Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды запорной арматуры ее конструкцияЗапорная арматураотносится к разновидности арматуры трубопроводной. Основное ее предназначение состоит в полном перекрытии проходных отверстий в трубопроводах и повторное их открытие. Этим обеспечивается остановка потока проходящего по трубопроводу вещества с полной герметизацией проходного сечения. Управление осуществляется потоком жидкостей, пара, газа, нефтепродуктов и прочих веществ.

Арматура может устанавливаться на трубопроводах низкого и высокого давления. Обязательной характеристикой запорной арматуры является полное закрытие и полное открытие проходов трубопроводов. Работа арматуры с целью регулировки потока веществ может не обеспечиваться.

Запорная трубопроводная арматуравключает в себя следующие виды устройств:

  • Запорные клапаны
  • Краны
  • Задвижки
  • Затворы

Конструкция запорной арматуры

Любой вид запорной арматуры имеет следующую конструкцию: корпус с патрубками, запорный орган, система управления приводом и сам привод. Конструктивные различия между видами арматуры определяются способом передвижения запорного органа и его конфигурацией. Остановимся на этих различиях более подробно.

Запорные клапаны

Виды запорной арматуры ее конструкция

Управление запорной арматуройпроизводится несколькими способами: вручную, при помощи гидропривода, пневматического, электромагнитного или электрического устройства, а также с применением механических средств управления.

Основные преимущества клапанов:

  • Небольшой ход затвора
  • Простота конструкции, а, следовательно, высокая надежность
  • Обеспечение высокой герметичности
  • Малый износ уплотняющих поверхностей
  • Небольшие габариты и масса
  • Удобство обслуживания и простота ремонта

А теперь немного недостатков:

  • Клапаны можно использовать только на трубопроводах небольших диаметров
  • Высокое гидравлическое сопротивление (особенно по сравнению с шаровыми кранами)
  • В некоторых местах клапанов возможно скопление ржавчины, окалины и других мелких частиц

Краны как запорная арматура

Виды запорной арматуры ее конструкцияКонструкция всех типов кранов примерно одинакова. Они состоят из корпуса и затворного устройства, перекрывающего поток вещества, идущего через кран. Краны бывают шаровые, цилиндрические и конические. Название их зависит от конструкции запорной арматурыНапример, у шарового крана, который является на сегодня наиболее популярным из всех видов кранов, рабочим органом является металлический шар. Вращаясь вокруг своей оси, шар перекрывает поток идущего по трубе вещества. Причем, кран позволяет не только полностью перекрывать или открывать трубопровод, но и частично регулировать напор.

Перечислим основные преимущества кранов:

  • Краны могут быть использованы для работы в любой среде.
  • Для управления краном достаточно обычного поворота рукоятки. При этом отпадает необходимость использования дополнительных приводов для управления его закрытием или открытием.
  • Открытие и закрытие крана происходят за очень короткое время.
  • Краны обладают небольшими размерами.
  • Простота конструкции и отсутствие необходимости регулярного ухода.

Запорная трубопроводная арматура — задвижки

Задвижки относятся к наиболее простым устройствам, используемым для перекрывания проходов трубопроводов. Могут использоваться абсолютно для любых веществ. Состоят из корпуса, рабочего запорного устройства и привода.

Рабочий орган задвижки может быть изготовлен из цветных металлов, чугуна, стали, нержавеющей стали. Корпус используется чугунный или стальной. Задвижки могут иметь выдвижной или не выдвижной шток.

При использовании выдвижного штока появляется возможность транспортировать по трубопроводу даже агрессивные вещества.

Запорная трубопроводная арматура – задвижки подразделяется на следующие виды:

  • Клиновые
  • Шиберные
  • Параллельные
  • Шланговые

Виды запорной арматуры ее конструкцияПринцип действия задвижки прост. Рабочий орган движется перпендикулярно к направлению движения потока. Он способен полностью перекрыть проход трубопровода. Хотя, если используется промышленная запорная арматура – задвижкимогут быть регулируемыми. Управление работой задвижек осуществляется при помощи пневматического, гидравлического, электрического привода или вручную.

Основные преимущества задвижек:

  • Малое гидравлическое сопротивление
  • Небольшой коэффициент трения
  • Простая конструкция
  • Небольшая длина
  • Возможность использовать для любых веществ

Недостатки задвижек:

  • Значительная высота задвижек, особенно при использовании моделей с выдвижными шпинделями
  • Значительное время закрывания и открывания задвижки
  • Быстрый износ уплотнительных поверхностей

Затворы, как разновидность запорной арматуры

Виды запорной арматуры ее конструкцияЗатворы могут перекрывать и регулировать поток вещества в трубопроводе. Запорным органом любого затвора является круглый диск, который поворачивается вокруг своей оси, перпендикулярно к направлению потока. Диск соединен с механизмом поворота посредством специального вала. Механизм поворота регулирует угол установки диска относительно потока, сужая или расширяя проход. После установки требуемого угла механизм надежно фиксирует диск в заданном положении.

Существуют также упрощенные затворы, механизм которых способен фиксировать диск только в открытом или закрытом положениях.

Достоинства затворов:

  • Затворы используются для любых диаметров трубопроводов.
  • Малые габариты.
  • Сравнительно простое устройство.
  • Простота обслуживания и ремонта.

Негативные стороны использования затворов:

  • При использовании труб значительного диаметра необходимо использовать для управления затворами специальные редукторы. Они позволяют уменьшить усилия, прикладываемые к рычагам управления затворами.
  • Сложности при очистке труб.
  • Герметизация затвора далека от идеальной.

Выбор трубопроводной запорной арматуры

Основные способы соединения запорной арматуры:

  • Сварное. Это наиболее прочный вид соединения. Применяется для трубопроводов, находящихся под давлением. При этом арматура должна иметь максимальный срок эксплуатации, поскольку демонтаж сварных соединений достаточно трудоемок.
  • Фланцевое. Наиболее надежной считается фланцевая запорная арматура. Ее монтаж и замена занимает минимум времени. Для крепления используются болты и гайки.
  • Муфтовое. Арматура может иметь наружную или внутреннюю резьбу, а также быстросъемные накидные муфты. Как правило, арматуру с муфтовыми патрубками используют для небольших диаметров труб, до 5 см.

Выбирать запорную арматуру следует, руководствуясь условиями ее потенциального использования. Некоторые разновидности арматуры могут быть взаимозаменяемы в определенных случаях.

Виды и типы запорной арматуры

СантехРешение | Категория: Статьи |

Опубликовано: 22-09-2020

Запорная арматура – совокупность комплектующих, без которых невозможно представить корректную работу любого трубопровода. В эту категорию входят изделия, позволяющие открывать, закрывать или менять поведение потока соответственно задачам технологического процесса.

Наиболее распространенные виды запорной арматуры – клапаны, краны, задвижки и затворы.

Они используются при обустройстве бытовых и общепромышленных инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления. Кроме того, пользуются спросом в пищевой, химической, газовой и нефтяной промышленности.

Различные типы запорной арматуры отличаются присоединительным диаметром, допустимым давлением, скоростью закрытия и способом монтажа. Чтобы обеспечить стабильную работу трубопровода, при выборе оборудования следует учитывать условия эксплуатации. Ниже – подробный разбор различных видов запорной арматуры, познакомившись с которым, вы быстро подберете комплект.

Виды запорной арматуры, ее назначение и конструкция Виды запорной арматуры ее конструкция

  • Итак, что относится к запорной арматуре? Как уже говорилось выше, она делится на такие группы:
  • ·         клапаны;
  • ·         краны;
  • ·         задвижки;
  • ·         затворы.

Все перечисленные типы изделий предназначены для блокировки потока в трубопроводе, но они отличаются по конструкции и принципу действия. Рассмотрим их особенности.

Клапаны

Оснащаются затвором, передвигающимся параллельно потоку трубопровода. Роль запорного элемента, как правило, выполняет золотник, устанавливающийся в крайних положениях: «Открыто» и «Закрыто».

Виды запорной арматуры ее конструкция

Чаще всего клапаны находят применение в трубопроводах, когда нужно предотвратить обратный поток, тем самым стабилизировав рабочее давление. Чаще всего такая необходимость возникает при эксплуатации гидроприводов с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости или при одновременном использовании нескольких насосных станций для предотвращения их взаимного влияния.

Читайте также:  Трубный фундамент из стальных труб под террасу

Обратим внимание, что клапаны не всегда выполняют только запорную функцию. Помимо этого, есть изделия, которые позволяют не только перекрывать, но еще и изменять интенсивность потока, что относится к запорно-регулирующей арматуре.

Запорные краны

Виды запорной арматуры ее конструкция

Конструктивно эта арматура выполнена в виде запорного устройства сферической формы, помещенного в корпус. Принцип исполнение шаровых кранов гарантирует полную герметичность и нулевую протечку, что крайне важно для трубопроводов, предназначенных для транспортировки газообразных веществ.

Чаще всего корпус кранов изготавливается из нержавеющей стали и латуни.

Также встречается арматура из пластика, но она не обеспечивает полную герметичность и характеризуется чувствительностью к нерастворимым механическим примесям и высоким температурам, поэтому устанавливаются только для систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения с температурой воды до 65 C. Такое решение позволяет сэкономить, так как стоимость пластиковых кранов значительно ниже, чем стальных. Но ввиду высокого коэффициента расширения для систем отопления они не подходят.

Задвижки

Виды запорной арматуры ее конструкция

Задвижки бывают полнопроходными и с усеченным диаметром. Они являются отдельным видом запорно-регулирующей арматуры, так как позволяют плавно изменять интенсивность потока, тем самым предотвращая возникновение гидроударов.

Корпус задвижек – чугунный или стальной. Для изменения положения запорного элемента предусмотрен маховик, приводящий в движение шток. Конструктивно это одна из наиболее простых и надежных разновидностей запорной арматуры. Она характеризуется малым гидросопротивлением, что крайне важно в отношении систем, для которых свойственен интенсивный поток.

На заметку: в воздуховодах применяется шибер – разновидность задвижки в виде листа прямоугольной формы, устанавливающийся под углом 90 относительно воздуховода.

Затворы

Виды запорной арматуры ее конструкция

  1. ·         корпуса с уплотнением и крепежными проушинами;
  2. ·         ручки с фиксатором положения для открытия и закрытия прохода;
  3. ·         диска, служащего запорным элементом.

Затворы компактны и на 100 % герметичны в закрытом положении. Их популярность объясняется простотой эксплуатации и надежностью.

Классификация запорной арматуры для трубопроводов по способу монтажа

По способу монтажа различаются такие виды запорной арматуры для трубопроводов:

·         Муфтовая – подключаются к трубопроводной системе посредством муфт с внутренним резьбовым соединением.

·         Фланцевая – арматура подсоединяется к трубопроводу через фланцы. Данный способ крепления весьма популярен, поскольку обеспечивает простоту установки и демонтажа.

Если арматура смонтирована на фланцы, ее можно эксплуатировать в большом диапазоне рабочих давлений и подключать к трубам большого диаметра.

В качестве недостатка метода можно указать потерю герметичности из-за ослабления креплений

·         Сварная – соединение выполняется сваркой. При правильном монтаже такой способ соединения гарантирует полную герметичность оборудования. Помимо этого, при сварном монтаже не нужно подтягивать резьбу. Но ремонт магистрали в данном случае станет трудоемкой задачей.

  • ·         Стяжная – для крепления используют гайки и шпильки.
  • ·         Штуцерная – соединение с трубопроводом выполняется штуцерами.
  • ·         Цапковая – устанавливается по наружной резьбе с буртиками, а уплотнение выполняется накидными гайками.
  • ·         Ниппельная – быстроразъемные соединения, закрепляющиеся к трубе ниппелями.

Итоги

  1. Мы рассмотрели виды и характеристики запорной арматуры, ее устройство и сферы применения.

    Среди основных параметров выбора выделим:

  2. ·         конструкция оборудования;
  3. ·         материал корпуса;
  4. ·         присоединительный диаметр;
  5. ·         скоростью перекрытия потока.

Чтобы обеспечить надежность трубопровода, купите запорную арматуру, изготовленную из прочных и коррозионно-стойких материалов. Что касается способа монтажа, учитывайте конструкцию и условия эксплуатации трубопровода.

  • Узнать больше о критериях выбора и получить помощь в подборе можно у консультантов интернет-магазина «СантехРешение».
  • Подпишитесь на новые статьи

Понравилась эта статья? Хотите получать еще? Тогда подпишитесь на новые статьи. Введите свои данные в форму ниже:

Напишите комментарий

Запорная арматура и ее применение в промышленности

Запорная арматура применяется в различных промышленных областях, и ее можно разделить на два типа: на имеющую общетехническое назначение и предназначенную для применения в особых условиях.

Все виды запорной арматуры изготавливаются из ковкого чугуна или стали.

Запорная арматура, имеющая общетехническое значение, необходима в различных промышленных отраслях, строительстве. Ее эксплуатация осуществляется на водопроводах, газопроводах, паропроводах.

Все виды запорной арматуры изготавливаются из ковкого чугуна или стали. Они контактируют с водой, паром, газом, маслами.

К запорной относится полнооткрывающаяся арматура: пробковые краны, вентили, арматура с проходным каналом, который имеет строение трубки Вентури.

Характеристика основных видов запорной арматуры

Промышленное производство всех видов запорной арматуры включает в себя изготовление кранов, клапанов (вентилей), задвижек и заслонок. У запорных вентилей размер составляет до Dy = 300 мм, где Dy – диаметр прохода. Эксплуатация запорных вентилей производится в тупиковых участках. Их можно применять для сильфонного уплотнения шпинделя.

Широко распространены шаровые краны и заслонки простой конструкции. У задвижек несложное устройство: малая длина, небольшое гидравлическое сопротивление. Они бывают двух видов: параллельные двухдисковые и клиновые. При незначительном давлении необходимо применение двухдисковых задвижек, большое давление требует использования клиновых.

У них клин может быть цельным, упругим или составным.

Для чего необходимы краны? Их виды и назначение

Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды шаровых кранов.

Краны устанавливаются на трубопроводах, водопроводах, паропроводах, газопроводах. Для эксплуатируемых кранов характерны малые размеры, незначительное сопротивление. Масса крана колеблется от 0,881 кг до 8,64 кг. Диаметр d в дюймах от 1 до 3 d. Широкое применение нашли два вида кранов: пробковые и шаровые. В зависимости от способа герметизации, они подразделяются на натяжные и сальниковые.

К трубопроводу краны присоединяются с помощью муфты, фланца или привариваются к нему. Краны пробковые, газовые, муфтовые, чугунные используются на трубопроводах, подающих природный газ.

Температура при работе составляет tp< 50°С. Установка осуществляется в любом положении. Изготавливаются из чугуна. Соединение крана с трубопроводом происходит за счет резьбовой муфты.

Параметры для работы кранов: рабочее давление – Pp=0,1 МПа, tp< 50°С.

Другой вид кранов – сальниковые муфтовые чугунные. Устанавливаются на трубопроводах, поставляющих воду или нефть. Рабочая температура составляет tp< 100°С. Положение крана при установке – любое.

Изготовлены из чугуна основные детали крана: корпус, пробка, сальник. Сальник набивается пенькой или резиной.

Давление среды составляет Pp= 1,0 МПа, если tp< 100°С, где Pp – давление, а tp °С – рабочая температура среды.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды фланцевых кранов.

Краны малых размеров, или шаровые, характеризуются небольшим сопротивлением, но одновременно обладают высоким качеством, поэтому допустима их эксплуатация там, где трубопровод имеет большой диаметр. Кран изготовлен из чугуна. Для уплотнительных колец применяется фторопласт-4. Сальники набиваются пенькой. Давление в рабочей среде должно быть Pp = 1,0 МПа, а tp< 100°С.

Фланцевые стальные краны соединены с трубопроводом фланцами. У больших кранов предусмотрен червячный редуктор. Управление краном осуществляется с помощью маховика. Кран стальной.

На трубопроводах, транспортирующих газ при температуре от – 40 до + 70°С, применяют краны со смазкой фланцевые стальные или с патрубками под приварку. Эти краны ставят только в вертикальном положении. Их работа осуществляется при низких и высоких температурах от -40 до +40°С.

Краны управляются дистанционно, одновременно можно производить ручное управление с помощью маховика.

Устройство, использование запорных вентилей

Чаще всего применяются некоторые виды запорных вентилей, которые устанавливаются на трубопроводах и регулируются с помощью маховика или электропривода. Имеется также дистанционное управление.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Схема устройства запорного вентиля.

У запорных муфтовых чугунных вентилей запорный орган уплотняется кольцом из фторопласта – 4 или кольцом из резины или кожи. Устанавливаются на трубопроводах, по которым транспортируют пар, воду, воздух. Соединение осуществляется резьбовыми муфтами. Сальник набивается пропитанным асбестом АП.

В трубопроводах, транспортирующих воду при температуре до 50°С, ставят запорные муфтовые вентили, изготовленные из чугуна. Работают в любом положении. Вода подается под золотник. Корпус вентиля изготовлен из чугуна, уплотнительное кольцо – кожаное; все прокладки изготовлены из паронита. Сальники набиты асбестом.

В трубопроводах, по которым транспортируют воду иди воздух, температура среды составляет + 45°С, используют запорные вентили с электромагнитным приводом. Они работают при высоких температурах, до + 50°С. При установке сам электромагнитный привод направлен вверх. Крышка и золотник стальные, а корпус – из чугуна. Вентиль работает от электромагнитного привода. Можно управлять вручную.

Назначение и устройство заслонок

Заслонки применяются на трубопроводах, диаметр которых колеблется в пределах 2200 мм. Они имеют простое устройство; ими легко управлять, они относительно дешевы и обладают небольшим весом.

Управлять заслонками несложно вручную. Некоторые заслонки укрепляются с помощью гидропривода или пневмопривода. К управляемым электроприводам относятся заслонки с диаметром 300-1600 мм на Ру = 1,0 МПа.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды заслонок.

На трубопроводах, по которым идет транспорт воды, ставят бесфланцевые заслонки на Ру = 1,0 МПа. Запорный орган уплотнен за счет резинового кольца, которое устанавливается в канавке диска. Поворотный вал соединен с корпусом, а манжета – с резиновыми кольцами, уплотняет подвижное их соединение. Весь корпус заслонки сделан из чугуна; из стали – поворотный вал.

Заслонки, управляемые с помощью электропривода, ставят на трубопроводе электроприводом вверх, а приводной вал при этом расположен вертикально. Заслонки, имеющие ручное управление, устанавливают в любом положении.

Заслонки соединяются фланцами с трубопроводом. Можно также применить для этих целей сварку. Управляются они электроприводом.

Для заслонок, имеющих диаметр от 300 до 600 мм, предусмотрен редуктор, обеспечивающий ручное управление. Уплотнителем служит резиновое кольцо на диске.

Поворотный вал соединен с корпусом подвижно, уплотнен втулкой, имеющей запорные кольца. Заслонка изготовлена из стали марки 40Х. Работает при рабочем давлении до Рр = 1,0 МПа.

Электроприводы к бесфланцевым стальным заслонкам на Ру =1,0 МПа имеют диаметр Ру от 1200 до 200 мм, мощность от 3 до 5,2 кВт. Время, в течение которого открывается или закрывается заслонка, составляет от 1,5 до 1,8 минут.

Задвижки – запорные устройства на технологических линиях

Заслонки – это устройства небольшой длины; они применяются на магистралях и технологических линиях. Устройство задвижек предусматривает наличие невыдвижного или выдвижного шпинделя.

Для закрытия или открытия прохода шпиндель делает много оборотов: такие задвижки имеют электропривод. У клиновых задвижек шпиндель невыдвижной, фланцевый, чугунный, давление Ру = 0,25 МПа. У них дистанционное управление. Диаметр – от 800 до 2000 мм, вес – от 1772 до 14015 кг.

Электропривод имеет диаметр Dy от 800 до 2000 мм, время открытия или закрытия – от 2,3 до 5,8 мин. Установка осуществляется вертикально, электропривод направлен вверх. Можно поставить задвижку так, чтобы шпиндель находился в горизонтальном положении.

Для этого червячную пару и роликоподшипник покрывают очень густой смазкой. Электропривод должен находиться на опоре.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Виды задвижек.

Присоединение к трубопроводу происходит за счет фланцев. Основные детали сделаны из чугуна. Из паронита состоит прокладка; сальниковая набивка – из пропитанного асбеста. Конструкция клина – жесткая или упругая.

Для трубопроводов, по которым идет топливный газ и температура подачи для которых достигает до 100°С, применяют клиновые задвижки двухдисковые; шпиндель у них невыдвижной, изготовлены они из чугуна, Ру =0,6 МПа. Управляются вручную. Установка может производиться в любом положении. Прокладкой служит паронит. Запорный орган уплотняется кольцами из чугуна, расположенными на дисках и корпусе.

На транспортирующих коксовый газ трубопроводах ставят двухдисковые клиновые задвижки. Они имеют выдвижной шпиндель, изготовлены из чугуна. Помещаются в рабочую среду, имеющую давление Рр = 1,8 МПа для задвижки с диаметром 1300 мм и температуру 200°С.

Задвижки с большим диаметром, 1500 мм, эксплуатируют при температуре 85°С и Рр = 0,05 МПа. Управляется она электроприводом, чья мощность равна 3 кВт. Задвижка имеет чугунные детали: корпус, крышку, диски, стойку, – и стальной шпиндель.

Сальниковая набивка применяется из асбеста.

На трубопровод, по которым перекачивают нефть и масло, ставят сварные стальные клиновые задвижки. Они имеют выдвижной шпиндель. Снабжены патрубками. Устанавливаются в среде, имеющей температуру до 250°С. Ставят задвижки в любом положении. Вся задвижка сделана из углеродистой стали. Для шпинделя применяется сталь 20х13.

Специальная запорная арматура для агрессивных сред

Запорная арматура, эксплуатируемая в особых средах, подразделяется на следующие типы: на краны, вентили, задвижки. Выбор установки того или иного вида зависит от многих показателей самой среды. Учитывается герметичность, эксплуатационный срок, надежность арматуры. Распространены запорные устройства: диафрагмовые вентили, шаровые краны, шланговые клапаны.

Вентили – наиболее часто эксплуатируемая запорная арматура в агрессивной среде. У вентилей золотник и седло надежно сопряжены; за счет этого нет трения. Сальниковые узлы заменены на сильфонные. Вентили создают большое гидравлическое трение, и в этом их недостатки.

В жидкой среде ставят вентили муфтовые латунные запорные, рабочее давление Рр =1,6 МПа. Установка производится в любом положении. Присоединение вентиля к трубопроводу происходит с помощью резьбовой муфты. Весь корпус латунный. Сальник набит асбестом.

В парообразных средах при Рр =1 МПа и температуре до 50°С вентили имеют уплотнительное кольцо из латуни. Такое же кольцо на золотнике изготовлено из резины, можно применить и кожаное кольцо. Сальник набит асбестом.

Запорные вентили, гуммированные на Ру =0,6 МПа, имеют защитное покрытие, которое состоит из резины. Диафрагмовые вентили работают в среде с давлением от 0,6 до 1,6 МПа. В качестве материала для мембраны и защитного покрытия используется полиэтилен, резина или фторопласт.

Сильфонные запорные вентили из коррозионностойкой стали устанавливаются для работы при температуре до 350°С. Работают на вакууме до 0,5 Па. Соединение трубопровода – фланцами. Также возможно соединение патрубками или цапками.

Между корпусом и крышкой находится паронитовая прокладка. Есть и соединение без прокладок. Управляется вентиль вручную. У запорных фланцевых фарфоровых вентилей весь корпус сделан из фарфора.

Глазурь относится к антикоррозийным покрытиям.

Задвижки в агрессивных средах не нашли широкого применения. Не используются задвижки с выдвижным шпинделем. Нельзя применять сильфон. У задвижек с выдвижным шпинделем он делает большой ход в сальнике, который быстро изнашивается. Они так же требуют большой затраты коррозионностойкой стали для покрытия, что само по себе очень затратно.

Выбор современной запорной арматуры отвечает всем требованиям, предъявляемым к условиям производства.

Виды запорной арматуры: классификация устройств для трубопроводов

Для трубопроводов разного назначения используются различные виды запорной арматуры. Чтобы корректно подобрать устройство для той или иной трубопроводной системы, необходимо знать предназначение арматуры и ее технические характеристики. Рассмотрим основные виды запорных устройств более подробно.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Трубопроводная арматура для перекрытия потока

Область применения запорной арматуры

Запорная арматура предназначена:

  1. для трубопроводов, подводящих к жилым, бытовым и промышленным помещениям газ или воду и отводящих канализационные стоки. Это самая широкая сфера применения запорных устройств;
  2. для трубопроводов, в которых проходят агрессивные вещества. Устройства для химической и нефтегазовой отрасли отчаются более высокой герметичностью и коррозийной устойчивостью;
  3. бытовых сетей водоснабжения, теплоснабжения и канализации. Арматура, устанавливаемая на частных сетях, отличается небольшими размерами и простотой управления.

На трубопровод можно устанавливать только ту арматуру, которая предназначается именно для этого вида.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

  • краны;
  • вентили (клапаны);
  • задвижки;
  • заслонки.

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Виды запорной арматуры ее конструкция

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Виды запорной арматуры ее конструкция

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

  • муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

  • Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.
  • Клапан для перекрытия трубопровода
  • Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.
  • Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.
  • Выпускаются вентили, приводимые в действие:
  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

  1. Простейший вид запорной арматуры
  2. Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.
  3. Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:
  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

  • Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.
  • Разновидность запорной арматуры для трубопровода
  • Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.
  • Заслонка может управляться:
  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

Устанавливаются заслонки:

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры  – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Условные обозначения запорной арматуры

  1. Каждый вид и подвид запорной арматуры, применяемой при строительстве трубопровода, имеет свое условное обозначение, которое облегчает строителям выбор устройства.
  2. Например, вентиль проходной обозначается двумя, соединенными между собой вершинами, треугольниками.

  3. Как обозначается иная арматура указано на рисунке ниже.
  4. Условные обозначения основных видов запорной арматуры

Таким образом, каждый вид запорной арматуры предназначается для определенных трубопроводов.

Чтобы подобрать наиболее подходящее устройство, можно воспользоваться маркировкой, которая наносится на корпус изделия или указывается в схеме трубопровода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector