Ущерб от аварий трубопроводов

Ущерб от аварий на нефтегазовых объектах России в текущем году почти удвоился по сравнению с 2019-м. Об этом сообщил начальник управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Юрий Нестеров.

Ущерб от аварий трубопроводов

neformat.co.ua

Ростехнадзор подвел итоги по итогам 11 месяцев 2020 года. Ведомство подсчитало экономический урон от аварий на объектах нефтегазового комплекса, расследование по которым завершено.

“Ущерб от происшедших аварий, по предварительным данным, у нас уже превысил 5 млрд рублей. Фактически, на 76% больше, чем в прошлом году”, — отметил Нестеров в рамках конференции “Промышленная безопасность и охрана труда ТЭК России”.

Экономический ущерб в 2020 году составил 5,356 млрд рублей. При этом в прошлом году он не превысил 1,286 млрд рублей. Кстати, указанная сумма не включает ущерб от аварий, расследование которых еще продолжается. Речь идет, в том числе, о разливе нефтепродуктов на ТЭЦ-3 в Норильске. Кроме того, в подсчетах Ростехнадзора не учитывается экологический ущерб.

Всего в январе-ноябре 2020 года на опасных производственных объектах (ОПО) нефтегазового комплекса произошло 37 аварий. Это на девять меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными видами аварий стали выбросы опасных веществ — 43%. За ними идут взрывные разрушения технических устройств и сооружений — 38%, а затем пожары — 19%.

Ростехнадзор не включил в ущерб некоторые виды аварий

Эта статистика, по словам Нестерова, не учитывает аварии на скважинах, которые не зарегистрированы в качестве ОПО. И кроме того, случаи, которые организации-недропользователи классифицировали как инциденты, а не аварии.

Наибольший уровень аварийности за период с 2015 по 2020 годы показывают вертикально интегрированные нефтяные компании. Например, у “Роснефти” произошло 16 аварий. Причем пять из них случились у дочернего предприятия “РН-Юганскнефтегаз”. “Лукойл” отметил 12 аварий. Семь из них произошли у “Лукойл-Коми”. :///

Аварии на магистральных линейных трубопроводах

В Российской Федерации общая протяженность подземных нефте-, водо- и газопроводов составляет около 17 миллионов километров[7], при этом из-за постоянных интенсивных волновых (колебаний давления, гидроударов) и вибрационных процессов, участки этих коммуникаций приходится постоянно ремонтировать и полностью заменять. Весьма актуальны вопросы защиты от коррозии для нефтяной, нефтегазодобывающей, перерабатывающей и транспортирующей отраслей, вследствие металлоемкости резервуаров хранения нефтепродуктов и прочих сооружений, наличие здесь агрессивных сред и жестких условий эксплуатации металлоконструкций. Убытки, вызываемые гидроударами и коррозией, составляет несколько сотен миллиардов долларов и около 50 тыс. т. черных металлов в год. При общей динамики аварийности, по оценкам экспертов, причинами разрыва трубопроводов являются:

  • — 60% случаев – гидроудары, перепады давления и вибрации
  • — 25% — коррозионные процессы
  • — 15% — природные явления и форс-мажорные обстоятельства.[8]

В течение всего срока эксплуатации трубопроводы испытывают динамические нагрузки (пульсации давления и связанные с ними вибрации, гидроудары и т.д.).

Они возникают при работе нагнетательных установок, срабатывании запорной трубопроводной арматуры, случайно возникают при ошибочных действиях обслуживающего персонала, аварийных отключениях электропитания, ложных срабатываниях технологических защит и т.п.

Техническое же состояние эксплуатируемых по 20-30 лет трубопроводных систем оставляет желать лучшего. Замена изношенного оборудования и трубопроводой арматуры в последние 10 лет ведется крайне низкими темпами.

Именно поэтому наблюдается устойчивая тенденция увеличения аварийности на трубопроводном транспорте на 7-9% в год, о чем свидетельствуют ежегодные Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды и промышленной опасности Российской Федерации».

Участились аварии на трубопроводах, сопровождающиеся большими потерями природных ресурсов и широкомасштабным загрязнением окружающей среды. По официальным данным только потери нефти из-за аварий на магистральных нефтепроводах превышают 1 млн тонн в год и это без учета потерь при прорывах внутрипромысловых трубопроводов.

Вот лишь несколько примеров аварий на трубопроводах:

Тюмень 27 октября 2008 года.

На Усть-Балыкском месторождении в Югре произошел прорыв нефтепровода, из-за аварии остановлена работа 23 скважин Солкинского месторождения ООО «РН-Юганскнефтегаз», одного из крупнейших добывающих предприятий в России, сообщили «Росбалту» в пресс-службе главного управления МЧС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу. В воскресенье вечером на Усть-Балыкском месторождении в Нефтеюганске загорелась разлитая нефть. Разлив произошел на площади 400 кв. метров.[9]

12 мая 2009 года. Авария на нефтепроводе произошла в Ростовской области.

В Чертковском районе Ростовской области произошел порыв нефтепровода ООО «Приволжский магистральный нефтепровод». Вылилось около 300 куб. метров нефти с последующим возгоранием на площади 600 квадратных метров.

В Южном региональном центре МЧС России создан оперативный штаб. Проведены работы по обвалованию места розлива нефтепродуктов. Выкопан и оборудован котлован для временного сбора нефтепродуктов. В трубопроводе находилось 2,4 тысяч тонн нефти.

Ущерб составил около 3,5 миллионов рублей.[10]

Авария магистрального нефтепровода в Чертковском районе Ростовской области в мае 2009 года произошлаиз-за коррозии трубы и плохой организации работ по обслуживанию трубопровода, сообщила пресс-служба Ростехнадзора об итогах расследования аварии.[11]

22 апреля 2009. В 6-ти километрах от поселка Ровное Саратовской области из нефтепровода произошла утечка водонефтяной эмульсии.

Более 100 квадратных метров земли было покрыто плотным слоем осадка. ЧП произошло в 8.30 утра в результате порыва нефтепровода, залегающего в земле на глубине 1,5 метра.

По предварительной версии, причиной аварии стала коррозия металла нефтепровода.[12]

Ущерб от аварий трубопроводов

13 апреля 2009 года. Авария на нефтепроводе в Пермском крае. В результате порыва на магистральном нефтепроводе Северокамск -Краснокамск в Краснокамском районе Пермского края произошла утечка нефти в речку Ласьва, которая впадает в Каму.

Авария произошла 13 апреля около 22.00 МСК в 200-х метрах от федеральной трассы Пермь-Казань. Специалистами пермского аварийно-спасательного отряда и аварийной бригады Северо-западного магистрального нефтепровода на поверхности реки установлены заграждения.

Причина аварии – отверстие в трубопроводе.[13]

26 января 2008 года. Башкирия. Авария на магистральном трубопроводе. В окружающую среду попало 9 куб. м нефти, площадь опыления снега нефтяной пылью составила 1,4 гектара.

19 октября 2009 года. В Брянской области произошел прорыв на нефтепроводе «Дружба».

Прорыв на нефтепроводе «Дружба» произошел на 97 километре ветки «Унеча – Мозырь-1″ близ деревни Петровка Злынковского района Брянской области в 09:40 в воскресенье, 19 октября, сообщил начальник отдела ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» Михаил Кашеваров.

По словам Михаила Кашеварова, прорыв произошел из-за дефекта сварочного шва. В землю вылилось около девяти кубометров нефти, которая растеклась на площади около 50 квадратных метров.[14]

Это лишь малая часть всех аварий. По не официальным данным только потери нефти из-за аварий на магистральных нефтепроводах превышают 1 млн тонн в год и это без учета потерь при прорывах внутрипромысловых трубопроводов.

Поэтому полное устранение или существенное уменьшение интенсивности волновых и вибрационных процессов в трубопроводных системах позволяет не только в несколько раз уменьшить количество аварий с разрывами трубопроводов и выходом из строя трубопроводной арматуры и оборудования, повысить надежность их работы, но также значительно увеличить срок их эксплуатации.

В настоящее время для борьбы с пульсациями и колебаниями давления и расхода в трубопроводных системах используют воздушные колпаки, аккумуляторы давления, гасители различных типов, ресиверы, дроссельные шайбы, клапаны сброса и т.п.

Они морально устарели, не соответствуют современному развитию науки и техники, малоэффективны, особенно в случае гидроударов и динамики переходных процессов, не отвечают требованиям экологической безопасности, о чем свидетельствует статистика аварийности.

На данный момент в России существуют новые технологии, противоаварийной защиты трубопроводов, которые позволяют гасить все внутрисистемные возмущения: гидроудары, колебания давления и вибрации.

Принципиально новым высокоэффективным энергонезависимым техническим средством гашения колебаний давления, вибрации и гидроударов — являются стабилизаторы давления (СД).

При этом неизбежно происходят потери нефти, среднестатистический уровень которых оценивается в 0,15-0,2 т/сут. на один порыв. Кроме того, в окружающую среду попадают высокоагрессивные смеси, нанося ей значительный ущерб.[15]

Согласно Государственному докладу «О состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр РФ в 2010 г.» основными причинами аварий на магистральных трубопроводах в течение 2001 –2010 гг. стали:

  1. · внешние воздействия – 34,3 %, (их общего количества),
  2. · брак при строительстве – 23,2 %,
  3. · наружная коррозия – 22,5 %,
  4. · брак при изготовлении труб и оборудования на заводах – 14,1 %,
  5. · ошибочные действия персонала – 3 %.

Основная причина аварий на внутрипромысловых трубопроводах – разрывы труб, вызванные внутренней коррозией. Износ внутрипромысловых трубопроводов достигает 80%, поэтому частота их разрывов на два порядка выше, чем на магистральных, и составляет 1,5 – 2,0 разрыва на 1 км.

Так, на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского АО с начала эксплуатации месторождений построено 21 093 км внутрипромысловых и магистральных нефтегазопроводов, большая часть из которых уже пришла в аварийное состояние, но продолжает эксплуатироваться.

[16]

Доминирующей причиной аварий на действующих газопроводах России является коррозия под напряжением. За период с 1991 г. по 2011 г. из общего числа аварий по причине стресс-коррозии было 22,5%. В 2010 г. на ее долю приходится уже 37,4% от всех аварий. К тому же расширяется география проявления коррозии под напряжением.

Основные фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера стареют, магистрали деградируют с всевозрастающей скоростью. Неизбежно приближаются кризисные явления. Например, износ основных фондов газотранспортной системы ОАО «Газпром» составляет около 65%. Таким образом, продление срока безопасной службы трубопроводных систем является важнейшей задачей транспортников нефти и газа.

В настоящее время внутритрубное обследование проведено в отношении магистральных нефтепроводов, а также 65 тыс. км газопроводов из 153 тыс. км общей протяженности.

При этом ремонтируется около 1,5% опасных дефектов от общего количества обнаруженных дефектов. По данным АК «Транснефть» плотность распределения дефектов коррозии составляет 14,6 деф./км.

Скорость коррозии на значительной части – 0,2 – 0,5 мм/год, но имеет место и значительно большая скорость — от 0,8 до 1,16 мм/год.

Наиболее уязвимыми на сегодня являются магистральные газопроводы Северного коридора. Северный коридор представляет собой многониточную систему газопроводов, проложенных из районов северных месторождений (Уренгойское, Заполярное, Медвежье и др.) до границ Белоруссии с одной стороны и до границы с Финляндией – с другой.

В том же коридоре проходит трасса строящегося магистрального газопровода Ямал – Европа. Общая протяженность действующих газопроводов Северного коридора в однониточном исчислении около 10 тыс. км. Суммарная производительность газопроводов в головной части составляет 150 млрд. кубических метров газа в год.

В районах прохождения газопровода Ухта – Торжок (1 – 4-я нитки) производительность газопровода составляет 80 млрд. м в год.

В последние годы выделяется высокая доля аварий именно этого участка магистральных трубопроводов по причине стресс-коррозии (71,0%). В 2009 г. 66,7% аварий также имели стресс-коррозионные характер.

Возраст газопроводов, потерпевших стресс-коррозионные аварии, непрерывно растет. По коридорам Северного коридора за 2005 – 2008 гг. этот средний возраст составил 24,2 года, максимальный – 28 лет.

Примерно 10 лет назад средний возраст газопроводов, потерпевших стресс-коррозионные аварии, составлял 13 – 15 лет.[17]

Основным выводом можно считать, что основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как правило, ручейковый или питтинговый характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами водной фазы добываемой из недр продукции.

Мчс открестилось от оценки ущерба при аварии на газопроводе «сибура»

Ущерб от аварий трубопроводовhttps://www.znak.com/2021-03-18/mchs_otkrestilos_ot_ocenki_ucherba_pri_avarii_na_gazoprovode_sibura

2021.03.18

МЧС России не занимается определением ущерба от аварии на трубопроводе «СибурТюменьГаз», в результате которой в акватории реки Обь 6 марта возник пожар, и не комментирует ранее названые цифры, которые прозвучали в ряде информационных агентств со ссылкой на информационное донесение ведомства. Об этом говорится в заявлении МЧС, разосланном вчера вечером. В ведомстве также сообщили, что объем утечки и ущерб устанавливают Ростехнадзор и компания.

«МЧС России проводит постоянный мониторинг обстановки», — заявил представитель министерства и добавил, что в ГУ МЧС по ХМАО работает оперативный штаб, ситуация находится на контроле.

Представитель Ростехнадзора Андрей Виль уточнил, что ущерб природе определяет Росприроднадзор, экономический ущерб предприятию оценивается самим предприятием, а объем утечки (в числе прочего) устанавливается комиссией по расследованию причин аварии, сформированной Ростехнадзором.

Ранее сообщалось, что «Сибур» проводит выжигание остатков ШФЛУ в проектных амбарах на расстоянии 500 метров и шести километров от места происшествия. «В амбарах сожжено 599 тонн, потери — 56 тонн)», — указано в донесении МЧС, датированном вечером понедельника, 15 марта, на которое ссылалось РИА Новости.

Возможно, об объемах утечки — сколько именно и чего попало в реку и окружающую среду — общественность узнает после совещания в правительстве ХМАО при участии как представителей «Сибура», так и всех федеральных контролирующих органов, которое планируется на пятницу, 19 марта.

По мнению экологов, с которым пообщались корреспонденты Znak.com, за последние 20 лет аналогичных аварий на территории ХМАО не было.

«Были существенные нефтеразливы, в том числе с загрязнением водоемов. Но именно такой техногенной катастрофы — с разрывом газопровода не было. Даже принимая во внимание уже названные цифры — те же „потерянные“ 56 тонн, это достаточно большой объем газа в кубометрах. Десятки тысяч», — отметил один из наших собеседников.

Как сообщал Znak.com ранее, 6 марта на реке Обь в ХМАО произошло возгорание широкой фракции легких углеводородов из-за аварии на продуктопроводе компании «СибурТюменьГаз». Площадь горения оценивается в 1 тыс. квадратных метров. 

В компании сразу после аварии заявляли, что в продуктопроводе находилось около 660 тонн продукта, около 90% которых утилизированы в амбарах дожига и небольшая часть — через открытое горение. По данным властей, загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ХМАО после аварии не обнаружено. 

Возгорание ликвидировали, но на реке, судя по опубликованному накануне видео «СИбура», еще остаются отдельные очаги.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Последствия аварий на нефтяных магистральных трубопроводах и методы оценки их ущерба

Практически вся территория Российской Федерации окутана сетью нефтяных промысловых и магистральных трубопроводных систем. Общая их протяженность составляет приблизительно 620,0 тыс. км.

Нефтепроводы магистрального типа, транспортирующие топливо на дальние расстояния, имеют достаточно большой срок эксплуатации. 73% из общего их объема (а их длина в нашей стране зафиксирована в пределах 217,0 тыс. км) имеют срок службы 20 лет, а более 40,6% трубопроводов эксплуатируются свыше 33 лет. Этот срок для эксплуатации нефтепроводов является сверхнормативным.

Подобная ситуация в отрасли неудивительна, так как больше трети подобных транспортных систем построено около 30 лет назад. Именно с этим и связан ежегодный рост аварий и технических инцидентов, который по оценкам специалистов составляет 5-9%. Трубопроводы магистрального типа обладают достаточно высокой инерцией углеводородного продукта.

Это связано с тем, что нефть транспортируется на огромные расстояния и насосные установки соответственно также очень далеко располагаются друг от друга. Любая неисправность трубы в линейной части магистрального нефтепровода провоцирует большие протечки, в результате чего продукт в большом количестве может вытекать наружу.

Конечно, разрушительные последствия подобных аварий не так критичны, как в газопроводах, но зато они более опасны для экологии региона и окружающей среды.

Растекаясь по поверхности земли нефть или нефтепродукты наносят колоссальный иногда непоправимый ущерб не только почвенному слою, но и воде, которая имеет свойство подземного передвижения и как правило в этом случае она попадает в ближайшие водоемы (реки, озера, моря).

Но, как оценить ущерб подобных аварий и инцидентов на нефтяных трубопроводах? Как измерить их негативные последствия?

Единой методологии оценки отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с происшествиями на нефтепроводах, не существует.

Есть несколько вариантов, которые используются специалистами исходя из целесообразности.

Они призваны, в первую очередь, оценить возможные риски для экологии региона, а также зафиксировать уровень последствий этих явлений. Эти методики разработаны в разные периоды и имеют разные подходы.

Так, например, нормативные документы 1997 и 1999 года определяют расчет величины ущерба от загрязнения земельных угодий в связи с разливом нефти или нефтепродуктов на основе нормативной их стоимости, площади поврежденной части грунта, его глубины и степени поражения. Кроме того, в них используются значения таких показателей, как коэффициенты экологической значимости и ситуации, сложившейся в зоне аварии.

Тем не менее, вторая методика эффективней, чем первая. Она позволяет зафиксировать более точный ущерб экологии от разлива нефти и ее производных. В ней совокупная сумма убытков, нанесенных природе формируется из затрат на:

  • Полное проведение ремонтно-восстановительных работ производственных объектов и сооружений, расположенных на загрязненной площади.
  • Восстановление пораженных сельскохозяйственных земельных угодий
  • Компенсацию лесных потерь и зеленых насаждений.

Расчёт затрат на восстановление объектов, попавших в зону поражения после аварии на нефтепроводном объекте, осуществляется на основании сметы.

Методологический подход к оценке экологического ущерба, разработанный в 2003 году, по сути, учитывает все те же моменты, что и в предыдущих технологиях. Но есть одно принципиальное отличие.

В новом проекте затраты на компенсацию потерь зеленых насаждений рассчитываются исходя из более конкретной информации – в этой методики оценивается определённый вид зеленых насаждений, а в предыдущие эти отличия не существует (в ней фиксируется только общий объем их загрязнений).

Сравнивая все перечисленные выше методики также можно сделать вывод, что только в последних двух (1999 и 2003 года) оцениваются конкретны расходы на восстановление сельскохозяйственных угодий, которые рассчитываются следующим образом: суммируются затраты на компенсацию от потери прибылей, вызванной невозможностью использовать различные многолетние насаждения, а также стоимость потерянного урожая, не собранного вовремя (в случае если на объекте проведены конкретные подготовительные работы).

Что касается лесного ущерба, то он складывается из затрат, связанных с потерей древесного материала, посадочных пород, саженцев, а также компенсаций на их выращивание. Расчет осуществляется на основании площади поражения разливом нефти.

Есть еще одно отличие методологического подхода 2003 года от 1999 года, которое связано с оценкой экологического ущерба, вызванного авариями и чрезвычайными происшествиями на магистральном нефтепроводе.

Оно заключается в следующем – в более позднем варианте учитывается, кроме прочих затрат, также компенсация потери за мор и гибель животных (наземных).

Чтобы она была корректной – необходимо знать точную стоимость каждого вида погибших животных и их количество.

Но методики 1999 и 2003 года имеют существенные недостатки. К ним относятся:

  • Оба методологических подхода не включают в себя компенсационные затраты, связанные со снятием качественного плодородного слоя, как с сельхозугодий, так и лесных насаждений.
  • Технология расчета 1999 года крайне неопределенна в трактовке позиции, касающейся прояснения вопроса компенсации затрат ущерба при авариях и технических инцидентов, происшедших на территории населенных пунктов и городов.

Интересно, что более ранняя методика 1997 годя является более прогрессивной (по сравнению с методологиями 1999 и 2003 года) в части определения ущерба, который нанесен природной среде. Речь идет о деградации земельных угодий, вызванных ликвидационными работами после аварий и технических инцидентов, происшедших на линейных частях нефтяных магистральных трубопроводов.

Специалисты отмечают, что существенным недостатком трех методологических подходов (1997, 1999 и 2003 года), является их дороговизна и трудоемкость при реализации самой оценочной процедуры.

Для ее проведения необходимо привлечение специалистов и экспертов, что затрудняет процесс между конфликтующими сторонами, каковыми является собственники нефтепровода и владельцы земли, по которой он проходит.

Аварии на трубопроводах объектов экономики

 

  •     Глава 1. Общие сведения
  • Глава 2. Профессиональное    обучение спасателей МЧС
  • Глава 3. Организация и проведение    поисково-спасательных работ (ПСР)
  • Глава 4. Оказание первой   медицинской помощи пострадавшим
  • Глава 5. Охрана труда при ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций
  •    Литература
  • взаимодействие с другими службами препятствия природного и техногенного характера при авариях выше транспортных магистралей при авариях ниже транспортных магистралей над водной поверхностью по дну водоема

   Поисково-спасательные работы по ликвидации последствий ЧС на объектах коммунально-бытового и коммунально-жилищного хозяйства проводятся спасателями во взаимодействии со специалистами этих служб. При этом они руководствуются заранее составленными планами объектов, на которых должны быть указаны места прокладки сетей, направления движения от насосных станций воды, газа, пара и технологических продуктов, обозначены координаты привязки смотровых колодцев, камер насосных станций, скважин, резервуаров воды и емкостей со взрыво- и пожароопасными продуктами, а также указаны места возможного сброса воды, выкачиваемой из подвалов или канализационной воды, вытекающейизколодцев.

   На пути трубопроводов, особенно большой протяженности, встречается много препятствий естественного и искусственного происхождения: водные преграды, транспортные магистрали, пересеченность местности (горная складчатость, холмы, овраги и т.д.), другие трубопроводы.

Для их преодоления на трубопроводах делаются отводы, позволяющие повторять изгибы местности или возвышаться над препятствиями.

Аварии, происходящие на трубопроводах, в этих местах имеют наиболее опасные последствия, так как в случае выброса или разлива транспортируемый продукт может покрыть собой большие площади, поразив их и вызвав вторичные последствия аварии (взрывы. пожары, нарушения экологии и др.).

Возможны также нарушения транспортного сообщения, энергоснабжения, функционирования предприятий. Серьезной проблемой при локализации и ликвидации последствий ЧС на трубопроводах при преодолении ими препятствий является затрудненность доступа к месту утечки. Если позволяют условия, то подъем к аварийному участку осуществляется с использованием специальной техники.

   При авариях на трубопроводах, проходящих выше транспортных магистралей, применяются: — на железнодорожном транспорте — ремонтные составы;

—  на автомагистралях -автомобили с подъемниками (мачтовыми, коленчатыми, телескопическими). Подъем на трубопровод может быть осуществлен с корпусов и приспособлений транспортных средств, не предназначенных для проведения такого вида работ.  Если нет возможности использовать технику (опасность взрыва продукта. отсутствие подъездных путей и др.

), то к месту аварии спасатели перемещаются по верхней поверхности трубопровода большого диаметра, приставным или навесным лестницам — если диаметр труб невелик. Также по приставным лестницам перемещаются и в котлованы, овраги, низины, глубокие траншеи.

Использование лестниц в данном случае связано с потенциальной опасностью обрушения грунта при пешем перемещении по поверхностям крутых откосов.

   В случае аварии трубопровода, проходящего под транспортным полотном, всякое движение транспорта прекращается и переводится на объездные пути.

Транспортное полотно разбирается или вскрывается.

Применяемые для этого средства выбираются в зависимости от глубины залегания трубопровода, пожаро- и взрывоопасности вытекшего продукта, возможности развертывания технических средств.

   Когда авария произошла на трубопроводе, проходящем над водной поверхностью, то выдвижение к поврежденному участку производят по верху трубопровода, если у него большой диаметр или он состоит из нескольких параллельно тянущихся, впритык расположенных труб малого диаметра. Перемещение к трубопроводу и подъем на него могут также осуществляться с борта плавсредства (спасательный катер, моторная лодка, шлюпка и др.).

   Авария, возникающая на трубопроводе, проходящем по дну водоема, ликвидируется спасателями с использованием водолазного снаряжения. Необходимые для работы инструменты и оборудование размещаются на берегу или на борту плавсредства, в зависимости от удаленности места аварии от берега.

Это место определяется по внешним признакам (вытекание жидкости и выход пузырей на поверхность водоема).

Если вытекший продукт пожаро-, взрывоопасен, то на месте аварии нельзя применять плавсредства на механическом ходу, а также механизированный инструмент: подводное освещение осуществляется фонарями с аккумуляторными источниками питания.

В каждом конкретном случае необходимо определить, возможны ли подъем на поверхность трубопровода и перемещение по нему и не приведет ли это к усложнению аварийной ситуации. В случаях, когда нет уверенности в прочности поврежденных участков трубопровода, работы на нем выполняются с лестниц или из люлек.

   При угрозе здоровью и жизни спасателей при ПСР на трубопроводах необходимо использование средств защиты.

Аварии на трубопроводах

По протяженности подземных трубопроводов для транспортировки нефти, газа, воды и сточных вод Россия занимает второе место в мире после США. Однако нет другой страны, где эти трубопроводные магистрали были бы так изношены.

По оценкам специалистов МЧС России, аварийность на трубопроводах с каждым годом возрастает, и в XXI в. эти системы жизнеобеспечения вошли изношенными на 50—70%. Утечки из трубопроводов приносят стране огромный экономический и экологический ущерб.

В предаварийном состоянии находятся промысловые трубопроводные системы большинства нефтедобывающих предприятий России. Всего на территории Российской Федерации находится в эксплуатации 350 тыс.

км внутрипромысловых трубопроводов, на которых ежегодно отмечается свыше 50 тыс. инцидентов, приводящих к опасным последствиям.

Основными причинами высокой аварийности при эксплуатации трубопроводов являются сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок трубопроводов на трубопроводы с антикоррозионными покрытиями, а также прогрессирующее старение действующих сетей. Только на месторождениях Западной Сибири эксплуатируется свыше 100 тыс.

км промысловых трубопроводов, из которых 30% имеют 30-летний срок службы, однако в год заменяется не более 2% трубопроводов. В результате ежегодно происходит до 35—40 тыс.

инцидентов, сопровождающихся выбросами нефти, в том числе в водоемы, причем их число ежегодно увеличивается, а значительная часть инцидентов преднамеренно скрывается от учета и расследования.

В Российской Федерации общая протяженность подземных нефте-, водо- и газопроводов составляет около 17 млн км, при этом из-за постоянных интенсивных волновых (колебаний давления, гидроударов) и вибрационных процессов участки этих коммуникаций приходится постоянно ремонтировать и полностью заменять. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения аварийности на трубопроводном транспорте на 7—9% в год, о чем свидетельствуют ежегодные государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды и промышленной опасности Российской Федерации».

Участились аварии на трубопроводах, сопровождающиеся большими потерями природных ресурсов и широкомасштабным загрязнением окружающей среды. По официальным данным, только потери нефти из-за аварий на магистральных нефтепроводах превышают 1 млн т в год, и это без учета потерь при прорывах внутрипромысловых трубопроводов.

В результате крупной аварии в 2006 г. на магистральном нефтепроводе «Дружба» на территории Суражского района Брянской области на границе с Беларусью нефтью загрязнены рельеф местности, водные объекты и земли государственного лесного фонда.

Практически все добываемое в Ханты- Мансийском округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть нефте- и газопроводов. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 9 тыс. км.

Помимо магистральных трубопроводов на территории округа действуют внутри- и межпромысловые трубопроводы.

Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах.

Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами.

При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания.

В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира. Большое количество аварий происходит в городах в результате утечек воды из изношенных коммуникаций — канализационных, тепловых и водопроводных сетей.

Из разрушенных трубопроводов вода просачивается в грунт, повышается уровень грунтовых вод, возникают провалы и просадки грунта, что ведет к затоплению фундаментов и в конечном счете грозит обрушением зданий. Утечки воды из трубопроводов приводят нс только к разрушению зданий и сооружений, но также и к разрушению городских дорог. Особо опасны аварии на теплотрассах; не менее опасны — на канализационных сетях.

Анализ развития природных катастрофических явлений на Земле показывает, что, несмотря на научно-технический прогресс, защищенность людей и техносферы от природных опасностей не возрастает.

Количество жертв в мире от разрушительных природных явлений в последние годы увеличивается ежегодно на 4,3%, а пострадавших — на 8,6%. Экономические потери растут в среднем на 6% в год.

В настоящее время в мире существует понимание того, что природные катастрофы — это глобальная проблема, являющаяся источником глубочайших гуманитарных потрясений и одним из важнейших факторов, определяющих устойчивое развитие экономики.

Основными причинами сохранения и усугубления природных опасностей могут быть нарастание антропогенного воздействия на окружающую природную среду; нерациональное размещение объектов экономики; расселение людей в зонах потенциальной природной опасности; недостаточная эффективность и неразвитость систем мониторинга окружающей природной среды; ослабление государственных систем наблюдения за природными процессами и явлениями; отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений; недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах; отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, цунамиопасных и др.).

На территории России встречается более 30 опасных природных явлений и процессов, среди которых наиболее разрушительными являются наводнения, штормовые ветры, ливни, ураганы, смерчи, землетрясения, лесные пожары, оползни, сели, снежные лавины.

Большая часть социальных и экономических потерь связана с разрушениями зданий и сооружений из-за недостаточной надежности и защищенности от опасных природных воздействий.

Наиболее частыми на территории России становятся природные катастрофические явления атмосферного характера — бури, ураганы, смерчи, шквалы (28%), далее идут землетрясения (24%) и наводнения (19%). Опасные геологические процессы, такие как оползни и обвалы, составляют 4%.

Оставшиеся природные катастрофы, среди которых наибольшую частоту имеют лесные пожары, в сумме равны 25%. Суммарный ежегодный экономический ущерб от развития 19 наиболее опасных процессов на городских территориях в России составляет 10—12 млрд руб. в год.

Из геофизических чрезвычайных событий землетрясения являются одним из наиболее мощных, страшных и разрушительных явлений природы.

Они возникают внезапно, спрогнозировать время и место их появления и тем более предотвратить их развитие чрезвычайно трудно, а чаще всего невозможно.

В России зоны повышенной сейсмической опасности занимают около 40% от общей площади, в том числе 9% территории относится к 8—9-балльным зонам. В сейсмически активных зонах проживает более 20 млн чел. (14% населения страны).

В пределах сейсмически опасных районов России расположены 330 населенных пунктов, в том числе 103 города (Владикавказ, Иркутск, Улан- Удэ, Петропавловск-Камчатский и др.

)* Наиболее опасными последствиями землетрясений являются разрушения зданий и сооружений; пожары; выбросы радиоактивных и аварийно химически опасных веществ из-за разрушения (повреждения) радиационно- и химически опасных объектов; транспортные аварии и катастрофы; поражение и гибель людей.

Ярким примером социально-экономических последствий сильных сейсмических явлений может служить Спитакское землетрясение в Северной Армении, произошедшее 7 декабря 1988 г.

При этом землетрясении (магнитуда 7,0) пострадали 21 город и 342 села; были разрушены или оказались в аварийном состоянии 277 школ, 250 объектов здравоохранения; перестали функционировать более 170 промышленных предприятий; погибло около 25 тыс. чел., 19 тыс. чел.

получили разной степени увечья и ранения. Общие экономические потери составили 14 млрд долл.

Из геологических чрезвычайных событий большую опасность вследствие массового характера распространения представляют оползни и сели.

Развитие оползней связано со смещениями больших масс горных пород но склонам иод влиянием гравитационных сил. Осадки и землетрясения способствуют образованию оползней.

В Российской Федерации ежегодно создается от 6 до 15 чрезвычайных ситуаций, связанных с развитием оползней. Широко распространены оползни в Поволжье, Забайкалье, на Кавказе и Предкавказье, Сахалине и других регионах.

Особенно сильно страдают урбанизированные территории: 725 городов России подвержено действию оползневых явлений.

Сели представляют собой мощные потоки, насыщенные твердыми материалами, спускающиеся по горным долинам с огромной скоростью. Формирование селей идет с выпадением в горах дождей, в результате интенсивного таяния снега и ледников, а также прорыва завальных озер.

Селевые процессы проявляются на 8% территории России и развиваются в горных районах Северного Кавказа, на Камчатке, Северном Урале и Кольском полуострове. Под прямой угрозой селей в России находится 13 городов, и еще 42 города расположены в потенциально селеопасных районах.

Неожиданный характер развития оползней и селей приводит часто к полному разрушению зданий и сооружений, сопровождается жертвами и большими материальными потерями.

Из гидрологических чрезвычайных событий наводнения могут быть одним из наиболее распространенных и опасных природных явлений.

В России наводнения занимают первое место среди стихийных бедствий по частоте, площади распространения, материальному ущербу и второе место после землетрясений по количеству жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу пораженной площади).

Одно сильное наводнение охватывает площадь речного бассейна порядка 200 тыс. км2. В среднем каждый год происходит затопление до 20 городов с населением до 1 млн жителей, а за 20 лет серьезными наводнениями охватывается практически вся территория страны.

На территории России ежегодно происходит от 40 до 68 кризисных наводнений. Угроза наводнений существует для 700 городов и десятков тысяч населенных пунктов, большого количества хозяйственных объектов.

С наводнениями связаны ежегодно значительные материальные потери. В конце XX в. два крупнейших наводнения произошли в Якутии на р. Лене. В 1998 г. здесь было затоплено 172 населенных пункта, разрушены 160 мостов, 133 дамбы, 760 км автодорог. Общий ущерб составил 1,3 млрд руб. Еще более разрушительным было наводнение в 2001 г.

Во время этого наводнения вода в р. Лене поднялась на 17 м и затопила десять административных районов Якутии. Был полностью затоплен Ленек. Под водой оказались около 10 000 домов, пострадали около 700 сельскохозяйственных и более 4000 промышленных объектов, были переселены 43 000 чел. Общий экономический ущерб составил 5,9 млрд руб.

В 2010 году явления, связанные с наводнениями, приобрели глобальный характер, охватив огромные территории различных стран (Мексика, Австралия, страны Европы).

Значительную роль в увеличении частоты и разрушительной силы наводнений играют антропогенные факторы вырубка лесов, нерациональное ведение сельского хозяйства и хозяйственного освоения пойм.

К формированию наводнений могут приводить неправильное осуществление паводкозащитных мер, ведущее к прорыву дамб; разрушение искусственных плотин; аварийные сбросы водохранилищ.

Обострение проблемы наводнений в России связано также с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства, размещением на паводкоопасных территориях хозяйственных объектов и жилья. В связи с этим актуальной задачей могут быть разработка и осуществление эффективных мер предотвращения наводнений и защиты от них.

Среди опасных атмосферных процессов, происходящих на территории России, наиболее разрушительными бывают ураганы, циклоны, град, смерчи, сильные ливни, снегопады. Традиционным в России является такое бедствие, как лесной пожар. Ежегодно на территории страны возникает от 10 до 30 тыс. лесных пожаров на площади от 0,5 до 2 млн га, а в 2010 г.

данное явление практически приобрело масштабы национальной катастрофы, нанесшей огромный ущерб экономике страны.

По мнению медицинских специалистов, негативные последствия совокупного воздействия высокой температуры (выше 30 С) и задымленности атмосферного воздуха будут сказываться на здоровье людей в течение довольно продолжительного промежутка времени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector