Русско народный музыкальный инструмент трубы

Инструменты русского народного оркестра

Русско народный музыкальный инструмент трубыКультурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.

Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая — баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.

Струнные инструменты народного оркестра

Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.

Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом.

Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.

Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.

  • Русско народный музыкальный инструмент трубы
  • Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
  • Русско народный музыкальный инструмент трубы
  • «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 — ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
  • «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
  • «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
  • «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
  • «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
  • «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.

Балалайка

Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр — нежный и тёплый.

Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато.

Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

Русско народный музыкальный инструмент трубы

  • «Прима». Общий диапазон инструмента — от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон — от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка — 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
  • «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка — 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре — это аккомпанирующий инструмент.
  • «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка — 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
  • «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка — 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.

Гусли

Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли.

Русско народный музыкальный инструмент трубы

  • Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
  • Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон — пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.

Гармоники

Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.

Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой.

Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.

Русско народный музыкальный инструмент трубы

  • Гармоника — сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
  • Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
  • Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
  • Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.
  1. Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты — пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.
  2. Духовые инструменты
  3. В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки — окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.
  4. Русско народный музыкальный инструмент трубы
  5. Народные духовые инструменты
  • Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
  • Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр — 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
  • Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
  • Кугиклы — эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.
Читайте также:  Технология вальцовки стальных труб

Русско народный музыкальный инструмент трубы Русско народный музыкальный инструмент трубы

Русско народный музыкальный инструмент трубы 

Европейские духовые инструменты

  • Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон — от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
  • Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
  • Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
  • Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон — от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.

Ударные инструменты народного оркестра

В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
  • Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.

Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались.

Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Инструменты русского народного оркестра

Струны русской души. Древние музыкальные инструменты славян

?

vitalidrobishev (vitalidrobishev) wrote, 2019-06-16 08:56:00 vitalidrobishev vitalidrobishev 2019-06-16 08:56:00 Category: Было время на Руси, когда игру на народных инструментах причисляли к «греху, равному пьянству». Почитателей этого искусства церковь считала язычниками, отвлекающими людские души от Бога.Несмотря на притеснения, народ продолжал гудеть, балагурить и бренчать, придумывая всё новые и новые инструменты. А как иначе, когда в русских жилах взыграла музыка!…

Досточка гусельная

Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах».

Гусляры на Руси были нарасхват – их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой.Русско народный музыкальный инструмент трубы

Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.

Звездный час домры

Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра – трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века.Русско народный музыкальный инструмент трубыМузыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально – при царском дворе существовала целая «Потешная палата» – в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах.Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.

Балалайку в руки – и пошла потеха…

Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.

Русско народный музыкальный инструмент трубыВ народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» – спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.

Не музыка, а свистопляска…

У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение.

Русско народный музыкальный инструмент трубыНапример, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду – зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.

Читайте также:  Фаза газа в трубопроводе

Хороша ложка к обеду – да не только!

Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла».Русско народный музыкальный инструмент трубы

Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.

Как из огорода на званый ужин попасть

К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.

Русско народный музыкальный инструмент трубыЛюбопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» – снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной.Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.

Труба зовет

С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии.

Русско народный музыкальный инструмент трубыВ знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.

Источник

Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру.

Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды.

Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти.

Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

источник

Русские народные музыкальные инструменты — виды с названиями, картинки и описание

Время на чтение: 14 минут

Музыкальные инструменты

У каждой культуры имеется свой набор старинных инструментов, и Россия не является исключением. Как и в большинстве других стран, на Руси они были представлены всеми четырьмя типами:

  1. Хордофоны (струнные инструменты).
  2. Аэрофоны (те, что производят звук, используя воздушную трубку).
  3. Мембранофоны (любой тип барабанов).
  4. Идиофоны (другие ударные).

По сути, их можно разделить на струнные, ударные и духовые. Русские народные инструменты, картинки с названиями и описаниями которых можно найти в интернете, представлены огромным списком, поэтому имеет смысл выделить только самые значимые из них.

Струнные щипковые

Хордофоны являются основной базой для русского народного оркестра, поскольку они играют главную роль практически в любом музыкальном произведении.

Среди множества других народных инструментов балалайка выделяется как символ русской культуры. Это трёхструнный инструмент с треугольным корпусом, порой различавшийся по точным формам и размерам.

Самая распространённая балалайка сегодня — это прима, которая занимает второе место в семье, за ней следует секунда и альт. Музыкант держит эти инструменты как гитару и играет на них пальцами или щипком.

Самая маленькая балалайка высочайшего тона, называемая пикколо, сегодня редко распространена.

Более крупные формы с низким тоном называются басовыми и контрабасовыми балалайками. Их держат, как гитару, но корпус такой большой, что нижняя точка треугольника лежит на земле, подобно виолончели. Большинство балалаек имеют три струны (у некоторых есть шесть), последние две обычно настраиваются на одну и ту же ноту, ми, а первая — на ля.

Читайте также:  Male для фитингов что это

Хотя историки предполагают, что балалайка появилась много веков назад, точные даты её происхождения неизвестны.

Некоторые полагают, что это потомок домры, кто-то утверждает, что она была изобретена во время монгольского нашествия на Россию в XIII веке.

Русские крепостные, вероятно, использовали её для исполнения весёлых и занимательных песен, но в руках скоморохов балалайка стала оружием, которое использовалось для насмешек над правительством.

В 1648 году царь Алексей I под влиянием распространённых тогда в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов.

Даже после того, как запрет прекратился, балалайка оставалась непопулярной до XIX века, около 200 лет.

Она могла полностью исчезнуть, если бы не усилия по её сохранению одного увлечённого музыканта, благодаря которому и сегодня можно взять урок по игре на балалайке.

Стандартизированная форма инструмента была разработана дворянином Василием Васильевичем Андреевым при содействии петербуржского скрипача в 1880-х годах. Музыкант сочинял произведения для балалайки и начал играть на ней в концертных постановках. Инструмент продолжал развиваться и обзавёлся полностью хроматическим набором ладов.

Домра, струнный музыкальный инструмент разных народов России, имеет круглый корпус с тремя или четырьмя металлическими струнами. Обе версии были формализованы в конце XIX и начале XX века. Трёхструнная домра находится в строе EAD, в то время как четырёхструнная — в GDAE, как на скрипке. Русская версия домры — это обычно трёхструнный инструмент.

Как и балалайка, домра изготавливается нескольких размеров для достижения различных тонов. Её держат, как гитару, и играют с помощью плектра или пальцами. Когда домра используется в оркестре или ансамбле, то она, как правило, ведёт главную мелодию.

Гусли — древний хордофон, который, вероятно, использовался даже греками, но служил мощным фундаментом для русской народной музыки. Его полная история неизвестна, но греческие историки Феофилакт Симокатта и Феофан упоминали гусли в своих хрониках.

Корпус гуслей обычно имеет форму шлема или крыла. Инструмент можно держать, как гитару, положить на колени или подставку перед музыкантом. Его также сравнивают иногда с маленькой горизонтальной арфой. У гуслей сильный, резонансный звук.

Инструмент имеет от 11 до 36 диатонически настроенных струн, сделанных из сухожилий, нейлона или металла. Со временем гусли получили определённую стандартизацию (прима, альт, бас). Диатоническая настройка варьируется от си до до-бемоль.

Колёсная лира — это инструмент, который издаёт звук при помощи ручного вращения коленчатого вала, натирающего струны. Колесо функционирует схожим образом со смычком и на лире звучат отдельные ноты.

Мелодии воспроизводятся на клавиатуре, которая прижимает касательные (маленькие клинья, как правило, выполненные из дерева) к одной или нескольким струнам, чтобы изменить их высоту.

Как и большинство других акустических струнных инструментов, лира имеет деку и полость.

Русская гитара (иногда называемая «цыганской») — это акустический семиструнный инструмент, который был разработан в России к концу XVIII века. Он разделяет большинство органологических особенностей со своей испанской версией. Эти гитары чаще всего настраиваются на открытый аккорд соль.

Гудок — это древний восточнославянский струнный музыкальный инструмент, на котором играют пальцами или смычком, как на скрипке. Обычно у него было три струны, две из которых были настроены в унисон, а третья — на пятую октаву. Иногда у гудка также имелись несколько (до восьми) вспомогательных струн под декой, что придавало звуку насыщенности.

Духовые и язычковые

Баян — это тип аккордеона, разработанный в России в начале XX века. Он отличается от западных хроматических инструментов некоторыми деталями конструкции:

  1. Язычки более широкие и прямоугольные (а не трапециевидные).
  2. Они часто прикрепляются большими группами к общей тарелке (а не парами), пластины привинчены к тростниковому блоку (а не прикреплены с помощью воска).
  3. Клавиатура находится ближе к середине корпуса (а не сзади).
  4. Язычки обычно не настроены на тремоло.
  5. Уменьшенный ряд аккордов смещён.
  6. В отличие от западных инструментов, в режиме свободного баса низкие ноты обычно находятся внизу баяна, а высокие — вверху.

На баяне могут быть воспроизведены все ноты хроматической гаммы, а кнопки расположены таким образом, что каждая клавиша может быть сыграна без изменения аккорда.

Пластины или язычки, которые различаются по форме и материалу, создают разные тона для одной ноты и, как и в случае с органом, баян позволяет распределять воздух таким образом, чтобы можно было варьировать тембр. Достигается это благодаря системе различных регистров.

Этими регистрами управляют с помощью шестнадцати клавиш, расположенных над правой клавиатурой, а их переключатели могут нажиматься подбородком с помощью семи кнопок, расположенных на верхней части инструмента.

Гармонь является разновидностью русского баяна.

Она имеет два ряда кнопок на правой стороне, которые играют ноты диатонической шкалы и такое же количество на левой, играющие основные аккорды в тональности инструмента, а также его относительную гармонику.

Многие инструменты имеют дополнительные кнопки правой руки, вспомогательные аккорды левой руки для игры на соответствующих клавишах и ряд кнопок свободного баса для облегчения воспроизведения басовых мелодий.

Хотя уменьшенные и расширенные версии инструменты широко доступны, стандартная схема (известная как «25 x 25») выглядит следующим образом:

  1. 25 тройных кнопок в два ряда: три диатонических октавы плюс три случайных.
  2. 25 басовых кнопок в трёх рядах: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами, один ряд свободных басов.

Жалейка, духовой инструмент, имеет один язычок, который можно накрыть мундштуком. Конструкция состоит из деревянной трубки с отверстиями для пальцев и воронкой, изготовленной из натуральных или искусственных материалов.

Жалейка имеет диатоническую настройку и поставляется в различных ключах (фа, ля, ре, иногда до, ми). Естественная форма — сопрано, но также встречаются альт или пикколо.

Инструмент настраивается путём регулировки язычка и может быть в мажорном или миксолидийском ладу со сглаженной седьмой нотой.

Свирель — язычковый духовой инструмент, не имеющий мундштука. Он состоит из полой трубки, который может быть изготовлен из любого материала, в том числе пластика. Обычно свирель имеет шесть отверстий, но дополнительные дырки позволяют легко извлекать хроматические ноты.

Владимирский рожок — это древнерусская деревянная труба. Исторически он был наиболее распространённым на северо-востоке центральной части России, недалеко от Владимира и Ярославля.

Рожок представляет собой коническую прямая трубку с шестью отверстиями: пять сверху и одно снизу. Мундштук нарезан в виде маленькой чашки, а нижний конец трубки имеет форму конического колокола. Рожок обычно делают из берёзы, клёна или можжевельника.

Звук инструмента сильный, но мягкий, с диапазоном около октавы или чуть больше.

Барабаны и перкуссия

Бубен, он же тамбурин, состоит из деревянного или металлического кольца с плотной мембраной, натянутой на одну или две из его сторон (некоторые вообще не имеют мембраны). Инструменты снабжены звонкими металлическими кольцами или колокольчиками и используются для ритмического сопровождения.

Трещётка — это своего рода погремушка, издающая разнообразные звуки. Она сформирована из множества соединённых между собой деревянных планок. Этот предмет был предназначен для свадебных церемоний и крещения ребёнка, предполагая, что он выполняет мистическую функцию защиты от злых духов, поэтому инструмент украшался лентами, цветами и маленькими колокольчиками.

Трещётка должна быть изготовлена из абсолютно сухой древесины, желательно из дуба — это то, что обеспечивает музыкальные качества инструмента.

Название «музыкальные ложки» следует понимать буквально. Они изготовлены из более твёрдой древесины, чем их столовые собратья, имеют длинные ручки и полированный половник. Иногда к ручкам прикрепляются бубенцы. Набор этих инструментов, как правило, включает в себя две, три или четыре ложки нескольких размеров для создания звуков разной высоты.

Народная музыка

Славяне наделяли музыкальные инструментами сакральными свойствами, используя их в различных обрядах и ритуалах, а также в качестве сигнальных устройств или для передачи сообщений (рожки, колокола). Занятие музыкой считалось в основном мужским делом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector