протяжённостью от 400 до 600 км. В начале эксплуатационных участков располагают нефтеперекачивающие станции, состав которых аналогичен головным станциям, однако резервуарные парки их имеют меньшую вместимость.

  1. Насосные станции оборудуют насосами и сложным энергетическим хозяйством, мощность которого достигает нескольких тысяч киловатт.
  2. Через цепь последовательно расположенных по трассе перекачивающих станций нефтепродукт поступает на конечный пункт нефтепродуктовода.
  3. В зависимости от схемы присоединения насосов и резервуаров промежуточных станций различают следующие схемы перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам:
  4. — постанционную;
  5. — через один резервуар насосной станции;
  6. — с подключённым резервуаром,;
  7. — из насоса в насос.
  8. При постанционной системе перекачки нефть принимают поочерёдно в один из резервуаров станции, подачу на следующую станцию осуществляют из другого резервуара.
  9. При перекачке через один резервуар насосной станции нефть от предыдущей станции поступает в резервуар, служащий буфером, и одновременно откачивается из него.
  10. При перекачке с подключённым резервуаром уровень нефти в нём колеблется в зависимости от неравномерности поступления и откачки нефти.

На рис.9.2. представлена схема сооружений магистрального нефтепровода:

Технология работ трубопроводного транспорта

Рис.9.2. Схема сооружений магистрального нефтепровода

Использование трубопроводного транспорта в процессе перевозки грузов

В последние годы трубопроводный транспорт стал играть одну из важных ролей для развития экономики России. И на то есть свои объективные причины.

Дело в том, что в РФ постоянно увеличиваются темпы добычи большинства полезных ископаемых.

Российское государство старается использовать трубопроводный транспорт для осуществления поставок газа и нефти, как по территории страны, так и за ее пределами.

Технология работ трубопроводного транспорта

Магистральный трубопроводный вид транспорта используется до того, чтобы доставлять продукты нефтепереработки на огромной территории РФ, а также поставлять их за границу. В состав топливно-энергетической системы входят также те предприятия, которые специализируются на том, чтобы собирать, накапливать и распределять

С каждым годом протяженность трубопроводных транспортных систем растет. Трубопроводным принято называть особый вид транспорта, который представляет собой большой трубопровод, по которому передаются жидкие и газообразные вещества на достаточно дальние расстояния. Чаще всего трубы используется для поставки нефти и газа.

Такой транспорт условно делят на два типа:

  • промышленный;
  • магистральный, который, в свою очередь, подразделяют на нефте- и газопровод.

Они используются для того, чтобы поставлять те или иные продукты нефтеперерабатывающей промышленности с мест добычи до конечного потребителя. Трубопроводный транспорт используют для доставки тех веществ, которые способны поддаваться движению по трубам. Благодаря организованному производству такой процесс осуществляется без остановок. Но у данного типа транспорта есть и другие преимущества.

Преимущества использования трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт характеризуется большим количеством положительных характеристик. Прежде всего, стоит отметить, что такой тип транспорта является выгодным и универсальным. Использование трубопроводных путей исключает потерю груза. Весь процесс поставки полностью автоматизирован. А это значит, что снижается себестоимость доставки грузов.

Использование данного вида транспорта позволяет доставлять практически неограниченный объем нефти и газа. Кроме того, есть возможность осуществлять доставку сразу нескольких сортов нефти. В таком случае их отправляют по трубопроводу последовательно друг за другом.

Еще одним преимуществом такой доставки является то, что она осуществляется круглый год и не зависит от погодных условий. Для того, чтобы увеличить объем поставки достаточно лишь заменить трубы на те, что имеют больший диаметр.

В России постоянно идет процесс усовершенствования трубопроводного транспорта. В ближайшем будущем планируется осуществлять доставку газа в охлажденном виде, что в разы снизить стоимость поставки.

Особенности магистрального трубопроводного транспорта

В настоящее время протяженность трубопроводного транспорта очень значительна и с каждым годом это расстояние только увеличивается. Для того, чтобы построить такое сообщение ушло довольно много лет.

А поскольку строительство шло долго, то в систему вошло оборудование, которое было создано в разный временной период.

На долю рассматриваемого типа транспорта приходится только 7% от числа всех перевозок, но постепенно это число растет.

В роли подвижного состава выступает трубопровод — металлические трубы, которые отличаются различным диаметром. Движение груза осуществляется при помощи давления, создаваемого специальными насосными станциями. В системе транспортировки также есть линейные узлы. Они необходимы для того, чтобы соединять и разъединять магистрали единой рабочей цепи.

Не смотря на то, что такой вид доставки некоторых грузов имеет достаточно большое число явных преимуществ, есть и определенные недостатки, о которых также стоит сказать.

Самым главным является то, что нет возможности изменить направление поставки.

Ведь трубопровод уже построен и для того, чтобы изменить направление груза, потребуется разбирать уже готовый трубопровод и прокладывать новый в заданном направлении. А это дополнительные затраты и время.

Видео:§382 Мировой трубопроводный транспорт

Поиск запроса «трубопроводный вид транспорта» по информационным материалам и форуму

Общее устройство трубопроводного транспорта — Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Нефть, добываемую на промыслах из-под Земли, никогда сразу не закачивают в нефтепровод.

Часто ее называют даже не нефтью, а лишь продукцией нефтяных скважин, поскольку эта «продукция» содержит твердые частицы породы, пластовую воду, газ, выделившийся из жидкости, соли, серу и другие примеси и вещества.

Присутствие этих примесей в потоке жидкости в трубопроводе быстро вывело бы его из строя, поэтому нефть из резервуаров сборных пунктов нефтяных промыслов направляют сначала в специальные установки подготовки нефти к транспорту (аббревиатура «УПН»).

В установках подготовки нефти к транспорту из нефти сначала отбираются и отводятся в специальные резервуары крупные скопления газа. Затем такая нефть проходит через гравитационные сепараторы, в которых она очищается от механических примесей и от более мелких газовых включений.

Очистку нефти от механических примесей чаще всего производят путем резкого уменьшения скорости течения нефти в вертикальных трубах, имеющих большой диаметр. В результате уменьшения скорости нефти более тяжелые частицы механических примесей под действием силы тяжести оседают вниз, а пузырьки газа всплывают вверх. Далее очищенную нефть обессоливают.

Для этого ее сначала смешивают с пресной водой, вбирающей в себя соли, а затем обезвоживают путем использования серии специальных процессов (термических, электрических, физико-химических и т.п.).

И только затем нефть, очищенную от механических примесей, газа, воды, солей и серы через узлы учета подают в резервуары головной нефтеперекачивающей станции для дальнейшей транспортировки по нефтепроводу.

Технология работ трубопроводного транспорта

Нефтеперекачивающие станции предназначены для создания в трубопроводе давления, необходимого для транспортировки нефти с заданной скоростью. Назначение каждой станции — забрать нефть из области низкого давления (перед станцией) и принудительным образом перевести в область высокого давления (после станции). Эту работу выполняют устройства НПС, называемые насосами.

Естественно, сделать это можно, только расходуя энергию внешних источников (например, электроэнергию, приводящую в действие насосы). На рис. 3 показаны головная нефтеперекачивающую станцию (аббревиатура «ГНПС»), находящаяся в начале нефтепровода, и промежуточные нефтеперекачивающие станции (аббревиатура «ППС»), расставленные по трассе нефтепровода через определенные промежутки.

Дистанции между последовательными НПС определяются расходом нефти (т.е. количеством нефти, прокачиваемой в единицу времени), ее физическими свойствами, прежде всего, вязкостью, диаметром нефтепровода, профилем трубопровода, характеристиками используемых насосов и рядом других факторов.

В общем случае можно сказать, что создаваемого НПС давления должно хватить для транспортировки нефти с заданным расходом до следующей НПС.

Читайте также:  Участок трубопровода соединяющий внутренний водопровод с наружным водопроводом называется

Промежуточные НПС повышают давление в потоке транспортируемой нефти, поступающей с предыдущих участков, делая его достаточным для продвижения нефти до следующей НПС. И так до конечного пункта всего нефтепровода.

Заканчивается нефтепровод резервуарным парком нефтеперерабатывающего завода (аббревиатура «НПЗ») или крупной перевалочной нефтебазой, из которой происходит перевалка (отгрузка) нефти на железную дорогу или ее налив в танки речных или морских судов. Этими судами нефть отправляется либо на другие НПЗ, либо на экспорт.

Объекты, входящие в состав головных и промежуточных нефтеперекачивающих станций можно условно подразделить на две группы: первую — объекты основного (технологического) назначения, и вторую — объекты вспомогательного и подсобно-хозяйственного назначения.

К объектам первой группы относятся: резервуарный парк (аббревиатура «РП»), подпорная насосная, узел учета нефти с фильтрами-грязеуловителями, магистральная насосная, узел регулирования давления и узлы с предохранительными устройствами, камеры пуска и приема очистных устройств, технологические трубопроводы с запорной арматурой (задвижками). К объектам второй группы относятся: понижающая трансформаторная, комплекс водоснабжения, сооружения отводу промышленных и бытовых стоков, инженерно-лабораторный корпус, узел связи, механические и ремонтные мастерские, пожарное депо, гараж, складские помещения и т.п.

На головных нефтеперекачивающих станциях осуществляются следующие технологические операции: прием и учет нефти, краткосрочное хранение нефти в резервуарах, внутристанционные перекачки (из резервуара в резервуар), закачка нефти в магистральный нефтепровод, пуск в трубопровод средств очистки и диагностики (аббревиатура «СОД»).

Промежуточные нефтеперекачивающие станции осуществляют повышение давления в потоке нефти от давления всасывания на входе в НПС до давления нагнетания на выходе из нее с целью дальнейшей перекачки. При работе ППС в режиме «из насоса — в насос» (т.е.

 в режиме, при котором конец предыдущего участка нефтепровода подключен непосредственно к линии всасывания насосов следующей НПС) промежуточные нефтеперекачивающие станции не имеют резервуарных парков; в других случаях, когда перекачка ведется через резервуары, такие парки на ППС имеются.

На ППС устанавливают также системы регулирования давления и системы защиты трубопровода от гидравлических ударов (т.е. от скачкообразных повышений давления в результате резкого торможения или ускорения столба жидкости).

Как правило, магистральные нефтепроводы разбивают на технологические или эксплуатационные участки с протяженностью 400-600 км. Каждый такой участок состоит из 3-5 перегонов, разделяемых НПС, работающими в режиме «из насоса — в насос».

Иными словами, все перегоны технологического участка гидравлически связаны друг с другом (авария на каком-либо одном перегоне нефтепровода влечет за собой остановку всего участка).

В то же время соседние технологические участки соединяют друг с другом через резервуарные парки, так что в течение некоторого времени каждый эксплуатационный участок может работать независимо от других, закачивая нефть в трубопровод за счет запасов, имеющихся в его резервуарном парке. Это повышает надежность работы всего нефтепровода в целом.

Особенности трубопроводного транспорта

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов – водоводы по бамбуковым трубам – известны с древнейших времен.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870–90-х годах по проекту русского ин­женера В. Г. Шухова.

Их диаметр составлял 100–200 мм, а про­тяженность свыше 1 тыс. км.

Строительство газопроводов начато в основном в 1920–30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и пере­качка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического ви­да груза.

Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изме­нениями в топливно-энергетическом балансе страны, повыше­нием в нем доли нефти и газа до 70–75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа.

Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в Рос­сии находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Се­вера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень ве­лико.

Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб различного диаметра с антикоррозийным покрытием. Через каждые 100–140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. Груз в трубопроводе перемещается под давлением.

При перекачке газа на линии устанавливаются компрес­сорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К уст­ройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересе­кающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в ча­стности, для ремонта).

Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопрово­ды магистральные и местные.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояни­ях. Он используется преимущественно для газообразных и жид­ких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это относится, прежде всего, к развитию газопроводной сети.

Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспортировки газа.

Характерной особен­ностью работы трубопроводного транспорта является непрерыв­ность транспортного процесса.

  • К основным технико-экономическим особенностям и пре­имуществам трубопроводного транспорта относят:
  • — возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
  • — массовость размеров перекачки;
  • — самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100 %, то на трубопроводном транспорте она составит 30 %, на железнодорожном – 80 %, на автомобильном – 1600 %);
  • — полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и ко­личества грузов;
  • — полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке;
  • — меньшие капитальные первоначальные вло­жения;
  • — независимость от климатических условий, а также отсут­ствие отрицательного воздействия на окружающую среду при со­ответствующей изоляции;
  • — самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда, что связано не в последнюю очередь с небольшим количеством людей, необходимых для выполнения перекачки;
  • — большая эффективность работы на любых расстояниях перевозки, по сравнению с другими видами транспорта.
  • Основные недостатки:
  • — узкая специализация по ви­дам грузов;
  • — возможность утечки жидкости или газа (экологическая проблема).

Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется непрерывностью перекачки грузов.

Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия.

Технология работы видов транспорта

Технология – это совокупность производственных процессов в отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Можно определить технологию на транспорте, как последовательность, порядок, способ выполнения или реализации работ, процессов производства с использованием определенных технических систем или средств обеспечения, применяемых в процессе перемещения грузов.

Изменения в жизни общества, научно-технический прогресс влекут за собой совершенствование транспортной технологии, т.е.

оптимизацию или рационализацию традиционных способов перевозки, чему способствуют и определенные изменения в оформлении грузов, его таре, упаковке, в возможностях применения иных технологий его перегрузки.

В немалой степени совершенствование транспортных технологий связано с достижениями машиностроительной промышленности, готовой выпускать принципиально новый подвижной состав.

Как известно, наука и транспорт взаимосвязаны – наука имеет определенные теоретические достижения, а транспорт способствует их практической реализации или, в свою очередь, ставит перед наукой задачи в отдельных направлениях, принуждая науку к поиску способов их реализации.

Так, довольно длительный период перевозки грузов осуществлялись в тарно-штучной упаковке (мешках, коробках и т.п.) и требовалась замена этого способа на перевозку ряда грузов навалом с учетом особых их свойств в специализированных транспортных средствах при уменьшении времени на перегрузочные работы.

Например, перевозка цемента вместо мешков, недостаток которых выражается в увеличенной порче и потере груза, нарушении экологии окружающей среды и увеличенном времени на перегрузочные работы, стала осуществляться в цистернах, имеющих специальное оборудование, предупреждающее его порчу благодаря аэрированию и осуществлению погрузки-выгрузки в автоматизированном режиме.

Преобразование штучных грузов в пакеты позволило собирать их в укрупненные единицы. Такая трансформация грузов совместно с новым, более приспособленным к нему подвижным составом и перегрузочным оборудованием изменила коренным образом технологический процесс их транспортировки.

На каждом виде транспорта существует своя технология, что связано с особенностями данного вида транспорта, т.е. с его достоинствами и недостатками (см. подразд. 1.2).

Самой сложной считается технология работы на железнодорожном транспорте, что в немалой степени связано с привязкой к колее.

Основой технологии на железной дороге является: теория расписания или график движения, на основе которого создается план формирования поездов по направлениям движения; план формирования поездов (сборная или повагонная или поэшелонная отправка) на магистральном направлении, согласованный с графиком работы подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.

Существует на железной дороге понятие маршрут – поезд определенной массы и длины, сформированный из вагонов, следующих в определенном направлении на одну или несколько станций.

В случае отправки от одного грузоотправителя поезда, сформированного непосредственно в пунктах загрузки, такой маршрут носит название отправительский.

Читайте также:  3d модель фитинга рвд

В этих вариантах ускоряется доставка грузов, так как поезд проходит большую часть железнодорожных станций без переформирования.

Технология транспортировки на железной дороге осложняется особыми принципами работы:

• на занятый перегон не может выйти другой поезд, в связи с чем перегоны для повышения пропускной способности и производительности дробят на участки;

  • • движение осуществляют только поездными отправками (грузовыми, пассажирскими, почтовыми, смешанными);
  • • поездные отправки переформировывают по маршруту следования;
  • • грузы следуют между сортировочными станциями, на которых переформируют поезда на специально выделенных участках, так называемых сортировочных горках;
  • • управление транспортным процессом производят через диспетчерский центр;

• бригады на тепловозах и электровозах меняют через каждые 200…300 км, а локомотив — через 1 000 км. Смену осуществляют в течение 15…20 мин. Для сравнения: смена бригады паровоза производится через 100…120 км, забор воды — через 600…800 км;

  1. • перевозка может проходить по железным дорогам разной ширины;
  2. • отправка грузов повагонная, мелкопартионная (сбор мелких партий от разных производителей в один вагон, следующий в одном направлении), поездная или маршрутными поездами.
  3. Маршрутные поезда отправляют в основном при перевозке сырья с мест добычи на перерабатывающие предприятия или для перевозки грузов в контейнерах по специально разработанному расписанию для ускоренной доставки.

Сортировку вагонов производят на сортировочных горках, где состав расцепляют на вагоны, направляемые на определенный путь для формирования поезда, следующего в заданном направлении. Естественно, такие участки требуют применения автоматизации для избежания риска отсылки вагона не по тому адресу.

  • Технология работы автомобильного транспорта отличается от технологий других видов транспорта:
  • • производственный процесс осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным (обслуживание, прежде всего, нужд данного конкретного предприятия) и частным;
  • • перевозки могут осуществляться при автономном движении отдельного транспортного средства, а также автопоездами и автоотрядами;
  • • работа производится по графику или без него благодаря мобильности транспортных средств;
  • • груз может перевозиться помашинными или мелкопартионными отправками.
  • Технология работы внутреннего водного транспорта основана на использовании следующих методов:
  • • несамоходными баржами – метод толкания при расположении буксира сзади снижает сопротивление воды и понижает себестоимость перевозки на 20…25 %;
  • • секционными составами-тяжеловозами при соединении 6-8 барж;
  • • групповым методом работы на постоянных грузовых линиях – при устойчивом грузопотоке по графику движения с учетом мощности причалов и работы смежных видов транспорта.

На реках со шлюзами организация движения производится по графику доставки в прямом и обратном направлениях. Отправки грузов могут производиться судами или мелкими партиями определенной номенклатуры грузов на одном судне в несколько адресов.

  1. Технология работы морского транспорта:
  2. • линейная при закреплении судов за определенными портами;
  3. • работа по расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;
  4. • рейсовая (трамповая) при работе судов по времени, согласованному с заказчиком;

• фрахт — разовые сдачи судна в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.

Для морского транспорта характерно разнообразие технологий перегрузочных работ:

на береговых причалах, оборудованных стационарными швартовыми устройствами;

пирсах – двусторонних причалах, расположенных внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к берегу, позволяющим увеличивать длину причальных линий порта под защитой оградительных сооружений, что особенно важно при ограниченной береговой линии порта (рис. 1.2);

дебаркадерах – плавучих пристанях для подхода и стоянки судов. Грузовые дебаркадеры оборудованы механизмами для выполнения перегрузочных операций и складами;

рейдах, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в акватории порта;

  • якорной стоянке судов.
  • Перегрузочные работы на морском транспорте носят название «стивидорные операции».
  • Разнообразие технологий перегрузочных работ позволяет избежать излишнего времени ожидания погрузки-выгрузки на стационарном портовом оборудовании, что значительно сокращает сроки и стоимость перегрузочных работ и самой перевозки, уменьшает занятость земли под портовые сооружения, позволяет проводить трубопроводы непосредственно в акватории порта для перекачки жидких (наливных) грузов до мест их назначения из судов-танкеров.
  • Технология работы воздушного транспорта имеет свои особенности:
  • — движение осуществляется только по расписанию, что продиктовано сложностью взлета-посадки на поле аэродрома;

— каждой единице подвижного состава выделяют свой коридор движения, зависящий от скорости и грузоподъемности самолета. Коридор движения – это расчетная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полета, позволяющая рассредоточить воздушные суда для исключения возможности их столкновения.

  1. Технология работы трубопроводного транспорта характеризуется:
  2. — непрерывностью перекачки грузов;
  3. — необходимостью изменения физико-химических свойств грузов, в частности вязких сортов нефти, путем подогрева или понижения температуры, обезвоживания, смешения, дегазации (разложения отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и др.

Трубопроводный транспорт

Определение 1

Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, который осуществляет перемещение твердых, газообразных и жидких продуктов по трубопроводам на дальние расстояния.

При помощи трубопроводного транспорта происходит перемещение сырья на расстояние без использования промежуточной перегрузки. Особенностью данного вида транспорта является непрерывность его работы.

Средний диаметр труб такого транспорта — 1420 миллиметров, а давление в них — 75 атмосфер.

С целью увеличения производительности трубопровода, иногда осуществляются изменения физико-химических свойств транспортируемого сырья.

Как правило, трубопроводный транспорт используется для транспортировки газообразных и жидких, а гораздо реже — твердых продуктов (уголь, зерно).

Протяженность трубопровода может составлять от нескольких десятков километров до нескольких тысяч километров.

Местами назначения транспортировки могут быть нефтеперерабатывающие заводы, химические заводы, бытовой потребитель, электрические станции и т.п. Трубопроводы классифицируются по:

  • значимости на местные, подводящие, промысловые и магистральные;
  • виду перекачиваемого сырья на нефтепроводы, пульпопроводы, нефтепродуктопроводы, водопроводы, газопроводы, ингибиторопроводы, канализационные трубопроводы;

Преимуществами трубопроводного транспорта являются:

  • эффективность транспортировки на большие расстояния;
  • возможность сооружения в условиях разного рельефа, многолетней мерзлоты, через водные преграды;
  • относительно небольшие капиталовложения;
  • неограниченность объемов транспортируемого сырья;
  • низкая себестоимость сырья;
  • высокая производительность;
  • сохранность качества сырья;
  • сохранность количества сырья;
  • автоматизация начальных и конечных операций;
  • отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.

Основным недостатком трубопроводного транспорта является его не универсальность.

Самыми большими магистральными трубопроводами в Российской Федерации являются нефтепровод “Дружба”, БТС-1, БТС-2, нефтепровод “Восточная Сибирь”, нефтепродуктопровод Уфа-Брест, нефтепродуктопровод Нефтекамск — Одесса.

Определение 2

Нефтепровод “Восточная Сибирь” – это нефтепровод, который начинается в городе Тайшет (Иркутская область) и тянется до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка, таким образом он соединяет месторождения Восточной и Западной Сибири с рынками Соединенных Штатов Америки и Азии.

Тенденции развития трубопроводного транспорта в Российской Федерации

В настоящее время тенденциями развития трубопроводного транспорта являются следующие направления:

  1. Расширение перечня сырья, которое может транспортироваться по трубам.
  2. Увеличение пропускной способности трубопроводов, благодаря сооружению вторых линий и увеличения диаметра труб.
  3. Изменение технологии изготовления труб и способов спайки швов.
  4. Повышение мощности насосов.
  5. Изготовление прочных тонкостенных труб.

Развитие трубопроводного транспорта Российской Федерации активно началось в конце 50-х годов 20 века. В настоящее время этот вид транспорта самый динамично развивающийся и вытеснивший на второе место железнодорожный транспорт по объему грузоперевозок в середине 80-х годов.

Российская Федерация занимает второе место в мире по протяженности трубопроводов, на первом месте Соединенные Штаты Америки. Но российские трубопроводы выполняют больший объем работы, за счет применения труб большего диаметра.

Самыми важными грузами российского трубопроводного транспорта являются природный газ, сырая нефть, а также попутный нефтяной газ.

Продуктопроводы, которые используются для транспортировки жидких и газообразных химикатов, а также продуктов нефтепереработки, еще не получили широкого распространения в стране, но их развитие выглядит достаточно перспективным.

Общая протяженность российских магистральных трубопроводов более 233 тысяч километров. Из них более 168 тысяч километров — газопроводы, около 50 тысяч километров — нефтепроводы и почти 20 тысяч километров — нефтепропродуктопроводы.

Крупнейшей российской компанией, которая владеет магистральными трубопроводами перекачивающие 90 % российской нефти, является “Транснефть”. Также крупным оператором трубопроводного транспорта является “Газпром”. В Российской Федерации преобладают нефте- и газопроводы широтного направления.

Многие трубопроводы берут свое начало в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Они проходят через всю европейскую часть страны и заканчиваются в странах СНГ, а также Западной и Восточной Европы.

По нефтепроводам сырье подается на заводы по переработке нефти в России и странах Европы, а также в самые крупные порты по экспорту нефти — Туапсе, Херсон, Новороссийск и другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector